| 
			| Диана Дадашева, корреспондент газеты "Жизнь".
 Ростов-на-Дону.
 |  |  | 
 Нагайки есаула Каширского           - У скульптуры, пусть даже из кожи, металла и дерева, не бывает изнанки, - так говорит Каширский о нагайке, одном из старинных символов казачества. Ей была посвящена защита диплома на художественно-графическом факультете Ростовского пединститута. Полтора часа проректор института имени Сурикова из Москвы изучал эскизы донской нагайки - он впервые столкнулся с такой темой в дипломной работе...
Истории о нагайках, дошедшие до наших дней, очень скупы. Каширский собирал их по крупицам несколько лет. Объездил глухие казачьи селения, полузаброшенные хутора... К старым казакам обращался за легендами и образцами. Сергей записал больше 70 пословиц о нагайках. Из древних пыльных сундуков старушки вытаскивали символы своего рода. Ценного материала, что он так долго собирал, хватило на целую диссертацию!
 Отобрал он и лучшее в технике плетения донского раритета. Сегодня Каширский уже превзошел в мастерстве всех ростовских шорников, которые когда-то скрывали от него свои секреты и даже прятали инструменты.
 - Мы сами доходили до всего, и ты попробуй, - усмехались они.
 
 "Молния" жезла
 Он попробовал. Да так, что от его нагаек невозможно оторвать глаз.
 - Есть какой-то секрет?
 - Гибкой частью императорского жезла, или "молнией" называлась нагайка. Чтобы добиться изящества "молнии", я просто работаю на пределе природных качеств кожи, - отвечает Каширский.
 Он берет часть заготовленного куска кожи. Еще мгновение - и кажется, что полоска лопнет под рукой мастера. Но она слушается  как живая.
 - Казаки любовно называли нагайку "мухобойка". Ведь не для наказания коня она применялась, а для разгона злобных слепней и оводов. На Дону ее называли "длань" - продолжение руки. Много ласковых имен дали казаки и ее деталям: ланиты, витень, лопастце...
 У каждой станицы были свои привычки и правила плетения. Свои секреты. Так он узнал, как смешивать бараний жир и пчелиный воск в необходимых пропорциях - для пропитывания кожи, - чтобы не мокла под дождем...
 Мастер никогда не повторяется: каждая его работа индивидуальна. Но одно в них общее - ладанка.
 
 Ладанка
 В рукояти каждой донской нагайки Каширского - специальная ладанка. В ней - донская земля с "комплицы" - со святого казачьего места у станицы Старочеркасской, где полегли в боях три поколения казаков. А еще Сергей кладет в ладанку полынь и алатор-камень (янтарь). И главное - он обязательно носит освящать ее в Старочеркасский храм.
 - В старину в ладанку клали еще и кости разных животных. Хоть были казаки набожны, но к приметам относились трепетно. Свято верили, что ладанка защитит их. Когда умирал казак, его клали в гроб в бурке. Никогда не скрещивали ему рук. Их укладывали по швам. По левую руку клали шашку. А по правую - нагайку и уздечку. Нагайка была символом перехода власти в семье казака. Ее вешали в изголовье младенца-мальчика до крестин. А обмен нагайками считался лучшим знаком примирения.
 |  "Никогда не устану восхищаться людьми!" [Н.Боровская] 
  Агата Кристи на ростовской сцене [И.Звездина] 
  Не жалейте, что вас не было с нами [Н.Смирнова] 
  "Повесть А.П.Чехова "Черный монах" и сонатная форма"[Н.Смирнова] 
  Два дня и две ночи новой музыки[Е.Зинькевич] 
  "Как в этих сложных письменах Понять значенье каждой буквы?".[Т.Борисова] 
  Лесь Курбас: репетиція майбутнього[Н.Корниенко] 
  Посетитель музея и его поведение: семиотический аспект [В.Панасюк] 
  "И я выхожу из пространства..."[Е.Зинькевич] 
  Коты в опере [В.Панасюк] 
  "И я выхожу из пространства..." [Т.Борисова] 
  Он дарил людям внутреннюю свободу [Н.Боровская] 
  В нем музыка - всегда [Н.Боровская] 
  "Я сошла в ореховый сад…" [Т.Борисова] 
  Брызги шампанского из туго натянутого нерва [И.Звездина] 
  Чистый звук [Н.Боровская] 
  Московский театр "Игроки" 
  Недоходное место [А.Хавчин, Н.Смирнова] 
  Может ли провинциальная девушка стать моделью? [С.Городничева] 
  Возвращение сентиментального боксера [А.Волохов] 
  Не делайте театру больно, господа! [И.Звездина] 
  Театр из Исландии в Ростове [М.Костюкова] 
  “Есть одна награда - смех” [И.Звездина] 
  О поэтике Михаила Щербакова [Г.Хазагеров] 
  Либретто для "мыльной оперы" [Е.Черепнева] 
  Мастер творческого портрета [И.Звездина] 
  Для нее нет границ во времени и пространстве [А.Колобова] 
  Другому не хватило бы и десяти жизней [Н.Боровская] 
  Им нравится соединять несоединимое [Н.Боровская] 
  "Ведьма из Блэр" напугала шоу-бизнес [Г.Нерсесов] 
  "Исповедь великого грешника" [Г.Нерсесов] 
  Что в запахе тебе моем? [Н.Соловьева] 
  Девятые врата [А.Гарматин] 
  Искусство и литературная критика [Д.Пэн] 
  Искусство как источник эволюции сознания [Н.Бекетова] 
  Как рождается прекрасное [Е.Острижная] 
  Ростовский цирк вчера и сегодня [М.Дикалов] 
  История "Титаника":фильма и парохода [О.Акопов] |