|
Виталий Думбай,
декан биолого-почвенного факультета
Ростовского госуниверситета
Некоторые проблемы подготовки магистров
(на примере биолого-почвенного факультета)
|
одготовка магистров на факультете была начата в 1994 году по программам, утвержденным УМС по биологии УМО Университетов России. Содержание программ отражало уровень развития различных областей биологической и почвоведческой наук, кадровый потенциал факультета, состояние материальной базы НИР, степень сотрудничества тех или иных кафедр с научными и производственными учреждениями г. Ростова и других научных центров. Перечень программ охватывал все направления исследований, проводимых на кафедрах, и включал 25 наименований по 14 специализациям. Этому предшествовала интенсивная подготовительная работа по формированию пакета учебно-методической документации, выработке стратегии перехода на многоуровневую систему подготовки специалистов биологов и почвоведов, формированию соответствующего отношения к самой идее многоуровневого образования как в среде преподавателей, так и в студенческой среде. Ученый Совет Ростовского университета утвердил представленные факультетом материалы по этому вопросу 2 июля 1992 года. К этому времени система подготовки магистров в стране находилась еще на стадии доработки, отсутствовали нормативные документы Госкомитета по образованию, поэтому многое приходилось делать впервые, опираясь на общие положения и наше видение путей реализации поставленных задач. К настоящему времени на факультете сложилась определенная система подготовки магистров, отвечающая имеющимся стандартам и учитывающая специфику и традиции Ростовского университета.
Вместе с тем, не решены некоторые проблемы, которые, очевидно, стоят не только перед нами, но существуют и в других вузах. Вот некоторые из них.
1. Проблема набора. Как осуществлять набор студентов на факультет - отдельно на четырехлетний цикл (бакалавриат), пятилетний (специалист) и в магистратуру - на шесть лет? Опыт показывает, что этот, на первый взгляд, самый простой путь нереален по многим причинам, среди которых и недостаточный средний уровень школьной подготовки абитуриентов, и невозможность самооценки вчерашним школьником своих возможностей в освоении программ разного уровня и сложности, в решении вопросов перехода с одной образовательной программы на другую и, наконец, фактор престижности получаемого диплома. Результаты анкетирования первокурсников свидетельствуют о том, что более 90% из них еще не решили, какой уровень подготовки наиболее отвечает их планам послевузовской жизни. Они еще не вполне осознали, что же их ждет в вузе, смогут ли они справиться с новой для них системой образования, уровнем требований и объемом необходимых знаний. Исходя из этого, мы производим набор на первый курс без определения будущего уровня подготовки, широко информируя абитуриентов, а в последующем и первокурсников о системе многоуровневого обучения на факультете.
2. Проблема отбора в магистратуру. Для большинства вузов, в том числе и для Ростовского университета определена квота набора в магистратуру в пределах до 20% от набора на данный курс. Как выбрать лучших, наиболее подготовленных для освоения магистерской программы? Первый критерий - успеваемость за первые пять семестров по показателю среднего балла.
Наш опыт показывает, что претенденты в магистратуру должны иметь средний балл не менее 4,5. Следующий критерий определяется кафедрой, где специализируется студент, и отражает уровень ориентации и склонность студента к научно-исследовательской работе, Однако только этим проблема отбора не решается.
Отборочная комиссия должна учитывать еще и многие другие факторы. Как известно, студенты распределяются на кафедральные специализации по интересам, и к окончанию третьего курса на одной кафедре могут оказаться сплошь "отличники" (средний балл 4,5-5,0 ), на другой - "середнячки", а на третьей - и те и другие. Что делать в таком случае? Заполнить известную квоту (20%) представителями одной - двух кафедр? А как же остальные, ведь у них уже сформирована нагрузка, а мы знаем, чем чревато снижение учебной нагрузки по кафедре. С другой стороны, в следующем году наиболее сильные студенты могут проявиться на другой кафедре (в том числе и там, где в прошлом году не из кого было выбирать). Наконец, как отказать в продолжении учебы в магистратуре претенденту со средним баллом 4,0, имеющим, однако, научные публикации и четко ориентированным на научную работу?
3. Проблема, касающаяся набора в магистратуру лиц, имеющих диплом бакалавра, полученный в других вузах и (или) по другому направлению. По Положению о магистратуре (Постановление Госкомвуза N 42 от 10.08.93 г.) разрешается поступление в магистратуру лиц, не имеющих диплома бакалавра по соответствующему направлению при условии сдачи им одного экзамена в объеме госэкзамена по выбранному магистерскому направлению. Однако, совсем недавно (в январе 1999 г.) приказом по Минобразованию определены такие требования к оформлению диплома магистра, которые практически исключают возможность бакалавра физики, математики, химии и даже биологии, окончившему педагогический университет, учиться в магистратуре Ростовского университета. Этим искажается сама идея магистериата и решение данной проблемы лежит за пределами вуза.
4. Проблема повышения качества подготовки магистров в содержательной части рождается из-за скудности финансирования образования, что не позволяет широко практиковать привлечение ученых из других вузов, научно-исследовательских институтов и т. п. в качестве совместителей для ведения отдельных курсов, совместного с профессорами РГУ руководства магистерскими диссертациями, практически исключает возможность направления будущих магистров в ведущие научные центры страны для выполнения части исследований.
|
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
|