Сергей Авдеев,
Ректор Российского института управления информацией,
кандидат технических наук
г.Новочеркасск

Нелинейное обучение
(О концепции обучения Института управления информацией)

ак учатся люди? Они накапливают информацию и идут от простого к сложному. Это линейный процесс обучения. А информация удваивается каждые 5 лет. Относительный объем знаний у каждого последующего поколения меньше, чем у предыдущего. Об этом свидетельствует и раздробление науки на все более узкие направления, и поверхностность потребления информации из средств массовой информации. Ни один человек не сможет прочитать все книги, которые написаны. Компьютеры, хотя и дают определенное ускорение в обработке данных, но повышают зависимость человека от техники (есть ли электроэнергия, работает ли телефон, нет ли компьютерного вируса и т.п.) и снижают качество человеческого общения (погружение в виртуальную реальность). Поэтому, учась линейно, мы все время отстаем.
          Но мало накопить информацию, ее надо правильно использовать, творчески. А можно ли научить творчеству? Если учить линейно, то нельзя, так как творчество - это процесс созидания нового.
          А как учить нелинейно? Для этого разработаны специальные методы обучения. Методы, формирующие у человека способность воспринимать нужную информацию в нужном месте и в нужное время. Нет необходимости механически накапливать знания, "авось пригодятся". Достаточно получить необходимые понятия. Остальные знания человек получает как информационный пакет, которым он может воспользоваться при необходимости. При этом изменяется восприятие, повышается скорость мышления. Становится понятным то, что остается недоступным для познания при линейном обучении. Это приводит с одной стороны к ускорению обучения, с другой к уменьшению вероятности принятия неверных решений. Ведь неверные решения - это наша неспособность получить и обработать информацию.
          Принципы нелинейного обучения:
          - создание сложных информационных систем за счет формирования специальной информационной среды;
          - информационный синтез в этих системах (информация получается в виде неосознанного знания, умения или навыков, как не осознает человек свое умение дышать, ходить, ездить на велосипеде, читать);
          - разворачивание и проявление полученной информации (информация становится понятной и осознаваемой - "я знаю, что я это знаю и умею").
          Новые методы позволяют учить творчеству (те, кто не имел никаких талантов, начинают писать стихи и прозу, рисовать, танцевать, а кто уже что-либо такое мог, начинают делать это совершенно по-другому). Творчество становится признаком любой деятельности обученного человека. Он уже не может делать свою работу не творчески, занимается ли он искусством, бизнесом или физическим трудом.
          А каким-либо другим вещам можно учиться очень быстро и легко (например, выучить иностранный язык или начать профессионально рисовать не за пять лет традиционного обучения, а за год). Можно также научиться быть здоровым. А можно получить способность чувствовать информационный след, который оставляет другой человек или предмет и даже видеть без глаз. Без глаз можно читать, играть, кататься на роликах.
          Но главное - научится доверять себе, научится жить. Жить, понимая, что ты делаешь и для чего ты это делаешь. Тогда не нужны наркотики и алкоголь, нет депрессии и пустоты, а есть лишь звенящая радость жизни.

Школа без стрессов [Н.Лужняк]
Хлопоты и тревоги абитуриентов [А.Лысакова]
Кое-что о народном образовании в ростовском уезде в XIX веке: Краткий обзор архивных материалов. Сельские школы [В.Литвиненко]
Факультет иностранных языков Ростовского государственного педагогического университета [М.Воловикова]
Ростовские аптекари повышают квалификацию [М.Писаренко]
Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя [М.Воловикова]
Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса [Б.Вольфсон]
Современная система школьного и университетского филологического образования [Н.Маевский]
Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования [Е.Корнилов, Н.Маевский]
Кузница кадров для журналистики новостей [М.Андырцев]
Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов]
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
© Авдеев Сергей Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал