| 
			| Алиса Борубаева, Кыргызский государственный национальный университет
 О развитии журналистского образования в Кыргызстане |  | 
  стория журналистского  образования охватывает более столетия. Как известно, школы журналистики зародились в недрах университетского образования. Представители европейской  школы    были   сторонниками  фундаментального университетского образования, в то время как американские коллеги являлась  сторонниками  практической  подготовки. Российская система подготовки журналистов, имеющая полувековую историю, прошла  длинный  и  сложный  путь, органично сочетая лучшие стороны как европейской, так и американской школы. В  1956 году в Киргизском   государственном университете было    открыто отделение  журналистики при  филологическом факультете. На протяжении сорока лет одна кафедра журналистики обеспечивала подготовку специалистов для всей республики.
 Учебный   план,  рассчитанный   на  5  лет,  составляли традиционные  филологические дисциплины. В качестве иллюстрации позволю себе привести пример из зачетной ведомости моего отца, который был одним из первых выпускников этого отделения: современный киргизский язык, практическая  стилистика  киргизского языка, русский   язык, иностранный    язык,    основы        языкознания,   основы литературоведения, киргизское  устное  народное  творчество, киргизская литература XIX в., киргизская советская литература, русская и зарубежная литература, советская литература. Общественные    дисциплины   включали   политэкономию, диалектический и исторический материализм, историю философии, основы советского права, основы экономики промышленности  и сельского хозяйства. Цикл  исторических дисциплин  включал историю  КПСС  и историю Киргизской ССР.
 Однако  количество  профессиональных и   практических дисциплин  в первые годы  становления отделения журналистики было  невелико. В дипломах  первых кыргызских выпускников-журналистов значатся  следующие   специальные  дисциплины: история    русской   журналистики,    история    зарубежной коммунистической  печати, история  партийно-советской печати, теория   и   практика  партийно-советской  печати,   техника производства и оформления газеты. Предусматривались спецкурсы и  спецсеминары. Студенты  направлялись на производственную практику, защищались курсовые и выпускные работы.
 В  70-80-е  годы   учебный   план совершенствовался в соответствии с требованиями того времени.  В это время появились новые   дисциплины   такие, как   "Основы     журналистики", "Литературное редактирование", "Журналистское мастерство", а также был введен творческий конкурс для поступающих на отделение журналистики,  совершенствовалась  система  производственной практики.
 Начало  90-х годов  ознаменовалось парадом суверенитетов республик бывшего Советского Союза. В1991 году стал суверенным и Кыргызстан, в связи с чем произошло изменение системы государственного устройства. Наряду с этим происходят изменения в республиканской системе СМИ и образования. Была отменена цензура - пресса стала свободной.  Масс-медиа  разделились на    государственные  и независимые.  В  средствах массовой  информации  происходит оживление  репортерской журналистики - СМИ  вошли  в  систему рыночных   отношений.  Усиливается роль  электронных  СМИ. Растет значение рекламы, происходит компьютеризация масс-медиа.  Увеличивается потребность  в  журналистских  кадрах разных специализаций.
 События, описанные выше, оказали  существенное влияние на журналистское образование в Кыргызстане.  Мне представляется важным отметить следующие моменты в развитии журналистского образования в республике:
 Во-первых,   отделение  журналистики    в  Кыргызском государственном национальном университете было преобразовано в факультет в  составе кафедр печати, телерадиожурналистики. С  осени  1995 по  1997  гг. на этом  факультете реализовался проект по укреплению материально-технической базы с помощью   гранта ЮНЕСКО,   поэтому  в настоящее  время  на факультете функционирует радиостудия, телестудия, компьютерный класс.
 Во-вторых, в ряде вузов республики быстро стали появляться отделения журналистики. Как, например, в Бишкекском  гуманитарном университете, Кыргызском техническом университете,  Кыргызском   государственном   педагогическом университете, Кыргызском американском университете, Кыргызско-Российско-славянском университете и др.
 Кыргызское отделение Фонда Сороса постаралось обеспечить новейшей  литературой по журналистике и СМИ  отделения журналистики ряда вузов.
 Помимо  этого возникла форма специального образования в рамках журналистских школ, к примеру, при Центрально-азиатском информационном   центре успешно  стартовал и  функционирует школа профессиональной журналистики "Радужный мир".
 В-третьих,  неуклонное  развитие   информационных и коммуникационных   технологий в   СМИ   заставили  коренным образом  пересмотреть учебные планы,  в которых   c l996 года появились такие курсы, как реклама, паблик рилейшнз, менеджмент и  экономика  СМИ,   экологическая журналистика,  зарубежная журналистика, телерадиожурналистика. Как видим, исключены партийно-политические, идеологические дисциплины, которые были широко представлены в предыдущие годы. В новых учебных планах  эти курсы  заменены курсами  политологии, культурологии,   истории   религий. Введен   также   цикл естественнонаучных дисциплин.
 В-четвертых, в современном  образовании журналистов для Кыргызстана  характерна ранняя профессионализация студентов. Многие  работают штатно в процессе учебы в связи с нехваткой кадров, как в русскоязычных, так и в киргизских редакциях. Таким образом, производственная практика  видоизменилась и стала фактически непрерывной, что имеет свои плюсы и минусы.
 В-пятых,  в   учебном   процессе  к   преподавательской деятельности привлекались и привлекаются журналисты-практики, высококвалифицированные   специалисты.  Их   приглашают   к проведению   творческого  конкурса,  чтению   спецкурсов  и спецсеминаров, руководству курсовыми и дипломными  работами, производственной практикой. Между факультетом журналистики и редакциями заключаются  договоры о  сотрудничестве, студентов прикрепляют к редакциям, начиная с третьего курса.
 Следует отметить, что на факультете журналистики КГНУ в течение  года  (1996-97)  проработал  асс. проф.   Огайского университета Дэвид Моулд, приехавший  по линии Фулбрайта  и читавший студентам курс по американской журналистике.
 С  учетом мирового опыта в Кыргызстане, как и в других странах СНГ, трансформировалась вузовская система образования. Появилась трехуровневая система подготовки: бакалавр (4 года), специалист (5 лет), магистр (2 года). Разработан государственный стандарт по  направлению  "Журналистика".  В  прошлом  году осуществил свой первый выпуск  первых  магистров журналистов Кыргызский   государственный  национальный  университет.
 
 Примечания:
 
| 1. | Сб. информационно-аналитических и методических материалов "Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития".  Минобразование РФ, Москва. 1999. |  |  | 2. | Отметим, что после введенного определения упоминаемая интеграция подпадает под введенное понятие, но в тексте оно сохранено для отражения особой значимости этого вида академической мобильности. |  |  | 3. | Пелихов Н.В., Розин М.Д., Тумакова Ж.Л. "Региональная специфика деятельности университетов в перспективе их интеграции в мировую систему науки и высшего образования". "Проблемы интеграции российских университетов в мировую систему образования и науки с учетом региональных особенностей". Изд. ИМК. № 1.  1994. Ростов. Стр. 4 -18. |  |  | 4. | E. Staudt, J. Bock, P. Muhlemeyer. "Technology centres and science parks: agents or competence centres for small businesses?". 196    Int. J. Technology Management, Vol. 9, No. 2, 1994. |  |  |  Синергетика информационных взаимодействий [С.Авдеев] 
  Немного об образовании в Монголии [Д.Уранаа] 
  Настоящий учитель [А.Скрынникова] 
  Нелинейное обучение [С.Авдеев] 
  Школа без стрессов [Н.Лужняк] 
  Хлопоты и тревоги абитуриентов [А.Лысакова] 
  Кое-что о народном образовании в ростовском уезде в XIX веке: Краткий обзор архивных материалов. Сельские школы [В.Литвиненко] 
  Факультет иностранных языков Ростовского государственного педагогического университета [М.Воловикова] 
  Ростовские аптекари повышают квалификацию [М.Писаренко] 
  Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя [М.Воловикова] 
  Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса [Б.Вольфсон] 
  Современная система школьного и университетского филологического образования [Н.Маевский] 
  Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования [Е.Корнилов, Н.Маевский] 
  Кузница кадров для журналистики новостей [М.Андырцев] 
  Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов] 
  Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай] 
  Ростов-Дортмунд [А.Беспалова] 
  Стажировка в Германии [Э.Зинченко] 
  Год в американской школе [Н.Швецова] 
  Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская] 
  Одаренные дети [Б.Вольфсон] 
  Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова] 
  Проблемы журналистского образования [А.Станько] 
  Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов] 
  Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов] 
  Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский] 
  Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов] 
  Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова] 
  Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов] 
  Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев] 
  Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов] 
  Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев] 
  Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович] 
  Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов] 
  Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер] 
  О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов] 
  Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко] 
  Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова] 
  Это надо знать при поступлении [М.Писаренко] 
  Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин] 
  Из школы в вуз [И.Звездина] 
  Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко] 
  Новые вакансии [Н.Шопен] 
  Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко] 
  Положение во гроб [И.Шеина] 
  Давайте возводить мосты! [И.Звездина] 
  Удар по будущему России [В.Сендеров] 
  Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко] 
  Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева] 
  Профессия - репортер [Е.Маскаева] |