Наталья Смирнова Наталья Смирнова

Гуманитарий по натуре, исследователь по характеру, педагог милостью божьей
(юбилейное интервью с известным педагогом и ученым Е.В.Бондаревской)

ак случилось, что Евгения Васильевна Бондаревская отмечала свой юбилей в один день со своим родным ростовским педуниверситетом, которому отдана вся ее творческая трудовая жизнь. В 2001-м году ее РГПУ и она сама празднуют семидесятилетие. Такое совпадение.
          Указывать на возраст женщины-юбиляра не принято, но Евгения Васильевна согласна с Майей Плисецкой: теперь уже - чем больше, тем лучше. Особенно, если по внешнему виду его никак не дашь. Как сказали в одной женской телепередаче, она с возрастом идет по разным сторонам улицы и не пересекается.
          Лидер научной школы. Доктор педагогических наук. Профессор. Член-корреспондент российской академии образования. Заслуженный учитель Российской федерации. Заведующая кафедрой педагогики РГПУ. Автор более 200 научных работ о проблемах педагогики и образования. Это все о ней.
          Спросите человека, который уже может подвести какие-то жизненные итоги, на сколько процентов ему удалось реализовать свои возможности, способности. Задайте этот вопрос себе. Что получилось? Ответ Евгении Васильевны для меня был неожиданным. Обычно говорят: двадцать-тридцать процентов. Самые успешные - семьдесят-восемьдесят. "Полностью!" - сказала Бондаревская. И при этом не наступило разочарование, нет желания оставить работу. Она видит перспективы разработки педагогики нового времени. При возможности выбора любой сферы деятельности она все равно выбрала бы профессию из области "человек-человек". Гуманитарий по натуре. Исследователь по характеру.
          Е.В.Бондаревская родилась в Ростове. Учеба в школе совпала частично с войной, но ни один год не был потерян. Тогда школы еще делились на мужские и женские. В женской школе № 60 (ныне №78) и произошел выбор профессии на всю жизнь. Были колебания - математика или литература. Перевесила последняя. Преподаватель литературы Вера Адамовна Липинская так вела уроки и занятия в литературном кружке, что девочки потом часами ходили по улицам и спорили, любил ли Вронский Анну... Так что сомнения развеялись. В 1948 году Бондаревская поступила в Ростовский государственный университет. Но на третьем курсе она вышла замуж, а муж уже окончил вуз и получил направление на работу в Ташкент. Вот почему она продолжила учебу в Среднеазиатском государственном университете. Все годы училась отлично. Стипендия отличника составляла тогда 28 рублей. Жить на эти деньги было нельзя, муж как молодой специалист зарабатывал тоже немного. Сейчас студенты часто выражают возмущение маленькой стипендией. Говорят, что на нее невозможно прожить. Это так. Но они ошибаются, думая, что когда-либо было иначе. Бондаревской пришлось с четвертого курса параллельно учебе работать в школе. Полная ставка учителя тогда составляла 69 рублей. Тоже немного, но жить можно было. После университета еще пять лет прожили в Ташкенте. Сын родился, соскучились по Ростову и вернулись на родину. В 1958 году Бондаревская снова оказалась в Ростовском пединституте и уже никогда с ним не расставалась. От ассистента кафедры до профессора - это многих славных путь.
          Ей досталась кафедра, которая имеет большую историю и известные культурно-педагогические традиции. Бондаревская гордится тем, что эта кафедра всегда отличалась особым вольнолюбием, свободным творческим духом, свойственным представителям российской интеллигенции. В начале 30-х годов кафедру возглавлял известный советский ученый-педагог М.М. Пестрак (впоследствии он был репрессирован и погиб, как говорят, в новочеркасской тюрьме). Евгения Васильевна многому научилась у его учеников - доцентов Нины Федоровны Ефимовой и Николая Яковлевича Скоморохова. Большое влияние оказал на становление молодого ученого доцент кафедры А.П. Бабушкин (и он в сталинские времена долгие годы провел в заключении). Профессор Степан Васильевич Петриченко тоже был арестован, находился в лагерях, после реабилитации приехал в Ростов и начал заведовать кафедрой педагогики. Он стал научным руководителем Евгении Васильевны. Профессор Петриченко возглавил движение по обобщению опыта ростовских школ по предупреждению второгодничества. Так начиналось личностно-ориентированное образование. Именно отсюда пошел уникальный ростовский опыт - направленность на ребенка, на помощь ему, поддержку, заботу. Евгения Васильевна добрым словом поминает коллег, с которыми много лет работала рядом. Это известные педагоги-ученые В.П. Теплинский, А.И. Малащенко, Н.М. Шевченко, В.М. Федоров, И.В. Сысоенко, В.В. Божик, Э.П. Борщевская, О.Г. Тыртышная, В.С. Ильин и другие. И, конечно, нельзя не вспомнить человека, после которого приняла заведование кафедрой. Это Юрий Константинович Бабанский, академик, а затем вице-президент Академии педагогических наук СССР, автор теории оптимизации учебно-воспитательного процесса. Замечательно, что все эти люди разрабатывали научные теории, теснейшим образом связанные с практикой.
          Именно этим - тесной связью теории с практикой - всегда отличалась кафедра педагогики РГПУ, известная не только в нашей стране, но и среди ученых-педагогов за рубежом. На всех этапах своего развития научная школа Е.В. Бондаревской сотрудничает со школами, учителями, руководителями образования. Фундаментальные исследования всегда сочетаются с практической направленностью. Теория обеспечивает процессы реформирования образования, поддерживает инновационные процессы. Ученые ведут широкую опытно-экспериментальную работу. В последние годы научная школа Бондаревской обосновывает концепцию единого образовательного пространства Северного Кавказа, исследует основы мигрантской педагогики и поликультурного образования, то есть реагирует на самые острые проблемы социально-педагогической защиты и поддержки детства.
          Как вы думаете, сколько людей занимаются в жизни творческой работой, той, которая приносит высшее удовлетворение, независимо от суммы денежного вознаграждения? Евгения Васильевна не задумываясь отвечает: "Пять процентов. По нашим исследованиям так и должно быть. А есть другие пять процентов, которые не будут продуктивно работать при любых условиях. Остальные... зависит от содержания деятельности и времени для ее осуществления". Сама Бондаревская входит в те пять процентов счастливых людей, для которых работа - самое интересное занятие.
          Из того, что сделано за жизнь в науке, Е.В. более всего довольна влиянием, которое ее кафедра оказывает на развитие образования в регионе. Уже половину городских школ можно считать инновационными. В основе новой педагогической культуры - создание благоприятной атмосферы для детей. "Теория и практика личностно-ориентированного образования" - последняя по времени монография Е.В. Бондаревской - это научное осмысление происходящих в школе процессов. Формируется новая педагогическая культура, которая вступает в противоречие с традиционным образованием. Раньше главным постулатом было "Ты должен", теперь - "Ты можешь". Система должна адаптироваться к ученику, а не наоборот. Жизненная проблема ребенка - главное для школы. Если она помогает ему решить эту проблему - эта школа личностно-ориентированная. Школа как теплый дом, откуда дети сами не хотят уходить.
          Но борьба инновационных и консервативных, сдерживающих тенденций в системе образования не ослабела. Хуже: сейчас возрождаются административные формы управления, контроля, сверху насаждаются стандарты. Научная школа Бондаревской противостоит возврату к тоталитарным методам в педагогике, ограничению учителя жесткой идеологической парадигмой.
          Чтобы проявился педагогический талант студентов, при подготовке будущих учителей Евгения Васильевна тоже ставит на первое место сотрудничество, понимающее управление, поддержку, диалог. Цель - включить внутренний механизм саморазвития, самообразования, самореализации, самоактуализации. Центральный момент - воспитание человека культуры. Не только в элитарной, но и в массовой общеобразовательной школе сегодня происходят процессы гуманитаризации и гуманизации.
          Награждение орденом трудового Красного Знамени. Начало 90-х гг.По наблюдениям Е.В. Бондаревской, состав студентов раньше был более однородным. В последние годы он стал дифференцированным, в нем просматриваются различные социальные слои (страты). Сейчас преобладают горожане, причем в большинстве те, кто может заплатить за обучение. Группы отличаются отношением к учению. Вот выпускники магистратуры. Одна группа - очень творческие, ответственные. Беседовать с ними одно удовольствие. Они подготовлены, продвинуты, имеют собственный взгляд на предмет. Другая группа: ориентированы на заучивание. И наконец, третьи: и творчества нет, и знаний мало, и собственных мыслей. (Догадайтесь, кто из них полностью оплачивает свою учебу.)
          Традиционно мы представляем себе будущих педагогов как почти исключительно женскую массу. Сейчас на эту специальность поступают и юноши. А знаете, кто лучший воспитатель, с точки зрения Е.В. Бондаревской? Мужчина. Он лучше информирован. У него более устойчивый характер. И, наконец, у него просто больше свободного времени. Да, к феминисткам Евгению Васильевну причислить нельзя.
          Она вообще чужда ортодоксальности. В постсоветский период ей пришлось пройти процесс переосмысления своих позиций. Ее научная школа и в советское время была отличной от официально принятых тогда педагогических взглядов. А с начала 90-х годов ее творчество направлено на педагогику личности, когда человек и его личностное развитие являются и главной ценностью, и целью. Евгения Васильевна объясняет многие наши сегодняшние социальные проблемы именно тем, что у нас не сформированы соответствующие структуры сознания, ценности, личностные смыслы: критичность, рефлексия, свобода выбора, стремление к самостоятельности, осмысление. Люди привыкли, что за них все решают. Школа должна сменить ценности образования, обучать жизни, жизнетворчеству. Тут все зависит от типа образования. Роковую роль может сыграть ориентация только на знания, которая сейчас доминирует. Продуктивной же является ориентация на личность, на личностные смыслы.
          Если попросить человека составить список своих главных жизненных ценностей, что-то окажется на первом, что-то на пятнадцатом месте. Попробуйте сами. А потом решите, без чего из этого списка вы не сможете обойтись. По идее, именно оно должно было стоять на первом месте, но почему-то так не бывает. Евгения Васильевна не затруднилась с составлением списка, но, в отличие от тех, кого мне приходилось о том же спрашивать, включила в него только два пункта. Никак я не ожидала, что на первое место в жизни она решительно и безоговорочно поставит - ЛЮБОВЬ. И пояснит: в широком смысле. А на втором месте так же решительно она поместила НАУКУ. Ценности и приоритеты часто меняются с течением жизни. Что-то было главным, а стало второстепенным. Что-то (чаще всего - здоровье) с последних мест переходит на первое. И опять Бондаревская нестандартна. У нее в течение жизни никогда не менялась эта ценностная иерархия. Только сейчас ее любовь обращена более всего к внукам, которых трое. Именно они источник самых больших радостей. У бабушки они находят взаимное понимание. Старшая уже окончила институт и преподает иностранный язык в школе. Была на практике в США, и очень успешно, но жить там не захотела. Внук-шестиклассник к радости бабушки вдруг начал читать книжки. Может даже от компьютера оторваться, чтобы почитать про Тома Сойера и Гекльберри Финна. Младшему внуку два года - это счастье в чистом виде.
          Кафедра педагогики пединститута. Конец 70-х гг.Без чего может она обойтись? Опыт жизненный такой, что могла бы обойтись безо всего. Нет... Не могла бы без книг, без любимого дела, без друзей. Поговорить с близкой подругой - лучший способ снять стресс для женщины. А книги какие? Моэм - "Театр", и не только он, Ирвинг Стоун - "Жажда жизни", Бунин. Это те, что любимы всю жизнь. А для отдыха - детективы, в частности, нравится писатель Константинов, его первый роман. Газеты, журналы - это как у всех. Традиционно много лет выписывается "Комсомолка". Так же много лет читаются "Литературная газета", "Учительская газета", "Новый мир", "Иностранная литература", "Юность". Очень нравятся журналы "Человек" и "Родина". Иногда Евгения Васильевна даже покупает "Космополитен". А почему бы и нет? Достаточно посмотреть на Бондаревскую, чтобы понять: жизнь в науке прекрасно сочетается с элегантностью и женственностью.
          Мне показалось, что у Евгении Васильевны есть еще одно свойство. Психологи называют таких людей энергетическими донорами. После нашей двухчасовой беседы я вышла на улицу и вдруг сообразила, что куда-то испарились черное настроение и дурное самочувствие, с которыми я входила в здание. Бондаревская излучает позитивную энергию, которая передается собеседнику.
          Поскольку юбилей пришелся на грань веков и тысячелетий, Евгения Васильевна обдумывает некоторые итоги не только своей личной жизни, но и того, что происходит в мире, в стране. Радует возможность диалога, общения разных культур, национальностей, стран. Огорчает, конечно, экология. Не только в смысле природном, но и экология человека. Разрушаются здоровье, духовная целостность. Человека приходится охранять от саморазрушения своей психики и здоровья. Пугает распространение терроризма. Нет ощутимых успехов в борьбе с ним не только в нашей стране. Тревожит, в каком мире будут жить внуки. Беспокоит некоторый нравственный беспредел в поведении людей и в средствах массовой информации.

          Прямая речь:
          "Я верю, что возобладает российская культурная педагогическая традиция. Оптимистическая вера во мне живет. Стремлюсь выявить все позитивное, что есть в детях и учителях".
          "У меня нет ощущения, что все разрушится. Теория, которую мы разрабатываем, основана на идее самоорганизуемого воспитания и образования, на идеях синергетики как науки о самоорганизуемых системах. Кризис кризисом, но наступает точка, когда система начинает себя возрождать. Человек - активная сила, которая не разрушает, а сохраняет".
          "В наступающем веке желаю всем, кто работает в системе образования, конечно, здоровья. А главное, чтобы научились охранять мир детства, создавать наиболее благоприятные условия для развития детей, пестовать их талант. Но для этого вы должны сами обрести согласие с самими собою. Желаю, чтобы вы лучше адаптировались к современному миру и, не переставая быть собой, стремились к лучшему".


          А мы желаем Евгении Васильевне Бондаревской оставаться источником творческой позитивной энергии, осуществить все свои научные замыслы, продолжать радоваться жизни во всех ее проявлениях! И, конечно, здоровья и долгих-долгих лет жизни в ХХI веке!

"Из зарубеженного" [Н.Смирнова]
Армянский букварь издан в Ростове [А.Малхасян]
Мысли восьмиклассника Игоря о главном [Н.Смирнова]
Не ходите, дети, в школу… [Н.Смирнова]
Сеть трансляции опыта и ноу-хау российских и международных проектов [Н.Пелихов]
Региональные центры академической мобильности в социально-экономической инфраструктуре региона [Н.Пелихов]
О развитии журналистского образования в Кыргызстане [А.Борубаева]
Синергетика информационных взаимодействий [С.Авдеев]
Немного об образовании в Монголии [Д.Уранаа]
Настоящий учитель [А.Скрынникова]
Нелинейное обучение [С.Авдеев]
Школа без стрессов [Н.Лужняк]
Хлопоты и тревоги абитуриентов [А.Лысакова]
Кое-что о народном образовании в ростовском уезде в XIX веке: Краткий обзор архивных материалов. Сельские школы [В.Литвиненко]
Факультет иностранных языков Ростовского государственного педагогического университета [М.Воловикова]
Ростовские аптекари повышают квалификацию [М.Писаренко]
Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя [М.Воловикова]
Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса [Б.Вольфсон]
Современная система школьного и университетского филологического образования [Н.Маевский]
Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования [Е.Корнилов, Н.Маевский]
Кузница кадров для журналистики новостей [М.Андырцев]
Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов]
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
© Смирнова Наталья Львовна Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал