Ирина Прохорова,
Московский госуниверситет
Москва


Альманах как социокультурный тип периодики

льманах (слово не имеет однозначной этимологии; возможно как арабское происхождение от al-munah, что означает "место на привале, где можно услышать любопытные рассказы", так и древнегреческое/латинское - "египетские календари") является важным социокультурным типом периодики. В России сначала альманахами называли календари или месяцесловы с предсказаниями на наступающий год, а затем непериодические литературные сборники. Критерии выделения альманаха как типа издания неустойчивы, и до сих пор у исследователей русской литературы и журналистики нет сколько-нибудь единого мнения по этому поводу (Н.П. Смирнов-Сокольский, В.А. Архипов, О.Д. Голубева, Б.И. Есин, А.И. Рейтблат, В.И. Коровин и др.). Трудно полностью согласиться с толкованием понятия "альманах" в академическом "Словаре русского языка" (1985 г.) - "непериодический сборник произведений литературно-художественного, исторического и публицистического характера различных авторов-современников".
          Итак, Основными чертами альманаха, очевидно, надо считать:
          Итак, а) по периодичности: связь с ежегодным циклом жизни (как правило, альманахи издаются к Новому году);
          Итак, б) по содержанию: собрание разнообразных материалов разных авторов при отсутствии четкой архитектоники (обычно альманахи представляют ранее неопубликованные произведения целиком или в отрывках);
          Итак, в) по назначению: "выставка" произведений, относящихся к одной или нескольким сферам духовной деятельности (литература, искусство, критика, публицистика, наука и проч.), как с задачами удовлетворения интересов и потребностей читателей, самореализации автора как творческой личности, так и коммерческими целями (получение дохода издателем и,- с началом профессионализации литературного труда, - авторами).
          Итак, В большом потоке альманахов можно выделить несколько подтипов в зависимости от ряда факторов.
          Итак, А. От содержания (литературные, литературно-критические, театральные, музыкальные, публицистические и пр.).
          Итак, Б. От принципов взаимоотношений издателя и авторов (по образной характеристике В.Г. Белинского "аристократы", то есть качественные альманахи авторитетных издателей, привлекавших известных авторов, "мещане", то есть издания литераторов "средней руки", лишь изредка украшавшиеся именами знаменитостей, и "черный народ" - сборники третьеразрядных авторов).
          Итак, В. От аудиторной направленности - универсальные, женские, детские.
          Итак, Г. От места издания и соответствующего подбора авторов и региона распространения: столичные (московские и петербургские), провинциальные, заграничные и нелегальные (включавшие бесцензурные материалы - т.н. "тамиздат" и "самиздат").
          Итак, Д. От формы издания (формат, объем, оформление)
          Альманах - развивающееся социокультурное явление, в своей динамике отражающее изменения в общественно-культурной жизни страны. Рождение альманаха в России обычно связывают с именем Н.М. Карамзина - зачинателя новой русской журналистики, создаваемой с учетом европейского опыта. Но еще задолго до его "Аглаи" (1794-1795) и "Аонид" (1796, 1797, 1799), действительно построенных во многом по образцу европейских, прежде всего французских, "календарей муз", в России, как и в других странах, были распространены разного рода (рукописные и печатные) сборники произведений духовного и светского содержания, астрономические таблицы, служившие "настольными книгами", которые можно считать своеобразными "праальманахами". Традиции их создателей безусловно повлияли и на создателей первых русских альманахов. Своим расцветом в середине 20-х- первой половине 30-х годов XIX века альманах обязан невиданному успеху "Полярной Звезды" К.Ф. Рылеева и А.А. Бестужева (1825-1825) и "Северных цветов" А.А. Дельвига (1825-1832). По словам А.С. Пушкина, "альманахи сделались представителями нашей словесности". Следует выделить несколько причин популярности и влияния этого типа изданий в те годы. Во-первых, сложилась острая потребность общества в "ежегодных выставках литературы" в период смены социокультурных эпох. В эти годы литература в основном представлена поэзией и, соответственно, небольшими по объему произведениями, что облегчало задачу собирателей альманахов, превращавшихся в "энциклопедическое эхо своего времени" (П.А. Плетнев). Во-вторых, альманах был удобной формой для выступления группы литераторов определенной "школы", направления, не решавшихся взяться за многотрудное дело издания журнала. Тем более, что в условиях правительственных ограничений в сфере печати было легче получить разрешение на издание альманаха. Затухание альманашного бума ко второй половине 30-х гг. обусловлено началом серьезной коммерческой конкуренции в издательской сфере и ростом популярности прозаических жанров, которые трудно вместить в привычные рамки альманаха. В этих условиях неизбежно снижалось качество этого типа изданий и соответственно падал интерес к ним. Форма альманаха требовала изменения. Эволюция альманаха проявилась в смене "карманных книжек" объемными литературными сборниками, способными включать целые прозаические произведения. Начало этому положило "Новоселье" (1833-1834) А.Ф. Смирдина и О.И. Сенковского. Расцвет литературных сборников пришелся на первую половину 40-х гг. Х1Х века - время становления "натуральной школы", то есть опять на момент перехода от одной социальнокультурной ситуации к другой. Ярчайшими представителями этого вида альманаха стали некрасовские "Физиология Петербурга" (обе книги вышли в 1845 г.) и "Петербургский сборник" (1846). Во второй половине XIX века альманах-сборник надолго уступает позиции толстому журналу, то есть изданию, более отвечающему потребностям тогдашнего читателя в многообразии, актуальности и четко выраженной направленности содержания. Исключение составляет близкий по типу к журналу альманах "Полярная Звезда" А.И. Герцена и Н.П. Огарева, издававшийся в 1855-1868 гг. Вольной русской типографией за границей и распространявшийся по всей России. В начале XX в., когда крайне обострилась литературно-общественная борьба, возникали и распадались литературные группировки, усложнился процесс идейного и творческого самоопределения отдельных писателей и их объединений, потребность в альманахе вновь возросла, тем более при скептическом отношении многих писателей к идеологическим течениям того времени, к узкой догматичности и эклектической неопределенности общественных программ журналов. Показательно стремление символистского альманаха "Северные цветы" возобновить пушкинскую традицию, понятую ими как завет ("предание") внепартийного издания. Усиление позиций альманахов вызвало опасения журнальных деятелей, что конкуренты станут "палкой, брошенной в колесо дальнейшего роста журнального дела" (Волжский в "Журнале для всех"). Тиражи крупнейших литературных сборников альманашного типа "Знание", выходивших под руководством А.М. Горького (1904-1913), и альманахов издательства "Шиповник" (1907-1917) доходили до 65 и 26 тысяч экз. соответственно, что свидетельствует о влиятельности издававших их группировок. При всей принципиальной разнице позиций (реалистической и модернистской) и конкурентной борьбе общим для них было осознание своей высокой миссии и следование более или менее определенной литературно-общественной линии. Традиции этого, третьего периода в развитии альманахов во многом продолжают альманахи и сборники первых лет Советской власти. Однако вскоре в связи с установлением жестких идеологических рамок традиции прошлого будут жить в очень усеченном виде. На смену альманахам с широкой идейно-творческой платформой приходят ежегодники очерков и публицистики, поэтические сборники, издаваемые контролируемыми государством творческими союзами. Серьезное развитие этот вид альманахов получил в послевоенные годы. Таковы, например, "Шаги" (1977-1991) и "День поэзии", издававшийся параллельно в Москве (1956-1990) и Ленинграде (1961-1989). Особое место принадлежит рукописному бесцензурному альманаху "Метрополь" (1979), объединившему "бездомную литературу" известных писателей и критиков. В постсоветскую эпоху как творческие союзы, так и отдельные группы писателей предприняли издание ряда альманахов и сборников, правда, зачастую недолговечных. В частности, возобновился "День поэзии". На рубеже XX и XXI веков картина альманашного мира как никогда пестра и неустойчива, что естественно в переходную эпоху.
