Сеть трансляции опыта и ноу-хау российских и международных проектов [Н.Пелихов]
Николай Пелихов,
генеральный директор Центра международного
учебно-научно-технологического сотрудничества "Интернаука"
srcam@aaanet.ru

Сеть трансляции опыта и ноу-хау российских и международных проектов

Николай Пелихов

остепенно, но все более и более уверенно проявляется настоятельная потребность вузов в согласовании действий в рамках образовательной системы на региональном уровне. Период сильного сепаратизма, хотя и очень медленно, но начинает уступать естественной необходимости выработки стратегии, тактики и механизмов адаптации системы высшего образования к новой социально-экономической ситуации, всесторонне учитывающей региональные особенности среды ее обитания.
          В сфере развития академической мобильности и международного сотрудничества вузовская среда отреагировала на происходящие изменение созданием более двух десятков соответствующих региональных центров (РЦАМ). Это явление вызвало растущий интерес к подобным объединениям вузов территориальных органов власти и управления, международных организаций, а также получило поддержку Минобразования России.
          Учитывая большие потенциальные возможности формируемой сети и то, что она аккумулировала в себе знания и опыт ведущих специалистов международного сотрудничества высшей школы России, появляется возможность постановки целой совокупности совершенно новых комплексных задач, требующих высокого уровня профессионализма.
          Примером таких задач могут служить:

  • Создание среды динамичного распространения информации, результатов и ноу-хау совместных российских и международных проектов.

  • Формирование полноценной сети академической мобильности на федеральном и региональном уровне, отражающей новые запросы университетов, компаний, органов власти и управления различных регионов России.

          В настоящий момент в системе российской высшей школы создано более 20 РЦАМ и РЦМС. В 1997 году наиболее развитыми региональными центрами (РЦ) Санкт-Петербурга, Юга России, Центрально-Черноземного региона и Татарстана был учрежден Российский Совет академической мобильности (РОСАМ). Постепенно к РОСАМ начали подтягиваться и РЦ других регионов. В октябре 1999 года развиваемая сеть РОСАМ-РЦАМ получила одобрение Коллегии Минобразования России.
          Некоторые РЦАМ во взаимодействии с органами власти и управления различных субъектов Федерации приступили к разработке целевых проектов, ориентированных на активизацию использования образовательного и научного потенциала университетов в интересах социально-экономического развития региона. Учитывая растущий интерес к подобным объединениям вузов территориальных органов власти и управления, международных организаций, а также поддержку Минобразования России, развиваемая сеть представляется в высокой степени реалистичной в реализации своих долгосрочных целей.
          Среди важных возможностей, открываемых сетью РОСАМ-РЦАМ-университеты, следует, пожалуй, особенно выделить возможность аккумулирования и динамичного распространения опыта и ноу-хау российских и международных проектов. Здесь сформировался ряд объективных трудностей, оптимальное решение которых может быть найдено сегодня, по-видимому, лишь в рамках формируемой сети.
          Так, например, при реализации совместных европейских проектов (СЕП) постепенно сформировался комплекс текущих проблем, существенно снижающих эффективность работ и вкладываемых ресурсов, направляемых на проекты с вузами России. Среди них:

  • Реализация первых совместных европейских проектов (СЕП), дала неплохие результаты, но последние сосредоточились главным образом в вузах участниках и получили весьма ограниченное распространение, как опыт, в других вузах России.

  • Подготовленный на первом этапе в рамках СЕП персонал существенно рассеивается, ввиду естественного оттока кадров, рассеивая и приобретенный опыт. Отсутствие целевой системы аккумулирования, обобщения и трансляции опыта и ноу-хау предыдущих проектов не позволяло скомпенсировать существенный отток ноу-хау.

  • Вузы-лидеры по первым проектам ЕС не только не были заинтересованы, но иногда и сдерживали трансляцию опыта, поскольку приобретенные новые знания позволяли им обеспечить приоритетные позиции при розыгрыше новых проектов ЕС.

  • Большинство вузов в регионах все еще мало знают о проектах и программах ЕС, не имеют практического опыта работы над международными проектами.

  • Замыкание опыта в пределах отдельного вуза ограничивало возможности постановки комплексных проектов, ориентированных на развития взаимодействия вузов с окружающей социально-экономической средой.

          Построение в рамках формируемой сети РОСАМ-РЦАМ-университеты системы аккумулирования и трансляции опыта и ноу-хау, с привлечением на первом этапе ведущих региональных центров и наиболее подготовленный, в вопросах развития данной сети, кадровый потенциал, позволит:
          /Минобразованию России и РОСАМ/
          - сохранить накапливаемый опыт; сформировать методологические и организационные основы обобщения и трансляции лучшего опыта и ноу-хау СЕП; включить передовой международный опыт в программы переподготовки управленческого состава вузов и лекционные курсы студентов; использовать профессиональные аналитические возможности Совета экспертов РОСАМ в обобщении опыта и поиске новых организационно-методических решений; заложить основы регионального представительства университетов в программах академической мобильности студентов с партнерами ЕС.
          /РЦАМ/:
          - получить доступ к источникам опыта и ноу-хау, а также их аналитическому обобщению; получить возможность подготовки и переподготовки «учителей» в области управления международным сотрудничеством и становления новых форм академической мобильности для организации обучения на местах; с учетом развивающейся методологии, подойти к постановке и реализации сетевых проектов среди субъектов Федерации своих регионов и близлежащих государств; освоить методологию «привязки» программ академической мобильности и международного сотрудничества к социально-экономическим интересам своих регионов и оптимизировать возможности использования новых программ ЕС; развить формы прямого взаимодействия от лица вузов региона с европейскими партнерами для постановки целевых программ академической мобильности.
          Созданию на базе формирующейся сети РОСАМ-РЦАМ-университеты динамичной системы обобщения и трансляции опыта совместных европейских проектов и программ будет способствовать аккумулированный в Совете экспертов РОСАМ потенциал высококвалифицированных специалистов-международников и уже зарождающаяся межрегиональная сеть. Привлечение дополнительных ресурсов, создание системы информационного обмена (включая каналы Интернет, электронной почты, постановку системы периодических изданий и повышения квалификации) позволит существенно сократить влияние рассеивания опыта из-за высокого уровня перемещения подготовленного кадрового потенциала; создать условия эффективной трансляции опыта, одновременно ослабив влияние проблем межвузовских конкурентных взаимоотношений; расширить представительство вузов в сетевых кооперационных проектах.
          Ряд РЦАМ начали приобретать первичный опыт разработки межвузовских проектов, ориентированных на решение различных задач социально-экономического развития регионов. Дополнение его системой трансляции европейского опыта и соответствующей переподготовкой кадров позволит расширить спектр целевых задач для разработки новых сетевых и иных СЕП, сделать существенно более доступным участие в них вузов регионов.
          Описанный круг задач представляется значимым для:
          - руководителей региональных центров академической мобильности, заинтересованных в получении оперативной информации о международном опыте, ее профессиональном обобщении и методологической обработке, регулярном повышении квалификации, построении сетевых кооперационных проектов, становлении региональных программ академической мобильности;
          - различного уровня специалистов в области международного сотрудничества, администраторов университетов и региональных органов управления образованием;
          - субъектов социально-экономической инфраструктуры региона, заинтересованных в динамичном изменении образовательных программ вузов, ориентированных на подготовку и переподготовку кадров этих институтов;
          - на студентов вузов, обучающихся вопросам управления международной деятельностью.
          Трудности и благоприятные факторы реализации поставленной задачи представляются следующим образом:
          - Неожиданные повороты во внешней политике представителей власти могут на определенных этапах как усиливать, так и ослаблять эффективность этой работы. Однако, общая тенденция развития, как правило, положительных взаимосвязей и взаимодействий профессиональных объединений должна оказать в ближайшей перспективе благоприятное воздействие на последующее развитие сети.
          Уже наметившийся в настоящий момент рост поддержки таких программ органами федеральной и региональной власти и управления создает благоприятные возможности развития и должен обеспечить устойчивость формируемых сетей.
          Еще слабая, но уже обозначившаяся возможность спонсорской поддержки при ориентации в развитии на решение отдельных задач социально-экономического развития региона, также закладывает благоприятные условия развития сети.
          Отсутствие единства мнения руководства вузов в осознании необходимости кооперационных процессов играет сдерживающую роль, однако постепенно ситуация сглаживается. При выходе на более стабильную фазу экономического развития страны система имеет тенденцию не только к устойчивости, но и к активному развитию, поскольку развитые кооперационные процессы являются атрибутом развитых экономических отношений. Если дать вузам быстрый практический результат, ситуация достаточно быстро изменится в лучшую сторону.
          Организационно-экономическая слабость РОСАМ и РЦАМ, являющаяся следствием того, что они произрастали, главным образом, в инициативном порядке в сложных внешних социально-экономических условиях. Однако, их практическая ориентация на содействие решению вопросов социально-экономического развития регионов и официальное одобрение в минувшем году их деятельности Коллегией Минобразования России, а также в отдельных регионах территориальными органами власти и управления закладывают хорошие перспективы их успешного развития уже в ближайшее время.
          Высокий профессиональный уровень, аккумулируемый посредством Совета экспертов РОСАМ, дает неплохие основания ориентироваться на успех проекта.
          Высокий уровень мотивации участников формирующейся сети - они создавали и отстаивали ее создание, наполняя ее содержание своими знаниями.
          Формирование модели развития академической мобильности студентов России и ЕС с использованием интеграционных возможностей сети РОСАМ-РЦАМ в значительной степени зависит от встречного интереса родственных объединений в странах ЕС и возможных внешнеполитических коллизий. Европейские организации еще мало знают о формируемой сети, хотя хорошо знают персоналии, которые за ней стоят. Возможна повышенная осторожность на начальном этапе. Однако их возможная активная встречная ориентация на содействие развитию сети может привести к ее быстрой стабилизации и успешному развитию.
          На получении положительных результатов описываемого подхода и дальнейшее развитие сети может оказать свое влияние ряд факторов:
          Еще недостаточная устойчивость позиций РЦАМ в большинстве регионов.
          Растущая поддержка основной идеи формируемой сети в университетах регионов.
          Возрастающий интерес к сетевым формам работы.
          Высокая потребность в принципиально новых знаниях и информации.
          Развивающийся сетью квалифицированный персонал, транслирующий результаты, методологию и привлекательных опыт, а с ним и интерес к сети в глубь страны.
          Апробированная в ряде регионов повышенная результативность кооперационных действий вузов. Опыт уже начал распространяться, повышая мотивацию.
          Работающая сеть аккумулирования и регулярного распространения наиболее перспективных результатов и ноу-хау совместных европейских проектов, адоптированных к местным условиям функционирования университетов может включать в себя следующие механизмы и пути трансляции:
          Открытие на сервере «Информика» Минобразования России Web-страницы РОСАМ с аналитическим разделом «Опыт участия российских университетов в европейских проектах и программах».
          Открытие аналогичной рубрики в журнале «Международное сотрудничество», издаваемом Минобразованием России.
          Согласованная модель продвижения /как вертикального, так и горизонтального/ адаптированной информации по информационным сетям РОСАМ - РЦАМ - Университеты, предполагающую параллельную профессиональную обработку передовой информации, разработку методик и рекомендаций, организацию семинаров, подготовку рекомендаций для новых сетевых или иных проектов.
          Развитая система мобильных курсов повышения квалификации управленческих кадров по вопросам разработки, мониторинга и управления международными проектами, охватывающая широкую географию университетов различных регионов России.
          Ежеквартальное издание бюллетеней с опытом реализации текущих СЕП и информацией о новых проектах ЕС.
          Создание постоянно действующего аналитического центра с использованием, в том числе, профессиональных знаний и навыков членов Совета экспертов РОСАМ, для обобщения результатов СЕП, адаптации их в качестве рекомендаций для практического применения в вузах с учетом региональной специфики, методологическая обработка для подготовки циклов лекций повышения квалификации и т.п.
          Последний пункт предполагает организацию постоянного планомерного финансирования Минобразованием России высокопрофессиональной исследовательской и методической работы, определив при этом спектр своих приоритетных направлений, в развитии которых Министерство имеет целевой интерес.
          Важно отметить, что формируемая таким образом сеть открывает принципиально новые возможности взаимодействия региональных центров в сети РОСАМ - РЦАМ. Становится возможной постановка комплекса целевых кооперационных сетевых и иных проектов, качественно меняющих и расширяющих представительство в европейских программах университетов различных регионов России /включая развитие сетей взаимодействия с другими странами/, отражающих социально-экономическую специфику регионального развития, а также особенности межрегиональной кооперации.

Региональные центры академической мобильности в социально-экономической инфраструктуре региона [Н.Пелихов]
О развитии журналистского образования в Кыргызстане [А.Борубаева]
Синергетика информационных взаимодействий [С.Авдеев]
Немного об образовании в Монголии [Д.Уранаа]
Настоящий учитель [А.Скрынникова]
Нелинейное обучение [С.Авдеев]
Школа без стрессов [Н.Лужняк]
Хлопоты и тревоги абитуриентов [А.Лысакова]
Кое-что о народном образовании в ростовском уезде в XIX веке: Краткий обзор архивных материалов. Сельские школы [В.Литвиненко]
Факультет иностранных языков Ростовского государственного педагогического университета [М.Воловикова]
Ростовские аптекари повышают квалификацию [М.Писаренко]
Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя [М.Воловикова]
Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса [Б.Вольфсон]
Современная система школьного и университетского филологического образования [Н.Маевский]
Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования [Е.Корнилов, Н.Маевский]
Кузница кадров для журналистики новостей [М.Андырцев]
Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов]
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
© Пелихов Николай Владимирович Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал