Н.В. Толстик, директор
В.И. Невзорова, зам. директора
Ростовский-на-Дону экономико-статистический колледж
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании
истанционное обучение как один из элементов общего образовательного пространства опосредованно определяется на современном этапе требованиями работодателей, способствует созданию мобильной образовательной среды, позволяет обеспечить получение профессиональных знаний в системе дополнительного профессионального образования на уровне профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В систему дополнительного профессионального образования (ДПО) вовлекаются руководители предприятий и их структурные подразделения, персонал предприятий и организаций (фирм), руководители среднего и нижнего звена управления, безработные граждане и незанятое население, требующее быстрого переобучения и переориентации на перспективные профессии на Российском рынке труда. Подавляющая часть из перечисленных категорий имеет либо высшее техническое образование, либо среднее специальное.
Дистанционное обучение позволяет обеспечить получение современных профессиональ-ных знаний на основе кейс - технологий, сетевых технологий, программированных учебных пособий, мультимедиа курсов в условиях гибкого графика использования свободного времени обучаемого. При ДПО особенно важен принцип модальности обучения, т.е. возможности набора программ подготовки и переподготовки из отдельных дисциплин моделей, а также выбор формы обучения - 1) полностью дистанционной; 2) частично дистанционной; 3) заочно дистанционной, при которых преследуется цель формирования профессиональных знаний, умений и навыков с минимальными затратами времени обучения. Особенность образования взрослых заключается в необходимости учета их жизненного и профессионального опыта.
Поэтому технология дистанционного обучения при профессиональной подготовке и повышения квалификации взрослого населения и предполагает гибкость обучения, адаптивность, адекватность требованиям рынка труда и, что особенно важно, индивидуализацию то есть:
- оценку и учет исходного уровня знаний обучаемых;
- анализ и учет их психологических и возрастных особенностей;
- анализ и учет интеллектуального развития и потребностей.
Отсюда - дифференцированный подход к каждому обучаемому, усиление мотивации обучения и активизация самообразования, развитие самоконтроля в процессе самообучения, и получение современных профессиональных знаний на основе выбора интенсивных обучающих технологий.
При разработке дистанционной технологии обучения необходимо создание адекватного учебно-методического и информационного обеспечения.
В Ростовском экономико-статистическом колледже разработаны и внедрены дистанционные кейс-технологии с использованием компьютерных технологий для обучения безработных граждан и незанятого населения по специальностям: "Бухгалтер", "Менеджер в коммерческой деятельности", "Бухгалтер - экономист", "Кадровое делопроизводство".
Основными составляющими процесса обучения являются:
- учебно-программная документация;
- учебно-практические пособия;
- обзорные лекции с применением схемоконспектов;
- коммуникативные занятия;
- постоянные консультации;
- промежуточные и итоговое тестирование;
- самоподготовка с использованием мультимедиа курсов, обучающих программ, с использованием предметного экзаменатора для контроля исходного уровня, рубежного уровня знаний по разделу дисциплин управления самостоятельной работой, аттестации слушателей.
На сегодняшний день безработные граждане и незанятое население практически не имеют домашнего компьютера или доступа к нему, тем более, выхода в какую-либо развитую вычислительную сеть. Поэтому на этой стадии мы сочли целесообразным применить дистанционную форму обучения, базирующуюся на интенсивной технологии обучения с использованием учебно-практического материала в твердом переплете программированных учебных пособий мультимедиа-курсов. В основу положен гибкий график обучения, ориентированный на различный уровень изначальной подготовки слушателей и предусматривающий чередование усиленного теоретического обучения, консультаций, самостоятельной работы, самообучения с помощью мультимедийных учебников на вычислительном центре колледжа, проверки знаний с использованием промежуточного и итогового тестирований как преподавателем, так и с помощью "Предметного экзаменатора" на ПЭВМ.
В учебно-практические пособия включены теоретические основы предметов, специальности и практическая часть, сквозные задачи, иллюстрирующие определения, темы и объединяющие эти темы общими экономическими показателями. Опираясь на этот материал, слушатель решает заданную ему проблему самостоятельно в период самообучения.
Для контроля за усвоением материала применяется система промежуточного итогового тестирований. В учебно-практических пособиях предусмотрено контрольно-самостоятельное тестирование, помогающие слушателю самостоятельно определить уровень своего материала. Обучение разбивается на несколько этапов: этап вводных занятий, этап промежуточного тестирования, этап итогового тестирования, самообучения.
Каждый слушатель получает рабочий портфель со всеми учебно-практическими, методическими пособиями, схемой работы, расписанием коммуникативных занятий и консультаций.
Для самообучения разработан ряд электронных и мультимедийных учебников по предметам:
- Основы бухгалтерского учета,
- Бухгалтерский учет,
- Делопроизводство,
- Налогообложение,
- Организация деятельности фирмы,
- Рынок ценных бумаг,
- Менеджмент,
- Маркетинг,
- "Предметный экзаменатор" для контроля знаний.
Мультимедийные учебники содержат информационно-справочный, нормативный материал, образцы первичных документов, правила их заполнения, тренинги, игровые ситуации. Предусмотрена возможность самостоятельного промежуточного тестирования с помощью встроенных текстов. Итоговое тестирование проводится с помощью программированного опроса на ПЭВМ посредством "Предметного экзаменатора".
Отзывы, полученные о такой форме обучения, самые положительные.
Поддерживается связь с выпускниками групп, накапливается статистика их трудоустройства, собираются отзывы работодателей.
Согласно данным статистики, после завершения обучения процент трудоустройства безработных граждан составляет 65,5 %.
|
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высокопрофессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
|