Екатерина Болгова,
студентка 2 курса отделения журналистики
Ростовского университета

Рынок радиорекламы в Ростове

Ростове рекламный рынок изучается лишь последние несколько лет. А рынок радиорекламы ранее вообще не исследовался. Во-первых, это объясняется поздним формированием и развитием ростовского рекламного рынка, невостребованностью такой информации и отсутствием профессионалов данного профиля. Во-вторых, такие исследования связаны с большими финансовыми затратами.
          Но все-таки рынок радиорекламы стоит исследовать. Ведь, с одной стороны, реклама - это основной источник доходов радиостанций, и те студенты, которые впоследствии станут радиожурналистами, должны быть заинтересованы в информации о рекламодателях, стоимости рекламы и. т. д. С другой стороны, если кто-то захочет создать в Ростове новую радиостанцию, то абсолютно новых рекламодателей появиться не может, поэтому придется переманивать их с других радиостанций. В такой ситуации, естественно, необходимо владеть всей информацией об объеме рынка радиорекламы, его сегментах и структуре.
          На ростовском рынке радио представлено 11 радиостанций. Но по техническим причинам мы смогли исследовать лишь семь из них. Целью нашей работы стало определение объема рекламного рынка, его тематики и сегментов, специфики рекламодателей на основе этих 7 радиостанций. На наш взгляд, этой базы достаточно для проведения срезового исследования рынка радиорекламы.
          С 5 по 14 ноября 1999 года с помощью мониторинга (т.е. непосредственного постоянного прослушивания радиоэфира) были исследованы следующие радиостанции:

  1. "Европа плюс Ростов" (FM 102,2). Данное радио является филиалом московской радиостанции. Подавляющее большинство программ - московские, практически вся реклама - региональная, за исключением блоков, которые выходят после полуночи. На этом радио самые большие расценки на размещение рекламы. В прайм-тайм с 8-00 до 14-00 и с 17-00 до 21-00 1 мин. стоит 600 руб. В остальное время - 150 - 450 руб. за 1 мин. Рекламные блоки в основном выходят на 20-й, 35-й и 55-й минутах каждого часа. Регион вещания - Ростов н/Д + 50 км, Шахты, Новочеркасск.
  2. "Мираж" (FM 104,6;УКВ 67,1). Это радио - ростовское. Регион вещания - Ростов н/Д + 50 км, Новочеркасск. Относительно высокие цены на размещение рекламы: самое дорогое - с 8-00 до 20-00 - 250 руб. за 1 мин. В остальное эфирное время 100 - 180 руб. за 1 мин. Рекламные блоки выходят на 21-й, 35-й и 51-й минутах каждого часа.
  3. "Радио 103" (FM 103: УКВ 68). Тоже ростовское радио, регион вещания - Ростов н/Д + 60 км. Цена за размещение рекламы - 200 руб. за 1 мин. круглосуточно. Но большое количество рекламных блоков - через каждые 15 мин. ( 9-00, 9-15, 9-30, 9-45, 10-00 и. т. д.).
  4. "Пульс" (FM 103,3;УКВ 66,41). Данная радиостанция - азовская. Регион вещания - Азов + 100 км, Ростов н/Д, Новочеркасск. Цены на размещение рекламных материалов от 100 до 260 руб. за 1 мин (в зависимости от программы, например, 260 руб. за 1 мин в программе "В рабочую полночь" - 00-30 и 00-50). Рекламные блоки в основном на 30-й и 50-й минутах каждого часа, иногда на 15-й, 45-й, 5-й минутах.
  5. "Радио Южный Регион" (FM 105,1) является филиалом "Русского радио". Регион вещания - Ростов н/Д + 70 км, Таганрог. Большинство программ - московские, реклама - не вся региональная. Стоимость 1 мин - 150 - 485 руб. Самая дорогая реклама в программе "Стол заказов по-ростовски" с 14-00 до 15-00. Рекламные блоки - на 50-й минуте каждого часа.
  6. "Донская волна" (FM 104,1) вещает на общероссийском радио "Романтика". Региональных программ нет, только реклама. Регион вещания - Ростов н/Д + 150 км, Таганрог, Новочеркасск, Шахты. Цены за 1 мин рекламы - 180 руб. круглосуточно. Только около девяти рекламных блоков в день.
  7. Дон-ТР (сеть, СВ 317,4: УКВ 71,39: 72,95) является филиалом общероссийского "Радио России". Регион вещания - Ростовская, Донецкая, Луганская области, запад Калмыкии. 1 рекламная минута стоит 190 руб. круглосуточно. Это единственная радиокомпания (из исследованных нами), принимающая частные объявления - 3 руб. за 1 слово.

          В результате мониторингового исследования были получены следующие данные:
          1. С 5 по 14 ноября 1999 года на радио "Европа плюс" 54 рекламодателя разместили 2299 роликов продолжительностью 10-40 секунд, на которые приходится 517.487 руб. (больше всех остальных). Наиболее обширные сегменты - "Развлекательные услуги" (12 рекламодателей), "Средства и услуги связи" (6 рекламодателей), "Одежда и обувь" (5 рекламодателей). Заметим, что почти такая же картина будет наблюдаться по общим результатам (популярны эти же сегменты). Всего на рекламу было отведено 14,4 часа.
          2. На радио "Мираж" за эти 10 дней 25 рекламодателей разместили 1581 ролик, на которые приходится 149.459 руб. Интересно здесь то, что некоторые рекламодатели ("Ростов ЦУМ" и "Ростовский Телеграф") размещали свою рекламу абсолютно разных сегментов рынка (товары для детей и аренда складских помещений, например). В отличие от предыдущей, на этой радиостанции наибольшее количество рекламодателей и роликов в сегменте "Средства и услуги связи" (8 рекламодателей, 679 роликов). А "Развлекательные услуги" переходят здесь на второе место (5 рекламодателей, 415 роликов). На третьем месте - "Услуги по изготовлению и размещению рекламы" (3 рекламодателя, 95 роликов). Всего реклама заняла около 9 часов эфирного времени.
          3. Рекламное время (окло 8 час.) на "Радио 103" было занято всего 12 рекламодателями и 1070 их роликами. Довольно необычная ситуация - очень мало рекламодателей, но много роликов и, следовательно, большой объем рынка в денежном выражении - 97.760 руб. На двух первых позициях находятся те же сегменты, что и у "Миража" - "Средства и услуги связи" (5 рекламодателей, 480 роликов) и "Развлекательные услуги" (3 рекламодателя, 220 роликов). На третьем месте - сегмент "Одежда и обувь", представленый только АО "Донская мануфактура" (90 роликов).
          4. 27 рекламодателей разместили 859 роликов в эфире радио "Пульс", что заняло около 5 часов и составило сумму в 45.040 руб. Спецификой данного радио является наличие в рекламном эфире множества азовских и таганрогских малых предприятий, поэтому здесь рекламодателей больше, чем, например, у "Миража", а объем рынка намного меньше. Из сегментов рекламного рынка на первом месте - опять же "Развлекательные услуги" (7 рекламодателей, 269 роликов), на втором - традиционно "Средства и услуги связи" (4 рекламодателя, 268 роликов), а на третьем - "Бытовые услуги" (сюда входят услуги гостиницы, пошив одежды и др.) - 4 рекламодателя, 75 роликов.
          5. На радио "Южный регион" дали рекламу 15 рекламодателей, что составило 26.908 рублей за 236 роликов (1,1 ч.). Ситуация с сегментами рынка на этом радио особенная - "Строительные и отделочные материалы" (3 рекламодателя разместили 54 ролика), "Автомобили и автоуслуги" (2 рекламодателя разместили 37 роликов), "Бытовая техника" (2 рекламодателя разместили 26 роликов).
          6. 9 рекламодателей разместили 163 ролика (0,8 ч.) на радио "Донская волна", что в сумме составило 9.000 руб. Здесь на первом месте сегмент - "Развлекательные услуги" - 4 рекламодателя, 49 роликов.
          7. На радио "Дон - ТР" 62 рекламодателя (22 из них - частные лица) разместили 142 ролика (0,7 ч.), составив 8.520 рублей. В отличие от всех других радиостанций, здесь самыми обширными сегментами являются "Образование" (6 рекламодателей, 22 ролика) и "Медицинские услуги" (5 рекламодателей, 19 роликов).
          Все основные вышеперечисленные данные содержатся в Таблице №1. Здесь же содержатся итоговые данные по всем радиостанциям, исследованным нами.

Таблица №1.

Сводная таблица данных по анализу рынка радиорекламы в Ростове с 5 по 14 ноября 1999 года

Радиостанция

Цена

1 мин, руб.

Объем рынка в руб.

Объем рынка в часах

Количество роликов

Количество рекламод.

1. “Европа плюс Ростов” (FM 102,2)

300-600

517.487

14.4

2.299

54

2. “Мираж” (FM 104,6; УКВ 67,1)

100-250

149.459

9

1.581

25

3. “Радио 103” (FM 103; УКВ 68)

200

97.760

8,1

1.070

12

4. “Пульс” (FM103,3; УКВ 66.41)

100-260

45.040

5,2

859

27

5. “Южный Регион” (FM 105,1)

150-485

26.908

1,1

236

15

6. “Донская волна” (FM 104,1)

180

9.000

0,8

163

9

7. “Дон-ТР” (сеть; СВ 317,4; УКВ 71,39)

190

3 руб.за 1слово

8.520

0,7

142

62

(22-частнные)

ОБЩИЙ ИТОГ:

 

854.174 –скидка 10% 768.757

39,3

6.350

158

          Сведения о десяти рекламодателях с наиболее крупным рекламным бюджетом содержатся в Таблице №2. Здесь следует оговориться, что оплата рекламных услуг рекламодателями может производиться не только в денежном эквиваленте, но и по бартеру.

Таблица №2

Организации с наиболее крупным рекламным бюджетом

Рекламодатель

Общие затраты, руб.

Объем, час.

Кол-во роликов

Сегмент рынка

1

Развлекательный комплекс “Атлантида”

145.252

3,9

370

Развлекательные услуги

2

Дворец спорта

76.796

2,9

390

-//-

3

Театр им.

М. Горького

35.521

1,6

168

-//-

4

“Билайн”

26.469

1,9

384

Средства и услуги связи

5

“Ростовский телеграф”

21.800

1,7

256

-//-, бытовые услуги

6

“Джео”

18.950

0,5

122

-//-

7

“ААА”

18.334

1,1

199

-//-, ювелирные изделия

8

“Сотел”

16.727

1,3

226

-//-

9

“ЦТС”

15.637

0,7

169

-//-

10

“Дилинк”

13.248

1,2

182

-//-

          Данные о тематике и сегментах рынка радиорекламы приведены в Таблице №3. Необходимо отметить, что наибольшее количество рекламодателей - в сегменте "Развлекательные услуги" - 23, здесь же наибольший объем рынка в часах - 14,7. Однако, рекламных роликов больше всего посвящено "Средствам и услугам связи" - 1.852.

Таблица №3

Тематика и сегменты рынка радиорекламы

Сегмент рынка

Стоимость в рублях

Объем в часах

Кол-во роликов

Кол-во рекламод.

1

Развлекательные услуги

377.319

14,7

1.747

23

2

Средства и услуги связи

159.407

10,5

1.852

13

3

Услуги по изготовлению и размещению рекламы

63.142

1,2

155

5

4

Одежда и обувь

55.974

2,2

281

8

5

Мебель

36.749

1,4

219

13

6

Автомобили и автоуслуги

27.942

1,1

341

5

7

Строительные и отделочные материалы

26.805

1,1

229

7

8

Бытовые услуги (прием металла, гостиницы, и.т.д.)

23.351

1,1

218

7

9

Издательская деятельность

13.320

0,3

69

3

10

Образование

9.937

0,8

132

7

11

Организация выставок

8.646

0,3

24

1

12

Ювелирные изделия

8.200

0,3

48

1

13

Товары для детей

6.590

0,6

76

1

14

Канцелярские товары

6.522

0,5

75

2

15

Табачные изделия

6.500

0,3

52

1

16

Компьютеры и оргтехника

6.267

0,5

72

2

17

Продукты питания и напитки

3.468

0,2

41

5

18

Бытовая техника

3.246

0,3

36

4

19

Лекарственные препараты

2.770

0,1

12

1

20

Производственное оборудование

2.677

0,2

36

5

21

Нефтепродукты

2.675

0,1

16

1

22

Бытовое оборудование

2.160

0,2

36

1

23

Операции с ценными бумагами

1.821

0,1

49

2

24

Косметическая продукция

1.462

0,1

13

1

25

Медицинские услуги

1.013

0,1

19

5

26

Хозяйственные товары

572

0,02

6

1

27

Туризм

285

0,03

5

3

28

Услуги работодателя

32

0.003

1

1

КРОМЕ ТОГО:

29

Частные объявления

1.155

0,1

35

22

30

Имиджевая реклама

32.210

2,8

424

11

          Сегменты объема рынка радиорекламы в денежном выражении выглядят следующим образом:

  1. Развлекательные услуги – 44,2%
  2. Средства и услуги связи – 18,7%
  3. Услуги по изготовлению и размещению рекламы – 7,4%
  4. Одежда и обувь – 6,6%
  5. Мебель – 4,3%
  6. Автомобили и автоуслуги – 3,3%
  7. Строительные и отделочные материалы – 3,1%
  8. Бытовые услуги – 2,7%
  9. Издательская деятельность – 1,6%
  10. Образование – 1,2%

          Такая популярность развлекательных услуг (сюда входит организация спектаклей, концертов, вечеров в барах и кафе) на рынке радио рекламы связана со спецификой аудитории радиостанций. Ведь музыкальные радиостанции (а таковыми являются 6 из 7 исследованных нами) слушает в основном молодое поколение. Старики такие радиостанции не слушают. Кроме молодежи (старшеклассников и студентов) в радиоаудиторию входит активное работающее население. С этим связана популярность средств связи и услуг по изготовлению и размещению рекламы.
          В заключение необходимо сказать, что общий объем рекламного рынка в денежном выражении за десять дней на 7 ростовских радиостанциях составил 854.174 рублей. Всего 158 рекламодателей разместили 6.350 роликов, что заняло 39,3 часа. Условно можно сделать вывод, что за месяц на рекламу приходится около 2.500.000 рублей, но далеко не вся эта сумма выплачивается рекламодателями реальными деньгами.

Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
© Болгова Екатерина Вернуться в содержание Вверх страницы
На титульный лист
Следующий материал