Наталья Мещерякова,
кандидат искусствоведения,
доцент Ростовской государственной
консерватории им. С.В.Рахман
Звездный дождь
|
|
лово "джазовый" - это метафора, и означает "необычный, экстравагант-ный, удивительный". Словом, джаз - это искусство удивлять. И в этом убедились те, кто побывал на концерте Лауреатов IV-го Всероссийского…Впрочем, это был не концерт, а парад звезд.
Слушая блестящий тромбон Кирилла Струца и выразительную гитару Константина Соколовского (оба они - обладатели I-й премии и студенты ростовской консерватории), я припомнила историю, рассказанную мне ростовской певицей и преподавателем джазового вокала Юлией Фроловой. Было это в небольшом городке Иматре, где в 91-м проходил Международный джазовый фестиваль. Ростовское училище искусств представлял оркестр Михаила Радинского. Ростовчан ждал огромный успех, и после выступления их окружили изумленные финны и не менее удивленные американцы. "На каких же инструментах вы играете?" - живо интересовались они, а увидав старенькую, видавшую виды трубу, широко открыли глаза и, цитирую рассказчицу, "присели в коленках". "Как? Из этого вы извлекаете такие звуки? Да вы чародеи."
Конечно, чародеи, а точнее - мастера. И это относится даже к самым юным участникам конкурса: 16-летнему саксофонисту ростовчанину Алексею Heкpacoвy (емy был присужден гран-при, не предусмотренный в планах конкурса!) и 14-летнему барабанщику из Москвы, лауреату I-й премии Петру Ившину. Его преподаватель, доцент Российской Академии музыки имени Гнесиных и член жюри конкурса Михаил Ковалевский уверенно заявляет, что джаз нынче помолодел, равно как наука, и что будущее джаза принадлежит именно им - юным универсалам, которые одинаково свободно дышат в стихии классики и джаза, а у многих интересы не ограничиваются и этим.
- Я с одинаковым yвлечением играю и "латину", и "рок", - говорит гитарист из Архангельска Александр Папий (III премия конкурса), - а наш северный климат не делает джаз менее "горячим", представьте, у нас действуют сразу два джазовых клуба.
- И у нас есть что-то вроде джазового кафе, - дополняют панораму современного джаза ставропольцы.
- А в нашей республике на 300 тысяч населения приходится примерно 500 любителей джаза,- рассказывает заведующая эстрадно-джазовым отделением Владикавказского училища искусств Елена Кобоева,- но зато это истинные ценители.
География нынешнего конкурса поразила широтой. Выступления джазме-нов из Астрахани и Орла, из Москвы и Чебоксар вновь убеждали в том, как крепка и необъятна джазовая держава.
Логично, что местом проведения Всероссийского конкурса, равного которому не знает Европа, стал именно Ростов.
- Ростов - город глубоких традиций, заложенных первым профессором джазовой музыки, основателем профессионального джазового образования Кимом Назаретовым, - подтвердил неслучайность выбора бессменный председатель жюри, народный артист России, профессор, заведующий кафедрой эстрадно-джазовой музыки Российской Академии музыки имени Гнесиных Игорь Бриль.- А цель у нас одна - увидеть нашу творческую смену…
- Первый конкурс состоялся в 90-м, но за все эти десять лет уровень конкурсантов еще не был таким высоким, как теперь,- считает председатель правления Ростовского отделения Всероссийского музыкального общества "Творческий союз" Светлана Старостина. Она была первой, кто поддержал идею конкурса, принадлежавшую Киму Назаретову - I-й Всероссийский конкурс состоялся при жизни маэстро.
Конечно, конкурс такого масштаба состоялся благодаря поддержке многих общественных организаций, государственных и предпринимательских структур. Среди них Институт "Открытое общество", крупные предприятия Ростова, такие как "Донской табак", "Мебельный салон ААА", "Балтика-Дон", "Аквитал". Проведению конкурса активно содействовали мэр города Михаил Чернышев и управление культуры ростовской администрации, Министерство культуры Российской Федерации и министерство культуры области, Всероссийское музыкальное общество. Отсюда и возможность приглашения участников из дальних регионов, и сохранение различных номинаций, и денежные премии победителям.
Словом, состоялся настоящий триумф талантов, которыми так богаты и эстрадно-джазовое отделение РУИ, и кафедра эстрадно-джазовой музыки ростовской консерватории, и детская джазовая школа имени Назаретова. К слову сказать, счастливый обладатель Гран-при Алеша Некрасов - ученик этой школы, а его педагог Андрей Мачнев - лауреат самого I-го конкурса, и, в свою очередь, воспитанник талантливого представителя ростовской саксофоновой школы, заслуженного артиста России Владимира Попова. Продолжается эстафета Кима Назаретова, а принимают ее сегодня заведующий кафедрой эстрадно-джазовой музыки Ростовской консерватории Петр Назаретов, директор детской джазовой школы Арам Рустамянц, прекрасные джазовые педагоги Виктор Борилов, Юрий Кинус.
Конечно, конкурсная борьба была жаркой: разыгрался настоящий музы-кальный турнир между ростовскими джазменами и представителями московской джазовой школы, воспитанниками известного саксофониста, заслуженного артиста России, профессора Российской Академии музыки имени Гнесиных Александра Осейчука.
И тем дороже оказались награды, хотя дело совсем не в них, единодушно утверждали обладательница III-й премии в номинации "вокал", певица из Таганрога Наталья Маркина и лауреат II-й премии Анатолий Кирничный. Анатолий успешно выступал еще на I-м конкурсе. Когда он вышел на сцену в этом конкурсе, он вновь заставил свой саксофон не просто петь - говорить то задумчиво, то гневно, то восторженно, и слушатели поняли вновь, что дело не в распределении мест, а в наслаждении высоким искусством.
"Джаз - высокое искусство?" - возможно, кто-то недоверчиво дернет бровью.
- Да, именно так, - утверждает почетный гость IV-го Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей, известный далеко за пределами родной Одессы Николай Голощапов.- Джаз перестал быть прикладным искусством, приносящим доход, стал искусством элитарным, но по-прежнему не пользуется государственной поддержкой. Так он и оказался между молотом и наковальней, а государственная помощь сегодня ему нужна, как никогда.
И IV-й Всероссийский конкурс еще раз убедил нас в этом. А еще в том, что вечнозеленое древо джаза цветет и плодоносит. И так будет всегда, по крайней мере, V-й Всероссийский конкурс джазовых исполнителей состоится в 2003 году. Непременно…
|
Коррозия родного языка [Г.Павлов]
Homo sapiens, будь не только разумным, но и добрым! [А.Колобова]
Коридорная жизнь как свойство русской ментальности [Л.Зайцева]
Клондайк Юрия Мельницкого [Л.Фрейдлин]
Иван, который песни пел [В.Наставкин]
Музыкальная культура христианского мира: какие мы разные [А.Колобова]
Еще раз про любовь к английскому [С.Николаев]
Художник, заложник [А.Хавчин]
Страна поэтов [Г.Буравчук]
Диалог о музыкальном образовании и судьбе музыканта [Н.Смирнова, А.Колобова]
О духовности и зеленом винограде [А.Хавчин]
Современная педагогика как она есть (или как ее нет) [А.Колобова]
Линия жизни [Л.Фрейдлин]
Не унизить вымыслом правду памяти [В.Семин]
А.П.Чехов и А.М.Макашов [Л.Григорьян]
Телеглумовы [А.Хавчин]
"Власть была, есть и будет..." А что будем есть мы? [А.Колобова]
Можно продать даже собственную болезнь [В.Кононыхина]
Русский буддизм [М.Коломенский]
По России на электричке [С.Зубрилина]
Он заполнял собой весь мир [В.Таршис]
Мануакальная терапия как метод народного целительства [А.Колобова]
Рассказ И.Шоу "Не район, а кладбище" [перевод С.Николаева]
Что имеем, не храним [Ю.Карпун]
Как мы верим [О.Афанасьев]
Поездка на Грохотун [Н.Старцева]
О чем они пели, когда мы плясали? [С.Николаев]
Мой национальный опыт [О.Афанасьев]
Мифы новой России [О.Лукьянченко]
Все движется любовью... [А.Колобова]
Три века в одном десятилетии [О.Лукьянченко]
Дайте зрителю, чего он хочет [Л.Фрейдлин]
Заметки столетнего [О.Афанасьев]
Ползучий крах [Л.Фрейдлин]
Почетный англичанин из Таганрога [Е.Шапочка]
Кое-что из жизни драконов [А.Колобова]
Театр на всю жизнь [Н.Старцева]
"Когда, пронзительнее свиста, я слышу английский язык…" [С.Николаев]
Наш главный алиментщик [Г.Болгасова]
Исправленному - верить! [А.Колобова]
|