Самдан Энхцэцэг,
аспирантка кафедры теории и практики журналистики
Ростовского госуниверситета
г. Улан-Батор, Монголия
|
|
Первые шаги монгольского телевидения
тановление журналистики в Монголии происходило в тесной взаимосвязи с бывшим Советским Союзом. Это было обусловлено, прежде всего, географической и культурной близостью двух стран, интенсивными контактами между ними, массовой подготовкой монгольских журналистов в России в эпоху социализма. Основой для развития монгольского телевидения стал телецентр, созданный при содействии бывшего СССР, и многочисленные специалисты, подготовленные в Советском Союзе.
В период становления монгольское телевидение во многом копировало советские образцы телепрограмм. Однако развитие телевещания в СССР и Монголии, и его состояние на сегодняшний день, были во многом обусловлены национальными особенностями.
По сравнению с бывшими социалистическими странами, телевидение в Монголии появилось относительно поздно, в 1967 году. Главная особенность появления этого вида СМИ в том, что оно было организовано и развивалось в полной зависимости от братских стран социалистической системы, в первую очередь от Советского Союза. Это объясняется тем, что телепередачи невозможно вести без мощного технического центра. Впервые официальное обсуждение вопроса о создании телевидения в Монголии состоялось в апреле 1964 года, на очередном заседании плановой комиссии страны. В октябре 1965 года Министерство связи послало на обучение в СССР 40 человек, которые должны были стать первыми специалистами будущего технического центра телевидения Монголии. Часть из них уже были специалистами по радиотехнике и смежным специальностям, остальные были набраны по результатам конкурса среди выпускников средних школ. Пройдя практику в разных телестудиях СССР, они вернулись в Монголию и сразу начали работать над строительством первого телецентра страны вместе с советскими специалистами. Фундамент первого телецентра был заложен 29 марта 1966 года.
Строительство телецентра имело огромное политическое значение, он должен был быть закончен и сдан в эксплуатацию накануне 50-летия Народной революции, которое отмечалось 11 июля. Эту работу выполнили советские строители за полтора года, закончив ее двумя месяцами раньше намеченного срока. Здесь следует отметить инициативу, проявленную в строительстве всем народом Монголии, который в то время (в 60-е гг.) был воодушевлен построением социализма. Большую заинтересованность проявляла и интеллигенция страны.
Через некоторое время, согласно постановлению Центрального комитета партии и Совета Министров, была создана администрация по эксплуатации телецентра. Для успешного продвижение работ по оснащению технического центра телевидения необходимо было позаботиться о подготовке художественных работников телевидения. 16 мая 1966 года для обучения в Москву была отправлена первая будущих работников монгольского телевидения. В течение года они проходили практику на московском телецентре. Первая группа состояла из 45 человек, большинство из которых потом долгие годы активно и плодотворно работали на телевидении Монголии: М. Дожоодорж, Д. Хишигт, С. Бадрах, Б. Зориг, Л. Шийтэр, Ж. Гомбосурэн, Ц. Норжмаа, Ж. Гур, И. Баямаа, Ч. Чимидцэеэ, Ж. Санждолгор, П. Нарангэрэл, Д. Ганчимэг и другие. Следует отметить, что они специализировались, в основном, по профессиям теле- кинорежиссера, телережиссера, звукорежиссера телевидения, телеоператора.
Первый председатель комитета по радио- и телерадиовещанию Монголии С. Жалан-Аажав говорит в своих воспоминаниях: "... нам стала ясна неизбежность дополнительной подготовки телевизионных работников по профессиям редактора, репортера и ведущего. Председатель комитета по телевидению и радиовещанию Советского Союза Месяцев мне также напомнил об этом и согласился обучать наших людей. Вскоре вышло постановление Центрального Комитета партии и Совета Министров о дополнительной подготовке специалистов телевидения...".
Об этом свидетельствует резолюция № 184 Центрального Комитета Партии, которая давала разрешение комитету государственного радиовещания об отправке 17 человек в Советский Союз для обучения творческим телевизионным профессиям. Согласно этой резолюции, на обучение в СССР были направлены:
- на обучение специальности редактора телевидения: Н. Шаравдорж, И. Эрдэнэчимэг, Г. Гомбо, Ш. Батмонх, Б. Дорж, П. Пурэвсурэн, Ш. Сурэнжав, Д. Пашка, Ц. Цэгмид, Д. Жадамбаа, Т. Бааваа, Ж. Лхамсурэн;
- на обучение специальности редактора музыкальных программ: Ш. Эрдэнэбат, Ш. Долгорлхам;
- на обучение специальности ведущего: Ц. Дорж, Б. Цэенханд, С. Батсурэн.
Процесс создания телевидения имел огромный резонанс в обществе, сотни людей хотели там работать. Однако приемные конкурсы были очень строгими. Объявления о наборе людей для поступления на курсы и для дальнейшей работы на телевидении распространялись во всех средствах массовой информации. Из сотни желающих выбирали самых лучших. Об этом пишут в своих воспоминаниях почти все первые и старейшие работники Монгольского телевидения. Самые большие шансы имели те, кто работал в сфере культуры, кино, радио и театра, а также выпускники факультетов филологии высших учебных заведении. По некоторым специальностям подготовка специалистов началась в Монголии, например, постановление № 228 совещания секретарей центрального комитета партии дало разрешение организовать с мая 1967 года 45-дневный курс обучения телевизионных осветителей.
10 июля 1967 года в эфир вышла первая экспериментальная передача. В это время был готов к вещанию центр телевидения, в который входили аппаратно-студийный комплекс АСК, с тремя камерами (черно-белыми); одна 150-метровая студия; "ПТУ-ЗУ" - передающая станция, вещающая по двум каналам. Хотя в мире было уже давно распространено цветное телевидение, монгольское телевидение было оборудовано хотя и "черно-белой", но довольно новой советской аппаратурой. Передатчиком была пятикиловаттная станция "Якорь". И единственное оборудование, которое осталось до сих пор, это 193- метровая телебашня. Металлическая телебашня монгольского телевидения построена по образцам телебашен союзных республик Советского Союза.
В первую экспериментальную программу вошла трансляция событий, посвященных 46-й годовщине Народной революции: концерт и торжественная церемония. Программа продолжалась с 18:00 до 20:45. В номере газеты "Унэн" 9-ого июля 1967 года было опубликовано интервью главного инженера телецентра В. И. Алырщикова, который объявил о готовности технического центра телевидения. Также в этом номере была выпущена программа экспериментальной передачи, которая вызвала бурную реакцию среди населения.
По сведению министерства связи в это время около 3000 семей (что составляло 15% от общего населения столицы) имели телевизор и ждали телевещания. В государственном центральном магазине был открыт отдел продажи телевизоров, где стояла длинная очередь покупателей. В продаже были черно-белые телевизоры марки "Рекорд-64", Темп-67".
Главным редактором первой экспериментальной программы назначили Д. Дожоодорж, режисёром Х. Чулуунбат, редактором Б. Дорж, оператором Б. Бэгзсурэна, на остальных двух камерах работали операторы-специалисты из Советского Союза.
11 июля 1967 года была передана вторая экспериментальная программа, следующая - 15 августа 1967 года. Эта была более интересная программа, подготовленная на лучшем, по сравнению с первыми, профессиональном уровне.
После этих успешных опытов было принято решение начать регулярное телевещание. Тех, кто был зачислен в штат телевидения, отправляли в командировки в СССР, Польшу, ГДР, Чехословакию, Венгрию и Болгарию для изучения методов управления, структуры, оборудования, видов телепередач, длительности программ, профессиональных обязанностей работников и т. д.
