Наталья Боровская,
искусствовед

Он дарил людям внутреннюю свободу
(памяти Дмитрия Покровского)

Наталья Боровская

звестие о смерти Дмитрия Покровского обожгло, как известие о смерти близкого человека. С.Бондарчук, Е.Евстигнеев, И.Смоктуновский, ... "уж сколько их упало в эту бездну". Мастера, учителя. Их жизнь, их любовь не к Человечеству, но к Человеку в большой мере были оправданием и нашего существования. И вот Дмитрий Покровский.
          Его имя возвращает меня в тот февральский день, когда в Большом зале Ростовской филармонии он подарил нам радость встречи с подлинной нестилизованной русской песней и созданным им уникальным коллективом ее исполнителей.
          Дмитрий Покровский владел несметными сокровищами и в широте души своей готов был щедро делиться ими с каждым, кто может распахнуть свое сердце навстречу настоящей народной песне.
          В репертуаре - тысячи песен. Впрочем, слово "репертуар" здесь не совсем уместно или совсем не уместно. Оно звучит в отношении к творчеству Дмитрия Покровского несколько сухо, отчужденно, в то время как сокровенная суть этих песен в том, что они сближали певцов друг с другом, певцов со слушателями (я не могу сказать с "публикой") и объединяли всех слушателей в одну добрую семью - народ.
          Атмосферой искренности и неподдельности было проникнуто все "действо", творимое Дм. Покровским с его молодыми товарищами и учениками. Запас песен огромен. "Предлагайте, - говорил Покровский, - мы будем петь для вас и играть, что хотите". И вот через зал на сцену поплыли записки - желания жаждущих душ. Как добрый волшебник, он тут же исполнял их, легко перестраивая программу. Собственно, программы и не было. Были только песни, чрезвычайно разнообразные по характеру, по стилистике (и музыкальной, и языковой). Песни русского Севера и казачьи песни, песни Полесья и Забайкалья. Древние языческие песнопения и современные народные. Программы, как таковой нет, но есть тонко развитое чувство сценической композиции, которое не позволяло отдельным "номерам" (опять не то слово) распадаться: есть чувство, чутье, которое безошибочно верно ведет нарастающее "действо", сохраняя его целостность в удивительном богатстве многообразия. Первой песней звучало трио, второй - квартет, в квинтете третьей сплетались уже пять разных голосов, потом вступали народные инструменты. Вначале это были разнообразные пастушьи рожки, затем - лира, сопровождающая песню бродячего музыканта. Косы, пилы, какие-то гортанные струны. Казалось, любой предмет может запеть в чутких руках музыкантов. И вот уже в "действо" постепенно включаются слушатели. Сначала робко, потом, зачарованные добрым волшебником, все смелее и смелее и, наконец, зал вдруг оказывается на сцене, а затем и зрители, и артисты - все перетекает в фойе. И вот уже в общем хороводе отличить одних от других можно только по национальным костюмам певцов - тоже подлинным, тоже достоверным, как все, с чем имеет дело Д.Покровский. Он давал людям именно то, чего нам так иногда не хватает: внутреннюю свободу, раскованность в самом лучшем смысле этого слова. Возвращение к детству человечества как к собственному детству.
          "Чтобы оценить Тадж-Магал", - говорят индусы, - "надо освободиться от его очарования". От очарования концерта Д.Покровского освободиться трудно и не хочется. Критический анализ неуместен в дни памяти. Да и возможен ли он по отношению к первопроходцам. Песни, собранные и исполняемые коллективом Д.Покровского - светлый источник большой радости. Скорее даже и не источник, а море, океан, безбрежный океан великого народного творчества, уходящий в туманную даль времени и сливающийся там с самой природой.
          Д.Покровский был подвижником и гражданином. Дело, которое он вершил, собирая народные песни (очень нелегкое дело) и которому он посвятил свою жизнь, соразмерно с этим океаном. Выпускник Гнесинки, затем ее преподаватель, талантливый музыкант, пропагандист русского искусства на Западе, артист, ученый-этнограф - все ипостаси Д.Покровского трудно перечислить. Тонко чувствуя музыкальную гармонию и душу песни, он составил "Красную книгу" национального фольклора, география которой - география всей нашей страны и так называемого ближнего зарубежья. Но это не только география - это и история, поскольку, как писал В. Ключевский, переживание народа становится историческим фактом, наряду с событиями.
          В этих песнях слиты пространство и время, далекое прошлое и настоящее. Значение деятельности Д.Покровского для культуры XX века переоценить невозможно, потому что через нее проходит путь и к будущему музыкального искусства, которое теряет свою силу, утрачивая антееву связь с народным творчеством. В периоды исторических переломов движение к истокам становится сильной и объективной необходимостью. Творчество Д.Покровского - одно из выражений этой необходимости. Оно стало возможным благодаря его замечательным личностным качествам. В памяти навсегда останется добрый свет его глаз, одухотворенность каждого движения, зримая безмерная увлеченность делом, которому он служит преданно и профессионально.

В нем музыка - всегда [Н.Боровская]
"Я сошла в ореховый сад…" [Т.Борисова]
Брызги шампанского из туго натянутого нерва [И.Звездина]
Чистый звук [Н.Боровская]
Московский театр "Игроки"
Недоходное место [А.Хавчин, Н.Смирнова]
Может ли провинциальная девушка стать моделью? [С.Городничева]
Возвращение сентиментального боксера [А.Волохов]
Не делайте театру больно, господа! [И.Звездина]
Театр из Исландии в Ростове [М.Костюкова]
“Есть одна награда - смех” [И.Звездина]
О поэтике Михаила Щербакова [Г.Хазагеров]
Либретто для "мыльной оперы" [Е.Черепнева]
Мастер творческого портрета [И.Звездина]
Для нее нет границ во времени и пространстве [А.Колобова]
Другому не хватило бы и десяти жизней [Н.Боровская]
Им нравится соединять несоединимое [Н.Боровская]
"Ведьма из Блэр" напугала шоу-бизнес [Г.Нерсесов]
"Исповедь великого грешника" [Г.Нерсесов]
Что в запахе тебе моем? [Н.Соловьева]
Девятые врата [А.Гарматин]
Искусство и литературная критика [Д.Пэн]
Искусство как источник эволюции сознания [Н.Бекетова]
Как рождается прекрасное [Е.Острижная]
Ростовский цирк вчера и сегодня [М.Дикалов]
История "Титаника":фильма и парохода [О.Акопов]
© Боровская Наталья Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал