Мария Сутулова,
студентка отделения журналистики
Ставропольского госуниверситета
"45-я параллель" |
|
од таким названием выходили первая независимая газета и первый независимый жур-нал в Северо-Кавказском регионе, созданные в период перестройки. Это издание наверняка войдет в историю отечественной журналистики. Его выпуск издания начался в апреле 1990 года. В подзаголовке значилось: сначала - Всесоюзный литературно-художественный еже-месячник, позднее "45-я параллель" стала Всероссийским и международным литературно-художественным изданием. Газета печаталась на 24 страницах формата А-3, а журнал был по размеру наполовину меньше, но его объем варьировался от 48 до 64 страниц. Учредителями издания выступили Ставропольский фонд культуры и его председатель, заслуженный работ-ник культуры Михаил Григорьевич Новиков, а также три физических лица: Сергей Влади-мирович Сутулов, ставший в дальнейшем главным редактором, Светлана Петровна Сутулова и Марк Семенович Шкляр.
"45-я параллель" в течение 1990-92 г.г. себя полностью окупала. Ежемесячный общий со-вокупный тираж газеты и журнала составлял 200 тыс. экземпляров. Оба издания расходились полностью, причем в Ставропольском крае оставалось лишь их десятая часть. Основная мас-са шла на прилавки "Союзпечати", в независимые агентства по распространению или же в частные руки, а оставшиеся экземпляры (порядка 2-3 тысяч) расходились по подписке. Са-мый большой тираж, составивший 220 тыс. экземпляров, пришелся на 1991 год. Номера "45-ой параллели" обязательно рассылались в библиотеки Союза. Кроме того, каждый номер презентовался и в Библиотеку Конгресса США через ее Московское представительство.
Внешнее оформление "45-й параллели" значительно отличалось от многих ее "соседок" по прилавку. В газете (впервые в истории всего региона) было использовано 4 цвета, причем это было еще до компьютерного цветоделения. Возникли новые, оригинальные рубрики: "Из первых рук", "Золотая середина", "Свободный поиск", "Бис!", "Тон-ателье", "Книга судеб", "Гвоздь №", "Великие в шлепанцах" и другие. Позднее некоторые из них появились и в цен-тральных средствах массовой информации. На первой полосе помещались тематические фо-токоллажи или рисунки. Реклама в"45-ой параллели" всегда подавалась "с улыбкой", не раз-дражала и не была навязчивой.
В этом издании не существовало четкого разделения на отделы, но все же можно выде-лить четыре основных - отделы культуры, литературы, переводов и фотоиллюстраций. Поли-тики как таковой газета не касалась и, тем не менее, в ее материалах четко прослеживалась демократическая направленность. Публиковала "45-я параллель" отечественные и перевод-ные авторские тексты. Печатались отрывки из книги Валерия Перевозчикова "Живая жизнь"; эксклюзивные интервью с известными писателями, артистами, художниками (А. Солженицын, Ю. Никулин, Е. Шифрин, И. Глазунов); беседы с политиками (А. Собчак, Б. Ельцин); почти в каждом номере публиковались стихи молодых поэтов с биографической справкой о них (М. Фрумкин, Т. Шаов, М. Щекотов). Хорошей традицией стали историче-ские статьи Германа Беликова о Ставрополе и его жителях.
Среди журналистов, сотрудничавших с "45-ой параллелью", были: Вячеслав Лобачев, Борис Смоль, Виктор Казаков, Владимир Ларионов, Евгений Бронский, Геннадий Прозаров, Александр Быстрых и многие другие. Их материалы иллюстрировали художники Александр Макушенко, Владимир Ненашев, Генадий Ткаченко, фотографы Александр Волков, Алексей Заморкин, Игорь Кожевников. Газета имела собственных корреспондентов в Москве, Ново-сибирске, Ленинграде, Ростове, Ялте, Пятигорске, Кисловодске.
Подача информации была очень живой и актуальной. Можно сказать, что "45-я парал-лель" создавалась для современников и в ней говорилось о современниках. В каком-то смыс-ле она фиксировала историю развития культуры начала 90-х годов ХХ века.
После распада СССР от распространения "45-ой параллели" отказались Литва, Узбеки-стан, Казахстан, Украина, но все же, несмотря ни на что, она продолжала продаваться в от-дельных городах: Симферополе, Вильнюсе, Караганде, Самарканде.… К сожалению, денег за проданные номера никто не видел, так как к тому времени в каждой стране уже была своя валюта, а пересчетом и переводом этих денежных единиц никто не занимался. Поэтому уч-редители приняли такое решение: при тираже 25 тыс. экземпляров, расходившемся в крае и некоторых городах России, содержать штат в 25 человек невозможно. Попадать в зависи-мость от спонсоров-доброхотов или теневых финансовых структур они не захотели. В итоге в августе 1994 года вышел последний номер.
|
Петербургское ТВ: от политизированности к партийности [С.Корконосенко]
Первые армянские газеты в Нахичевани-на-Дону [Е.Ахмадулин]
Давайте создавать традиции [Н.Филимоничева]
О литературной критике в современной отечественной периодике [Ю.Уракчеева]
С.М.Киров о литературе и театральном искусстве [В.Боянович]
Интерактивное телевидение в мире и в России [Р.Спорышев]
"Повеса": уже пять лет в России [Ю.Уракчеева]
Первые сатирические журналы на Дону [Е.Ахмадулин]
Россияне помнят, что такое цензура [ФОМ]
Век живи - век учись [Т.Засорина]
"Stereo & video" и "Hi-Fi & music" - путеводители по миру музыкальной техники [О.Гордеева]
Система жанров радиожурналистики [В.Смирнов]
Основные тенденции развития журналистики Кыргызстана [Н.Аманкулова]
Донская учительская периодика в начале 20-го века [Е.Ахмадулин]
Первые шаги монгольского телевидения [С.Энхцэцэг]
"Приазовский край" - первая региональная газета на Дону [Е.Ахмадулин]
ЕПК сеет доброе, вечное [А.Станько]
Первая газета Таганрога [Е.Ахмадулин]
Экстремальная журналистика [В.Тулупов]
Пресса конституционных-демократов на Дону [Е.Ахмадулин]
Из истории демократической печати на Дону [Е.Ахмадулин]
Ежедневные газеты Польши в 90-е годы [М.Геруля]
Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы [М.Нехад]
Компьютерные издания Ростова [П.Чуков]
Жанры в теории и практике журналистики [Л.Шибаева]
Этические проблемы "расследовательской журналистики" [Л.Чиликина]
Научно-популярный журнал "Здоровье" [О.Морева]
Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону [Ю.Козлова]
Разноликая журналистика в зеркале научного журнала [Е.Ахмадулин]
О правовом регулировании рекламы в СМИ [М.Давыдова]
Творческий портрет в зеркале времен [И.Звездина]
Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография [С.Гунькина]
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
|