Наталья Смирнова Наталья Смирнова,
бывший вузовский преподаватель

Воспоминания об окладе жалованья

 Дадут ли деньги нам - не знаю...
Пройдут дожди, сойдут снега.
Но ты мне, кафедра родная,
И без зарплаты дорога.


1992 год. Новогодний капустник.

ы помните? Вы все, конечно, помните. В тот год задержки зарплаты стали системой. Я работала в ДГТУ, в то время он еще был РИСХМом. Инфляция набирала темпы, и когда мы, наконец, получали свои денежки, они успевали частично потерять покупательную способность. Зато нам начали выплачивать компенсации (или премии, не помню точно; главное, что давали много денег). Впервые в жизни зарплаты старшего преподавателя хватало не только на еду и минимальные бытовые потребности. Инфляция достигала шести процентов в день, поэтому деньги жгли руки, их нужно было немедленно превращать в покупки. Куртки, пальто, блузочки, сапоги и туфли до сих пор напоминают мне об этих славных днях. Впрочем, красивая жизнь продолжалась в течение одного учебного года - 1993-1994. Потом наши сверхприбыли куда-то исчезли, как сон, как утренний туман. На новогоднем капустнике мы пели уже другие песни. Грустную, на основе Окуджавы:

А все-таки жаль, что не платят зарплату в валюте,
А той, что в рублях, на неделю хватает едва...

          и более жизнеутверждающую, на основе известного марша:

Пусть нас ведет к ректорату
Наш профсоюз трудовой!
"Только в валюте зарплату!" -
Вот наш девиз боевой.

          Как мы жили во времена, именуемые теперь застойными? Скучно. Вся жизнь была расчислена. Каждые пять лет прибавка к зарплате рублей в двадцать. Доцент - значит, пожизненная рента в 340 рублей. Профессор - 500 рублей. ( Водитель автобуса тоже получал 500.)
          По личному опыту знаю, что старший преподаватель без степени - если память мне не изменяет - мог достигнуть потолка в 160 (или 180?) рублей, и это уже до пенсии. Если кто-то скажет вам, что на 160 рублей жил очень хорошо, то у него либо что-то с памятью, либо были дополнительные источники пропитания, либо жизненные потребности ограничены постными щами да кашей. То есть на еду и быт этой суммы хватало, но без излишеств. А на какие-то капитальные покупки (разумею не автомобиль, квартиру, мебельный гарнитур и т.п., а сапоги и пальто) нужно было копить годами. Минимальная зарплата в то время была рублей 70. Ее получали, как правило, прирабатывающие к пенсии старички-вахтеры, санитарки в больнице либо уборщицы, которые трудились в двух и более местах, так что выходило в сумме нормально. Сама я три года жила в Москве на аспирантскую стипендию (на руки рублей 80) с 83-го по 86-й. А поскольку у меня уже много лет привычка записывать в гроссбух все свои доходы и расходы, я могу восстановить цены на обычные продукты и вещи в те времена. Ведь лет двадцать, как минимум, цены почти не менялись. Если росли, то на копейки, редко - на рубли, но не в разы. Еще бывало, что товар исчезал из магазинов на очень продолжительное время, а затем появлялся слегка модифицированным, с другим названием и совсем новой ценой. Хотя чаще товары, в том числе продукты, просто исчезали навсегда...Так вот, будучи аспиранткой, я ухитрялась питаться в среднем на 1 рубль 50 копеек в день (все удивлялись), то есть в месяц на еду уходило рублей 45. Еще 6 рублей стоил транспорт (единый билет). На оставшиеся рублей тридцать я могла, как в анекдоте, "ни в чем себе не отказывать". Вспоминаю эту жизнь без удовольствия. Но! Умереть с голоду, получая минимальную заплату или аспирантскую стипендию, вы не могли.
          А потом наша монотонная, скучная, расчисленная наперед жизнь внезапно прервалась. В прошедшее десятилетие она была полна неожиданностей. Мы узнали много новых слов, которые звучали красиво, но неуклонно опустошали и без того не тугие кошельки - девальвация, деноминация, дефолт... Мы даже почувствовали себя миллионерами, только миллиардерами не успели стать. Цены на разные товары плясали каждая в своем темпе, поэтому невозможно было понять, как реально соотносится нынешняя зарплата и доинфляционная, "оклад жалованья", как говорили в старину. Но вот, наконец, инфляция, мчавшаяся как Терек, дик и злобен, меж утесистых громад, приняла течение спокойное, цивилизованное. Красивое слово "деноминация" отсекло от наших миллионов три нуля. Многие недоумевали: почему три, а не четыре? Подозреваю, что это был тонкий психологический расчет. Слишком много лет (до перестройки) мы жили при не менявшейся денежной системе. В подсознании простого обывателя твердо запечатлено, что сто рублей - это крупная сумма, а тысяча - огромная. Поскольку цены на разные предметы выросли непропорционально, эталона для сравнения не было. Вот если бы отсекли четыре нуля, мы бы вернулись примерно к тем масштабам цен, которые были до 90-х годов, и тогда ужаснулись бы тому, что стало с нашими зарплатами. Но сумма 500 рублей (сменившая пятьсот тысяч) усыпляла бдительность, напоминая зарплату профессора в застойную идиллию. Тут нас долбануло неслыханное слово - дефолт. Из него мы выползали-выползали, да так и не выползли. Слышала, как старики, совсем не рубящие в арифметике, хвастают друг перед другом в автобусе своими пенсиями в тысячу с чем-то рублей. Но кто из нас может сказать точно, в каком соотношении находится нынешний рубль и рубль 86-го, к примеру, года?
          Нам рассказывают про потребительскую корзину, про среднюю зарплату (которая будто бы по стране гораздо выше двух тысяч, а у меня не все знакомые даже до тысячи дотягивают, хотя с высшим образованием), про минимальный продуктовый набор и прочие среднеарифметические абстракции.
          У меня своя методика подсчета. Абсолютно ненаучная. Обывательская. Я думаю, что танцевать нужно от расходов на выживание. Нельзя обойтись без еды. Если получаемых денег едва хватает, чтобы не умереть с голоду, о каких еще тратах можно толковать? Я сравниваю свой аспирантский продуктовый набор, купленный в Москве в 86-м году на 45 рублей, с теми же продуктами сегодня и вижу, что разница примерно в двадцать раз. Батон стоил 22 копейки. Сейчас такой стоит 5.50. Сахар стоил 78 копеек килограмм. Сейчас - рублей 15. Литр молока - от 22-х до 36 копеек (в зависимости от упаковки). Сейчас 7.50. Килограмм сливочного масла стоил от 3.10 до 3.60 (смотря какой сорт). Сейчас рублей 60-70. Десяток яиц от 90 копеек в Ростове до 1р.20 коп. в Москве. Сейчас от 14 до 17 рублей. Легендарная колбаса по 2.20, которую не ели кошки, с небольшим содержанием мяса и большим - незнамо чего (где это, интересно, тоскующие по тем временам товарищи видели ее в Ростове в годы 70-80-е, равно как и масло сливочное? Кур и мяса в здешних магазинах в те времена тоже не встречала, только в Москве) сейчас превратилась в более съедобное существо от 60 рублей и выше. (Правда, в мой личный продуктовый набор она не входила ни тогда, ни сейчас, как и мясо, куры, сосиски, сыр, сливочное масло и прочие недоступные роскоши.) Словом, список можно долго продолжать. Но в среднем разница в цене будет приблизительно в 20 раз. Отсюда вывод, что старый рубль примерно соответствует теперешним 20 рублям. Некоторые считают, что 25-ти. Другие возражают, что 10-ти. Попробуйте подсчитать сами, что вы могли купить на свою тогдашнюю зарплату, и прикинуть цену этого набора сегодня. Только исходите из самых насущных потребностей. Потому что если переводить на одежду с вещевого рынка, тогда получится как раз коэффициент 10, не говоря уж о секонд-хэнде, где сейчас одеваются многие преподаватели вузов. Но если считать лишь расходы на еду, транспорт и коммунальные услуги, у меня выходит 20. То есть на самую скромную жизнь сейчас требуется 900 рублей. Людмила Михайловна Колесник, председатель нашего областного профсоюза, подсчитала выживательный минимум по-своему: 450 рублей. Но она включила в него только хлеб, чай с сахаром и транспорт. В реальной жизни есть, к сожалению, и другие расходы. А если учесть предстоящее повышение тарифов в автобусах...
          И вот, наконец, мы добрались до зарплаты. Если в 1987 году я получала как старший преподаватель 160, сегодня оклад старшего должен бы составлять 3 200 рублей. До 1 января на кафедре, где я работала, старший получал 800 рублей со всеми надбавками. ИТОГО ЗАРПЛАТА УМЕНЬШИЛАСЬ В ЧЕТЫРЕ РАЗА! А теперь обратная операция. Сколько вы получаете в ценах 86-го года? Разделите сумму нынешнюю на 20. Да-а-а... У старшего преподавателя было бы 40 рублей. На эти деньги выжить было нельзя. А что у вас? Тоже несуразная цифра? В те баснословные года мы бы ни за что не пошли работать за подобную зарплату, да и зарплат таких не было. Помню, много лет назад коллега-испанка писала мне из своей Барселоны с большим возмущением, что у них там цены поднялись на 3%, а зарплату им повысили всего на 2%! Вы можете вообразить, что бы сделали испанцы (французы, англичане и прочие народы), если бы им уменьшили зарплату в 4 раза? Даже представить страшно...
          А теперь от лирических воспоминаний и ненаучных расчетов перейду к серьезным документам. Первый из них - проект доклада Минтруда РФ под названием "Предложения о поэтапном повышении минимального размера оплаты труда", он датирован концом ноября 2000 года. Вот прелестное место:
          "На среднесрочную перспективу предполагается осуществить повышение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума в срок 3-5 лет".
          Помнится, принц Гамлет говаривал по сходному поводу: "Покуда травка подрастет, лошадка с голоду умрет".
          В докладе рассматривается увеличение оплаты труда, запланированное правительством в 2001 году, и делается такой вывод: "По сравнению с ожидаемым ростом оплаты труда в промышленности, картина с уровнем оплаты труда в отраслях бюджетной сферы даже ухудшается". Среднемесячная зарплата в 2001 году прогнозируется в размере 2892 рубля. Наверное, это возможно, если сложить зарплату министра, депутата и кафедры в полном составе, а потом поделить на общее количество персон. Вроде средней температуры по больнице, включая морг.
          Документ этот на девяти страницах цитировать можно долго, а можно этого вовсе не делать, потому что авторы его время от времени испускают такие горестные вздохи:
          "Реализация этого подхода в принципе невозможна" (речь идет о том, чтобы средняя зарплата бюджетников к 2002 году сравнялась со средней в промышленности); "Реализация данного подхода, как и предыдущего, не обеспечивается необходимыми средствами" (то же, но к середине 2002 года). Проще говоря, куда ни кинь, везде клин. Все сложные построения базируются на зыбком фундаменте предполагаемого прироста ВВП, как Ростовская АЭС на "простокваше" лессовых грунтов.
          По радио сообщают, что пенсии минимальные повышаются. Аж на 132 рубля. Как о значительной прибавке рассказывает об этом большой столичный начальник. Лучше спросите его, сколько времени он сам протянет на эти деньги. Один телевизионный деятель откровенно сказал о нашей зарплате, что прожил бы на нее часа два: машину заправил и пообедал бы...
          Никак не пойму, почему правительство, наивно хлопая голубыми глазами, рапортует только о бюджетниках, коих осталось не так уж много. Остальные, получается, катаются как сыр в масле? Нет, кто-то катается... Процентов пять. Ну, десять, в лучшем случае. У прочих зарплата выглядит привлекательно только в среднем (к примеру, директор какого-нибудь предприятия - 30-40 тысяч, рядовой работник - меньше тысячи, а средняя зарплата как раз та, о которой докладывает статистика). Но в цивилизованных странах, к которым мы претендуем быть причисленными, государство защищает всех работников, а не только малочисленных бюджетников. Существует определенный государством минимум, ниже которого оплата труда не может опуститься. И эта сумма дает человеку жить достойно, а не предполагает, что служащий ворует у хозяина или бегает в поисках дополнительного заработка.
          Помните, с каким восторгом мы читали Указ № 1 президента Б. Ельцина (кажется, это было лет десять назад)? Заплату преподавателей вузов обещано было сделать в два раза больше средней по промышленности, школьных учителей - равной средней в промышленности. Указ так и не вступил в действие. Реально положение ухудшилось. (Хотя не у всех одинаково. Даже в государственных вузах есть "крутые" факультеты, где от платного обучения получают большие доходы. В одних вузах дополнительные деньги делят только между преподавателями доходного факультета, в других - ректоры своей волей распределяют их на всех понемногу.) Лучше пусть о положении с оплатой труда в высшей школе скажет руководитель вуза. Вот что пишет ректор РГУ А.В. Белоконь в своей статье "Вступая в XXI век" (журнал "Право и бизнес на юге России" № 1, 2001 год):
          "Самое тяжелое сейчас в работе ректора иметь нищий бюджет. Когда мы принимаем на работу в университет молодого ассистента после 5-6 лет обучения и устанавливаем ему зарплату около 500 рублей в месяц, то можете себе представить, что чувствует в этот момент и молодой человек, и ректор. Когда мне профессор заявляет, что он торгует днем, ночью работает, чтобы содержать семью, то что я могу чувствовать? Для ректора сейчас самая тяжелая проблема - кадровая, и она связана с уровнем зарплаты, а также с размером имеющихся установленных в России пенсий. Люди в России должны иметь пенсию и зарплату, которые могли бы обеспечить нормальное безбедное существование".
          Перехожу к последнему документу, который хотелось бы процитировать полностью, но придется выборочно. Радость пришла в наш кишлак! С 1 января 2001 года установлены новые должностные оклады профессорско-преподавательского состава государственных вузов. Приведу по каждой должности только две цифры - оклад по ЕТС и итоговую сумму со всеми полагающимися надбавками (копейки сокращаю для экономии места).
          · Профессор (17 разряд), доктор наук - 1197 / 2415
          · Профессор (17 р.), кандидат наук - 1197 / 2215
          · Профессор (16 р.), доктор наук - 1078 / 2224
          · Профессор (16 р.), канд. н. - 1078 / 2024
          · Декан (17 р.), проф., доктор наук - 1197 / 3864
          · Декан (17 р.), проф., кандидат наук - 1197 / 3544
          · Декан (16 р.), проф., доктор наук - 1078 / 3559
          · Декан (16 р.), проф., кандидат наук - 1078 / 3239
          · Зав. кафедрой(17 р.), проф., доктор наук - 1197 / 3381
          · Декан, зав. кафедрой(17 р.), проф., д. н. - 1197 / 4830
          · Зав. кафедрой(16 р.), проф., доктор наук - 1078 / 3114
          · Зав. кафедрой(16 р.), проф., канд. наук - 1078 / 2834
          · Зав. кафедрой (15 р.), доцент - 972 / 2325
          · Зав. кафедрой (14 р.), доцент - 859 / 2103
          · Доцент (15 р.) - 972 / 1660
          · Доцент (14 р.) - 859 / 1502
          · Ст. преподаватель (14 р.), канд. н. - 859 / 1330
          · Ст. преподаватель (13 р.) без степени - 760 / 912
          · Ассистент (12 р.), канд. н., преподаватель - 673 / 1107
          · Ассистент (11 р.), преподаватель, б/ ст. - 595 / 714


          Делите по моей (или по своей) методике. Сколько получилось в ценах 86-го года? На этом разрешите закончить и поздравить всех с новым окладом.

Гуманитарий по натуре, исследователь по характеру, педагог милостью божьей [Н.Смирнова]
"Из зарубеженного" [Н.Смирнова]
Армянский букварь издан в Ростове [А.Малхасян]
Мысли восьмиклассника Игоря о главном [Н.Смирнова]
Не ходите, дети, в школу… [Н.Смирнова]
Сеть трансляции опыта и ноу-хау российских и международных проектов [Н.Пелихов]
Региональные центры академической мобильности в социально-экономической инфраструктуре региона [Н.Пелихов]
О развитии журналистского образования в Кыргызстане [А.Борубаева]
Синергетика информационных взаимодействий [С.Авдеев]
Немного об образовании в Монголии [Д.Уранаа]
Настоящий учитель [А.Скрынникова]
Нелинейное обучение [С.Авдеев]
Школа без стрессов [Н.Лужняк]
Хлопоты и тревоги абитуриентов [А.Лысакова]
Кое-что о народном образовании в ростовском уезде в XIX веке: Краткий обзор архивных материалов. Сельские школы [В.Литвиненко]
Факультет иностранных языков Ростовского государственного педагогического университета [М.Воловикова]
Ростовские аптекари повышают квалификацию [М.Писаренко]
Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя [М.Воловикова]
Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса [Б.Вольфсон]
Современная система школьного и университетского филологического образования [Н.Маевский]
Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования [Е.Корнилов, Н.Маевский]
Кузница кадров для журналистики новостей [М.Андырцев]
Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов]
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
© Смирнова Наталья Львовна Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал