Диана Дадашева,
корреспондент газеты "Жизнь".

Ростов-на-Дону.

Нагайки есаула Каширского

          - У скульптуры, пусть даже из кожи, металла и дерева, не бывает изнанки, - так говорит Каширский о нагайке, одном из старинных символов казачества. Ей была посвящена защита диплома на художественно-графическом факультете Ростовского пединститута. Полтора часа проректор института имени Сурикова из Москвы изучал эскизы донской нагайки - он впервые столкнулся с такой темой в дипломной работе...
          Истории о нагайках, дошедшие до наших дней, очень скупы. Каширский собирал их по крупицам несколько лет. Объездил глухие казачьи селения, полузаброшенные хутора... К старым казакам обращался за легендами и образцами. Сергей записал больше 70 пословиц о нагайках. Из древних пыльных сундуков старушки вытаскивали символы своего рода. Ценного материала, что он так долго собирал, хватило на целую диссертацию!
          Отобрал он и лучшее в технике плетения донского раритета. Сегодня Каширский уже превзошел в мастерстве всех ростовских шорников, которые когда-то скрывали от него свои секреты и даже прятали инструменты.
          - Мы сами доходили до всего, и ты попробуй, - усмехались они.

          "Молния" жезла
          Он попробовал. Да так, что от его нагаек невозможно оторвать глаз.
          - Есть какой-то секрет?
          - Гибкой частью императорского жезла, или "молнией" называлась нагайка. Чтобы добиться изящества "молнии", я просто работаю на пределе природных качеств кожи, - отвечает Каширский.
          Он берет часть заготовленного куска кожи. Еще мгновение - и кажется, что полоска лопнет под рукой мастера. Но она слушается как живая.
          - Казаки любовно называли нагайку "мухобойка". Ведь не для наказания коня она применялась, а для разгона злобных слепней и оводов. На Дону ее называли "длань" - продолжение руки. Много ласковых имен дали казаки и ее деталям: ланиты, витень, лопастце...
          У каждой станицы были свои привычки и правила плетения. Свои секреты. Так он узнал, как смешивать бараний жир и пчелиный воск в необходимых пропорциях - для пропитывания кожи, - чтобы не мокла под дождем...
          Мастер никогда не повторяется: каждая его работа индивидуальна. Но одно в них общее - ладанка.

          Ладанка
          В рукояти каждой донской нагайки Каширского - специальная ладанка. В ней - донская земля с "комплицы" - со святого казачьего места у станицы Старочеркасской, где полегли в боях три поколения казаков. А еще Сергей кладет в ладанку полынь и алатор-камень (янтарь). И главное - он обязательно носит освящать ее в Старочеркасский храм.
          - В старину в ладанку клали еще и кости разных животных. Хоть были казаки набожны, но к приметам относились трепетно. Свято верили, что ладанка защитит их. Когда умирал казак, его клали в гроб в бурке. Никогда не скрещивали ему рук. Их укладывали по швам. По левую руку клали шашку. А по правую - нагайку и уздечку. Нагайка была символом перехода власти в семье казака. Ее вешали в изголовье младенца-мальчика до крестин. А обмен нагайками считался лучшим знаком примирения.

"Никогда не устану восхищаться людьми!" [Н.Боровская]
Агата Кристи на ростовской сцене [И.Звездина]
Не жалейте, что вас не было с нами [Н.Смирнова]
"Повесть А.П.Чехова "Черный монах" и сонатная форма"[Н.Смирнова]
Два дня и две ночи новой музыки[Е.Зинькевич]
"Как в этих сложных письменах Понять значенье каждой буквы?".[Т.Борисова]
Лесь Курбас: репетиція майбутнього[Н.Корниенко]
Посетитель музея и его поведение: семиотический аспект [В.Панасюк]
"И я выхожу из пространства..."[Е.Зинькевич]
Коты в опере [В.Панасюк]
"И я выхожу из пространства..." [Т.Борисова]
Он дарил людям внутреннюю свободу [Н.Боровская]
В нем музыка - всегда [Н.Боровская]
"Я сошла в ореховый сад…" [Т.Борисова]
Брызги шампанского из туго натянутого нерва [И.Звездина]
Чистый звук [Н.Боровская]
Московский театр "Игроки"
Недоходное место [А.Хавчин, Н.Смирнова]
Может ли провинциальная девушка стать моделью? [С.Городничева]
Возвращение сентиментального боксера [А.Волохов]
Не делайте театру больно, господа! [И.Звездина]
Театр из Исландии в Ростове [М.Костюкова]
“Есть одна награда - смех” [И.Звездина]
О поэтике Михаила Щербакова [Г.Хазагеров]
Либретто для "мыльной оперы" [Е.Черепнева]
Мастер творческого портрета [И.Звездина]
Для нее нет границ во времени и пространстве [А.Колобова]
Другому не хватило бы и десяти жизней [Н.Боровская]
Им нравится соединять несоединимое [Н.Боровская]
"Ведьма из Блэр" напугала шоу-бизнес [Г.Нерсесов]
"Исповедь великого грешника" [Г.Нерсесов]
Что в запахе тебе моем? [Н.Соловьева]
Девятые врата [А.Гарматин]
Искусство и литературная критика [Д.Пэн]
Искусство как источник эволюции сознания [Н.Бекетова]
Как рождается прекрасное [Е.Острижная]
Ростовский цирк вчера и сегодня [М.Дикалов]
История "Титаника":фильма и парохода [О.Акопов]
Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал