Наталья Лужняк,
студентка отделения журналистики РГУ

Школа без стрессов

аверное, многие из нас вспомнят практически заученную наизусть фразу, неоднократно произносимую с особым пафосом не одним учителем: "Вы должны учиться для получения не оценок, а, прежде всего, знаний". И, придя в школу семилетними малышами, мы действительно стремимся, впитать в себя, как в губку, максимум всего нового, интересного, неведомого. Но постепенно к этому стремлению откуда-то исподволь присовокупляется желание увидеть на обложке своей тетради цветную звездочку, кружок, цветочек, символизирующие хорошо выполненное задание, похвалу, а, следовательно, успех (успех у одноклассников, учителей, родителей). Потом именно жажда успеха, действующего как наркотик, и становится мощнейшим стимулом к учебе, а высокие оценки - ничем не превзойденным средством самоутверждения. И вскоре ты перестаешь замечать, как в погоне за желанными пятерками уже не способен остановиться ни перед чем: ни перед списыванием контрольной у соседа под партой, ни перед выдиранием из задачника по физике страниц с вариантами ответов, ни перед изготовлением экзаменационных шпаргалок. А виной всему эти злосчастные пятерки, достающиеся подчас с таким трудом!
          А кому не знакома следующая ситуация: проболев последнюю неделю декабря и пропустив итоговую контрольную, решающую судьбу твоей четвертной оценки в сторону четверки или пятерки, ты все-таки получаешь четыре и уже почти готова смириться, но узнаешь, что та же оценка ставится и твоей однокласснице, учившейся то на тройки, то на четверки попеременно, но каким-то чудом написавшей (а скорей списавшей) эту контрольную на "пять".
          Чудовищная несправедливость, согласитесь! И ты со слезами на глазах и дрожью в голосе бежишь к преподавателю с единственным вопросом: "Неужели моя оценка и ее - равнозначна". Но в ответ Татьяна Васильевна лишь разводит руками и обреченно вздыхает: "Я здесь ни причем! Виновата несовершенная система школьных оценок". Иными словами, необходимо внесение существенных корректив в традиционную систему оценок в средней школе.
          Насколько я понимаю, первостепенная задача школы - научить ребенка самостоятельно мыслить. Зачем же тогда нужны оценки? Вы скажете: "Как же, ведь оценки - это практически единственный стимул к учебе". Я не возражу вам в этом, но предложу создать более действенные стимулы (например, преподавание материала, тесно связанного с реальной жизнью, способствующего принятию правильных решений сложных жизненных ситуаций). К тому же получаемые учениками оценки являются не только символами успеха, побед, но и сигналом бедствия, неудачи. И вот уже у ребенка перед боязнью очередной двойки опускаются руки, и он начинает относиться к учебе как к совершенно бесполезному для него делу. И кто возьмется объяснить ему, что все обстоит, не так уж плохо, и что виной всему - школьная система оценок, совершенно не делающая скидку на то, что один и тот же материал не может с одинаковой легкостью быть усвоен всем классом. К тому же отрицательные оценки сразу как бы зачисляют школьника в категорию безнадежно отстающих, вряд ли даже впоследствии добьющихся успехов. А если дать ребенку еще один шанс и заново преподать ему неусвоенный курс, то может быть, он сможет наверстать упущенное, и в нем проснется вновь жажда к знаниям. А может, удовольствие от общения с более "сильными" одноклассниками станет для него стимулом к познанию? Так или иначе, но главное - не допустить того, чтобы ученик разуверился в собственных силах, признал свое поражение в борьбе за обретение знаний, проникся ощущением безнадежности.
          А ведь опыт создания подобных школ без оценок существует уже давно в европейских странах. И первой школой без стрессов была создана в 1919 немецким владельцем фабрики Эмилем Мольтом в содружестве с педагогом Рудольфом Штайнером. Она была предназначена для детей рабочих фабрики и должна была создать наиболее благоприятную атмосферу для развития личности школьника. Сейчас в мире насчитывается более 400 школ, работающих по данной модели. Их называют "Вальдорфскими школами". Дети обучаются в этих школах 12 лет. На протяжение трех или четырех недель у них ежедневно в течение двух часов преподается один и тот же предмет. После этого учащиеся переходят на традиционный режим обучения. Считается, что таким образом школьники могут лучше сконцентрироваться на каждом конкретном предмете. Здесь нет оценок и нет второгодников. В конце 12 класса учащиеся могут сдать экзамен на аттестат зрелости и продолжить свое обучение в вузах. И если у нас в России уже собираются учиться 12 лет, то почему бы это не делать по модели "Вальдорфских школ"!

Хлопоты и тревоги абитуриентов [А.Лысакова]
Кое-что о народном образовании в ростовском уезде в XIX веке: Краткий обзор архивных материалов. Сельские школы [В.Литвиненко]
Факультет иностранных языков Ростовского государственного педагогического университета [М.Воловикова]
Ростовские аптекари повышают квалификацию [М.Писаренко]
Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя [М.Воловикова]
Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса [Б.Вольфсон]
Современная система школьного и университетского филологического образования [Н.Маевский]
Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования [Е.Корнилов, Н.Маевский]
Кузница кадров для журналистики новостей [М.Андырцев]
Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов]
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
© Лужняк Наталья Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал