Светлана Гунькина,
студентка 2 курса отделения журналистики РГУ,
руководитель студенческой исследовательской группы "Аудитория СМИ"

Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография

руппа исследователей читательской аудитории ростовских еженедельников поставила перед собой цель: выяснить, какие еженедельники пользуются большим спросом и почему. Анкетирование проводилось в Ворошиловском, Железнодорожном, Кировском, Ленинском, Октябрьском, Советском, Первомайском, Пролетарском, ЗЖМ, СЖМ, Чкаловском районах. Опрос проходил с 3.11. по 13.11.99 года. Число интервьюируемых - 550 человек, наибольшее количество (82 человека) опрошенных было в пятницу (день выхода "ДГ"), однако, по результатам опроса наибольшим спросом пользуется "ГД", выходящая в четверг. Таким образом, день выхода газеты не влияет на ее популярность. Время проведения - с 8 до 19 часов

    Данные, полученные в результате опроса, позволили решить ряд задач:
  1. Выяснить, какие издания были куплены ростовчанами.
  2. Мотивы выбора газеты.
  3. Информационные интересы покупателей.
  4. Социально-демографические данные.

Общие результаты анкетирования. Социально-демографические характеристики.

    Пол:
    Мужчины - 44,7% (246 человек).
    Женщины - 55,3% (304 человека).
    Возраст:
  1. До 25 лет - 32% (176)
  2. От 26 до 40 лет -35,6% (196)
  3. От 41 до 60 лет - 24,5% (135)
  4. 60 и более лет - 7,9% (43)
    Образование:
  5. Высшее, н/высшее - 57% (312)
  6. Среднее, среднее специальное - 39% (217)
  7. Начальное, н/среднее - 4% (21)
    Занятость:
  8. Работает - 53% (289) Не работает - 47% (261)
    Должность:
  9. Квалифицированный специалист с в/о - 35% (104)
  10. Руководитель, зам. руководителя - 13% (37)
  11. Руководитель подразделения - 12,5% (36)
  12. Служащий без в/о - 11,7% (34)
  13. Квалифицированный рабочий, мастер - 8% (26)
    Сфера:
  14. Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание - 27% (75)
  15. Промышленность, строительство, связь, транспорт - 19% (54)
  16. Пенсионеры, кредит, страхование - 16% (46)
  17. Жилищно-коммунальное хозяйство - 8,9% (26)
  18. Здравоохранение - 8,6% (25)
    Если не работает, то …
  19. Учащиеся, студенты - 49% (128)
  20. Пенсионеры - 22,6% (59)
  21. Домохозяйки - 19,7% (50)
  22. Безработные - 8% (23)
  23. Другое - 0,3% (1)
    Всего было куплено 53 вида различных изданий, среди них не только ростовские, но и центральные газеты и журналы. Но так как целью исследования были местные еженедельники, то интервьюеры опрашивали людей, покупающих именно эти газеты, поэтому центральные издания не вошли в 5-ку лидеров по популярности, которая выглядит следующим образом:
  24. "Газета Дона" (ГД) - 220 чел.
  25. "Город N" (ГN) - 122 чел.
  26. "Домашняя газета" (ДГ) - 113 чел.
  27. "Ростовский курьер" (РК) - 88 чел.
  28. "Новая городская газета" (НГГ) - 75 чел.

"Газета Дона" (ГД) - лидер

          Мотивы покупки данного еженедельника разнообразны, таковых двадцать, но мы не будем подробно останавливаться на каждом из них, а выберем пять основных.
          По результатам анкетирования, большинство читателей приобретают "ГД" в связи с тем, что данную газету читает вся семья (52 человека ответили, таким образом, то есть 12,5%), а также и потому, что она легко и интересно читается (50 интервьюируемых, 12%). 43 человека покупают "Газету Дона", так как она устраивает их своей ценой (10,5%). Многие для того, чтобы узнать городские новости (32; 7,5%), для других - из-за того, что в газете есть много сенсаций и новинок (30; 7%), кстати, данный мотив у остальных изданий в пять основных мотивов не входит. Если же рассматривать интересы покупателей данного еженедельника, то они выглядят следующим образом:

  1. Большинство читает все подряд (86 человек из 192 опрошенных, то есть 22%).
  2. А также кроссворды, викторины, чайнворды (40; 10,2%).
  3. Городские новости (37; 9,4%).
  4. Юмор (29; 7,4%).
  5. "Женские" темы (27; 7%).

