Наталья Смирнова Наталья Смирнова

Мысли восьмиклассника Игоря о главном

Какие Хорошие Выросли дети!
У них удивительно ясные лица...
Леонид Мартынов, 1957 г.

одумать только, тем детям, о которых писал Мартынов, сейчас под шестьдесят. Поэт был мудрым человеком. Обычно зрелым людям кажется, что молодое поколение хуже, чем было в юности их собственное. Между тем, дети - всегда, во все времена - лучше взрослых.

          Из реферата по математике "Плюсы и минусы в нашей жизни" ученика 6 класса Игоря (11 лет):
          "Плюсы и минусы - это не просто не существующие в природе значки, которые выдумали люди для обозначения сложения и вычитания. Плюсы и минусы - это символ, нечто более глубокое, чем сухие формулы в математике. В древности на востоке было философское учение об Ине и Яне. Суть учения состояла в том, что Инь является светлым, активным, положительным началом (плюсом), а Янь является темным, пассивным, отрицательным началом (минусом), но вместе эти два противоположных начала дают жизнь. Этот пример ясно показывает, что только вместе плюс и минус могут создать какую-либо вещь, действие, человека".

          Школа, где пишут в шестом классе такие рефераты, конечно, не обычная. В Ростове-на-Дону с 1993 года работает муниципальная (то есть государственная) общеобразовательная школа "Финист". Из пустующего здания бывшего детского сада энтузиасты-основатели создали как бы двенадцатиквартирный дом, где у каждого класса свое отдельное помещение из двух просторных комнат плюс душ, туалет, раздевалка. В одной комнате столы для занятий, в другой две зоны: столовая и гостиная. Мебель не казенного вида, ковры, цветы, занавески, обои, картины - все усиливает впечатление, что ты не в школе, а в квартире, где живет семья из пятнадцати-двадцати человек одного возраста. От государства школа получает деньги для частичной оплаты труда учителей и коммунальных услуг. Дополнительные занятия (включая работу в университетских лабораториях, плавание в бассейне, обучение по программе музыкальной школы, второй иностранный язык и многое другое), а также четырехразовое питание, школьный автобус, приобретение мебели, оборудования и учебных пособий, ремонтные работы, - оплачиваются родителями в размере от 35 до 60 долларов в месяц. То есть учатся в школе дети прилично обеспеченных, по ростовским понятиям, родителей. Преподаватели - в большинстве - из университетов (в том числе восемь кандидатов наук, двое соросовских учителей), уровень обучения высокий. Именно эти союзно думающие люди создали и поддерживают в школе дух благожелательного товарищества между учителями и детьми, учат самостоятельно мыслить, помогают проявить творческие способности. Постоянное напряжение ума, таланта, сил всего преподавательского коллектива необходимы для того, чтобы культивировать этот педагогический оазис. Сровнять же его с пустыней совсем несложно...
          Из доклада на педагогической конференции заместителя директора школы Б.И.Вольфсона:
          "Школа "Финист" работает в режиме "полного дня", что позволяет добиться гармоничного сочетания основных и дополнительных занятий в рамках единой образовательной системы. Дополнительные занятия ориентированы на то, чтобы стимулировать познавательную активность школьников, создать условия для выявления и развития их творческого потенциала в условиях свободного выбора видов деятельности.
          Работа школы "Финист" в режиме дневного пансиона позволяет по-иному (в сравнении с традиционной школой) структурировать время: базовые занятия, факультативы, кружки чередуются с отдыхом, прогулками на свежем воздухе, развлечениями, спортивными тренировками, работой в художественных студиях, подготовкой и проведением различных праздников и многим другим".

          Главное в этой школе - особая атмосфера. Вот тут я предоставлю слово Игорю, которому сегодня уже 13 лет, он учится в 8-м классе. А в "Финисте" он с подготовительного класса. Игорь - прирожденный неформальный лидер, как это называется у психологов. Его мама опасалась, что домашнему любимцу, книжному мальчику будет сложно жить в коллективе. К ее удивлению, сын пользуется всеобщим уважением и авторитетом. Учителя говорят, что Игорь необычно для юного возраста справедливый и добрый. В сложных ситуациях ребята обращаются к нему как к третейскому судье. Если что-то непонятно, он не просто даст списать, но и объяснит. А еще Игорь - ведущий школьный артист, без него не бывает ни концертов, которые он ведет, ни спектаклей, где он играет множество ролей. К каждому празднику они готовят выступления, ездят показывать их ветеранам. В 1999 был Пушкинский бал к 200-летию поэта, все были одеты в костюмы литературных персонажей пушкинской эпохи, а Игорь был ведущим в образе Пьера Безухова.

