| 
			| Тамара Борисова, редактор сетевого культурологического
 журнала "Зеленая лампа"
 г. Сумы, Украина
 "И я выхожу из пространства..."(графический цикл Евгения Вишневского "Библия в архетипах")
 |   | 
  есколько месяцев назад в гостевой книге "Зеленой лампы" появилась странная лаконичная запись: "Библия в архетипах". И
               адрес сайта. 
  На черном, как непроглядная ночь, фоне сайта таинственно серебрились многофигурные и "многодетальные" картинки, и в них
               шла какая-то загадочная, сложно расчисленная жизнь. В авторском комментарии (тоже предельно лаконичном) белыми буквами
               по черному полю сообщалось, что перед нами - "параллельно рисованная Библия". Так значит, все эти зубчатые колеса, эти остовы-крючья, заклепки, эти волокнистые стебли-лучи, суставчатые перекладины и
               конечности, туго натянутые струны-нервы, "кимвалы бряцающие", игольчатые позвонки, колесницы-лестницы,
               трогательно-робкие человечки-эмбрионы, томящиеся в тюремной очереди внутри логарифмической линейки, все эти
               прорехи-карманы в живой плоти, хранящие (хоронящие?) до поры до времени тоже нечто живое-микроскопическое, быки с
               египетски-прекрасными глазами, озабоченные птицы-птеродактили - все это Библия, рассказанная другим, не словесным
               языком? "В начале было Слово" - не словом?
 Лишь далеко на океане-море,
На белом камне, посредине вод,
 Сияет книга в золотом уборе,
 Лучами упираясь в небосвод.
 Та книга выпала из некой грозной тучи,
 Все буквы в ней цветами проросли,
 И в ней написана рукой судеб могучей
 Вся правда сокровенная земли…
            Итак, нам предстояла задачка не из легких (вполне сюжет из сюрреалистического сна): прочитать книгу, составляя слова не из
               букв, а из каких-то диковинных цветов - архетипов. И опять оказался прав Николай Заболоцкий: Но семь на ней повешено печатей,
И семь зверей ту книгу стерегут,
 И велено до той поры молчать ей,
 Пока печати в бездну не спадут.
 А ночь горит над тихою землею,
 Дрожащим светом залиты поля,
 И высоко плывут над головою
 Туманные ночные тополя…
           То же мучительное чувство, что и во сне: всматриваешься, пытаешься понять - а смысл ускользает в зыбком тумане, изображение
               распадается, множится… Но ведь если перед нами архетипы, текст, написанный "языком символического примитивизма, самым
               доступным и простым для восприятия большинства людей независимо от национальной и социальной принадлежности"
               (авторский комментарий), тогда почему этот текст оказывается таким герметичным, закрытым, не поддающимся мгновенной
               расшифровке?
 Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
 "Господи!" - сказал я по ошибке,
 Сам того не думая сказать.
 Божье имя, как большая птица,
 Вылетело из моей груди!
 Впереди густой туман клубится,
 И пустая клетка позади…
           "Клеткой" оказалась авторская установка, заданный автором "вектор" для читательского восприятия. Велено было нам читать
               Библию в архетипах - мы и стали, как послушные ученики, искать заданный смысл. И только получив право на ошибку
               (признаваемое лишь за поэтами), смогли открыть дверцу и выпустить на волю птицу-смысл.
"Право на ошибку" (на отклонение векторной оси) нужно признать прежде всего за самим художником Евгением Вишневским,
               чему подтверждение - два его письма, разделенных временным отрезком в несколько месяцев. Начинается первое из них
               "правильно", серьезно: "Суть того, что я делаю. Свои рисунки я расцениваю прежде всего как "иную манеру письма", где вместо
               букв, слов - предметы, символы. Каждая картинка - отдельно взятая новелла, каждая новелла привязана к Библии, потому что я
               считаю Библию универсальной книгой, в которой закодировано общее значение человека". И вдруг маленькая, едва заметная
               трещинка, "прорешка", "кармашек", разрез в стройном теле логических рассуждений: "Библия - это маленькая часть какого-то
               отдельного энергетического, неведомого мне потока………. " Эти ровно десять точек вместо троеточия и приводят к "ошибке" -
               отклонению в сторону смысла во втором письме: "творчество в последнее время я понимаю как игру, которая интересна только
               мне и которая "не учит" никого другого. Игра. Игра в "бога", творца, художника… Те, кому это нравится, присоединяются к моей
               игре, так чуть-чуть меняется мир. Все это придуманные "иллюзии". Оправдание бессмысленности жизни".
 Дверца открылась, птица взмахнула крыльями……….
 Потому что, как выяснилось, "архетипы" и "символические примитивы" не живут в нас в виде разрозненного набора атомов.
               Простейшие смыслы в нашем сознании структурированы, иерархически организованы, как периодическая система элементов
               Менделеева (по отношению к разным типам культур это заметил Леви-Стросс). И, например, моя личная "система элементов" -
               это "таблица Мандельштама". А применительно к графике Вишневского ключевым, "архетипическим" оказался для меня
               мандельштамовский цикл "Восьмистишия".
 Это прежде всего одиннадцатое (последнее) стихотворение цикла:
 И я выхожу из пространства
В запущенный сад величин
 И мнимое рву постоянство
 И самосознанье причин.
 И твой, бесконечность, учебник
 Читаю один, без людей, -
 Безлиственный, дикий лечебник,
 Задачник огромных корней.
           Некоторые элементы этой "периодической системы" таковы.
                                                                       
 ПРОСТРАНСТВО            Пространство у Евгения Вишневского - это "пространство наоборот". Он не томится в замкнутом пространстве, стремясь "на
               волю". Мир, в котором он пребывает "в обыденной жизни", - изначально пуст и бессмыслен ("безмыслен"): "Много рисую.
               Чувствую, закончу (в карандаше - 7 работ) - наступит опять пустота. Не люблю это состояние"; "Сейчас я художник "одной"
               картинки, т.е. начинаю новую - забываю все, что было до, и делаю ее как единственную" (еще из писем). Эту пустоту нужно
               заполнить: наполнить предметами, явлениями, событиями - смыслом. Но вот что интересно: процесс наполнения смыслом
               "двояконаправлен". Вначале идет заполнение пространства картины … "пустотой": хаосом, дисгармонией, "сором жизни". Это
               основное, "нежилое" пространство. Здесь муки, страдания, острые углы, позвонки и кости, разрезы и казни, здесь цифры и
               линейки-тюрьмы, здесь маленькие, жалкие, "типовые" человечки (как рисовые зернышки), мучимые и гонимые "бедные люди",
               "униженные и оскорбленные" "колесики и винтики". 
  И вот где-то "посредине" этого мира, или вверху, а иной раз и в уголочке, "с краешку", вдруг выгораживается пространство
               смысла: возникает оазис, кокон, нечто круглое, гармоничное, завершенное. Туго натянутые струны-стебли, но какой-то
               "текстильной" фактуры: то ли колесные спицы, то ли мощные лучи - потоки плотного света, то ли мандельштамовская "ковровая
               ткань" ("поэтическая речь есть ковровая ткань, имеющая множество текстильных основ, отличающихся друг от друга только в
               исполнительской окраске, только в партитуре постоянно изменяющегося приказа орудийной сигнализации" - это из его
               "Разговора о Данте"). И в этом шелковисто-лучистом, "ковровом" коконе - фигура певца-музыканта, с лучезарно-прекрасными
               глазами, устремленными в юдоль слез… В игольчатых чумных бокалах
Мы пьем наважденье причин,
 Касаемся крючьями малых,
 Как легкая смерть, величин.
 И там, где сцепились бирюльки,
 Ребенок молчанье хранит,
 Большая вселенная в люльке
 У маленькой вечности спит.
 (10-е восьмистишие)
 ЧИСЛА            Библию действительно можно назвать "запущенным садом величин". Или логарифмической линейкой, бегунок которой
               неустанно скользит во времени и пространстве и мерит-считает, пересчитывает-перемеряет… Дома и храмы измеряет
               аршинами и локтями, ведет длинные подробные списки имен предков и потомков, тщательно фиксирует количество прожитых
               ими лет, считает годы скитаний и ожиданий, регламентирует пищу, не пренебрегая деталями, пристально всматриваясь в
               чешуйки и копыта чистых и нечистых рыб и животных… "Цифирью" заполнены почти все книги Ветхого Завета: Бытие, Исход,
               Левит, Числа, Второзаконие… "Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во вторый
               месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; И лился
               на землю дождь сорок дней и сорок ночей" (Бытие). "И возьми пшеничной муки и испеки из ней двенадцать хлебов; и в каждом
               хлебе должны быть две десятых ефы. И положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом" (Левит) 
  Наверное, поэтому логарифмическая линейка - один из константных символов Евгения Вишневского. Только его "задачник
               огромных корней" находится на рисовом зернышке, на срезе человеческого волоса. А еще точнее, с еще большим увеличением, -
               на срезе клетки. Это обостренное зрение - от первой профессии: Евгений - биолог. Касается "крючьями малых, Как легкая
               смерть, величин"… СМЕРТЬ           "Интересно, когда я стал много читать об этом, я столкнулся с очень частым абсолютным "попаданием". Сначала меня это даже
               напугало, потом я "отпустил себя в поток". Пример. Кролик, бросающий белые шарики. Я "писал" это еще до Библии, когда
               "делал" смерть, потом у африканцев нашел полное соответствие (у Фрэзера). Африка, кролик, шарики, смерть - и во мне
               непонятно откуда это "знание" (Евгений Вишневский).
"Не бессмертны ни человек, ни атом, ни электрон. Бессмертна и все более блаженна лишь материя - тот таинственный материал,
               который мы никак не можем уловить в его окончательном и простейшем виде.
 Вот мне и кажется, что вы говорите о блаженстве не нас самих, а о блаженстве нашего материала в других, более совершенных
               организациях будущего. Все дело, очевидно, в том, как понимает и чувствует себя человек. Вы, очевидно, очень ясно и твердо
               чувствуете себя государством атомов. Мы же, ваши корреспонденты, не можем отрешиться от взгляда на себя как на нечто
               единое и неделимое. Ведь одно дело - знать, а другое - чувствовать. <…> А чувствование себя государством есть, очевидно,
               новое завоевание человеческого гения"
 (Из письма Н.А.Заболоцкого К.Э.Циолковскому от 18 января 1932 года).
 АТОМЫ           "Допускаю, что атом, попадая в организм извне, проникается жизнью этого организма и начинает думать, что он живет в этом
               организме с самого зачатия. Но ведь эта же картина произойдет с каждым из моих атомов; они войдут в состав различных
               организмов и проникнутся их жизнью, забыв о жизни в моем теле, - точно так же, как сейчас они не помнят о своих предыдущих
               существованиях. 
Наконец, и самый атом не есть неделимая частица. Он - тоже организация более мелких частиц. Последние, надо думать, в свою
               очередь состоят из более мелких и т.д."
 (Из того же письма Н.А.Заболоцкого К.Э.Циолковскому).
 "Библия - ген (один из множества) "сверхразума" - сначала делалась хронологически и последовательно, потом по "приходам",
               независимым от меня. Просто внутри "проявлялась" черно-белая "фотография", которую без особого труда, иногда с
               удовольствием, иногда нет - нужно было перенести на бумагу. Я никогда не "сочинял" картинку". "… в "ощущении Мира" и его
               восприятии нет конкретных личностей, которые повлияли на меня <…> … это не личности, это некоторые пласты прошлых
               культур, как египетские иероглифы, настенные изображения индейцев Центральной Америки, примитивное искусство
               австралийских аборигенов и забытая, но удивительная культура древних китайцев, писавших тексты картинками. Если говорить
               о личностях - то, к чему я периодически возвращаюсь и смотрю (подзаряжаюсь): Босх (который меня поражает масштабностью);
               Брейгель (старший) - "магнетическая простота"; Дюрер (потому что это Дюрер). Русские иконы. Шагал мне близок своей
               свободой. Филонов - внутренней сложностью материи..."
 (Евгений Вишневский, из писем).
 * * *             Эта бесконечная делимость атомов опять-таки "двояконаправленна". Если постепенно уменьшать картинку, то на каком-то этапе
               становится заметным удивительное сходство изображения со строением и прожилками листа, черенка, стебля. А цифры,
               человечки, быки, птицы, рыбы, рисовые зернышки - это всего лишь наглядное движение древесного сока, ток лимфы. Если же
               смотреть "с обратной стороны пространства" - последовательно увеличивая изображение, то можно увидеть в этом копошении
               живого вещества рождение совокупного человеческого разума, появление тонкой радужной пленки - ноосферы. Так в работах
               Евгения встречаются два разнонаправленных движения идей: "параллельно рисованные" бессмертные атомы Циолковского и
               вечно живое вещество человеческого разума, открытое Вернадским. |  Он дарил людям внутреннюю свободу [Н.Боровская] 
  В нем музыка - всегда [Н.Боровская] 
  "Я сошла в ореховый сад…" [Т.Борисова] 
  Брызги шампанского из туго натянутого нерва [И.Звездина] 
  Чистый звук [Н.Боровская] 
  Московский театр "Игроки" 
  Недоходное место [А.Хавчин, Н.Смирнова] 
  Может ли провинциальная девушка стать моделью? [С.Городничева] 
  Возвращение сентиментального боксера [А.Волохов] 
  Не делайте театру больно, господа! [И.Звездина] 
  Театр из Исландии в Ростове [М.Костюкова] 
  “Есть одна награда - смех” [И.Звездина] 
  О поэтике Михаила Щербакова [Г.Хазагеров] 
  Либретто для "мыльной оперы" [Е.Черепнева] 
  Мастер творческого портрета [И.Звездина] 
  Для нее нет границ во времени и пространстве [А.Колобова] 
  Другому не хватило бы и десяти жизней [Н.Боровская] 
  Им нравится соединять несоединимое [Н.Боровская] 
  "Ведьма из Блэр" напугала шоу-бизнес [Г.Нерсесов] 
  "Исповедь великого грешника" [Г.Нерсесов] 
  Что в запахе тебе моем? [Н.Соловьева] 
  Девятые врата [А.Гарматин] 
  Искусство и литературная критика [Д.Пэн] 
  Искусство как источник эволюции сознания [Н.Бекетова] 
  Как рождается прекрасное [Е.Острижная] 
  Ростовский цирк вчера и сегодня [М.Дикалов] 
  История "Титаника":фильма и парохода [О.Акопов] |