Кузница кадров для журналистики новостей
Интервью нашего корреспондента Михаила Андырцева с деканом факультета филологии и журналистики профессором Е.А.Корниловым

          - Евгений Алексеевич, кому в голову пришла идея создать колледж "Репортер" и вообще, почему появилось среднее профессиональное журналистское образование?
          - В истории отечественной подготовки журналистов все начиналось с начального образования. До революции, в начале 20 века, в Петрограде существовала школа журналистики. На заре советской власти такие школы были возрождены при РОСТА - Российском Телеграфном Агентстве. В то время в Москве никто не имел журналистского образования, и в таких школах шло кратковременное обучение журналистов.
          Впоследствии, в тридцатые годы, были созданы полиграфические и журналистские техникумы - это уже было среднее образование. В 30-х годах в четырех городах России были также созданы Коммунистические институты журналистики (КИЖ). Именно учебные программы КИЖ легли в основу университетской подготовки специалистов. Кстати говоря, сегодня очень многое из этих программ реализуется.
          К идее высшего журналистского образования шли очень долго, потому что университеты - это академические учебные заведения, где традиционно преподаются фундаментальные дисциплины, а журналистика, в известной мере, - это ремесло. Поэтому даже в 70-е годы еще дискутировали о том, нужно ли в университетах иметь специальность "журналистика".
          А первый факультет журналистики появился в Минске, в Белорусском государственном университете, в 1944 году. Белоруссия была долго оккупирована, и население подвергалось обработке фашистской пропагандой, нужны были квалифицированные журналистские кадры. 51 год назад высшее журналистское образование начало осуществляться в Московском и Ленинградском университетах.
          Техникумы в 30-е годы прекратили свое существование, и с тех пор как-то никто и не думал о среднем профессиональном журналистском образовании. Подумали мы первые. Потому что не всем нужно быть, как Ленин, - мыслителем и аналитиком. Есть две журналистики: новостная - репортерская - и аналитическая - комментирующая. Большинство журналистов работает в новостной журналистике. Для этого вполне достаточно среднего образования: умения добыть, обработать и подать факт. И совсем не обязательно рассуждать о плане электрификации всей России или планах Наркомпроса.
          Мы первые в России "сделали" профессиональное журналистское среднее образование, пролицензировали учебные программы. Только нам дано право в двух-трех местах открыть средние учебные заведения. Возможно, это будут филиалы в Волгодонске и на Минводах.
          Сегодня высшее образование финансируется государством по минимуму. Выдают только зарплату, да и то неполную. Ни на ремонт, ни на оборудование, ни на учебники, ни на научную работу государство денег не выделяет. И мы, конечно, ищем варианты, как можно заработать с помощью образовательных программ. Заработать, чтобы купить оборудование, заплатить людям, сделать ремонт, нанять охрану, поддержать ветеранов и прочее, и прочее. Поэтому я стараюсь воплотить в жизнь коммерческие программы.
          По примеру других вузов у нас на факультете платное обучение рекламе, а идея колледжа - это наша собственная оригинальная идея с оригинальной программой. Предложил ее я, в том числе и деканам других факультетов журналистики. Те отнеслись с большим интересом и к идее, и к программе. Теперь в Воронеже тоже дают среднее журналистское образование, только в другой форме. Правда, у декана факультета журналистики Московского университета это вызвало непонятные мне опасения о том, что среднее образование может погубить высшее. Но я так не думаю. Я думаю, что эти две формы способны существовать параллельно.
          На нашем факультете, в рамках Международного института журналистики и филологии колледжем занимается старший преподаватель А.П. Короченский. Он - директор по образовательным программам и около полутора лет занимался разработкой учебных планов, вопросами лицензирования, подбором кадров и т.д.
          - А факультет изучал спрос на репортеров?
          Да, причем разными способами. Например, когда я сказал об этой идее на пленуме Донского Союза журналистов, редакторы районных газет очень за нее ухватились, потому что студенты, поступившие к нам из районов и городов области, как правило, туда не возвращаются. А на обучение в колледже подписывается договор. В идеале это был бы трехсторонний договор, а не двусторонний. Редакция или администрация района, которая платит за обучение студентов, факультет, который берется научить студента, и студент, который обещает вернуться в редакцию. Главное, что обученный человек быстро возвращается - уже через два года. Хотя по моим наблюдениям, некоторые девочки приехали из районов в колледж, чтобы пообщаться и познакомиться.
          - Значит, среднее образование ориентировано на областную молодежь?
          - В известной мере, да. Хотя, я повторяю, оно ориентировано на отделы информации всех уровней.
          - Евгений Алексеевич, далеко не все выпускники факультета журналистики находят работу после окончания университета по специальности. Почему Вы думаете, что мы, проучившись два года, сможем устроиться в редакции?
          - Давайте вопрос поставим иначе. Далеко не все выпускники нашего факультета журналистики начинают работать по специальности... С другой стороны, издания, телеканалы ищут работников. Откройте вчерашний номер весьма популярной в Ростове газеты "Вечерний Ростов". Там написано: "требуются журналисты". Казалось бы, вот вам целый факультет, столько наших студентов проходят практику, в том числе и в "Вечерке". Но очевидно, что часть наших выпускников не хочет или не может идти в журналистику. Это нормально. С другой стороны, значительная часть редакции использует людей, не имеющих журналистского образования. Это тоже нормально. По моим наблюдениям, около одной трети выпускников отделения журналистики работают на преподавательской работе, а около трети выпускников-филологов - на радио или телевидении, и это тоже нормально. Между прочим, так происходит во всем мире.
          Я думаю, что общество в любом случае выигрывает, если какой-то член общества получил высшее или среднее профессиональное образование. Повышается общий уровень образованности населения. Почему в Германии или в Австрии нет никаких вступительных экзаменов? Там каждый имеет право учиться за счет государства. Он приходит и просто записывается в университет. Хотя многие из записавшихся потом учатся десятками лет. Если есть возможность, то в этом году они заработали и потом год учатся, но в целом государство считает важной социальной программой подъем образовательного ценза граждан.
          Поэтому ничего предосудительного в том, что человек закончил колледж или факультет и не работает по специальности, нет. Пусть это будет образованная интеллигентная жена - детей будет воспитывать. Или это будет предприниматель, который не косноязычен, а владеет искусством слова, умеет воздействовать, написать документ и т.д. Поэтому ничего страшного нет в том, что часть выпускников не идут в журналистику.
          А те люди, которые пришли в журналистику из геологии, археологии, физики, конечно, люди талантливые, и они все равно уже работают в редакции, и им не помешало бы среднее профобразование. Я вам вот что скажу. Сегодня позабыто имя Н. Погодина, который писал пьесы о Ленине. Но дело не в пьесах. Погодин был блистательным журналистом, хотя окончил 3 класса церковно-приходской школы. И может быть, если бы он учился в университете, он не был бы таким раскованным. Я вот думаю, почему он решился писать о Ленине? Он стал сочинять, что говорил Ленин, и это было в то жуткое время. Наверное, никто из окончивших университет не решался, а он просто не знал, что этого нельзя. Его ничто не сдерживало, и у него не было комплексов, скажем так.
          Я считаю, что человеку, пришедшему в журналистику из других профессий, нужно получить хотя бы небольшое образование, элементарные представления о том, как обращаться со словом, какие есть жанры, какие методы работы, иначе человек до конца своих дней будет открывать америки, а существует огромный накопленный опыт.
          Понимаете, мы не можем научить БЫТЬ журналистами, мы можем помочь человеку, имеющему способности, овладеть этим опытом, творческой лабораторией. Овладеть тем, чем овладели предшествующие поколения талантливых людей. Вот этим людям я бы очень рекомендовал учиться на уровне среднего образования, на уровне колледжа - как Вы.
          - Ваш личный опыт трудоустройства: как вы стали деканом, как развивалась ваша карьера?
          - Это очень любопытное стечение каких-то космических обстоятельств. У меня спрашивают: "У тебя папа был доктор филологических наук?". Нет, у меня папа - строитель, мама никогда не работала, у нее было двое детей, этого считалось достаточно, чтобы заниматься домом, папа (царство небесное ему и маме) обеспечивал семью. И вообще меня никто не заставлял идти в университет. Так получилось, что в седьмом классе я активно играл в футбол, а в школе у меня тройки были. Папа сказал: "Как хочешь: хочешь - будь футболистом, хочешь - человеком". Я решил - человеком, стал много читать, с девятого класса стал писать не только сочинения, (моя учительница отказывалась их проверять, говоря: "Я этого не понимаю, я буду тебе ставить пятерки, а ты уж сам"), но и материалы в молодежную газету "Комсомолец". Потом как-то своим путем пришел к тому, что мне нужно на филологический факультет поступать, в то время журналистики не было. В университете мы проводили дни и ночи в газете, она называлась "За советскую науку", сейчас - "Ростовский университет". Потом появилась у нас специализация по журналистике. Я закончил филологический факультет по этой специализации, сдав несколько предметов и пройдя практику. А вот практика в районной газете захватила меня и уже во многом профессионально сориентировала. Я сразу стал ответственным секретарем в редакции газеты в станице Раздорской. Потом были ростовские газеты и телевидение, я стал редактором научного издательства. Появилась также тяга к научной работе, поступил в аспирантуру. Потом началась преподавательская работа в нашем университете, за границей. Я работал и в Австрии, и в Польше несколько лет, и в Германии. В других университетах читал лекции, был на стажировках и в Нью-Йорском университете и в других. Защитил кандидатскую диссертацию, потом докторскую. Был избран деканом, еще работая в Польше (приехал сюда на несколько дней, мне не дали опомниться, избрали, потом я еще на полгода уехал в Польшу и ездил туда-сюда - здесь неделю, там две) и вот уже 12 лет возглавляю факультет. С 1971 года я был старшим преподавателем, не будучи даже доцентом, получил кафедру истории журналистики, которой заведую до сих пор, за исключением периода, когда уезжал: тогда Александр Иванович Станько заведовал.
          Посмотрел я, как работают, преподают в других странах - и не жалею, что я преподаю здесь. Уровень наш ничем не хуже, а во многих случаях наше образование выигрывает.

Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов]
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
© Андырцев Михаил Вернуться в содержание Вверх страницы
На титульный лист
Следующий материал