16 сентября 1967 года на заседании политбюро центрального комитета МНРП был обсужден проект "Об организации администрации Монгольского телевидения" и принят указ № 193, согласно которому в составе государственного радиокомитета была организована администрация телерадиовещания, имеющая собственную коллегию и художественный совет. Кроме того, были учреждены 7 редакций: редакция политического и экономического вещания, редакция новостного вещания, редакция детских, юношеских и спортивных программ, редакция драматического и литературного вещания, редакция музыкального вещания, редакция кинопрограмм, общая редакция программ (редакция, которая составляла общую программу телевидения). Спустя 4 дня после подтверждения постановления № 193, был выпущен указ № 129 Президиума Великого Хурала. Указ был подтверждением того, что в связи с входом телевещательной организации в состав радиокомитета, впредь было установлено переименовать Государственный комитет по радиовещанию в Комитет по радио- и телерадиовещанию при Совете Министров МНР. Также в Постановление № 193 вошли некоторые пункты, которые уточняли обязательства по отношению к связным комитетам, министерствам и специальным организациям. Например (цитата из резолюции):
"4. Указанные организации обязываются оказывать широкое содействие в подготовке телепрограмм. (Министерство культуры, Центральный комитет профсоюза, Центральный комитет Союза Молодежи, Министерство просвещения, Комитет писателей, Ассоциация композиторов, Ассоциация журналистов и Союз мастеров)...
9. Государственная плановая комиссия и комитет высшего и среднего образования обязываются включать в государственный план подготовку художественных и технических работников телевидения.
10. Государственный архив обязывается по просьбе телерадиокомитета предоставлять возможность знакомиться и пользоваться для выпуска программ кино-фото-архивными материалами.
11. Комитету телерадиовещания дается право на основе договора со связными организациями без оплаты осуществлять трансляцию некоторых выступлений в театрах, дворцах культуры, а также спортивные мероприятия из спортзалов.
12. Министерство культуры обязывается: передавать Государственному Комитету телерадиовещания художественные фильмы, производимые отечественной киноиндустрией, после 6 месяцев проката в кинотеатрах (документальные фильмы и кинохронику через 3 месяца); предоставлять Комитету через 4 месяца проката художественные фильмы, закупленные у иностранных кинокомпаний (документальные фильмы и киноматериалы сразу же); крупные постановки Государственного оперного и драматического театров, и Государственного цирка передать через 6 месяцев представления на своих сценах".
Таким образом, в постановление вошли очень актуальные пункты, свидетельствующие о высокой оценке государством роли телевидения.
Председателем государственного радио- и телерадиокомитета был утвержден С. Жалан-Аажав, первым заместителем официально назначен Г. Сумъяа.
Согласно резолюции № 285, структура телевидения была организована следующим образом: администрация, 7 редакций: генеральная редакция политического и экономического вещания, редакция программ, редакция новостного вещания, редакция детских, юношеских и спортивных программ, редакция драматического и литературного вещания, редакция музыкального вещания, редакция кинопрограмм; генеральный отдел технического исследования, административно-хозяйственный отдел, группа операторов, цех звукозаписи, подрядный цех, отдел осветительной техники, и киностудия. Также был утвержден штат в количестве 173 постоянных работников.
27 сентября 1967 года началось регулярное телевизионное вещание. Основываясь на исторических материалах, связанных с созданием телевидения Монголии, и на воспоминаниях первых работников телевидения, я считаю, что период с апреля 1965 года до 27 сентября 1967 года можно определить как подготовительный и экспериментальный период Монгольского телевидения. Основная специфика подготовительного и экспериментального периода Монгольского телевидения состоит в следующем:
1. Телевидение Монголии было создано относительно поздно по сравнению с телевидением развитых стран мира.
2. Не было начальных этапов в оснащении телеаппаратурой, телецентр был сразу оборудован электронной аппаратурой.
3. Строительством и оборудованием телецентра руководили технические специалисты, не думавшие о социальных функциях нового средства коммуникации.
4. Монгольское телевидение было создано при помощи Советского Союза, и соответствовало советскому телевидению в аспекте технического оборудования и методов тележурналистики.
5. Система средств массовой информации в Монголии уже была сформирована на момент создания телевещания.
6. Руководство страны высоко оценило политическое и общественное значение телевидения и предпринимало всевозможные меры для его поддержки.
7. Первые монгольские специалисты в сфере телевидения были подготовлены в Советском Союзе или на советской теоретической базе.
8. Долго не был решен вопрос подведомственности телевидения (подчиненность министерству связи или к государственному радиокомитету), также было спорным название телевещательной организации.
9. Это было единственное телевидение, которое владело монопольным правом телевещания до 90-х годов.
Первые телепрограммы. Характер телевещания в первые годы
В истории Монголии 27 сентября 1967 года отмечено как день создания телевидения Монголии. Утром 27 сентября 1967 года перед новым телецентром Монголии, который был построен в северо-западном районе столицы Улан-Батора, началась церемония открытия телевидения Монголии. После этой церемонии в 17.50 началась первая программа регулярного вещания. Первую программу телевидения составлял ответственный редактор П. Банзрагч, она была утверждена председателем администрации телерадиовещания Г. Сумъяа. О первом выступлении ведущего вспоминал в книге "Телевидение на почетном месте" Дожоодоржа: "Когда наступило 17.50, ведущая Б. Хишгээ вошла в студию и сказала; "Дорогие зрители, здравствуйте. Начинается программа регулярного вещания из телецентра Улан-Батора. Сейчас в связи с открытием телевидения Монголии к зрителям обращается первый заместитель радио- и телерадиокомитета МНР, председатель администрации телерадио Г. Сумъяа.". Первую регулярную программу телевидения передавали по транзитной станции ПТС-3.
После выступления председателя государственного комитета по радио- и телерадиовещанию в 17.55 началась передача "Наш первый гость". Один из старейших редакторов телевидения Т. Обут вспоминает: "Нашей редакции (редакция литературных и культурных программ) поручали подготовить первую программу телевидения. После долгих обсуждений мы решили подготовить программу, предложенную литературным редактором, поэтом Ш. Сурэнжавом. Эта была передача "Наш первый гость", в которой участвовали передовики страны. Первыми гостями этой передачи были партизан народной революции Ядамжав, народный артист Дамдинсурэн, депутат Великого Народного Хурала, строитель Намсрай (позже стал героем труда), главный инженер стройки телецентра Алырщиков, отличница 10-го класса 2-й средней школы Эрдэнэчимэг." Технически программа "Наш первый гость" передавалась в прямом эфире. В студии поставили столы, за которыми вдвоем или втроем сидели гости. Ведущий ходил между столами и задавал вопросы, и гости высказывали свои мнения. Редактором и ведущим программы был Ш. Сурэнжав, также работал редактор Т. Оюут, ответственный редактор Жамбалжамц, режиссер Шийтэр, Гур; режиссер звукозаписи Доржсурэн, Баямаа, операторы Цэдэнноров, Баяраа, Бэгзсурэн, Нямсурэн и Монгонхуухэн.
После программы "Наш первый гость" в 18.10 начался концерт, посвященный открытию телевидения. Концерт проходил прямо в студии. На концерте выступили народный артист, лауреат государственной премии Ж. Чулуун, народный артист Ж. Жаргалсайхан, народный артист, композитор Мяасурэн, заслуженные артисты Долгоржав, Базаррагчаа, Мядагбадам, Цэрмаа, Баатар и другие мастера художественной деятельности. В 18.40 был показан монгольский художественный фильм "Посланник народа". После фильма передана программа, сообщившая последние новости, и на этом первая регулярная передача телевидения закончилась. Здесь следует отметить, что редакция новостных программ первоначально занималась лишь простым повторением в дикторском чтении выпусков "Последних известий" радио. Программу первого дня регулярного вещания вела первая профессиональная ведущая С. Батсурэн, новостные программы вели тоже первые ведущие Б. Хишгээ и Г. Чулуунбат. С этого дня до конца года передачи выходили по субботам и воскресеньям по 2 часа.
Один из старейших граждан Улан-Батора, Б. Бурмаа, говорит в своих воспоминаниях о первых днях телевидения Монголии: "Не все семьи имели телевизор, поэтому ближе к часу телепередач собирались у кого-то одного, где имелся телевизор, и вместе смотрели передачу с самого начала до конца программ". Такими же впечатлениями делились со мной многие зрители того времени. В это время люди смотрели телепрограмму как кинофильмы, все до конца. Первые программы заранее не записывали, поэтому выступающие стояли поочередно у двери студии. Программы начинались и заканчивались по сигналу режиссера, который стоял за окном студии. Он следил за строгим порядком, и требовал двигаться бесшумно. В зависимости от продолжительности телепередач, режиссер давал разрешение на 3-5-минутные киносюжеты. Метод подготовки киносюжетов был наиболее механическим, пленку сюжета разрабатывали простым ручным способом, монтаж тоже делался механическим способом. В отчетном докладе государственного комитета по радио- и телерадиовещанию Монголии 4 квартала 1967 года отмечено, что пленкомоечный цех осуществлял мытье 3800 метров пленки вручную. В отчетном докладе 1969 года отмечено, что 18427 метр 16 мм-ой пленки монтировали для программ также вручную.
Вообще в первых программах важным вопросом была изобразительность телепередач. Сначала это были фотосюжеты. В одной программе использовалось около 30-80 фотографий. Их устанавливали в специальную рамку и в процессе передачи перематывали с одной катушки на другую, соотнося с музыкой, текстом и композицией программы.
Другим распространенным способом иллюстрирования телепередач был наглядный показ материалов прямо во время эфира. В этом случае любой объект передачи непременно должен был находиться в пространстве, ограниченном стенами студии. Таким образом, ценнейшие картины, вещи или исторические предметы из музеев, выставок, организаций или из частных коллекций привозили на студию, ставили на специальном столе и показывали во время телепередачи.
29 сентября 1967 года был подписан договор сотрудничества между телевидением Монголии и СССР, а 30 сентября, была показана первая серия многосерийного документального фильма "Летопись полувека", снятого на советском телевидении. Фильм был посвящен 50-летию Октябрьской революции и стал первой зарубежной программой, показанной на экране монгольского телевидения. С 11-ого октября начался показ многосерийного документального фильма "Из строк вечной дружбы". Эта была первая программа, посвященная теме братской дружбы народов Советского Союза и МНР. Для монгольского телевидения того времени эта тема была достаточно актуальной.
7 октября 1967 года дети увидели первую предназначенную для них программу "Наш новый знакомый". Редактором ее был Ж. Лхамсурэн, режиссером С. Бадрах. Композиция передачи была основана на образе Незнайки, героя повести известного советского писателя Н. Носова. В этот день также в прямом эфире выступал известный американский певец Дин Рид. Он стал первым иностранным певцом, выступившим в прямом эфире монгольского телевидения. Об этом выступлении написал Н. Шаравдорж: "... мы все были уверены, что он будет петь прямо в эфире, как наши певцы. Других методов мы почти не знали. Но вдруг за несколько минут до эфира Дин Рид дал нам одну маленькую черную штучку, объяснив, что нужно поставить фонограмму. Мы все сначала были в шоке, но поставили фонограмму, не показывая своей озадаченности певцу. С этого времени мы начали изучать процедуру фонограммы...".
