Наталья Боровская,
искусствовед
|
|
|
"Никогда не устану восхищаться людьми!"
Говорят, что, когда она играла в Мезмае, на противоположном склоне загорелся лес. Я этого не видела, но могу засвидетельствовать, что во время ее юбилейного концерта в филармонии прорвало отопительную систему, и "фуршетные" столики почти что плавали среди потоков воды, что нисколько не нарушало общего веселья.
А еще говорят, что, когда Эльвира была грудным ребенком, над ней нельзя было петь колыбельную. Она не засыпала, а, широко раскрыв глазенки, внимательно слушала музыку.
Девочка подросла. Скрипку купили потому, что на пианино не было денег. Но не ошиблись. Эльвира успевала учиться на отлично сразу в двух школах.
Сейчас, тем кто ее знает, представить себе Эльвиру без скрипки просто невозможно. Порой кажется, что это - один из ее органов чувств. Эльвира берет с собой скрипку повсюду, и где только она не играет: на сольных концертах в филармонии, в Музыкальной школе им. Гнесина, где работает преподавателем, в РГУ, в компании друзей, в лагере "Лиманчик" на Черном море, в Мезмае на фестивале бардовских песен, на дельтаплане, в пещере, в дрезине на пути в Мезмай, которая, кстати, перевернулась, и потому пришлось Эльвире остаток пути тащить на себе скрипку 12 км. пешим ходом.
Она относится к этому весело, как и к Почетной грамоте, которую ей вручили барды, как и ко многому в жизни.
К почестям Эльвира не стремится. Она просто играет, потому что не может не играть. Замечательно сказал об этом руководитель ансамбля "Консорт ренессанс" Андрей Яровов: "Солнце встает, птицы поют, Эльвира играет".
Принято считать, что для творчества необходимо одиночество. Своим примером Эльвира опровергает это. У нее множество друзей, которые, по ее словам, дают ей силу. Какие же они разные, но со всеми она находит общий язык. Вообще она умеет жить в самых разных обстоятельствах и в самых разных "мирах". Я думаю, ей помогает в этом развитое чувство стиля и в отношении музыки, и в отношении к людям. Ей одинаково удобно и в мире Баха, и в мире регтайма, и в мире музыки эпохи Возрождения. Она - артист, и за ее перевоплощениями - культура чувств, любовь к жизни во всех ее проявлениях, любовь к поэзии (она прекрасно читает стихи), к живописи, начитанность, эрудиция.
Быть может, именно потому она со свойственным ей темпераментом и неутомимостью заражает и заряжает окружающих своей любовью к музыке и к жизни. "Моя дочь слушала Эльвиру и потому решила стать музыкантом",- сказал мне Андрей Яровов. Ее бывшие ученики приводят к ней учиться своих детей. Однажды к ней привели пятилетнюю незрячую девочку Катю Беспалову. Как считает родители Кати, Эльвира Георгиевна совершила подвиг: не имея никакой специальной методики для такого случая, она работала с Катей в течение семи лет, довела 12-летнюю Катю до уровня выпускников музыкального училища, подготовила ее к конкурсу.
Даже те музыканты, которые готовы оспорить ее манеру игры, признают, что Эльвира Георгиевна Восканян - явление в современной музыкальной жизни.
Эльвира - легкий человек, но отнюдь не облегченный. За внешней легкостью - большая постоянная работа и над собой, и с учениками. Какой-то мудрец сказал: "Если хочешь ничего не делать, влюбись в свою работу". Внешняя легкость Эльвиры именно такого свойства - она всегда влюблена в то, чем занимается.
Подвижная, веселая - трудно представить, что в октябре ей исполнилось пятьдесят,- она не скрывает свой возраст. Кажется, что она о нем и не думает - просто нет на это времени. Жизнь Эльвиры очень насыщена: ученики, репетиции, выступления. О трудностях быта, здоровье, копеечной зарплате она говорить не любит. Музыка возносит ее над всем.
Юбилейный концерт Эльвиры в филармонии, как это и следовало ожидать, стал концертом ее друзей и учеников: всех, кого могла, она вытащила на сцену и устроила замечательный праздник.
Армянка, она заражает и любовью к Армении, когда играет дивные армянские песнопения и музыкальную классику. Когда она наигрывала танцующим национальные танцы, мне самой захотелось научиться их танцевать.
Ее друзья - люди самых разных национальностей. Для Эльвиры это не имеет значения. Она обладает даром ценить человека по лучшему, доброму, что в нем заложено. И не раз я слышала от нее: "Никогда не устану удивляться и восхищаться людьми".
|
Агата Кристи на ростовской сцене [И.Звездина]
Не жалейте, что вас не было с нами [Н.Смирнова]
"Повесть А.П.Чехова "Черный монах" и сонатная форма"[Н.Смирнова]
Два дня и две ночи новой музыки[Е.Зинькевич]
"Как в этих сложных письменах Понять значенье каждой буквы?".[Т.Борисова]
Лесь Курбас: репетиція майбутнього[Н.Корниенко]
Посетитель музея и его поведение: семиотический аспект [В.Панасюк]
"И я выхожу из пространства..."[Е.Зинькевич]
Коты в опере [В.Панасюк]
"И я выхожу из пространства..." [Т.Борисова]
Он дарил людям внутреннюю свободу [Н.Боровская]
В нем музыка - всегда [Н.Боровская]
"Я сошла в ореховый сад…" [Т.Борисова]
Брызги шампанского из туго натянутого нерва [И.Звездина]
Чистый звук [Н.Боровская]
Московский театр "Игроки"
Недоходное место [А.Хавчин, Н.Смирнова]
Может ли провинциальная девушка стать моделью? [С.Городничева]
Возвращение сентиментального боксера [А.Волохов]
Не делайте театру больно, господа! [И.Звездина]
Театр из Исландии в Ростове [М.Костюкова]
“Есть одна награда - смех” [И.Звездина]
О поэтике Михаила Щербакова [Г.Хазагеров]
Либретто для "мыльной оперы" [Е.Черепнева]
Мастер творческого портрета [И.Звездина]
Для нее нет границ во времени и пространстве [А.Колобова]
Другому не хватило бы и десяти жизней [Н.Боровская]
Им нравится соединять несоединимое [Н.Боровская]
"Ведьма из Блэр" напугала шоу-бизнес [Г.Нерсесов]
"Исповедь великого грешника" [Г.Нерсесов]
Что в запахе тебе моем? [Н.Соловьева]
Девятые врата [А.Гарматин]
Искусство и литературная критика [Д.Пэн]
Искусство как источник эволюции сознания [Н.Бекетова]
Как рождается прекрасное [Е.Острижная]
Ростовский цирк вчера и сегодня [М.Дикалов]
История "Титаника":фильма и парохода [О.Акопов]
|