Россияне помнят, что такое цензура


Дата выхода: 15.02.2001
Тема: СМИ
Источник или автор: Петрова А.С.

Цензура - система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. По формам контроля разделяется на предварительную и карательную. По российскому Закону "О средствах массовой информации" (1992) цензура массовой информации не допускается".
                    Российский энциклопедический словарь

есмотря на то, что в России с 1992 года цензура СМИ запрещена законом, наши сограждане хорошо знают, что это такое. Как показал опрос, 88% респондентов знакомо слово "цензура", а 73% россиян ответили на открытый вопрос "Как вы понимаете слово "цензура"?", предложив свои определения этого понятия.
          Подавляющее большинство опрошенных утверждает, что цензура - это контроль над информацией (62%). При этом чаще всего люди не уточняли, о какой именно информации идет речь ("контроль над любой информацией"; "запрет той или иной информации"), - 46%.
          Другие респонденты конкретизировали свое определение. По их мнению, цензура - это контроль над информацией в СМИ
          (12%): "все, что пишется в газетах, контролируется"; "жесткий контроль за тем, что говорят и пишут журналисты";
          "контроль по типу НТВ"; "для СМИ - это те рамки, в которых они должны работать".
          Часть респондентов считает, что цензура - это "редактирование" художественных произведений, перлюстрация частных писем, контроль информации в целях предотвращения разглашения государственной тайны, засекреченных сведений (3%).
          По представлениям такой же доли участников опроса, цензурой является ограничение или запрещение свободы слова (3%): "когда нет свободы слова".
          Еще 4% россиян понимают под цензурой "запрет", который государство накладывает на "правдивую" информацию.
          Вместо определения понятия выразили свое положительное отношение к цензуре 4% опрошенных. При этом 3% исходят из того, что введение цензуры позволит ограничить "показ отрицательных примеров для молодежи", "в эфире и прессе будет меньше порнографических и кровавых сцен", - то есть руководствуются морально-нравственными, этическими, а не политическими соображениями. А 1% опрошенных видит в цензуре признак сильного государства, стоящего на страже своих интересов ("вещь, необходимая в условиях сильного государства").
          Как ни парадоксально, 1% россиян понимает цензуру как свободу слова, то есть вкладывает в понятие противоположный смысл: "это полная свобода слова"; "о чем хочу, о том и говорю".

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения. 10 февраля 2001 года. 1500 респондентов.
http://www.fom.ru

"Stereo & video" и "Hi-Fi & music" - путеводители по миру музыкальной техники [О.Гордеева]
Система жанров радиожурналистики [В.Смирнов]
Основные тенденции развития журналистики Кыргызстана [Н.Аманкулова]
Донская учительская периодика в начале 20-го века [Е.Ахмадулин]
Первые шаги монгольского телевидения [С.Энхцэцэг]
"Приазовский край" - первая региональная газета на Дону [Е.Ахмадулин]
ЕПК сеет доброе, вечное [А.Станько]
Первая газета Таганрога [Е.Ахмадулин]
Экстремальная журналистика [В.Тулупов]
Пресса конституционных-демократов на Дону [Е.Ахмадулин]
Из истории демократической печати на Дону [Е.Ахмадулин]
Ежедневные газеты Польши в 90-е годы [М.Геруля]
Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы [М.Нехад]
Компьютерные издания Ростова [П.Чуков]
Жанры в теории и практике журналистики [Л.Шибаева]
Этические проблемы "расследовательской журналистики" [Л.Чиликина]
Научно-популярный журнал "Здоровье" [О.Морева]
Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону [Ю.Козлова]
Разноликая журналистика в зеркале научного журнала [Е.Ахмадулин]
О правовом регулировании рекламы в СМИ [М.Давыдова]
Творческий портрет в зеркале времен [И.Звездина]
Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография [С.Гунькина]
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал