Алиса Борубаева,
Кыргызский государственный национальный университет

О развитии журналистского образования в Кыргызстане

стория журналистского образования охватывает более столетия. Как известно, школы журналистики зародились в недрах университетского образования. Представители европейской школы были сторонниками фундаментального университетского образования, в то время как американские коллеги являлась сторонниками практической подготовки. Российская система подготовки журналистов, имеющая полувековую историю, прошла длинный и сложный путь, органично сочетая лучшие стороны как европейской, так и американской школы.
          В 1956 году в Киргизском государственном университете было открыто отделение журналистики при филологическом факультете. На протяжении сорока лет одна кафедра журналистики обеспечивала подготовку специалистов для всей республики.
          Учебный план, рассчитанный на 5 лет, составляли традиционные филологические дисциплины. В качестве иллюстрации позволю себе привести пример из зачетной ведомости моего отца, который был одним из первых выпускников этого отделения: современный киргизский язык, практическая стилистика киргизского языка, русский язык, иностранный язык, основы языкознания, основы литературоведения, киргизское устное народное творчество, киргизская литература XIX в., киргизская советская литература, русская и зарубежная литература, советская литература. Общественные дисциплины включали политэкономию, диалектический и исторический материализм, историю философии, основы советского права, основы экономики промышленности и сельского хозяйства. Цикл исторических дисциплин включал историю КПСС и историю Киргизской ССР.
          Однако количество профессиональных и практических дисциплин в первые годы становления отделения журналистики было невелико. В дипломах первых кыргызских выпускников-журналистов значатся следующие специальные дисциплины: история русской журналистики, история зарубежной коммунистической печати, история партийно-советской печати, теория и практика партийно-советской печати, техника производства и оформления газеты. Предусматривались спецкурсы и спецсеминары. Студенты направлялись на производственную практику, защищались курсовые и выпускные работы.
          В 70-80-е годы учебный план совершенствовался в соответствии с требованиями того времени. В это время появились новые дисциплины такие, как "Основы журналистики", "Литературное редактирование", "Журналистское мастерство", а также был введен творческий конкурс для поступающих на отделение журналистики, совершенствовалась система производственной практики.
          Начало 90-х годов ознаменовалось парадом суверенитетов республик бывшего Советского Союза. В1991 году стал суверенным и Кыргызстан, в связи с чем произошло изменение системы государственного устройства. Наряду с этим происходят изменения в республиканской системе СМИ и образования. Была отменена цензура - пресса стала свободной. Масс-медиа разделились на государственные и независимые. В средствах массовой информации происходит оживление репортерской журналистики - СМИ вошли в систему рыночных отношений. Усиливается роль электронных СМИ. Растет значение рекламы, происходит компьютеризация масс-медиа. Увеличивается потребность в журналистских кадрах разных специализаций.
          События, описанные выше, оказали существенное влияние на журналистское образование в Кыргызстане. Мне представляется важным отметить следующие моменты в развитии журналистского образования в республике:
          Во-первых, отделение журналистики в Кыргызском государственном национальном университете было преобразовано в факультет в составе кафедр печати, телерадиожурналистики. С осени 1995 по 1997 гг. на этом факультете реализовался проект по укреплению материально-технической базы с помощью гранта ЮНЕСКО, поэтому в настоящее время на факультете функционирует радиостудия, телестудия, компьютерный класс.
          Во-вторых, в ряде вузов республики быстро стали появляться отделения журналистики. Как, например, в Бишкекском гуманитарном университете, Кыргызском техническом университете, Кыргызском государственном педагогическом университете, Кыргызском американском университете, Кыргызско-Российско-славянском университете и др.
          Кыргызское отделение Фонда Сороса постаралось обеспечить новейшей литературой по журналистике и СМИ отделения журналистики ряда вузов.
          Помимо этого возникла форма специального образования в рамках журналистских школ, к примеру, при Центрально-азиатском информационном центре успешно стартовал и функционирует школа профессиональной журналистики "Радужный мир".
          В-третьих, неуклонное развитие информационных и коммуникационных технологий в СМИ заставили коренным образом пересмотреть учебные планы, в которых c l996 года появились такие курсы, как реклама, паблик рилейшнз, менеджмент и экономика СМИ, экологическая журналистика, зарубежная журналистика, телерадиожурналистика. Как видим, исключены партийно-политические, идеологические дисциплины, которые были широко представлены в предыдущие годы. В новых учебных планах эти курсы заменены курсами политологии, культурологии, истории религий. Введен также цикл естественнонаучных дисциплин.
          В-четвертых, в современном образовании журналистов для Кыргызстана характерна ранняя профессионализация студентов. Многие работают штатно в процессе учебы в связи с нехваткой кадров, как в русскоязычных, так и в киргизских редакциях. Таким образом, производственная практика видоизменилась и стала фактически непрерывной, что имеет свои плюсы и минусы.
          В-пятых, в учебном процессе к преподавательской деятельности привлекались и привлекаются журналисты-практики, высококвалифицированные специалисты. Их приглашают к проведению творческого конкурса, чтению спецкурсов и спецсеминаров, руководству курсовыми и дипломными работами, производственной практикой. Между факультетом журналистики и редакциями заключаются договоры о сотрудничестве, студентов прикрепляют к редакциям, начиная с третьего курса.
          Следует отметить, что на факультете журналистики КГНУ в течение года (1996-97) проработал асс. проф. Огайского университета Дэвид Моулд, приехавший по линии Фулбрайта и читавший студентам курс по американской журналистике.
          С учетом мирового опыта в Кыргызстане, как и в других странах СНГ, трансформировалась вузовская система образования. Появилась трехуровневая система подготовки: бакалавр (4 года), специалист (5 лет), магистр (2 года). Разработан государственный стандарт по направлению "Журналистика". В прошлом году осуществил свой первый выпуск первых магистров журналистов Кыргызский государственный национальный университет.


Примечания:
1.Сб. информационно-аналитических и методических материалов "Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития". Минобразование РФ, Москва. 1999.Вернуться в текст
2.Отметим, что после введенного определения упоминаемая интеграция подпадает под введенное понятие, но в тексте оно сохранено для отражения особой значимости этого вида академической мобильности.Вернуться в текст
3.Пелихов Н.В., Розин М.Д., Тумакова Ж.Л. "Региональная специфика деятельности университетов в перспективе их интеграции в мировую систему науки и высшего образования". "Проблемы интеграции российских университетов в мировую систему образования и науки с учетом региональных особенностей". Изд. ИМК. № 1. 1994. Ростов. Стр. 4 -18.Вернуться в текст
4.E. Staudt, J. Bock, P. Muhlemeyer. "Technology centres and science parks: agents or competence centres for small businesses?". 196 Int. J. Technology Management, Vol. 9, No. 2, 1994.Вернуться в текст
Синергетика информационных взаимодействий [С.Авдеев]
Немного об образовании в Монголии [Д.Уранаа]
Настоящий учитель [А.Скрынникова]
Нелинейное обучение [С.Авдеев]
Школа без стрессов [Н.Лужняк]
Хлопоты и тревоги абитуриентов [А.Лысакова]
Кое-что о народном образовании в ростовском уезде в XIX веке: Краткий обзор архивных материалов. Сельские школы [В.Литвиненко]
Факультет иностранных языков Ростовского государственного педагогического университета [М.Воловикова]
Ростовские аптекари повышают квалификацию [М.Писаренко]
Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя [М.Воловикова]
Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса [Б.Вольфсон]
Современная система школьного и университетского филологического образования [Н.Маевский]
Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования [Е.Корнилов, Н.Маевский]
Кузница кадров для журналистики новостей [М.Андырцев]
Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов]
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
© Борубаева Алиса Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал