РОСТОВУ-НА-ДОНУ - 250
Ю.Г. Андриади, В.Ф. Тимченко, В.М. Попов

Проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Ростова-на-Дону

реобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, начатые в Российской Федерации в начале 90-х годов, на сегодня являются одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства. Указ Президента Российской Федерации "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" одобрил концепцию реформы ЖКХ и подтвердил важность этой задачи.
          В период 1990-1996 г. в г. Ростове-на-Дону был реализован ряд мер, направленных на совершенствование функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Осуществлены преобразования, направленные на совершенствование системы управления ЖКХ. Во всех районах города созданы муниципальные учреждения с функциями Заказчика. Являясь основными территориальными органами управления в сфере ЖКХ, они обязаны обеспечивать рациональное расходование бюджетных средств. Начата работа по формированию договорных отношений на всех этапах предоставления жилищно-коммунальных услуг. Поэтапно внедряется новая система оплаты услуг ЖКХ с применением мер социальной зашиты путем предоставления гражданам жилищных компенсаций (субсидий). Планомерно осуществляется процесс передачи ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность. Созданы условия для развития альтернативных организационных структур в лице товариществ собственников жилья для обеспечения эксплуатации и ремонта жилищного фонда. С целью демонополизации в сфере эксплуатации жилья на уровне эксперимента проводятся конкур-сы на обслуживание и ремонт жилищного фонда.
          Несмотря на принимаемые меры, сложившаяся ситуация в экономике не позволяет улучшить качественные показатели в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению технического состояния жилищного фонда города, независимо от его принадлежности. Ежегодно увеличивается количество жилых домов, требующих капитального ремонта в соответствии с нормативными сроками. Средний износ муниципального жилищного фонда превысил 40 %. Наблюдается резкое ухудшение технического состояния ведомственного жилищного фонда и ЖСК. В условиях экономической несостоятельности, большинство ведомств оказались не в состоянии обеспечить надлежащую эксплуатацию и ремонт жилья. Накопившийся комплекс проблем требует проведения динамичных и эффективных преобразований, активного включения в систему рыночных отношений, направленных на стабилизацию работы отрасли и создания условий для ее развития.
          Задачами реформирования жилищно-коммунального хозяйства города являются:
          А. Перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные, социально-ориентированные принципы. Для ее решения необходимо развивать конкурентную среду, создавать равные условия для организаций ЖКХ различных форм собственности, повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость хозяйствующих субъектов. Это должно сопровождаться постоянным совершенствованием системы зашиты малообеспеченных слоев населения.
          Б. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством города путем рационального распределения функций управления и обслуживания, формирование экономичных структур управления, создание эффективной системы мотивации, усиление ответственности за качество обслуживания жилья и коммунальных услуг, своевременной и качественной подготовки персонала управления.
          В. Создание материально-технической базы, отвечающей целям и задачам реформирования ЖКХ и позволяющей эффективно работать в условиях перехода на полную оплату населением услуг ЖКХ.
          Г. Снижение стоимости и повышение качества содержания жилья и коммунальных услуг через конкурсный отбор обслуживающих организаций, разработка и реализация активной инвестиционной политики, направленной на широкое использование ресурсосберегаюших технологий.
          Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Ростова-на-Дону на период до 2003 года включает следующие основные направления:
          1. Формирование противозатратного механизма и повышение качества обслуживания и содержания жилищного фонда путем создания системы управления, ориентированной на конечные цели и результаты, регулирование деятельности естественных монополий ЖКХ, ускорения приватизации жилищного фонда и предприятий ЖКХ, организации системы отношений и расчетов на основе доходов, размещения заказов на обслуживание и услуги на конкурсной основе, увеличения тарифов до экономически обоснованного уровня и т.п.
          2. Создание эффективной системы управления реализацией программы. В этом направлении необходимо адаптировать существующую систему управления к целям и задачам программы, создать эффективную систему разработки и контроля программных мероприятий, мониторинга состояния жилищного фонда и качества его обслуживания, систему ресурсного обеспечения.
          3. Масштабный переход на управление и обслуживание жилищного фонда через товарищества собственников жилья. Программные мероприятия должны быть направлены на обеспечение высокой эффективности этой организационно-правовой формы, на создание благо приятных условий функционирования путем передачи единого комплекса.
          4. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение программы. Детальный и всесторонний анализ качества имеющихся нормативно-правовых документов и научно-методических разработок, выявление потребности как в корректировке действующих, так и разработке новых нормативно-правовых документов и научно-методических разработок.
          5. Стимулирование инвестиций в коммунальное хозяйство, отбор инвестиционных проектов и расчет их экономической эффективности.
          6. Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, направленное на обеспечение в перспективе оплаты потребителями в полном объеме жилищно-коммунальных услуг.
          7. Реформирование социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направленное на усиление контроля за гарантированным обслуживанием потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне программных социальных стандартов, совершенствование механизма предоставления жилищных субсидий, повышение обоснованности социальных стандартов, создание городской системы прогнозирования и мониторинга доходов населения.
          8. Организационное и информационное обеспечение реализации программы, которая предполагает определение рациональных потоков информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, организацию мониторинга хода реформ, отвечающего целям и задачам программы.
          Представленные направления охватывают все области реформирования жилищно-коммунального хозяйства города и реализуются через комплекс конкретных адресных мероприятий отдельных этапов реализации программы.

Вернуться в содержание Вверх страницы Следующий материал

Метеорологи Ростова наблюдают и прогнозируют [Н.Самолетова]

Перспективные цели системы социальной защиты населения города [В.В.Кижикина, Л.И.Ниворожкина]

Городская служба занятости в системе развития человеческих ресурсов [С.К.Кутахин]

Православный Ростов сегодня и в XXI векее [В.Тер-Аракельянц]

Стратегия инновационного развития г. Ростова-на-Дону в XXI веке [Н.Пелихов]

Демографический прогноз и концепция здоровья населения Ростова [В.Н.Чернышов, Ю.Г.Элланский]

Жилищная политика города [М.М.Кантер]

Городское самоуправление как управляющая система: проблемы становления и перспективы развития [Бондарь Н.С]

Внешнеэкономическая стратегия города [Н.Н.Евченко, Ю.А.Евченко]

История ростовского герба [Я.Зацаринный]

Стратегические ресурсы социально-экономического развития Ростова-на-Дону [В.Овчинников, Ю.Колесников]

О концепции развития города Ростова-на-Дону в XXI веке [М.Чернышев]

Герб Нахичевани-на-Дону [Я.Зацаринный]

Архитектурный облик Ростова в ХXI веке [Ю.Залунин]

Кавказский вектор в вазвитии Ростова [Ю.Жданов]

Таможенный форпост юга России [А.Ф.Епифанов]

Ростов индустриальный: краткая история формирования [Е.Ананьев]

Крепостная пожарная часть [С.Черновол]

Добрая память о братьях Асмоловых [И.Мицкевич]


№ 17 [23] 6 сентября 1999 г. Вернуться в содержание