Юлия Уракчеева,
студентка отделения международной журналистики РГУ
"Повеса": уже пять лет в России |
|
амый продаваемый в мире журнал для мужчин - PLAYBOY. Его тиражи на родине - в США - больше, чем у "Esquire", "GQ" и "Rolling Stone" вместе взятых. Почти 9 миллионов американцев ежемесячно читают PLAYBOY. Прибавьте к этой солидной цифре ещё пять миллионов читателей международных изданий по всему миру от Бразилии до Хорватии и от Нидерландов до Японии, не минуя и Россию. Торговая марка PLAYBOY является исключительной собственностью компании Playboy Enterprises Inc., которая владеет также одноименной телестудией, сетью по продаже концептуально выдержанных товаров, казино и сервером Playboy.com. Кроме того, в рамках компании существует особый PLAYBOY- фонд, материально поддерживающий такие, например, начинания, как половое воспитание и поиски лекарства от СПИДа. Не говоря уже о борьбе за права сексменьшинств. Нетрудно увидеть, что объединяют все эти проекты понятия свобода и раскрепощенность, лежащие в основе философии PLAYBOY.
Журнал PLAYBOY появился в 1953 году. Обложку первого номера украшала та самая знаменитая фотография Мерилин Монро, а содержание, как и сегодня, определял ненавязчивый микс из беллетристики, статей и интервью. Никогда PLAYBOY не был порноизданием! Мало того, Хью Хефнер поднял престиж своего детища на такую высоту, что публиковаться в нем соглашались Джон Апдайк, Курт Воннегут и Том Клэнси, а среди интервьюируемых были Деннис Родман, Томми Хилфигер, Кевин Спейси, Джон Траволта и Билл Гейтс. Фотографироваться для PLAYBOY запросто соглашались Катарина Витт и Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл и Шэрон Стоун.
В Россию "Повеса" нагрянул в 1995 году. Русские редакторы в программной статье заявили, что, вопреки расхожему мнению, "секс и романтика занимают в журнале существенное место (30-40% , в зависимости от сезона и настроения) - как и у любого нормального, жизнелюбивого человека - однако не меньшее внимание уделяется запросам интеллектуальным, культурным и даже потребительским". Похоже, главной задачей стартового номера было разрушить стереотипы и противопоставить российское издание PLAYBOY действительно порнографическим PENTHOUSE и "Андрею", не говоря уж о бесчисленных эротических СМИ-самоделках, наводнивших в то время систему распространения периодики в России. Задачу эту Артемий Троицкий и сотоварищи выполнили на "отлично". Первый русский номер был полон звезд: свой вклад внесли Василий Аксенов, Евгений Киселев, Александр Кабаков - всё известные либералы, которым явно импонировал свободолюбивый настрой журнала. Эротика представлена была галереей моделей PLAYBOY всех времен и народов. Плейбои отмечали старт в клубе "Титаник".
За эти пять лет облик российского издания PLAYBOY претерпел некоторые изменения. Странным образом в роли издателя теперь выступает некое ООО "Юнайтед Пресс" (вместо первоначального - крупного издательского дома Independent Media), хотя физический адрес остался прежним: Москва, Выборгская, 16. О чистой формальности этого изменения говорит и то, что официальный сайт журнала - http://www.estart.ru, а электронный адрес - playboy@imedia.ru.
В 1997 году Троицкого на посту главного редактора сменил Рэм Петров, а самого АК перевели в разряд почетных редакторов-основателей. А в 2000 году - очередная смена руководства, имена новые, незнакомые. Если и Артемий, и Рэм активно печатаются в других изданиях группы Independent Media (COSMOPOLITAN, хотя бы), то имя нового главреда PLAYBOY Максима Маслакова мало кому о чем-то говорит. Среди новых имен в руководстве некоторые наводят на грустные размышления: издатель - Ирина Силаева, зам.издателя - Екатерина Устынюк. ЖЕНЩИНЫ В "ПЛЕЙБОЕ"!!! Шовинизм здесь ни при чем, просто PLAYBOY - изначально более мужской, нежели женский журнал в том плане, что главенство мужчин является составной частью плейбойской философии. Это райский уголок, где мужчины могут потешить свое самолюбие и побыть немного хозяевами не только себе, но и всему окружающему миру. Справедливости ради надо отметить, что ничего женского в содержание издания руководительницы не внесли. И портрет целевого читателя узнаваем, он все тот же, что и десятилетия назад. Ему около тридцати. Он не женат, либо женат, но всё еще романтичен и имеет возможность эту романтичность реализовать. Все жизненные, скажем так, проявления нашего героя в PLAYBOY отражены, причем, прежде всего те, что связаны с тратой денег. Он хочет дорого и стильно одеваться - PLAYBOY расскажет, как. Он ценит новое, держит руку на пульсе прогресса - в PLAYBOY все мировые новинки как на ладони. Он образован - PLAYBOY посоветует ему фильм и книгу; он интересуется политикой и другими мужиками (в смысле тем, как они добились успеха) - пожалуйста, "фирменные" объемные интервью и высококлассные аналитические статьи в каждом номере. Не забудем, что читатель PLAYBOY если и не совсем плейбой, то, по крайней мере, сексуально активен, спортивен, любит дорогое спиртное и сигары... И еще: у него есть автомобиль. Вообще, спору нет, PLAYBOY - журнал ангажированный. Он продвигает определенный образ жизни, а иногда занимается прямой консумацией клиента - "раскручивая" его на определенные траты, прекрасно зная (опыт!), на какие клавиши нажимать.
Ты давно хотел поменять "Форд" на "Хонду". Ты любишь запах Egoiste от Chanel. Впрочем, жаловаться бесполезно: подобные настройки сейчас встретишь в любом глянцевом журнале, а на предполагаемые обвинения авторы концепции всегда могут возразить, что PLAYBOY никогда не позиционировался как народный журнал. Кстати, тираж российского издания достаточно стабилен: заявлено 100 000 экз. в середине 1996 года, 140 000 экз. в конце 1997-го, опять 100 000 в конце 2000 г. Объем одного номера составляет 200 с небольшим страниц. Сначала русский PLAYBOY печатался в Финляндии (как все, как все), потом в Польше, а теперь - в Москве, что внушает оптимизм относительно состояния нашей полиграфии.
Но вернемся к "начинке" журнала. Все можно простить PLAYBOY за стиль в исполнении. В журнале подобралась блистательная команда, их материалы большей частью интересно читать независимо от предмета обсуждения.
Но в последнее время что-то неуловимо изменилось. Если в 1996 году редакция усиленно заботилась о том, чтобы все материалы номера ощущались как один текст с единой концепцией и тоном ("фирменным", не вполне серьёзным), и для этой же цели каждому из них предшествовало искрометное вступление, то под редакцией г-на Маслакова в 2000 году номера стали немного походить на сборники разносортных вещиц. Виноват ли сам Маслаков? Возможно! Достаточно почитать его "Письмо редактора" в № 12/2000, чтобы убедиться: выглядит он лучше, чем пишет. В том же выпуске самым интересным материалом я бы назвала репортаж Александра Курбатова "Верхняя тундра", с той оговоркой, что в концепцию PLAYBOY он даже с натяжкой не умещается. Вот другой неплохой, информативный текст - "Психическое TV" Марии Шубиной. И тоже не "плейбойский", а рассчитанный на самый широкий круг читателей. Держать надо марку, товарищи.
Основными журналистскими жанрами PLAYBOY остаются интервью (их два в каждом выпуске, одно обязательно объемное и занудное), обзор (это разнообразные "гиды" - по маркам вин, часов, пафосным местам Европы: пусть читатель-клиент знает, чего он должен хотеть), статья (в том числе проблемная), репортаж, информационная заметка.
Формальная организация журнального материала менялась много раз. Перечислять здесь все варианты рубрикации, которые перепробовали редакторы, смысла нет. Сейчас все материалы структурированы так:
Раздел "Данные" - рубрики Письма читателей, Кино - аудио - книги - авто - техно - модно - организм - еда, PLAYBOY-советчик, Мужчины, Женщины.
Раздел "Интервью" - Большое интервью, 20 вопросов.
Раздел "В кадр" (фотоэротика) - рубрики Проба, Девушка месяца, плюс в каждом номере несколько серий без рубрик. Вообще благодаря ставке на визуальный эффект хорошие фотографы - Владимир Фридкес, Михаил Королев, зарубежные мастера - в журнале очень ценятся.
Раздел "Проза" - здесь публикуются рассказы.
Раздел "Мода" - собственно Мода, Подарки (в каждом месяце находится повод их делать) и сезонные публикации вроде зимней "Крен с горы" (№ 12 / 2000).
Раздел "В тему" - "сборная солянка", стабильно здесь помещаются рубрики Репортаж и Гид , а также всё, что не подходит по формату для других разделов.
Раздел postscriptum - приятная мелочь: Тест, Гороскоп, Щёлк!, Sex-ответчик (вопросы на интимные темы известным персонажам). К приятной мелочи, разбросанной по номеру, относятся и традиционные карикатуры, и странички шуток с фирменным персонажем - миниатюрной леди в чулках и крагах, и комиксы. Повторю, "видеть" - одно из ключевых понятий издания.
Около 32% площади в PLAYBOY занимает реклама. Этот показатель не изменился с 1996 года. Все рекламируемые товары четко отвечают общему портрету целевого читателя. Это дорогие часы, одежда, спиртное (прежде всего коньяк, шампанское и водка), парфюмерия, аксессуары, спорттовары, а также машины, электроника и сигареты.
Хотя я уверена, что многие читают PLAYBOY, как и я, - отдавая должное стопроцентной (в лучшие времена) стилевой выдержанности и бойкости пера, но не будучи частью его целевой аудитории, а потому испытывая чувство тайного вторжения на чужую территорию - но правда и то, что "свой" читатель (см. портрет выше) у PLAYBOY в России есть. Появление подобного издания высветило наличие у нас в стране целого класса "прожигателей жизни", несколько эфемерного для трудовой провинции, но реального в крупных городах. Посмотрите - вот они, на страницах PLAYBOY, похожие на Игоря Верника или Сергея Маковецкого, не понаслышке знающие красивую жизнь со всеми её атрибутами - тот мир ночных проспектов, модных автомобилей и дорогого коньяка, куда каждый из нас нет-нет да и кинет полный белой зависти взгляд.
|
Россияне помнят, что такое цензура [ФОМ]
Век живи - век учись [Т.Засорина]
"Stereo & video" и "Hi-Fi & music" - путеводители по миру музыкальной техники [О.Гордеева]
Система жанров радиожурналистики [В.Смирнов]
Основные тенденции развития журналистики Кыргызстана [Н.Аманкулова]
Донская учительская периодика в начале 20-го века [Е.Ахмадулин]
Первые шаги монгольского телевидения [С.Энхцэцэг]
"Приазовский край" - первая региональная газета на Дону [Е.Ахмадулин]
ЕПК сеет доброе, вечное [А.Станько]
Первая газета Таганрога [Е.Ахмадулин]
Экстремальная журналистика [В.Тулупов]
Пресса конституционных-демократов на Дону [Е.Ахмадулин]
Из истории демократической печати на Дону [Е.Ахмадулин]
Ежедневные газеты Польши в 90-е годы [М.Геруля]
Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы [М.Нехад]
Компьютерные издания Ростова [П.Чуков]
Жанры в теории и практике журналистики [Л.Шибаева]
Этические проблемы "расследовательской журналистики" [Л.Чиликина]
Научно-популярный журнал "Здоровье" [О.Морева]
Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону [Ю.Козлова]
Разноликая журналистика в зеркале научного журнала [Е.Ахмадулин]
О правовом регулировании рекламы в СМИ [М.Давыдова]
Творческий портрет в зеркале времен [И.Звездина]
Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография [С.Гунькина]
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
|