ОБРАЗОВАНИЕ
Настя Швецова,
ученица 11 класса гимназии № 36
г. Ростова-на-Дону

Год в американской школе

Настя Швецова

онец лета. Московский международный аэропорт. В маминых глазах тревога, растерянность и радость одновременно. В моих, наверное, было то же самое, но в еще большей степени. Последние минуты тянутся бесконечно. Наконец, я в самолете. 12 часов полета до Чикаго не назовешь удовольствием, а труднее всего - это усидеть на месте. Но и это испытание самолетным креслом позади.
          В аэропорту меня опять ждала семья, но уже другая - американская, в которой мне предстояло прожить почти год. Мы сели в машину и покатили в штат Мичиган, знаменитый своими Великими озерами. Городок Стерджис, мое новое место обитания, по нашим меркам почти деревня. В нем всего около 10 тысяч жителей. Вокруг Стерджиса огромное количество озер и кукурузных полей. В самом городке нет ни небоскребов, ни больших магазинов, зато непривычно много церквей.
          Меня поразило и то, что в моей американской семье аж 6 детей (!), старшему - 21 год, младшей - 9. Дом наш (по российским представлениям он просто огромный - только спален 6 штук) стоит на холме за городом и окружен лесом.
          После знакомства с домом и окрестностями начинаю готовиться к встрече с моей новой школой. Оказывается в Америке, и в Стерджисе в частности, дети разного возраста учатся в разных школах, которые разбросаны по всему городу. Здесь несколько школ для детей с 1 по 3 классы, две школы для тех, кто учится в 4-6 классах, одна для 7-8 классов и одна для 9-12. Школа, в которую мне предстояло ходить в 10 класс, находится примерно в 3 милях от дома.
          С виду школа небольшая (всего один этаж), но когда заходишь внутрь, понимаешь, что это не так. В здании вмещается около 250 учебных кабинетов, кафетерий, библиотека, спортивный зал, тренажерный зал и медкабинет, где оказывают помощь "пострадавшим атлетам". Около школы красуется огромная вывеска, которая гласит: Sturgis High School, а рядом с надписью изображен древнегреческий воин, троянец по-ихнему. Вообще, у каждой американской школы есть свой символ, как правило, животное или воин. Вероятно, эта традиция связана с историей индейских племен, которые свое происхождение связывали с прародителями-медведями, волками, змеями и т.д.
          Около школы много парковочных мест (для машин учеников!) и они обычно забиты. В здании огромное количество входов и выходов, во всяком случае, больше 10. Это все предусмотрено на случай, если школьников надо быстро вывести. По стенам в широких коридорах тянутся железные ящики с цифровыми замками. В них ученики хранят свои вещи - учебники, тетради и пр., поэтому носить с собой постоянно тяжелую сумку с книгами не приходится.
          Моя школа, как и все американские учебные заведения, очень прилично оборудована. В каждом кабинете есть, по крайней мере, один компьютер и обязательно телевизор, по которому ученики смотрят новости перед началом занятий. В зависимости от профиля кабинета добавляется различная техника и материалы. Например, в кабинете биологии используются такие приборы для опытов, о которых я и не подозревала. В кабинете истории есть множество карт разных стран и разных эпох, большая подборка исторических фильмов. В кабинете рисования всегда найдутся кисти разного размера и всевозможные краски, начиная с акварели и заканчивая масляными. Меловые доски уже отошли в историю, их заменили металлические, на которых пишут фломастерами. Парты чаще всего одноместные - никто никому не мешает.
          Но все это, можно сказать, внешняя, материальная сторона учебы. А теперь о том, как идут сами уроки, как строится учебный день. Расписание у них, прямо скажем, не такое загруженное, как у нас. Всего в году 2 семестра вместо наших 4 четвертей. Для семестра нужно выбрать только 4 предмета. Каждый может остановиться на том, что ему лично интересно или необходимо для будущей профессии. Помимо этой вольной программы существует еще и обязательный минимум, по которому надо пройти 3 уровня математики, 3 английского и 3 уровня предмета под названием "Наука" (сюда входят физика, химия, биология и пр.). В моей школе в день было только 4 урока, но по 86 минут каждый. Естественно, за такое время можно многому научить. Для меня, привыкшей всего к 40 минутам урока, довольно трудно почти полтора часа усидеть на месте, да еще и оставаться сосредоточенной. А вот переменки длятся всего 5 минут, поэтому нередко приходится бежать до кабинета, чтобы успеть до звонка. Но есть еще перемена, которая длится целых 30 минут. Обычно все в это время обедают.
          Да, кстати, в школу ходят только 5 дней в неделю, то есть у учеников есть полноценные выходные. Что меня действительно очень удивило в американских школах, так это отношения учеников и учителей. Я ни разу не слышала, чтобы учитель на кого-нибудь повысил голос. С учителями общаются, как с друзьями: у них просят совета, жалуются на проблемы, спокойно задают самые разные вопросы. В общем, учителям здесь доверяют, потому что они терпеливы, доброжелательны и уравновешены - никогда не сорвутся из-за мелочи. Если ученик отстал по предмету или что-то не понял (а со мной это вначале часто случалось), он может остаться после уроков и получить бесплатную помощь. На уроках царит тишина, что в первое время даже как-то непривычно. И дело здесь не только в хорошей дисциплине. В общем, ученики в Америке своих учителей любят и уважают, потому что и учителя их уважают, относятся к ним, как к равным.
          Система выставления оценок в школах США меня тоже поразила. Каждый тест, словарный диктант, задача, сочинение - все рассчитано по баллам, из которых составляется процент. Это выглядит примерно таким образом:

американская оценка % российская оценка
A 100-90 5
B 89-80 4
C 79-70 4-
D 69-60 3
E 59-50 3-
F 49-0 2

          Получается, что учитель не властен над оценкой ученика, все зависит только от уровня знаний.
          Во время учебы в 10-12 классах все сдают экзамены, по результатам которых можно поступать в университеты и колледжи. Экзамены эти разрешается сдавать несколько раз, и в итоге можно достичь самого высокого балла. И никакой вступительной нервотрепки!
          Своеобразным открытием для меня стало и то, что американская школа - это не только место, где получают знания. Ученики, в том числе и я, проводят здесь большую часть своего времени, занимаясь в кружках и спортивных секциях. Все это, между прочим, бесплатно. Весь год разделен на три спортивных сезона - осень, зима, весна. Осенью можно заниматься теннисом, американским футболом, плаванием, зимой - волейболом, баскетболом, весной - легкой атлетикой, гольфом и т.д. Я, например, занималась осенью теннисом и даже стала чемпионом округа.
          Кроме того, существует масса кружков и всяких клубов - "Кружок начинающих психологов", "Драматический кружок", "Клуб международных отношений", "Клуб благотворительности", "Клуб лыжников" и т.п.
          Даже если ты не участвуешь в соревнованиях или выступлениях, все равно приходишь поддержать свою команду, стараясь не пропустить ни одной игры. У каждого есть майка с символом и цветами школы, ее обязательно надевают "свои" болельщики. И самим соревнованием дело не ограничивается. После крупных игр устраиваются школьные дискотеки. А за неделю до какого-нибудь важного состязания проводятся различные конкурсы. Например, двое друзей должны одеться, как близнецы, или сделать какую-то фантастическую прическу. В конкурсе по прическам я заняла второе место. Мне заплели множество косичек, а на концы прикрепили шарики, колокольчики и прочие подобные мелочи. Было очень забавно!
          В общем, проведя полный учебный год в американской школе, я больше не задаюсь вопросом, почему их дети любят ходить в школу, а наши, мягко говоря, не очень.

Вернуться в содержание Вверх страницы Следующий материал

Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]

Одаренные дети [Б.Вольфсон]

Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]

Проблемы журналистского образования [А.Станько]

Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]

Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высокопрофессиональная работа? [Н.Пелихов]

Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]

Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]

Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]

Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]

Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]

Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]

Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]

Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]

Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]

Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]

О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]

Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]

Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]

Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]

Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]

Из школы в вуз [И.Звездина]

Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]

Новые вакансии [Н.Шопен]

Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]

Положение во гроб [И.Шеина]

Давайте возводить мосты! [И.Звездина]

Удар по будущему России [В.Сендеров]

Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]

Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]

Профессия - репортер [Е.Маскаева]


№ 24 [30] 21 декабря 1999 г. Вернуться в содержание