ОБРАЗОВАНИЕ
Приложение № 2

А.И.Станько,
доктор филологических наук, профессор, действительный член Академии наук региональной печати России

Спецкурс:История русской журналистики 18-19 вв. /I2 час./

Спецкурс в конкурсе проектов Института "Открытое общество" признан победителем и отмечен Грантом /№ J5Д738/.

Программа спецкурса

  1. Итоги и проблемы изучения истории русской журналистики 18-19 вв. /анализ научной и учебной литературы/.
  2. Методика исследования журналистики /основы самостоятельной работы студентов по изучению истории русской журналистики/.
  3. Возникновение и развитие русской периодической печати в 18 веке /характеристика журналов, газет и др. видов периодики, жанров, мастерства журналистов; анализ текстов/.
  4. Периодическая печать России первой четверти 19 века /опыт издания энциклопедического журнала, массовой общероссийской газеты; становление жанров литературного обозрения, фельетона/.
  5. Журналистская и редакторская деятельность А.С.Пушкина /опыт редактора, литературного критика, фельетониста, очеркиста/. Семинарское занятие: анализ пушкинского памфлета.
  6. Газетное и журнальное дело в России в 1840-50 гг. Западники и славянофилы /издания, публицистика, анализ текстов/.
  7. Типологическая характеристика русской журналистики 1860-х гг. Частные демократические журналы "Современник", "Русское слово", "Искра" /опыт организации и функционирования, анализ публицистических текстов/.
  8. Вольная русская пресса за границей. Редакторская и издательская деятельность А.И.Герцена /анализ публицистических текстов/.
  9. Типологическая характеристика русской журналистики 1870-90-х гг. /направления, жанры публицистики, анализ текстов/. Семинарское занятие: анализ репортажа Гиляровского.
  10. Русские писатели-классики Достоевский, Толстой и др. о нравственно-воспитательной функции прессы.
  11. Чехов-журналист /опыт мастерства фельетониста, очеркиста, судебного репортера; анализ текстов/.
  12. Возникновение и развитие журналистики на Северном Кавказе /проблематика, жанры, мастерство публицистов, анализ текстов/. Семинарское занятие: анализ журналистского расследования А.И.Свирского/.

Литература
По теме спецкурса А.И.Станько опубликовал следующие монографии:

  1. Русские газеты первой половины XIX века. - Изд-во Ростов. ун-та, 1969.- 201 с.;
  2. Пушкин - журналист и редактор. - Изд-во Ростов. ун-та, 1973.- 85 с.;
  3. Русская периодическая печать ХУШ века.- Изд-во Ростов. ун-та, 1979.- 128 с.;
  4. Становление теоретических знаний о периодической печати в России I8 в. - 60 гг. 19 в. - Изд-во Ростов. ун-та, 1986. - 203 с.;
  5. Журналистика Дона и Северного Кавказа. - Изд-во Ростов, ун-та, 1990. - 125 с.;
  6. Журналистские расследования. - Изд-во Ростов, ун-та, 1997.- 221 с.;
  7. Пресса южного региона России /XIX в./. Изд-во Кубанского ун-та, 1998.- 114 с.;
  8. А.С.Пушкин-журналист, его размышления и разборы. - Изд-во Ростов. ун-та, 1999.- 133 c.;
  9. Монографии А.И.Станько под №№ 1,2,4 рекомендованы Минобразованием России для обучения журналистов в университетах РФ / См.: Программа дисциплины "История русской журналистики". Для государственных университетов. М., 1995, с.34, 39, 40/. Монографии положительно рецензировались в столичной прессе: - Новый мир, 1970, № 2, с.268-271;
  10. Вестник Московского университета. Сер. "Журналистика", 1988, № I, с. 86-87; Проблемы журналистики. - Л., 1974, вып. 4, с. 73-74; "Журналист", 1998, №3, с. 6

Приложение № 3

А.И.Акопов,
доктор филологических наук по специальности "журналистика", профессор

Спецкурс:"Основы журналистики"

  1. Система средств массовой информации. Возникновение, развитие, социотипологическая трансформация
  2. Периодические издания. Классификация и типология.
  3. Газета и журнал как типы изданий
  4. Журналоведение. История. Теория. Практика
  5. Технология издательского процесса
  6. Виды издательской продукции и их особенности
  7. Методика изучения периодических изданий
  8. Типологические признаки периодических изданий
  9. Моделирование периодических изданий
  10. Электронные сети как новый вид СМИ
  11. Интернет для журналистов
  12. Сетевая электронная журналистика

Спецкурс предполагает изучение одного из главных объектов журналистики - периодических изданий. Общий объем - 12 часов лекций. Слушатели - студенты, обучающиеся по специальности "журналистика". Курс разбивается на три основных блока по 4 часа каждый - 25.09.99; 27.09.99; 30.09.99. В первом рассматриваются основные термины и определения, история возникновения, развития и трансформации типов и видов периодических изданий. Типология и классификации периодических изданий. Журналоведение как раздел журналистики и как учебная дисциплина. Журнал как тип издания. Во втором предполагается знакомство с технологией процесса подготовки и выпуска в свет печатных изданий. Изучается методика исследования периодических изданий, основные принципы анализа и моделирования изданий. В третьем - даются основы сетевой компьютерной журналистики, знакомство с рядом российских электронных газет и журналов.

Литература
По теме спецкурса А.И.Акоповым опубликовано 60 работ, в том числе:

  1. Искусство быть собой // Журналист, 1981, №9.
  2. Методика типологического исследования периодических изданий. Изд-во Иркутского ун-та, 1985
  3. Масс-медия в СССР. М., АПН, 1990 (на англ., нем., франц., исп., ит.)
  4. Периодические издания. Ростов-на-Дону, 1995
  5. Основы издательского дела. Уч.-метод. пос. Ростов-на-Дону, 1996
  6. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник РГУ, 1998, №3
  7. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета // Акценты. - Воронеж. 1999, №1-2

Вернуться в материал Вверх страницы Следующий материал

Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]

Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высокопрофессиональная работа? [Н.Пелихов]

Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]

Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]

Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]

Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]

Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]

Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]

Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]

Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]

Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]

Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]

О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]

Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]

Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]

Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]

Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]

Из школы в вуз [И.Звездина]

Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]

Новые вакансии [Н.Шопен]

Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]

Положение во гроб [И.Шеина]

Давайте возводить мосты! [И.Звездина]

Удар по будущему России [В.Сендеров]

Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]

Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]

Профессия - репортер [Е.Маскаева]


№ 19 [25] 8 октября 1999 г. Вернуться в содержание