Николай Маевский,
заведующий кафедрой русского языка, доцент
Современная система школьного и университетского филологического образования (тенденции и принципы формирования)
|
|
зык и литература - неотъемлемая, важная часть национальной духовной культуры. Правильная постановка дела в одном из важнейших направлений гуманитарного образования - филологии, верное и четкое представление места, целей, задач, содержания и путей филологического образования в школе и вузе позволит решить важнейшую современную глобальную проблему гуманизации личности. Совершенно справедливо и предостерегающе в связи с этим звучит сегодня утверждение, что "общеобразовательная школа с минимизированным гуманитарным компонентом означает дегуманизацию общества" (Н.Б. Мечковская, 1996).
При решении этой проблемы необходимо помнить слова акад. Д.С. Лихачева: "Филология есть связь всех связей. Она нужна текстологам, источниковедам, историкам литературы и историкам науки, она нужна историкам искусства, ибо в основе каждого из искусств… лежит слово и связь слов. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры" (Об искусстве слова и филологии // О филологии, 1989).
Именно поэтому образовательная (предметная) область "Филология" ("Языки и литература") занимает в настоящее время одно из ведущих мест в ГОС основного и среднего (полного) образования и в структуре Базисного учебного плана (БУП) общеобразовательных учреждений РФ, входя в его инвариантную часть в виде федерального компонента и включая: русский язык, литературу, иностранный язык (в учебных планах (УП) для средних общеобразовательных учреждений РФ с русским родным языком обучения) и русский язык (как государственный), русскую литературу, родной язык и литературу, иностранный язык (в УП с русским (неродным) или родным (нерусским) языком обучения).
К основным положительным тенденциям, определяющим, например, современное состояние лингвистического образования в средних общеобразовательных учебных заведениях, отнесем следующие:
1) расширение объема предмета "Русский язык" и соответственно объема содержания изучаемого материала не только в связи со сближением школьного и научного (вузовского) курсов, но и за счет включения в его орбиту дополнительных лингвистических дисциплин: культуры речи, стилистики, риторики, часть материала которых традиционно (особенно с 70-х годов) включается как составная часть основного курса "Русский язык";
2) расширение временных рамок (по количеству часов, по годам обучения) изучения предмета "Русский язык", всей лингвистической подготовки, связанное с указанными содержательными изменениями предмета и возможностями, предоставляемыми действующим БУП, что позволяет выстраивать как бы две параллельные образовательные линии: основное (обязательное) лингвистическое образование, реализуемое в образовательной области "Филология", и дополнительную углубленную (при необходимости непрерывную) лингвистическую подготовку в области родного и иностранного(-ых) языков, осуществляемую за счет обязательных, по выбору (элективных) и факультативных курсов на разных образовательных ступенях (II и III), в соответствии с профилем учебного заведения (или класса) и индивидуальными интересами учащихся, что позволяет реализовать принцип личностно-ориентированного образования. Все базовые и факультативные лингвистические дисциплины имеют хорошее программно-методическое обеспечение.
Следует отметить, что русскому языку отводится главенствующее место в образовательной области "Филология" БУП. Во многих регионах, включая Ростовскую область, русский язык введен как обязательный предмет (1-2 часа в неделю) в старших классах. Это особое положение определяется, с одной стороны, теми важнейшими функциями, которые он выполняет "и как родной язык русского народа, и как государственный язык РФ, и как один из языков межнационального (международного) общения в ближнем и дальнем зарубежье", с другой, тем, что он "является средством общения и передачи прагматической информации, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства" (О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях. Информационно-метод. письмо Минобразования РФ от 22.05.98 г.);
3) усиление в образовательном процессе принципа интегративности. Последняя тенденция, в настоящее время лишь частично реализуемая, должна, на наш взгляд, постепенно нарастать с развитием альтернативных учебных заведений и усилением уровневой и профильной подготовки на III образовательной ступени (особенно при переходе к 12-летнему образованию по структуре 4+6+2). Ярким примером такой интеграции является лингволитературоведческий курс "Русская словесность", обогащенный через сто лет новыми идеями и опять занявший достойное место в филологическом образовании школьников. Примером могут служить курсы технического или художественного перевода, построенные на сопряжении лингвистических знаний разных языков; курсы лингвокраеведения и лингвострановедения, этнолингвистики, социо- и психолингвистики;
4) усиление текстоцентрического подхода в лингвистической подготовке.
В целом школьный курс русского языка имеет линейно-концентрическое построение (три концентра, соответствующие трем ступеням школьного образования, и линейное расположение материала внутри каждого концентра). Однако существующие тенденции лингвистической подготовки настоятельно диктуют необходимость создания единого, цельного школьного курса русского языка, построенного по принципу расширяющейся спирали (непрерывной в отличие от концентрических кругов и сохраняющей линейность), что должно обеспечить подлинную реализацию важнейших принципов преемственности и перспективности в формировании знаний. Этот же принцип должен получить дальнейшее развитие в построении курса иностранного языка.
Переход в современной школе к концентрическому построению литературного образования (от существовавшего ранее линейного его построения), закрепленный в новых обязательных минимумах содержания образовательных программ для основной и средней (полной) школы, дал, на наш взгляд, веские основания (из-за его сжатия, сокращения) для тревоги представителей педагогической общественности, учителей-словесников. Полагаем, что принцип расширяющейся спирали следует положить и в основу построения полноценного и цельного школьного курса литературы.
Концепция филологического университетского образования базируется на непреходящих, вечных специализациях, определяемых филологией как наукой и вытекающих из нее и основного назначения "филолога как интерпретатора текста" (С.С. Аверинцев): филолог - это педагог (преподаватель, учитель родного, иностранного, классических языков, а также соответствующей литературы); филолог - это переводчик; филолог - это хранитель информации (библиотекарь, библиограф, редактор, патентовед, документовед, референт, литературный краевед, музеевед).
Именно эта концепция положена в основу подготовки современных филологов, по направлению - 520300 и специальности - 021700 - "Филология", осуществляемой с 1993/94 уч. года по новой системе многоступенчатого (многоуровневого) образования на факультете филологии и журналистики РГУ, что нашло соответствующее отражение как в обновлении содержания филологического образования, так и в изменении самой его структуры (подробнее об этом см. статью Е.А. Корнилова и Н.Н. Маевского "Многоуровневая система современного университетского образования (опыт факультета филологии и журналистики РГУ)" в предыдущем номере нашей газеты).
Рассмотрению проблем координации школьного и университетского филологического образования была посвящена научно-методическая конференция "Университетская филология - средней школе", проходившая в рамках XII Пленума НМС по филологии УМО университетов РФ на базе Кабардино-Балкарского ГУ (г. Нальчик, сентябрь-октябрь 1999 г.), где был обсужден широкий круг вопросов.
В настоящее время завершена работа по созданию профильными НМС УМО университетов РФ ГОС "второго поколения" по всем направлениям и специальностям высшего образования, включая "Филологию". Назрела необходимость обсуждения вопроса о возможности создания скоординированных "сквозных" образовательных стандартов, связывающих основные уровни национальной образовательной системы по соответствующим направлениям (профилям) подготовки на основе преемственности и перспективности, заложенных в их содержании и структуре, что должно способствовать (после перехода школы на 12-летнее образование, а высшей школы - на многоступенчатую систему) реализации идеи формирования непрерывного (периодического, систематического) образования, важными составляющими которого станут также переподготовка, повышение квалификации, самообразование.
|
Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования [Е.Корнилов, Н.Маевский]
Кузница кадров для журналистики новостей [М.Андырцев]
Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов]
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
|