Первый репортаж вышел в эфир 8 октября 1967 года под названием "Сегодняшний Баянхонгор". Репортаж включал в себя 20 фотографических материалов. (Редактором программы был М. Буяндэлгэр, режиссер Б. Санжмятав, оператор Чулуун). Также в этот день показывали первую передачу телевизионно-публицистического рода "Художественные деятели к историческому юбилею". Особенностью этой передачи является то, что между кинорепортажами участники передачи говорили в прямом эфире. И художественные работники этой программы подготовили текст комментария, который во время передачи читал за кадром диктор. В передаче участвовали: поэт, лауреат государственной премии Б. Явуухулан, заслуженный деятель искусства Сэнгэцохио, заслуженный деятель культуры Лхасурэн, народные артисты Хайдав, Загдсурэн. Редактором работал Д. Пашка, режиссером А. Шийтэр, и оператором Ж. Гур.
Первый прямой репортаж был передан 14 октября 1967 года. Репортаж велся с одной из фабрик в течение 2-х часов и показывал один рабочий день промышленного предприятия столицы. Передача называлась "Собрание искусных портных", над ней работали редактор Н. Шаравдорж, режиссеры Б. Зориг, С. Бадрах, ведущая Б. Хишгээ, ассистент режиссера Б. Уртнасан, операторы Д. Нямсурэн, Ч. Баяраа, Д. Чулуун. Была практически доказана возможность ведения передачи в технически сложных условиях. Перед журналистами открылась возможность проникнуть в цеха заводов, в лаборатории и на другие шумные предприятия.
Первой передачей литературно-лирического типа можно считать передачу "Споем о нашей дружбе", который вышла в эфир 15 октября 1967 года. Редактором этой программы работал Ж. Сурэнжав, режиссером Ж. Гур. Дикторы за кадром читали стихотворения известных поэтов, а в кадре сменялись картины, иллюстрирующие текст. Программа сопровождалась музыкой. Редактором программы работал Ж. Сурэнжав, режиссером Ж. Гур. 17 октября 1967 года был показан в прямой трансляции 12-й съезд производственной кооперации. С этого времени до 90-х годов был распространен показ съездов в прямой трансляции. 21 октября того же года показали сольное выступление заслуженного артиста Сурэнхорлоо, которое стало первой передачей, подготовленный на базе выступления одного человека.
Передача "Сокровищница мировой классики" вышла в эфир 22 октября 1967 года. Первая серия передачи, направленной на музыкальное образование трудящихся, была посвящена жизни и деятельности знаменитого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Редактором передачи был Ш. Эрдэнэбат, режиссером Г. Томордорж, ведущей С. Батсурэн.
Первая передача на тему науки "Говорит ученый" вошла в программу тоже 22 октября 1967 года. В этой передаче участвовали известные ученые из различных сфер науки. Они рассказывали о деятельности своей отрасли науки и о научно-технической прогрессе в мире. Также в программе осуществлялся показ некоторых новых изобретений. После программы "Говорит ученый" была показана передача, подготовленная народным театром Центрального аймака, самой крупной административной единицы страны. Передача состояла из 2-х частей. Первая часть представляла собой фотосюжеты, посвященные жизни и творчеству народного театра, а во второй части была показана пьеса, поставленная по произведению Ч. Ойдова "Монхоо, который стремился к счастью". Один из старейших режиссеров редакции драматического и литературного вещания Л. Шийтэр вспоминает: "...Мы должны были показывать всего 30 минут, только из начала пьесы. Студию мы подготовили заранее, как могли. Все шло нормально. Но актеры без перерыва продолжали играть, когда давно уже прошло разрешенное нам время. Нам было неловко сразу прервать пьесу, поэтому мы ждали окончания. Но когда прошло уже полтора часа, мы вынуждены были прервать спектакль. Когда мы дали заставку, кто-то из актеров закричал, что осталось совсем немного...". Эта была первая пьеса, показанная по телевидению Монголии. Редактором программы был Пашка, режиссером Шийтэр.
Передача "Искусство изображения", посвященная жизни знаменитых отечественных и зарубежных художников, впервые вышла в эфир 26 октября 1967 года. Передача была подготовлена в жанре телепублицистики. Первый выпуск был посвящен 125-й годовщине известного российского художника В.В.Верещагина, в нем были использованы фотоматериалы и картины художника. Редактором 20-ти минутной передачи работал Д.Пашка, режиссером Ж.Гур.
28 октября 1967 года была показана первая серия передачи "Обзор новых книг". Редактор программы, сидя за столом, показывала выпуски новых книг и представляла их обзоры. В первом выпуске были представлены: роман Ц. Уланбаяра "Мука и счастье"; 2 тома романа Ч. Лодойдамба "Прозрачный Тамир", переводной роман "Храбрая охотница", и другие. Редактором работал Т. Оюут, режиссером Ц. Норжмаа.
Первая передача, подготовленная в жанре интервью, была выпущена 31 октября 1967 года. В ней участвовали заведующий отделом обмена программ государственного комитета по телевидению и радиовещанию Советского Союза В. И. Поздняков, работник монгольской редакции московского радио И. Т. Кунавин. Они ответили на вопросы журналистов о развитии радио и телевидения в Советском Союзе. Передача продолжалась 50 минут.
7 ноября 1967 года вышла в эфир первая развлекательная передача "К вам гости". Передачу подготовили Ж. Сурэнжав и Л. Шийтэр. В нее входили комические представления народных артистов цирка, известных среди публики под прозвищем "шутники" Данзана и Дамдинсурэна; сольные представления исполнителей государственного ансамбля народной песни и танца; представление артистов кукольного театра и другие выступления. Первым многосерийным фильмом, показанным по телевидению Монголии, был многосерийный советский фильм "Через бурный огонь", который шел с 11 ноября 1967 года. Наибольший процент программ телевидения Монголии составляли передачи, посвященные образованию и воспитанию детей и молодежи. "Современность и молодежь", передача, посвященная международному дню солидарности студентов, была показана 18 ноября 1967 года; "Алый галстук" - первый выпуск детского тележурнала - показан 3 декабря; учебно-воспитательная передача "Любовь, семья", посвященная нравственному воспитанию молодежи (ее вел ученый секретарь института языка и литературы Академии Наук Ш.Лувсанвандан) была показана 3 декабря. Передача "Молодёжь нашей планеты", которая рассказывала о жизни молодёжи зарубежных стран, вышла в эфир впервые под названием "Победу народам Вьетнама". 7 декабря того же года. 24 декабря вышла в эфир передача "Сон Борхуу". Особенность этой программы заключалась в том, что она была первой телепостановкой на Монгольском телевидении и была высоко оценена в свое время. С. Бадрах написал телевизионный сценарий и сам режиссировал передачу.
Первая детская развлекательная передача для новогоднего праздника "С новым лунным годом!" была передана в эфир 31 декабря и продолжалась 1 час. Передача была поставлена таким образом: герои разных популярных произведений оживают и показывают свои номера. В конце передачи ведущий просит детей отгадать, кто были эти герои, и написать в редакцию.
Передача "Голубой экран", которая затем на долгие годы стала желанной передачей для зрителей, первый раз вышла в эфир 1 января 1968 года под названием "Веселье голубого экрана". Редактором работал Ш. Сурэнжав, режиссером Б. Зориг. Программа началась рассказом Деда Мороза о традициях встречи Нового года в разных странах: Афганистане, Индонезии, Бирме, Индии, Иране, Ливане и т. д. Между рассказами Деда Мороза выступали популярные мастера художественной деятельности, юмористы, было показано представление артистов кукольного театра, а также новогодние поздравления передовых людей страны. В программе принимал участие художник Гурсэд, который рисовал шаржи участвующих. В конце передачи заслуженный артист Гантомор поднял бокал шампанского с наилучшими желаниями в наступившем Новом году.
Со дня создания телевидения Монголии, т. е. с 27 сентября 1967 года, до 1 января 1968 года вышли в эфир первые передачи Монгольского телевидения, описанные выше. Также следует рассказать об основных изменениях внутренней структуры телевидения в этот период. 10 октября 1967 года было утверждено Постановление № 17 председателя комитета по радио- и телерадиовещанию при Совете Министров МНР, согласно которому были назначены 115 первых работников телевидения.
3 ноября опубликована резолюция, согласно которой телевидению Монголии было присвоено имя 50-летия Октябрьской революции. В связи с этим событием было организован общественный митинг, который был показан по ТВ в прямой трансляции.
20 ноября 1967 года согласно Постановлению № 55 председателя комитета по радио- и телерадиовещанию была организована первая гонорарная комиссия при телевидении Монголии. В состав первой гонорарной комиссии входили: председатель комиссии - заместитель комитета по радио- и телерадиовещанию Ч. Очирбал; члены комиссии - редактор редакции музыкальных программ П. Банзрагч, редактор Ш. Батмонх, старший бухгалтер Готов, редактор отдела писем и связей с общественностью С. Санжаадаш.
Также был выпущен приказ № 217 председателя комитета по радио- и телерадиовещанию С. Жалан-Аажав, который утверждал первую коллегию комитета радио- и телерадиовещания МНР. В группу первой коллегии входили: Г. Сумъяа - первый заместитель комитета радио- и телерадиовещания МНР, председатель администрации телерадио; Ч. Очирбал - первый заместитель председателя администрации телерадио; М. Лувсанчоймбол - второй заместитель председателя администрации телерадио; Ц. Ухнаа - ответственный редактор телерадио; Ц. Туваанжав - художественный руководитель телерадио; С. Гончигсумлаа - ответственный редактор телерадио; и Д. Дожоодорж - ответственный редактор телерадио.
Изучая постановки, произведения, жанры первых передач, я сформулировала следующие главные особенности первых передач монгольского телевидения:
1. Отношение к телевидению как к одному из видов искусства, а не как к средству массовой информации. Этому способствовало развитие кинематографии Монголии того времени.
2. Из темы и содержания первых телепередач понятно, что они были не только средством развлечения, но и выполняли функции агитатора, просветителя.
3. С самого начала монгольские тележурналисты пробовали создавать свои программы во всех основных известных им жанрах тележурналистики мира того времени; это было связано со сравнительно поздним, по отношению к другим странам, созданием телевидения страны.
4. Хотя темы первых передач были достаточно разнообразными, их постановки были мало различались из-за ограниченности технических средств.
5. Выбор тем для первых передач был удачным, что свидетельствует об удачной кадровой политике. Но надо отметить, что профессиональный уровень, конечно, был невысок, только некоторые из первых специалистов в области телевещания закончили 3-х месячные курсы в Москве на иностранном языке. Обучение новой профессии шло прямо в эфире, в полном смысле слова на глазах зрителей.
6. Неразвитость кинопроизводства заставляла широко применять фотографию, дикторское чтение, выступления, что особенно отражается в кадрах первых передач.
|
"Приазовский край" - первая региональная газета на Дону [Е.Ахмадулин]
ЕПК сеет доброе, вечное [А.Станько]
Первая газета Таганрога [Е.Ахмадулин]
Экстремальная журналистика [В.Тулупов]
Пресса конституционных-демократов на Дону [Е.Ахмадулин]
Из истории демократической печати на Дону [Е.Ахмадулин]
Ежедневные газеты Польши в 90-е годы [М.Геруля]
Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы [М.Нехад]
Компьютерные издания Ростова [П.Чуков]
Жанры в теории и практике журналистики [Л.Шибаева]
Этические проблемы "расследовательской журналистики" [Л.Чиликина]
Научно-популярный журнал "Здоровье" [О.Морева]
Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону [Ю.Козлова]
Разноликая журналистика в зеркале научного журнала [Е.Ахмадулин]
О правовом регулировании рекламы в СМИ [М.Давыдова]
Творческий портрет в зеркале времен [И.Звездина]
Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография [С.Гунькина]
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
|