          Теперь рассмотрим социально-демографические данные аудитории "ГД" попытавшись составить портрет среднестатического покупателя данного еженедельника. Итак, 65% опрошенных - женщины. Возраст интервьюируемых варьируется. Наибольшим интересом "Газета Дона" пользуется у молодежи: от 14 до 25 лет (43% интервьюированных), однако, значительное место занимают и люди в возрасте от 26 до 40 лет (31%), зато процентная доля пенсионеров минимальна: по сравнению с предыдущими возрастными показателями она составляет всего лишь 8%, если же говорить о читателях от 41 до 60 лет, то их 19%. Среди опрошенных основная масса людей с высшим образованием - 50%, однако же, большинство - неработающие (111 человек из 192, то есть 58%) , причем 28% из них студенты, 12% - домохозяйки, 8,5% - пенсионеры и 4% - безработные. Среди же 42% работающих основная должность - квалифицированный специалист (35%), занимающихся в сферах: торговли (25%), промышленности (18%), жилищно-коммунальных услуг (16%), образования (12%).

"Город N" (ГN)

          На втором месте рейтинга находится еженедельник "ГN", но как информационные интересы покупателей данной газеты, так и мотивы покупки совершенно отличны от предыдущего еженедельника. Так, большинство (45 человек из 106; 21,5%) интервьюируемых приобретают данный еженедельник в связи с тем, что могут найти в нем информацию, необходимую им для работы. 40 опрошенных (21,5%) предпочитают эту газету потому, что в ней есть комментарии, анализ событий.
          Многие покупают "ГN" для того, чтобы узнать городские новости (33; 15,8%). Также еженедельник пользуется спросом в связи с тем, что его считают не "желтым" (18 человек; 8,6%), а вот цена, единственный мотив, который можем встретить и у "ГД" и у "ДГ", занимающая среди основных мотивов "ГД" - третье место, "ДГ" - второе место, а "ГN" опустилась на последнюю строку (16; 7,7%). Естественно, что мотивы перекликаются с интересами читателей, которые выглядят следующим образом:

  1. Общие экономические новости - 44 (24%).
  2. Городские новости - 38 (20,6%).
  3. Читаю все подряд - 28 (15%).
  4. Аналитические комментарии к событиям - 23 (12,5%).
  5. Политические обзоры - 12 (6,5%).

          В отличие от "ГД", среди читателей преобладают мужчины (73,5%) в основном в возрасте от 26 до 40 лет (46; 43%), с высшим образованием (82 человека; 77%). Основная часть читателей - это работающие люди (83 опрошенных; 78%), причем большинство из них квалифицированные специалисты (31; 37%) или руководители, занимающиеся работой в области финансов, кредитов, страхования, торговли, бытового обслуживания, связи, транспорта. Количество неработающих распределяется по убывающей:

  • Студенты (17 человек; 74%).
  • Пенсионеры (3; 13%).
  • Безработные (3;13%).

"Домашняя газета" (ДГ)

          Теперь обратимся к третьей строчке рейтинга, то есть к "ДГ". При сравнении ее с лидером, в отличие от "ГN", можно сразу же обратить внимание на удивительное сходство некоторых позиций в мотивах и интересах между обоими еженедельниками. Например, как и в "ГД", так и в "ДГ" основной мотив покупки: "эту газету читает вся моя семья" (34 человека из 113; 20%), однако, с третьего места у "ГД" в "ДГ" такой мотив, как-то, что читателя устраивает цена издания, поднялся на второе (26; 15,2%). Также данный еженедельник приобретают для того, чтобы прочитать в нем советы специалистов (18; 10,5%), а вот то, что газета легко и интересно читается в "ДГ", в отличие от "ГД", у которой этот мотив находится на втором месте, здесь на четвертом (16; 9,3%). Многие приобретают "ДГ", так как в ней есть их любимый раздел (14; 8,2%). Картина интересов такова:

  1. Читаю все подряд (38; 25,5%).
  2. Кроссворды, викторины (17; 11,5%).
  3. Городские новости (15; 10%).
  4. "Женские" темы (15; 10%).
  5. Материалы об образовании, воспитании, семье (9; 6%).

          Как и "ГД", но в отличие от "ГN", у "Домашней газеты" большинство покупателей - женщины (86%), что вполне объяснимо спецификой еженедельников, а вот по возрастным показателям "ДГ" ближе "ГN", так как в основном ее покупатели в возрасте от 26 до 40 лет (38%), причем с высшим образованием (57%). 44% процента среди опрошенных - работающие, в большинстве случаев в должности квалифицированных специалистов в сферах: торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Среди неработающих 22% - студенты и учащиеся.

"Ростовский курьер" (РК)

          Четвертое место в рейтинге еженедельников занимает "РК". Выясним, какими мотивами руководствуются покупатели при выборе именно этой газеты. Во-первых, они приобретают ее для того, чтобы узнать городские новости (25 интервьюируемых; 18%), как и читатели "Домашней газеты" они отдают предпочтение "РК" в связи с тем, что их устраивает цена еженедельника, таким образом, как и "ДГ" она занимает второе место (16 опрошенных из 63; 12,4%). Далее, покупатели отмечают то, что газета легко и интересно читается (14; 12%), как Вы помните, этот мотив в "Газете Дона" находится на второй строке, а в "Домашней газете" на четвертой. Четвертое же место мотивировки покупки "Ростовского курьера" занимает "комментарий и анализ событий" (12 человек; 9%). 6% интервьюированных ответили, что приобретают еще и в связи с тем, что в ней есть ТВ программы, а также 6% в связи с нахождением в газете комментариев и анализа событий - эта причина, следовательно, занимает пятую строку лидирующих мотивом покупки издания.
          Теперь рассмотрим, что же главным образом их интересует в данном еженедельнике. По результатам анкетирования мы получили следующие данные:

  1. Читаю все подряд - 26 (24%).
  2. Городские новости - 16 (14,5%).
  3. Аналитические комментарии событий - 8 (7%).
  4. Политические обзоры - 7 (6%).
  5. Криминальная хроника - 7 (6%).

          Социально-демографические данные аудитории "Ростовского курьера":
          52% опрошенных - женщины. Возраст интервьюированных варьируется. Наибольшим интересом "РК" пользуется у людей в возрасте 26-40 лет (29; 46%), а также от 14 до 15 (20; 32%). В основном это люди с высшим и неполным высшем образованием. Большинство интервьюируемых работают и занимают должности квалифицированных специалистов (21 человек; 36%) или технического обслуживающего персонала (6; 16,6%). Остальные сферы деятельности следующие: промышленность, строительство, связь, транспорт, общественное питание, бытовое обслуживание, образование, здравоохранение. Среди неработающих большинство читателей газеты студенты (13; 48%) и домохозяйки (6; 22,2%).

"Новая городская газета"

          Данный еженедельник занимает пятую строчку рейтинга. На наш взгляд эту газету наиболее интересно рассматривать при систематическом подходе.

    Мотив:
  1. 1. Чтобы узнать городские новости - 29 (23,5%).
  2. Устраивает цена - 21 (17%).
  3. Эту газету читает вся семья - 10 (8%).
  4. Традиция, привычка - 8 (6,5%).
  5. Кроссворды, сканворды, чайнворды - 7 (6%). Интересы:
  6. Городские новости - 28 (24%).
  7. Читаю все подряд - 16 (14%).
  8. Кроссворды, чайнворды, сканворды - 15 (13%).
  9. Все о продуктах питания, напитках, кулинарии - 9 (8%).
  10. Аналитические комментарии и события - 6 (5%).
    Среди покупателей 57% - женщины. Возраст аудитории "НГГ" располагается в следующем порядке:
  11. 14-45 лет - 35%.
  12. 26-40 лет -35%.
  13. 44-60 лет -20%.
  14. 60 лет и более - 10%.
    Если же говорить об образовании, то у читателей "НГГ" оно выглядит таким образом:
  15. Высшее - 50%.
  16. Среднее - 45%.
  17. Начальное - 5%.
    Занятость:
  18. Работают - 50%.
  19. Не работает - 50%.
    Должность: квалифицированный специалист, как и в 1998 году, в основном, в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Среди неработающих большинство студентов и учащихся.

"Идеальный" еженедельник в Ростове

          На основе сравнения мотивов покупки, интересов, социально-демографических данных аудитории, можно сделать вывод о том, какая газета будет пользоваться наибольшим спросом, то есть создать, модель своего рода, идеального многотиражного (массового) еженедельника для среднестатистического читателя ростовских еженедельников. Естественно, что при нынешних экономических условиях не маловажную роль играет цена. Вспомним, что у "ГД" этот мотив, как и у "НГГ" занимает вторую строку, у "ДГ" и у "РУ" - третью, у "ГN" - пятую.
          Вторую позицию среди основных мотивов занимает: "чтобы узнать городские новости". Данный мотив находится на первом месте у "РК" и "НГГ", третье - "ГN", четвертое - "ГД", у "ДГ" нет такой причины покупки среди лидирующих.
          Третью строку общих результатов занимает мотив: "эту газету читает вся моя семья", которая находится на первом месте среди лидирующих как у "ГД", так и у "ДГ", третье у "РК".
          Четвертый общеитоговый мотив такой: "в газете есть комментарий, анализ событий, интересный для меня", находящийся на втором месте у "ГN" и четвертом у "РК".
          Таким образом, можно заметить, что в связи со своими особенностями и направленностью, мотивы каждого из пяти лидирующих еженедельников в той или иной мере соприкасаются с общеитоговыми. Интересы читателей во многом совпадают с мотивами покупки изданий. Большая часть опрошенных читает все подряд (у "ГД", у "ДГ", у "РК" - первая строка, у "НГГ" - вторая, у "ГN" - третья).
          Многие уделяют внимание чтению городских новостей (у "НГГ" - первое место, у "РК" и у "ГN" - второе, у "ДГ" и у "ГД" - третье). Интерес, занимающий третью позицию в общих результатах анкетирования: "кроссворды, сканворды, викторины" (у "ГД", "ДГ" - вторая строка, у "НГГ" - третья). На четвертом месте: "аналитические комментарии к событиям" (третья позиция у "РК", четвертая у "ГN" и пятая у "НГГ"). На пятом месте общих итогов находятся: "общие экономические новости" (первая строка у "ГN").
          Обобщив полученные результаты, можно заметить, что каждый еженедельник по-своему отвечает поставленным перед ним задачам, в связи с чем, все они по-разному соотнесены с общими итогами анкетирования, но в то же время некоторые из их лидирующих мотивов и итогов перекликаются с общими, а лидер - "ГД", - в особенности.
          По результатам опроса можно составить портрет среднестатистического читателя ростовской прессы.
          Во-первых, ростовским еженедельниками интересуются в равной степени, как мужчины, так и женщины (мужчин - 44,7%; женщин - 53,3%), среди которых преобладает молодежь (32%) и люди среднего возраста (35%), люди в возрасте 60 лет оказались на последнем место (6,8%).
          Самое интересное, что бульварную прессу покупают в основном люди с высшим образованием. Возможно, это связано с тем, что на них в течение дня выливается огромный поток различной информации и поэтому человек, устав от работы и связанных с нею проблем, нуждается в легком чтении.
          Как и следовало ожидать, потребность в информации не зависит от занятости человека. Среди работающих это в основном квалифицированные специалисты в области торговли, общественного питания, промышленности, строительства. Среди неработающих, ростовские еженедельники читают в основном студенты и учащиеся (49%), пенсионеры (22,6%), домохозяйки (19,1%).
          Таковы основные моменты, связанные с социально-демографическим данными аудитории ростовских еженедельников.

Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
© Гунькина Светлана Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал