Алексей Гарматин,
студент 3 курса отделения международной журналистики РГУ
Обзор сетевых СМИ Ростовской области
|
|
последние 3 года можно наблюдать активный рост сетевой журналистики со своими особыми приемами и способами подачи материала. Как следствие развития Интернета в целом, первые сетевые издания (не считая отдельные исключения) появились в середине 1997 года - "Журнал.ру" (http://www.zhurnal.ru), "Русский Журнал" (http://www.russ.ru), "Вечерний Интернет" (http://www.russ.ru). Первые издания в Ростовской области можно датировать апрелем 1998 года. Большая часть так называемых сетевых деятелей является в той или иной степени сетевыми журналистами. Известный сетевой журналист Евгений Горный еще в 1998 году сказал:"В наши дни журналист, не умеющий использовать Интернет в своей работе, - такой же анахронизм, как домохозяйка, не умеющая пользоваться газовой плитой."
Основные особенности "сетевого текста" - сжатость, членение на части, нелинейные расширения за счет использование гипертекстовых ссылок и мультимедии и т. д. - определяются спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.
Возможность незамедлительной публикации материалов по мере их поступления приводит к тому, что зачастую сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения.
Доступ к архивам издания и внешним электронным ресурсам делает возможным "объемное" видение темы, расширяет информационный потенциал издания.
Различные формы обратной связи позволяют читателю активно участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем.
Типы ресурсов в Интернете достаточно разнообразны. К ним можно отнести как электронные версии существующих периодических печатных изданий, так и чисто электронную периодику, не имеющую печатных аналогов. Онлайновые базы данных -платные, а также полностью или частично бесплатные; крупные коммерческие базы данных обычно предоставляют доступ к значительному количеству материалов, сортированных тематически. Словари, энциклопедии, справочные материалы. Электронные библиотеки, списки рассылки (mailing lists), каталоги и поисковые системы.
Создание ресурсов такого рода достаточно трудоемко как в качественном, так и в количественном масштабах. В основном, большинство ресурсов является продуктом таких интеллектуальных центров как Москва, Сант-Петербург, Новосибирск и др., что определяется размерами аудитории Интернет.
Аудитория Интернет Ростова и области может быть разделена на следующие группы:
- пользователи - любители Интернет, способные оплачивать доступ провайдера;
- профессиональные програмисты - те, кто занимается Интернетом по роду деятельности;
- профессиональные любители - програмисты, компьютерщики, дизайнеры, художники, те, кто создает и пополняет Сеть;
- сотрудники крупных организаций - те, кто пользуются Интернетом бесплатно на работе;
- студенты - те, кто пользуется вузовским Интернетом.
Замечу, что в то время как категория частных пользователей постепенно растет, во многих регионах университетский Интернет остается единственным инсточним доступа к информации. Количество пользователей персональных компьютеров составляет 5,3 млн человек, каждый четвертый имеет выход в Интернет (1,3 млн человек). (По данным агенства КОМКОН на 1999 г.). Безусловно аудитория оказывала непосредственное влияние на формирование Интернет ресурсов Ростовской области формируя основные тематически направления.
При составлении полного списка сетевых СМИ Ростовской области использовались каталоги ростовского портала "Посети" (http://www.poseti.com), раздела "Интернет" на сервере "Ростов.Ру" (http://internet.rostov.ru) и сервера "Ростов в Сети". На основе этих данных был составлен сводный каталог, в который вошли:
55 электронных версий;
27 сетевых изданий;
17 серверов, порталов, сайтов не относящихся к СМИ;
9 телевизионных сайта;
8 радиостанций;
5 сайтов телерадиокомпаний.
Особенностью вышеупомянутых каталогов было то, что развернутое деление, например, электронных версий, на версии газет и журналов не производилось. По такого рода базам данных нельзя проследить периодичность, направленность и даже тематику. В каталогах приводятся аннотации к СМИ, но они зачастую не отражают истинного положения дел. Например, в аннотации к "Ростовской электронной газете" на сервере "Ростов.ру" сказано, что это "информационный проект студентов журфака", что не соответствует действительности. Можно сказать, что заявленные сайты (121 шт.) рельно не имеют всех признаков периодического издания. Чтобы выявить и охарактеризовать каждое издание в отдельности на наличие этих признаков была составлена матрица, которая включала в себя следующие разделы: "Дата выхода первого номера", "Дата начала ведения архива", "Количество номеров в архиве", "Периодичность", "Дата последнего номера", "Количество посетителей по счетчику", "Издатель", "Обьем одного номера в символах", "Основные рубрики", "Локальность", "Жанры", "Характер информации", "Тематика".
Столь тщательный анализ компенсировался тем, что, как выяснилось, большинство сайтов сразу же не подходило ни под один из раделов. Только 11 из 48 электронных версий имели четкую периодичность, архив и остальные категории, а из 27 сетевых только 14. Остальные сайты выполняли рекламную функцию либо печатной версии, либо компании-издателя.
Если рассматривать Интернет-радиостанции, то до уровня интернет вещания Ростовская область еще не дошла. Вещание Интернет-радиостанции может производиться в реальном времени и/или в записи; некоторые могут являться интернетовскими дублями обычных радиостанций, другие могут существать только в Сети. В Ростовской области сайты Интернет-радиостанций существуют только для обратной связи со слушателями. То же самое касается и телевизионных технологий. В современных компьютерных системах есть все, чтобы в реальном времени воспроизводить видео и звукоряд, но возможности каналов связи в Росовской области, как и в России в целом, этого пока не позволяют.
Остановимся теперь на 25-ти реально выходящих периодических изданиях. Самыми первыми в Сети можно считать 2 издания: электронную версию газеты "Вечерний Волгодонск" (http://www.vdonsk.ru/ru/~vv/index.htm), появившуюся в апреле 1998 и сетевое издание "Ростовская электронная газета" (http://www.relga.ru), первый номер которой вышел 12 апреля 1998 года. По количеству номеров в архиве лидером является тот же "Вечерний Волгодонск", насчитывающий 63 номера с момента выхода издания.
Раздел "Периодичность" требует отдельного разьяснения, и в данном случае электронные версии не могут быть напрямую сопоставлены с сетевыми изданиями, т.к. у последних появляется возможность публикации материалов по мере их непосредственного поступления в редакцию. Таким образом среди электронных версий "Вечерний Волгодонск" (3 раза в неделю) самое периодичное издание, а сетевые "Деловой Ростов" (http://www.gorodn.ru), "Ростов.ру", "Ростовские хроники" (http://www.logunov.ru) публикуют материлы несколько раз в день.
Показания счетчика служат свидетельством того, какие издания пользуется большей или меньшей популярностью среди читателей. Как следствие этого, сайты с определенной периодичностью имеют посещаемость на порядок выше тех, которые не обновляются. Количество посетителей может начинаться с 40-60 хостов в сутки.
Раздел "Издатель" был введен для того, чтобы отделить частные издания от корпоративных. Относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствует расцвету узкоспециальных, маргинальных и личных электронных колонок, газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная конституцией свобода слова и самовыражения. Конечно, существует здесь и своя темная сторона. Легкость публикации при возможности сохранения анонимности может вести к злоупотреблениям. Дезинформация, плагиат, экстремизм, порнография, мошенничество, воровство, непрошеная реклама - все это тоже реалии Сети.
Исследование показало, что в Сети издания таких информационных гигантов как издательский дом "Город N", медиа-агенство "Информа" и личные проекты "Ростовские хроники" Логунова и "Жбан" (http://www.jban.newmail.ru) Бычина могут гармонично дополнять друг друга.
Раздел "Обьем номера" был использован, чтобы исключить приравнивание больших информацинно-насыщенных изданий с похожими по всем остальных пораметрам дайджестами. В среднем объем только текстовой информации одного номера "Ростовской электронной газеты" - 480 тыс. знаков, "Газеты Дона" (http://www.dona.ic.ru) - 320 тыс., "Города N" - 160 тыс.
Особого внимания заслуживает рубрикация информационного сервера "Ростов.ру". В нее входят следующие рубрики: "Финансы", "Компьютеры", "Профессионал", "Репортажи", "Корпоративные", "Cпорт", "Культ-бит", "Молодежь", "Криминал", "Ворчание", "Интернет", "Мифы", "Культура", "Здоровье", "Гороcкоп" ,"Cтритшот". Большинство изданий имеют в среднем от 5 до 10 тематических рубрик.
"Локальность" определяется географической привязанностью издания к конкретному региону. Около 98% новостей газеты "Наше зеркало" (http://zerkalo.rostov.ru) (г.Волгодонск), "Вести придонья" (http://www.sha.rnd.su/user/vesti) (г.Шахты) ориентировано на жителей своего города.
Преобладающим жанром является расширенная заметка (48%) для сетевых СМИ высокой периодичности, для изданий с недельной-двухнедельной периодичностью - корреспонденция и репортаж (37%). Характер - нейтральный (60%).
Тематика изданий варируется от компьтерных новостей (35%), обзоров (12%) до новостей культуры (9%) и политики, экономики (7%). Отдельный тематический раздел представляют издания, ориентированные на компьютерное мошенничество (9%).
Стоит признать, что региональные сетевые издания в Ростовской области на данном этапе развиты на 30,25% процентов, из 121 сайта, зарегистрированного в каталогах, всего лишь 25 имеют типологические признаки периодического издания, из них 14 сетевых и 11 версий. С другой стороны, несколько качественных изданий способны заменить десятки "псевдо-чтив". Определяющим значением в этом вопросе является постоянная обновляемость, обьем, определенное тематическое направление, что позволяет говорить о формирующейся сетевой элите и повышении конкурентоспособности как с региональными сетевыми СМИ, так и с изданиями всероссийского масштаба.
Список СМИ Ростова и области в Интернете
|
Обзор российской сетевой прессы для женщин [М.Колесникова]
Сетевые СМИ - основные группы, виды и формы их функционирования [М.Колесникова]
Когда в доме есть Интернет, он перестает быть крепостью [Л.Чиликина]
Безопасность электронной почты [А.Шульга]
Интернет-реклама [1]
Интернет-реклама [2]
Интернет-реклама [3]
Интернет-реклама [4]
Обзор сетевой прессы [1]
Обзор сетевой прессы [2]
Обзор сетевой прессы [3]
Обзор сетевой прессы [4]
Обзор сетевой прессы [5]
Обзор сетевой прессы [6]
Обзор сетевой прессы [7]
Обзор сетевой прессы [8]
Обзор сетевой прессы [9]
Обзор сетевой прессы [10]
Краткий обзор англоязычных информационно-поисковых систем Интернета [Ю.Уракчеева]
Ростовские лица в Интернете [С.Ванюков]
Gazeta.RU - новое сетевое издание
Нарушения авторских прав в компьютерном образовании [И.Петров]
Интернет-Парламенту - 1 месяц
Разговоры в чате [Е.Занимонец]
Кое-что о UseNet [Д.Куров]
Цифровые деньги [Д.Куров]
Сладкий плод холодной войны [Е.Занимонец]
|