Мысли о школе и образовании

          - Наша школа в сравнении с обычными выигрывает по всем параметрам. И вся эта атмосфера - домашняя, семейная. В этом смысле мы, конечно, тепличные дети, то есть во внешнем мире нам тяжело, но, с другой стороны, мы не черствые. В классе мы как одна семья. Бывают и у нас ссоры, но это все на семейном уровне.
          - Если представить себя министром просвещения... Что бы ты сделал?
          - Главное, попытался бы сделать, чтоб на образование выделялось больше денег, чтоб все школы поднялись до такого вот уровня, как наша.
          - А тебе уже приходилось задумываться о своем будущем?
          - У меня была мысль стать психологом, потому что психолог по одному слову может узнать о человеке гораздо больше, чем другие. Я общался с психологами: они мне нравятся, потому что они как телепаты в фантастических романах.
          - А в какой стране ты хотел бы жить?
          - Естественно, в России. Я русский человек, и от этого я не смогу уйти никак. Наверное, невозможно жить не в России. А потом есть понятие "родина" и есть понятие "дом". Вот Ростов - это дом для меня.

Мысли о литературе, кино, музыке и т. п.

          Говорят, дети сейчас серьезную художественную литературу не читают. И вообще эпоха чтения закончилась. Но, оказывается, не все бросили читать. Игорь увлекся этим занятием еще до школы. Домашняя библиотека составлена несколькими поколениями. Но сейчас появилось к тому же множество прекрасных познавательных изданий для любознательных детей. Телевизор, видеомагнитофон и компьютер, как ни странно, не отбили у него интереса к книгам.
          - Я читаю, в основном, фантастику: Гаррисон, Хайнлайн, Брэдбери, Саймак, Фармер, Желязны, Пол Андерсон, Толкиен, Эдмонд Гамильтон... И классику, и современную литературу. Когда мне было лет восемь-десять, я запоем читал энциклопедии для детей, потому что мне это жутко нравилось… И сейчас очень часто читаю. Так что энциклопедии можно назвать моим хобби.
          - Какие фильмы предпочитаешь?
          - Из старых, естественно, как и всякий русский человек, комедии Леонида Гайдая. Есть некоторые хорошие фильмы, вот, например, "Солярис", "Сталкер". Фильм "Сталкер" мне старший брат показал. Он сказал: "Смотри. Вот когда я его посмотрел в юном возрасте, то не мог несколько ночей спать после этого". Так его поразило. Я, скорей всего, его не до конца понял, его надо много раз пересматривать. Я еще не совсем взрослый, я могу попросту не понять многих вещей. Но что именно поражает - вот эта загадочность и в то же время какая-то обреченность есть в фильме. Как-то тяжело словами выражать такие вещи...
          - А какие телепередачи больше нравятся?
          - Про живую природу, познавательные. Передачи по типу "О, счастливчик!" или "Своя игра", то есть на эрудицию. Сериалы "Менты", "Убойная сила", наши, криминальные. Именно наши. Другие - они чуть примитивнее. Эти как бы роднее, что ли, легче понимать.

Мысли о взрослых и детях

          Можно ли провести возрастную границу между детством и переходом к взрослому состоянию? Взросление физическое и умственное совсем не обязательно совпадают. Игорь, говорят, и во втором классе подходил к учителям, чтобы побеседовать о проблемах, до которых многие и во взрослом возрасте не додумываются, вроде озоновых дыр.
          - Где граница: взрослый человек или еще ребенок?
          - Ответственность - одна из важнейших границ. И еще способность предвидеть, то есть не просто замечать вещи, которые есть, с которыми сталкиваешься в жизни, не просто принимать как данное, а запоминать, использовать потом, то есть накапливать опыт.
          - О чем нельзя поговорить со взрослыми?
          - Когда человек становится взрослым, когда основные проблемы - это работа, желание остаться на плаву, выжить в этом мире, то тогда ему мечтать, как правило, некогда. А если хочется помечтать, то это, пожалуй, только с ровесниками. С младшими неинтересно общаться. Со старшими - им неинтересно с тобой, и когда чувствуешь свою ущербность, не хочешь сам.
          Из того же реферата по математике (6-й класс, 11 лет):
          "Обычно человек не может управлять плюсами и минусами в своих действиях. Я думаю, чтобы увеличить число плюсов и уменьшить число минусов, надо следовать пяти простым правилам: 1. Цель, которая стоит, должна быть реально выполнимой. 2. Цель должна быть ясна, т.е. все возможные плюсы и минусы должны быть предвидены. 3. Попытаться до минимума снизить вред, наносимый природе и окружающим, а лучше, чтобы его и вовсе не было. 4. Собрать команду единомышленников-помощников. 5. Использовать все облегчающие работу достижения науки и техники, но не забывать про пункт третий".

Мысли о глобальных проблемах, о политике и экономике

          Любому из нас доводилось мечтать, что бы он сделал, если бы у него было денег сколько угодно. Что приходит в голову вам? Собственный дворец? Остров? Самолет? Вот что думает об этом восьмиклассник Игорь:
          - Если бы в твоем распоряжении оказалась неограниченная сумма денег, что бы ты сделал? Ты б вообще работал тогда?
          - Конечно. Работать надо, а то мозги заплыли бы… На что неограниченную сумму денег применить? На развитие науки. Загрязнение окружающей среды - с этим бороться. Потом - освоение океана, космоса. Это я фантастики начитался.
          - А на свои личные потребности?
          - Я не задумывался, на что бы я потратил деньги именно для себя. Не было такой мысли.
          - А если бы ты сегодня был президентом России?
          - Я бы стал развиваться изнутри. Потому что мы очень много берем от внешнего мира. Несмотря на то, что во внешнем мире продукция лучше, надо и свою отрасль развивать. Естественно, если сразу пресечь весь импорт, то мы просто задохнемся. Но, по крайней мере, сделать так, чтобы развивалась и отечественная промышленность. У нас же богатейшая страна. Богатейшие и человеческие ресурсы, и природные. А живем почему-то бедно. Это не мои слова, но мне они нравятся.
          - А сам ты мог бы иметь успех как политик?
          - Думаю, да. Потому что вот это я люблю - говорить на толпу, зажигать своим мнением. Меня слушают. Я недавно понял, что управлять толпой можно, если научишься управлять тремя человеками. Если умеешь управлять тремя людьми, то можно управлять тремя тысячами.
          - Ты сам до этого додумался?
          - Нет, конечно, не сам. Мне вначале подсказали, потом я вычитал в "Розе мира". Мне посоветовали, я просматривал.
          - Ты читал "Розу мира"?!!
          - Не всю, но кое-что понял там.
          ...Эту книгу Даниила Андреева большинство взрослых людей открывает и сразу закрывает - очень сложно понять.
          Игорю посчастливилось. И в том, что родился в 1987 году. И в том, что семья у них образованная и благополучная. И еще Игорю очень повезло со школой.
          Из доклада Б.И. Вольфсона:
          "Созданная в школе "Финист" обстановка материального и психологического (душевного) комфорта периодически подвергается критике сторонниками спартанских форм воспитания, которых не смущает то, что ребенок сталкивается в наших учебных заведениях с жестокостью, грубостью и несправедливостью, так как они видят в этом его подготовку к предстоящей встрече с агрессивным социумом.
          Коллектив "Финиста" не разделяет подобной точки зрения. Он не опасается, что привычка к культивируемым в школе гуманным отношениям между людьми сделает детей беззащитными в нашем жестоком мире. Более того, существует уверенность, что подобная форма отношений будет репродуцироваться воспитанниками школы и за ее стенами, как в настоящем, так и в будущем. То есть школа, воспитывая детей, пытается активно вмешиваться в формирование черт будущего социума, который и в наши дни агрессивен не сам по себе, а постольку, поскольку мы его таким делаем".


          Я возвращаюсь к тому, с чего начала. Все дети хорошие. Это жизнь наша их уродует. Большинству везет не так, как ученикам "Финиста". Сытый столичный житель по телевизору патетически восклицает, что сгорает от стыда потому, что у нас нет гимна со словами. А где-то в сельском захолустье привезли в больницу двоих детей с дистрофией. Мать кормила их комбикормом: другой еды в доме нет. Отец без работы уже несколько лет, матери на ферме не платят. Одного ребенка спасли, другой умер. Если государство хочет, чтобы у страны было будущее, оно должно было бы главную часть бюджета отдать детям. Полноценно накормить всех, это прежде всего. А потом все школы, особенно те, что находятся вдали от столиц и крупных центров, обеспечить современными компьютерами и подключить к "Интернету". Чтобы любой способный ребенок из самого дальнего хутора имел бы возможность читать с помощью компьютера те же книги, что и обеспеченные дети, получать образование на высоком уровне. Но деньги продолжают уходить в черные дыры, в строительство атомных чудовищ, вроде Ростовской АЭС, которую вот-вот запустят, хотя все знают, что она построена с немыслимыми нарушениями, в бессмысленные войны, в роскошные столичные дворцы…
          Игорю можно только пожелать, чтобы он сумел оптимально использовать свои способности и свой успешный жизненный старт. У него получится все, чего он захочет добиться.
          А я лет через десять-пятнадцать, быть может, буду всем рассказывать: "Это я первая взяла у него интервью".

Сеть трансляции опыта и ноу-хау российских и международных проектов [Н.Пелихов]
Региональные центры академической мобильности в социально-экономической инфраструктуре региона [Н.Пелихов]
О развитии журналистского образования в Кыргызстане [А.Борубаева]
Синергетика информационных взаимодействий [С.Авдеев]
Немного об образовании в Монголии [Д.Уранаа]
Настоящий учитель [А.Скрынникова]
Нелинейное обучение [С.Авдеев]
Школа без стрессов [Н.Лужняк]
Хлопоты и тревоги абитуриентов [А.Лысакова]
Кое-что о народном образовании в ростовском уезде в XIX веке: Краткий обзор архивных материалов. Сельские школы [В.Литвиненко]
Факультет иностранных языков Ростовского государственного педагогического университета [М.Воловикова]
Ростовские аптекари повышают квалификацию [М.Писаренко]
Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя [М.Воловикова]
Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса [Б.Вольфсон]
Современная система школьного и университетского филологического образования [Н.Маевский]
Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования [Е.Корнилов, Н.Маевский]
Кузница кадров для журналистики новостей [М.Андырцев]
Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов]
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
© Смирнова Наталья Львовна Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал