Ю.Г. Андриади, В.Ф. Тимченко, В.М. Попов
Проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Ростова-на-Дону
реобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, начатые в Российской Федерации в начале 90-х годов, на сегодня являются одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства. Указ Президента Российской Федерации "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" одобрил концепцию реформы ЖКХ и подтвердил важность этой задачи.
В период 1990-1996 г. в г. Ростове-на-Дону был реализован ряд мер, направленных на совершенствование функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Осуществлены преобразования, направленные на совершенствование системы управления ЖКХ. Во всех районах города созданы муниципальные учреждения с функциями Заказчика. Являясь основными территориальными органами управления в сфере ЖКХ, они обязаны обеспечивать рациональное расходование бюджетных средств. Начата работа по формированию договорных отношений на всех этапах предоставления жилищно-коммунальных услуг. Поэтапно внедряется новая система оплаты услуг ЖКХ с применением мер социальной зашиты путем предоставления гражданам жилищных компенсаций (субсидий). Планомерно осуществляется процесс передачи ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность. Созданы условия для развития альтернативных организационных структур в лице товариществ собственников жилья для обеспечения эксплуатации и ремонта жилищного фонда. С целью демонополизации в сфере эксплуатации жилья на уровне эксперимента проводятся конкур-сы на обслуживание и ремонт жилищного фонда.
Несмотря на принимаемые меры, сложившаяся ситуация в экономике не позволяет улучшить качественные показатели в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению технического состояния жилищного фонда города, независимо от его принадлежности. Ежегодно увеличивается количество жилых домов, требующих капитального ремонта в соответствии с нормативными сроками. Средний износ муниципального жилищного фонда превысил 40 %. Наблюдается резкое ухудшение технического состояния ведомственного жилищного фонда и ЖСК. В условиях экономической несостоятельности, большинство ведомств оказались не в состоянии обеспечить надлежащую эксплуатацию и ремонт жилья. Накопившийся комплекс проблем требует проведения динамичных и эффективных преобразований, активного включения в систему рыночных отношений, направленных на стабилизацию работы отрасли и создания условий для ее развития.
Задачами реформирования жилищно-коммунального хозяйства города являются:
А. Перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные, социально-ориентированные принципы. Для ее решения необходимо развивать конкурентную среду, создавать равные условия для организаций ЖКХ различных форм собственности, повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость хозяйствующих субъектов. Это должно сопровождаться постоянным совершенствованием системы зашиты малообеспеченных слоев населения.
Б. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством города путем рационального распределения функций управления и обслуживания, формирование экономичных структур управления, создание эффективной системы мотивации, усиление ответственности за качество обслуживания жилья и коммунальных услуг, своевременной и качественной подготовки персонала управления.
В. Создание материально-технической базы, отвечающей целям и задачам реформирования ЖКХ и позволяющей эффективно работать в условиях перехода на полную оплату населением услуг ЖКХ.
Г. Снижение стоимости и повышение качества содержания жилья и коммунальных услуг через конкурсный отбор обслуживающих организаций, разработка и реализация активной инвестиционной политики, направленной на широкое использование ресурсосберегаюших технологий.
Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Ростова-на-Дону на период до 2003 года включает следующие основные направления:
1. Формирование противозатратного механизма и повышение качества обслуживания и содержания жилищного фонда путем создания системы управления, ориентированной на конечные цели и результаты, регулирование деятельности естественных монополий ЖКХ, ускорения приватизации жилищного фонда и предприятий ЖКХ, организации системы отношений и расчетов на основе доходов, размещения заказов на обслуживание и услуги на конкурсной основе, увеличения тарифов до экономически обоснованного уровня и т.п.
2. Создание эффективной системы управления реализацией программы. В этом направлении необходимо адаптировать существующую систему управления к целям и задачам программы, создать эффективную систему разработки и контроля программных мероприятий, мониторинга состояния жилищного фонда и качества его обслуживания, систему ресурсного обеспечения.
3. Масштабный переход на управление и обслуживание жилищного фонда через товарищества собственников жилья. Программные мероприятия должны быть направлены на обеспечение высокой эффективности этой организационно-правовой формы, на создание благо приятных условий функционирования путем передачи единого комплекса.
4. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение программы. Детальный и всесторонний анализ качества имеющихся нормативно-правовых документов и научно-методических разработок, выявление потребности как в корректировке действующих, так и разработке новых нормативно-правовых документов и научно-методических разработок.
5. Стимулирование инвестиций в коммунальное хозяйство, отбор инвестиционных проектов и расчет их экономической эффективности.
6. Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, направленное на обеспечение в перспективе оплаты потребителями в полном объеме жилищно-коммунальных услуг.
7. Реформирование социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направленное на усиление контроля за гарантированным обслуживанием потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне программных социальных стандартов, совершенствование механизма предоставления жилищных субсидий, повышение обоснованности социальных стандартов, создание городской системы прогнозирования и мониторинга доходов населения.
8. Организационное и информационное обеспечение реализации программы, которая предполагает определение рациональных потоков информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, организацию мониторинга хода реформ, отвечающего целям и задачам программы.
Представленные направления охватывают все области реформирования жилищно-коммунального хозяйства города и реализуются через комплекс конкретных адресных мероприятий отдельных этапов реализации программы.
|
Метеорологи Ростова наблюдают и прогнозируют [Н.Самолетова]
Перспективные цели системы социальной защиты населения города [В.В.Кижикина, Л.И.Ниворожкина]
Городская служба занятости в системе развития человеческих ресурсов [С.К.Кутахин]
Православный Ростов сегодня и в XXI векее [В.Тер-Аракельянц]
Стратегия инновационного развития г. Ростова-на-Дону в XXI веке [Н.Пелихов]
Демографический прогноз и концепция здоровья населения Ростова [В.Н.Чернышов, Ю.Г.Элланский]
Жилищная политика города [М.М.Кантер]
Городское самоуправление как управляющая система: проблемы становления и перспективы развития [Бондарь Н.С]
Внешнеэкономическая стратегия города [Н.Н.Евченко, Ю.А.Евченко]
История ростовского герба [Я.Зацаринный]
Стратегические ресурсы социально-экономического развития Ростова-на-Дону [В.Овчинников, Ю.Колесников]
О концепции развития города Ростова-на-Дону в XXI веке [М.Чернышев]
Герб Нахичевани-на-Дону [Я.Зацаринный]
Архитектурный облик Ростова в ХXI веке [Ю.Залунин]
Кавказский вектор в вазвитии Ростова [Ю.Жданов]
Таможенный форпост юга России [А.Ф.Епифанов]
Ростов индустриальный: краткая история формирования [Е.Ананьев]
Крепостная пожарная часть [С.Черновол]
Добрая память о братьях Асмоловых [И.Мицкевич]
|