Александр Станько,
Александр Акопов,
профессора Факультета филологии и
журналистики Ростовского госуниверситета
Кто решает проблемы журналистского образования?
|
|
ельзя сказать, что приглашение фонда "Сорос-Кыргызстан" прочитать лекции по журналистике в Бишкеке в прошлом году нас слишком удивило. Ведь научной информацией соросовцы владеют в совершенстве. И выбор лекторов - специалистов по истории и теории журналистики - конечно, был тщательно продуман и в точности соответствовал замыслу: получить максимально возможное освещение различных учебных дисциплин для студентов и методики преподавания - для преподавателей.
Следует отдать должное соросовцам: организация учебного процесса находилась на самом высоком уровне - ни одной потерянной минуты. Все, что требовалось для занятий, готовилось заранее. В одной аудитории ежедневно занималось свыше 50 студентов, в другой - около 20 преподавателей из всех журналистских вузов Кыргызстана. Проживание в гостинице, передвижение, ксерокопирование учебных материалов - все учитывалось и реализовывалось с точностью до минуты. Наша достаточно напряженная (по 6 часов в день в течение недели) работа, судя по всему, принесла плоды. И студенты, и преподаватели слушали наши лекции и семинары с исключительным вниманием - записывали, задавали вопросы, не отпускали после занятий, а вечером в гостинице допоздна продолжалось общение. Мы встретили такую жажду к знаниям, которая не может не вызвать удовлетворение у любого педагога. Мы получили массу благодарных - горячих и абсолютно искренних отзывов и от студентов, и от преподавателей - как сразу после занятий, так и по прошествии времени - в электронной переписке. Но к естественной радости примешивалось чувство горечи. Ведь мы ничего не могли изменить в общем положении своих коллег. А положение очень тяжелое.
В не столь давние времена министерство высшего образования присылало на учебу в Ростовский государственный университет киргизских студентов "по разнарядке". Преподаватели факультета филологии и журналистики разработали методики их обучения. На научные конференции по журналистике приезжали киргизские ученые, на заседаниях спецсоветов защищали свои диссертации. И сейчас об этом вспоминают с благодарностью все те, кто побывал в Ростове. Нынче в республике 11 вузов готовят журналистов. За десять лет ослабели творческие связи: не только студенты, но и аспиранты, преподаватели и научные работники не могут ездить в Россию на конференции, защищать диссертации, проходить стажировки. Во всяком случае, это случается крайне редко. В результате кадров высшей квалификации катастрофически не хватает. Но если в трех университетах столицы, где готовят журналистов, эта проблема хоть как-то решается, то на периферии просто некому преподавать. Зав. кафедрой одного из периферийных вузов рассказал, как его, редактора газеты, власти обязали организовать учебный процесс на открывшемся отделении журналистики, где на платной основе решили готовить журналистов. Оказалось, что в городе нет ни одного преподавателя высшей школы не только остепененного, но и просто имеющего хотя бы малейший опыт в журналистике. Не оказалось и учебников. Совсем. Никаких. Не оказалось даже учебных программ и методик. Ведь ничего, что издается (а издается, мы знаем, крайне недостаточно) не доходит даже до библиотек, которые, ввиду отсутствия средств, не в состоянии закупать учебную и научную литературу.
Об изучении польской филологии в Бишкеке позаботились сами поляки. Они прислали преподавателей, учебники. Не отстают китайцы, помогают киргизским студентам изучать культуру восточного соседа. А где же россияне? Где наши культурные связи, обретенные в едином прежде союзе? Освободившееся место долго не пустовало.
Желающих возобновить контакты предостаточно. Однако мешают финансовые проблемы и элементарная административная рутина. Конечно, приехать на учебу в Ростов из Бишкека на свои средства может далеко не всякий студент. Но вот Киргизско-Российский Славянский университет попросил принять студентов-журналистов. Казалось бы, пора вспомнить прежний опыт сотрудничества. И вновь проблемы: нужны ставки, согласования с министерством. Почему бы нашему министерству образования не обеспечить долгосрочную программу сотрудничества с вузами стран СНГ? Ведь проблема эта не только образовательная, но политическая. Вопрос в том, как мы заботимся о русскоязычном населении, о наших бывших гражданах (кстати, не только бывших, многие имеют российское гражданство и сейчас).
Между тем, другие государства об образовании своих граждан беспокоятся. Детям наших эмигрантов в Израиле, как известно, сплошь русскоязычным, правительство, общественные организации и частные лица постоянно организуют массовую пересылку учебной литературы. Сюда же примыкает проблема сохранения и распространения русского языка в ближнем и дальнем зарубежье. Будем экспортировать образование, прежде всего, гуманитарное, особенно, филологическое, будем содействовать распространению в зарубежных странах нашей учебной и научной литературы - и влияние наше, языковое и культурное - останется. В Бишкеке пока еще преобладает русский язык - и в общении, и в СМИ, и в официальной документации. Никакого притеснения языка (он остается вторым государственным) со стороны властей не наблюдается. Это полностью соответствует чаяниям не только русского, но всех других народов республики, включая кыргызов. Это связано с тяготением местного населения к языку как единственному средству межнационального общения и носителю давних (еще с начала 19 века) этно-геополитических отношений, но также с осознанием роли русского языка в распространении собственной культуры. А в это время представителями дальнего зарубежья активно открываются учебные заведения и телевизионные каналы (в Бишкеке, например, транслируются два американских, турецкий, китайский, арабский, индийский). Как ни печально, российские позиции в образовании и СМИ, увы, ослабляются. А время уходит, подрастает новое поколение преподавателей и студентов в странах бывшего СССР. Будут ли они стремиться к сотрудничеству так же, как сейчас в Бишкеке? Пока же проблемы образования, в том числе журналистского, наиболее эффективно решает Фонд "Сорос-Кыргызстан". Именно с его помощью организуются конференции, семинары, поездки в Москву, Воронеж и в другие города России за учебниками, приобретение и эксплуатация компьютерного оборудования.
Сказанное выше, по всей видимости, относится не только к Кыргызстану, но и к другим странам СНГ, где, по выражению В. Высоцкого, "на четверть бывший наш народ".
Впрочем, положение с журналистским образованием в России не намного лучше. Конечно, кадрового потенциала и литературы в российских городах побольше, но это относится только к большим научно-образовательным центрам. В остальной же части страны, при возрастающем интересе к журналистскому образованию, такая же бедность кадров и учебной базы. И также пока приходится уповать на помощь Фонда Сороса. При его финансовой поддержке проходили конференции по журналистике в Московском, Санкт-Петербургском и др. университетах, организована стажировка преподавателей и студентов в вузах США, стипендии российским ученым. Сейчас факультет филологии и журналистики Ростовского университета готовит международную конференцию по актуальным проблемам журналистики конца столетия и тенденциям развития СМИ в новом веке, которую не удастся организовать на высоком уровне без благотворительной помощи. Фонд Сороса помог организовать центры Интернет, телестудии, радиостудии, компьютерные классы, приобретенные по грантам. Создается впечатление, что журналистское (и не только) образование в России больше всего нужно Соросу, а не нашим образовательным министерствам и ведомствам, Союзу журналистов РФ, органам власти.
Итогом нашей поездки в Бишкек был посвящен специальный номер "Ростовской электронной газеты". В нем помещены статьи университетских педагогов из Бишкека и Ростова, корреспонденции, зарисовки, репортажи, стихи кыргызских студентов на русском языке. Студенты хотели, чтобы их читали в России. Потом они сами читали газету - в Бишкеке, Джалал-Абаде, Оше - и радовались. И написали благодарные письма. В каждом из них главная мысль: "мы хотим учиться!".
|
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
|