          В социокультурном типе альманаха отражается его промежуточное положение между "домашней" культурой (носителями которой становятся неформальные объединения типа кружков) и более широкой "публичной" культурой (представителями которой выступают литературно-общественные группировки, школы и "партии" со своими более или менее постоянными печатными органами). Промежуточное положение альманаха связано и с его местом между альбомом, книгой и журналом, от которых он отличается периодичностью, структурой и объемом. На разных этапах существования альманахов они воспринимались как необходимая ступень к изданию журналов. С данными особенностями альманахов связана как присущая им недолговечность, так и "вечность" этого социокультурного типа периодики.

Проблемы типологии женских изданий [Е.Пленкина]
Жизнь и необыкновенные приключения курочки Рябы [С.Шипунова]
От проблем практической журналистики - до проблем журналистской науки и образования[В.Тулупов]
Журналистское расследование: поиски жанра [А.Станько]
Деятельность редакции по выяснению информационной потребности аудитории Деятельность редакции по выяснению информационной потребности аудитории [Ю.Романова]
Еще один научный журнал по журналистике [А.Акопов]
Современный российский журнал для женщин "Она"[Н.Лужняк]
Мужской журнал XXL [Е.Болгова]
Научная фантастика, пресса и окружающая действительность[Д.Романов]
Журналистика и фантастика как полигоны виртуальной реальности [Д.Романов]
Второе заседание Южно-Российского отделения УМО по специальности "журналистика" [О.Карслидис]
Пресса Сбербанка России [А.Коровка]
Пресса города Невинномысска [А.Сергеенков]
Анализ ситуации на российском информационном рынке [Ю.Коханова]
Региональные СМИ как фактор демократизации российского общества [В.Тулупов]
Обзор периодических изданий г.Шахты [Е.Седлак]
"45-я параллель" [М.Сутулова]
Промоушн периодического издания на информационном рынке [Ю.Коханова]
Петербургское ТВ: от политизированности к партийности [С.Корконосенко]
Первые армянские газеты в Нахичевани-на-Дону [Е.Ахмадулин]
Давайте создавать традиции [Н.Филимоничева]
О литературной критике в современной отечественной периодике [Ю.Уракчеева]
С.М.Киров о литературе и театральном искусстве [В.Боянович]
Интерактивное телевидение в мире и в России [Р.Спорышев]
"Повеса": уже пять лет в России [Ю.Уракчеева]
Первые сатирические журналы на Дону [Е.Ахмадулин]
Россияне помнят, что такое цензура [ФОМ]
Век живи - век учись [Т.Засорина]
"Stereo & video" и "Hi-Fi & music" - путеводители по миру музыкальной техники [О.Гордеева]
Система жанров радиожурналистики [В.Смирнов]
Основные тенденции развития журналистики Кыргызстана [Н.Аманкулова]
Донская учительская периодика в начале 20-го века [Е.Ахмадулин]
Первые шаги монгольского телевидения [С.Энхцэцэг]
"Приазовский край" - первая региональная газета на Дону [Е.Ахмадулин]
ЕПК сеет доброе, вечное [А.Станько]
Первая газета Таганрога [Е.Ахмадулин]
Экстремальная журналистика [В.Тулупов]
Пресса конституционных-демократов на Дону [Е.Ахмадулин]
Из истории демократической печати на Дону [Е.Ахмадулин]
Ежедневные газеты Польши в 90-е годы [М.Геруля]
Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы [М.Нехад]
Компьютерные издания Ростова [П.Чуков]
Жанры в теории и практике журналистики [Л.Шибаева]
Этические проблемы "расследовательской журналистики" [Л.Чиликина]
Научно-популярный журнал "Здоровье" [О.Морева]
Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону [Ю.Козлова]
Разноликая журналистика в зеркале научного журнала [Е.Ахмадулин]
О правовом регулировании рекламы в СМИ [М.Давыдова]
Творческий портрет в зеркале времен [И.Звездина]
Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография [С.Гунькина]
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
© Прохорова Ирина Евгеньевна Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал