|
Мария Писаренко
Ростовские аптекари повышают квалификацию
|
апреле закончились очередные курсы повышения квалификации для провизоров и фармацевтов г. Ростова-на-Дону, которые проводит Пятигорская государственная фармацевтическая Академия. Жизнь не стоит на месте, она предъявляет новые требования к специалистам-провизорам. И фармацевтам, чтобы сориентироваться в современных тенденциях, суметь приспособиться и реагировать на те или иные явления фармацевтического рынка, необходмо пройти такие курсы. О том, как работают курсы повышения квалификации на Северном Кавказе, и что они дают, мы беседуем с доцентом факультета последипломного образования Пятигорской фармакадемии Татьяной Ивановной Блиновой, которая приехала в Ростов на очередной цикл сертификационных курсов.
- Татьяна Ивановна, когда появились курсы повышения квалификации в стране и у нас в области?
- Курсы повышения квалификации для провизоров существовали всегда - это было необходимым условием деятельности аптечных учреждений. В 1996 году Минздрав принял решение об обязательной сертификации медицинских и фармацевтических работников. Поэтому с 1996 года Пятигорская фармацевтическая Академия получила право, данное лицензией МЗ РФ не только проводить курсы, но и выдавать сертификаты. В том же году мы провели первые такие сертификационные циклы с выдачей сертификатов на базе Фармакадемии, а в конце года состоялся первый выездной цикл курсов повышения квалификации в Ростов. Инициатором цикла стали Фармакадемия, Ростовская областная фармацевтическая ассоциация и ее президент Евгений Николаевич Писаренко, с которым Академия из Ставропольского края поддерживает постоянные и плодотворные связи, а также Фармуправление Министерства здравоохранения Ростовской области.
- Какова роль Ассоциации в организации выездных циклов?
- Ассоциация донских фармацевтов не только подбирает контингент в зависимости от специфики курса, подготавливает все необходимые документы, но и участвует в приеме сертификационных экзаменов. Поэтому курсы проходят очень серьезно, и сертификаты, я считаю, выдаются с полной уверенностью, что получившие их специалисты обладают действительно высокой квалификацией. Поскольку курсы повышения квалификации, в таком виде, в котором они сейчас существуют, проводятся в Ростове с 1996 года, нашему опыту сотрудничества с Ростовской областью уже пять лет. Ни одно другое фармуправление столь тесно с нами не сотрудничает, и так удачно не контролирует процесс обучения.
- Существует ли преимущество у такого рода циклов - курсов на местах?
- Да, и не одно. Во-первых, это дает возможность людям, не отрываясь от производства, пройти курсы повышения квалификации и сдать экзамен на месте. Многим женщинам удобно, не оставляя детей и семью, повысить квалификацию, не выезжая в Пятигорск. Во-вторых, не последнюю роль играют материальные соображения: такие циклы оказываются более выгодными для провизоров с точки зрения отсутствия издержек - аптечным предприятиям нет необходимости оплачивать командировочные специалистам.
- Где еще Пятигорская фармакадемия проводит курсы повышения квалификации?
- Выездные циклы также проводятся и в Тамбовской области, и в Краснодарском крае, и даже в Сахалинской области. Сейчас мы вплотную занимаемся сертификацией специалистов в городах и республиках Северного Кавказа - Грозном, Владикавказе, Ингушетии, Кабардино-Балкарии.
- Как строится обучение специалистов, по каким направлениям оно ведется, и зависит ли от специфики курса контингент ваших подопечных?
- Каждые пять лет специалист должен пройти курсы повышения квалификации и получить либо подтвердить сертификат.
Ежегодно проводятся 5 циклов длительностью 24 дня каждый. По окончании курса мы проводим тестирование и сертификационный экзамен. Два цикла (один из них, кстати, и стал причиной приезда преподавателей Академии в Ростов-на-Дону) для заведующих аптек и их заместителей, а также для руководителей отделов по специальности "Управление и экономика фармации". Самая большая группа (практически 80% всех провизоров) - провизоры-технологи, занимающиеся изготовлением, хранением и реализацией лекарственных средств. Для них мы проводим 2 цикла и читаем курс лекций по специальности "Фармацевтическая технология". Для категории провизоров - аналитиков, занимающихся контролем качества лексредств, предусмотрен один цикл повышения квалификации. На сегодняшний день курсы приобрели новый смысл: сертификат специалиста является обязательным дополнением к диплому, придавая диплому новое свойство - право специалиста самостоятельно работать.
(По данным на 1 января 2000 года в целом по Ростовской области около 60% всего провизорского и фармацевтичкого состава получили сертификаты, подтверждающие их квалификацию, на выездных циклах ПГФА. Эти цифры и ставят Ростовскую область на второе место после Ставропольского края и на одно из первых мест в России по количеству прошедших сертификацию специалистов. М.П.)
- Курсы проводятся на коммерческой основе?
- Курсы не бесплатны и требуют определенных материальных затрат. Минздравом предусмотрена оплата процесса сертификации из бюджетных средств государства. Однако только специалисты, работающие в государственной и муниципальной сферах, входят в эту категорию. Фармацевты и провизоры, которые работают в коммерческих и частных структурах, свое обучение на курсах оплачивают. Однако помимо оплаты обучения еще предусмотрена оплата командировочных расходов преподавателей состава. Поэтому эти траты компенсируются заказывающей стороной, то есть Ростовской фармассоциацией. Кроме того, специалисты или аптеки, их направляющие, оплачивают стоимость оформления бланков сертификатов и свидетельств о повышении квалификации.
- Эти курсы способствуют пополнению бюджета Академии?
- Безусловно. Сертификационные циклы дали возможность Академии получить дополнительный источник доходов, которого раньше не было. Это также предусмотрено Минздравом.
- Кто участвует в проведении сертификационных циклов?
- Курсы проводит факультет последипломного образования Фармакадемии. На факультете работают высококвалифицированные специалисты: профессора и доценты. С большим интересом слушаются лекции профессора М.Н. Ивашева, врача, специалиста-фармаколога; можно также отметить профессора В.И. Погорелова, доцентов С.А. Парфенникова, В.Б.Ушакова.
- Татьяна Ивановна, что читаете Вы? Какие вопросы вы пытаетесь осветить на своих лекциях?
- На факультете последипломного образования я преподаю Технологию лекарств, однако, тот материал, который я даю на курсах, касается проблем современного фармацевтического рынка, биофармацевтических и технологических аспектов качества лекарственных средств. Это чрезвычайно важно с профессиональной точки зрения, ведь лексредства - особая категория товара, качество которой потребителю очень трудно определить. Подбирая ассортимент для аптек, провизор, кем бы он ни был - руководителем, рядовым работником, - должен профессионально разбираться в качестве медпрепаратов. Сейчас, при богатом ассортименте зарубежных фармацевтических препаратов это сделать нелегко. И потому нужно обладать широким кругом профессиональных знаний, чтобы суметь разобраться, по меткому выражению Жванецкого "в лекарствах, какие есть и тех, которые лечат, и чем они отличаются". Специалист - провизор обязан также иметь представление об огромном количестве синонимов, аналогичных препаратов, производимых разными фирмами, уметь оценивать их реальное качество.
Вместе с тем я даю материал, касающийся рациональных условий приема, разумного сочетания лекарств и пищи, полипрагмазии, то есть одновременного приема нескольких медикаментов, назначенных врачом.
В мой блок лекций также входят проблемы валеологических препаратов парафармацевтической продукции, которые получили право на реализацию через аптечную сеть. Очень интересны экологические аспекты лекарствоведения - это уже не просто дань моде. Это вопрос, который ставит перед нами жизнь.
- Татьяна Ивановна, что ваши слушатели ждут от курсов, какая будет отдача, каким вы видите сертификационный цикл в текущем году?
- Те курсы, которые мы проводим, по возможности тесно связываем с практикой. Мы стараемся учитывать изменения конъюнктуры фармрынка, где прослеживается тенденция уменьшения количества аптек с производственной функцией. Материал, который даем, мы пытаемся ориентировать непосредственно на деятельность аптечных учреждений. Только в этом случает цикл вызывает интерес у слушателей. Происходит постоянная корректировка программы. Причем в ее изменении принимает участие и Фармуправление Ростовской области. То есть в первую очередь прислушиваемся к запросам практических работников и строим курсы таким образом, чтобы преподаватели смогли ответить на вопросы специалистов.
Мне кажется, цикл по-настоящему нравится специалистам: я вижу интерес в их глазах, когда отвечаю на их вопросы. И примеры, которые я привожу на своих лекциях, - это случаи и опыт, с которыми делятся наши слушатели. За это мы им благодарны.
А что касается меня самой, то я люблю свою профессию, своих коллег-провизоров, с которыми общаюсь на курсах, и испытываю искреннее удовлетворение от работы, когда вижу грамотных, заинтересованных профессионалов своего дела, каковыми являются ростовские провизоры. Я с удовольствием приезжаю в Ростов, у меня здесь много друзей и, я думаю, если нас пригласят снова, я обязательно приеду в Ростовскую область еще раз.
|
Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя [М.Воловикова]
Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса [Б.Вольфсон]
Современная система школьного и университетского филологического образования [Н.Маевский]
Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования [Е.Корнилов, Н.Маевский]
Кузница кадров для журналистики новостей [М.Андырцев]
Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов]
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
|