Юлия Уракчеева,
студентка 4 курса отделения международной журналистики
факультета филологии и журналистики Ростовского госуниверситета

О литературной критике в современной отечественной периодике

Где публикуется критика

ейчас почти все общественно-политические еженедельники, а также неспециализированные ежемесячные журналы регулярно помещают на своих страницах аннотации и рецензии на книжные новинки. Но мне бы хотелось остановиться на газетах и журналах, в которых литературная критика является одним из главных направлений.
          "Литературная газета". Главный редактор - Лев Гущин. Издание не имеет своего критического раздела, но критика публикуется в большом разделе "Литература" под разными рубриками. Отмечу рубрику "Свой шесток": она очень персональна и талантлива. В "ЛГ" публикуются критики И. Золотусский, Л. Пирогов, А. Латынина.
          "Литературная Россия" публикует в основном художественные произведения и материалы о писательских цеховых проблемах. Её подзаголовок - "еженедельная газета писателей России". Главный редактор - Владимир Еремеев. Штатный обозреватель - Руслана Ляшева.
          "Культура". Главный редактор - Ю. Белявский. Он - литературный критик, пишет в газете рецензии. Н. Казьмина там занимается театром. Это очень интересное издание с материалами высокого качества.
          Еженедельник "Книжное обозрение". Главный редактор - Александр Гаврилов. Газета хороша своей узкой специализацией. Всё вокруг книг! От огромных списков издательских новинок до статей об обучении будущих издателей в России. В области критики для газеты характерно множество мини-рецензий плюс большие статьи - в каждом номере. Регулярно пишет критик Валентин Курбатов.
          Нельзя не перечислить "толстые" литературные журналы: "Октябрь", "Новый мир", "Знамя", "Звезда", "Дружба народов", "Иностранная литература", "Новое литературное обозрение", "Вопросы литературы". Их экономическое положение сейчас, кстати, весьма шатко, и они объединяются, чтобы выжить. На встрече главные редакторы журналов пришли к выводу, что скоро их издания могут погибнуть. Сейчас в российские библиотеки их отправляет Сорос. В целях взаимопомощи организована Ассоциация толстых журналов.
          Существует также журнал "Контекст" - литературно-философский альманах, "Слово" - российский журнал художественной литературы и общественной мысли, журнал "Континент" - видимо, общественно-политический, но там работает Игорь Виноградов.
          Журнал "ОКТЯБРЬ", несмотря на название, прогрессивен. Хотя бы потому, что единственный из "толстяков" публикует нового писателя Павла Крусанова. В журнале огромный раздел "Литературная критика". С рубриками "Панорама", "Русское поле" и др.
          "НОВЫЙ МИР". Главный редактор Андрей Василевский. Здесь существует отдел "Литературная критика" и почему-то отдельно - "Рецензии. Обзоры". В одном из последних номеров - 3 рецензии разных авторов (полемика) на роман Николая Кононова "Похороны кузнечика" и на стихи Бориса Рыжего, огромная, отличная многоаспектная статья Никиты Елисеева и обзор двух антологий короткого рассказа.
          "ЗНАМЯ". Главный редактор С.Чупринин, он же критик. Есть раздел "Наблюдатель" -- 5 - 6 рецензий. (В последнем номере блистательный прозаик и критик Вера Чайковская пишет отрицательную рецензию на отрицательную рецензию на сборник стихов Ларисы Миллер.)

Имена

          Павел Басинский. Критик и литературовед. Пожалуй, уже современный классик, судя по тому факту, что его работы указывают в списках источников студенты-гуманитарии, делающие научные доклады по постмодернизму. Когда литература и критика начали проявлять себя в Интернете, Басинский был начеку и отреагировал целой серией материалов в "Литературной газете", например "Онегин собака ру". Вообще он очень активно печатается в "ЛГ", ведёт постоянную рубрику в журнале "Октябрь", является экспертом газеты "Книжное обозрение". За работы в "ЛГ" и "Октябре" Басинский получил в этот раз премию Антибукер в номинации "Луч света" (критика и литературоведение). Денежное выражение премии составило $6000, и призер сказал по этому поводу, что с удовольствием все деньги потратил бы на благотворительные цели, но придётся пустить их на латание дыр в семейном бюджете - и, видимо, эта ситуация на всю жизнь.
          Игорь Виноградов. Ему - 70! Критик, литературовед, с 1992 года редактор журнала "Континент", который под его руководством превратился в трибуну для дискуссий о жизни. Всем студентам-филологам он знаком как автор трудов "Проблемы содержания и формы литературного произведения" (1958) и "Искусство. Истина. Реализм" (1975). Виноградов написал множество критических статей о созвучных ему современных писателях. Всегда был очень самобытен и анализировал основательно.
          Алла Латынина. Ведущий редактор отдела "Литература" в "ЛГ". Пишет обстоятельные рецензии, выполненные по всем правилам (пример - рецензия на роман Т. Толстой "Кысь").
          Игорь Золотусский. Старейший автор "ЛГ", критик и литературовед. Ему тоже в прошлом году исполнилось 70! Известен телепередачами о русской классике. Вышла его книга "На лестнице у Раскольникова", объединившая работы последних лет.
          Лев Пирогов. Постоянный автор литгазетовской рубрики "Свой шесток". Со своего шестка Пирогов рассуждает о литпроцессе в Интернете (именно он - на переднем крае технологической стороны!) и о литературных премиях. Участвует в присуждении Антибукера. У Пирогова, что называется, бойкое перо.

Тенденции в критике

          1. Обсуждается вопрос о роли критика. "Что такое критик в литературной системе- или, точнее, какое амплуа у критика в литературном цирке? - задаёт вопрос критик Никита Елисеев свежим, но уже опытным взглядом. - Не надо обижаться: коверный. Его выпускают на литературную арену заполнить паузу и позабавить публику. Чаще всего он изображает силача, акробата, жонглера... Показывает, как это они поднимают гири, жонглируют, крутят сальто. "Развинчивает" номер, демонстрирует, где он плох, а где - хорош... рассказы для критика - игрушка для сборки-разборки".
          Но в то же время критик может быть и очень вольным. Создается впечатление, что, достигнув определенных высот, признания, талантливые критики получают право на полную свободу самовыражения. Павел Басинский ведет в "Октябре" рубрику "Русское поле" - о том, какие книги выходят в провинциальных издательствах. (Книги для обзора можно свободно отправлять в редакцию). Например, в Подольске издали некий альманах, содержащий в том числе и старые стихи. Басинский откликается: "Неожиданно для себя встретил там старое стихотворение Игоря Меламеда...начала 80-х. Только сейчас, перечитав это (в целом довольно беспомощное) стихотворение, я, кажется, понял, почему Игорь Меламед со временем стал незаурядным современным поэтом. Потому что уже в юности не стеснялся банальностей, на всех плевал и рифмовал "кровь-любовь".
          Еще один пример предельной персонифицированности суждений: Вера Чайковская. Она пишет о правомерности отрицательных рецензий - но только если они доказательны. "Бог, сотворяя мир, считал, что делает это "хорошо", а мы с вами готовы написать на этот "лучший из миров" сколько угодно отрицательных рецензий". Смело, не правда ли? О бездоказательной и неталантливой отрицательной рецензии: "Стоит ли без поэтического слуха заниматься столь тонкими материями?"
          2. Участились выступления писателей в роли критиков. Та же В. Чайковская - прозаик; друг детей Тим Собакин выступил на страницах "Книжного обозрения" как критик, обозреватель детсткой литературы. Вообще тенденция плавного перетекания профессий друг в друга (или это непрофессионализм?) очень сильна. Издатель Назаров, директор "Амфоры" -- и писатель, и литературовед. Главный редактор "Иностранной литературы" пишет детективы.
          3. Сохраняется и развивается рекламная функция критики. Так, одной из новых рекламных услуг газеты "Книжное обозрение" стал так называемый промоушинг проекта, преимущества которого уже успели оценить некоторые издательства Москвы и Питера.
          4. Коммуникативная роль критики как звена в цепи автор - издатель - критик - читатель тоже проявляется все ярче. Теперь при характеристике книги важно, в каком издательстве она вышла. Происходит это потому, что у каждого издательства теперь есть концепция, свое направление, свои серии. Так, "Издатель Захаров" публикует Акунина. Проза толстых журналов называется "вагриусовская". Издательство "БСГ - Пресс" печатает серию Modern Talks (куда входит, в частности, Вл. Сорокин).
          Обращает на себя внимание публикация Виктора Топорова в "ЛГ" о новой серии издательства "Амфора". Серия называется "Наша марка" - в подтексте что-то типа "поддержи отечественного книгопроизводителя". "Амфора" - петербургское издательство, ему 2 года, Это "блудная дочь "Азбуки", скандальная племянница "Симпозиума", законная внучка почившего в перестроечной бузе "Северо-Запада"...
          5. В целом большинство книжных рецензий профессиональны и хороши. Многие авторы чувствуют современный стиль, достаточно экспрессивны, свободны от дидактики и нравоучений.
          Некоторые особенности современного критического текста: а) его всегда можно узнать по обилию аллюзий, реминесценций, прямых цитат ("Пятеро" -- это роман о том, как время больших ожиданий становится концом прекрасной эпохи (которая скоро, скоро перейдет в окаянные дни)" - О. Канунникова, "ЛГ"). б) К сожалению, часто не к месту используются англицизмы типа "саунд" в рецензии на книгу Г. Сукачева в журнале "Октябрь", где уместнее было бы слово "звук". в) многие рецензенты дают характеристику книги в виде "кулинарного рецепта" (прием, в общем, не новый). Из рецензии на роман "Кысь": "Здесь... есть мастерски смешанный коктейль из антиутопии, сатиры, пародийно переосмысленных штампов научной фантастики, сдобренный изысканной языковой игрой и щедро приправленный фирменной толстовской мизантропией" (А. Латынина, "ЛГ").

Темы

          1. "Гибель литературного процесса", или по крайней мере - Кризис литературы.
          Лев Пирогов ("ЛГ"): "...писатели - редкий, вымирающий вид. Впору уж по улицам, как слонов, водить. Только вряд ли смотреть кто сбежится. ...нынешние шедевры типа "Взятие Измаила" (Шишкин) повествуют лишь о самих себе: интерес к ним не выходит за пределы узкого круга специалистов".
          Валентин Курбатов ("Книжное обозрение"): "Можно, пожалуй, и об заклад побиться, что каждый из критиков хоть однажды да поставил литературному процессу окончательный диагноз: "не жилец". Правда, при этом редко кто из нас опечалился... но приговоры наши вертятся вокруг прозы. А поэзия? Как согласиться с мнением, что "одной из самых серьезных проблем современного поэта является отсутствие повода к написанию лирических произведений". Таким образом, автор не согласен с тем, что литература мертва, но видно, что эта точка зрения широко распространена.
          Виктор Топоров ("ЛГ"): "...в нашей литературе давно не происходит ничего концептуально осмысленного и вместе с тем энергетически-волевого. От попыток "насшибать бабок" подташнивает не только писателей, но и читателей".
          2. Споры о положении писателей и критиков.
          В частности, "Литературная Россия" обсуждает, нужен ли Союз писателей, и осуждает президентское вето на Закон о творческих союзах.
          Михаил Чулаки ("ЛГ") встает на защиту этого закона, напоминая о специфике труда и заработка композиторов и писателей.
          3. Литературные премии.
          Их очень много. Взять хотя бы "Большой Букер", "Малый Букер", "Антибукер" (номинации Проза, Поэзия, Критика). Пирогов считает, что "премиальные" дела плохи: скучно, нет интриги. Басинский вторит: да, это скандал. Жюри "Антибукера" не нашло ни одного претендента на награду в номинациях Проза и Поэзия.
          4. Критиков интересуют распространившиеся жанры мемуаристики.
          Везде много рецензий на различные био- и автобиографические произведения. В "Октябре" (№ 11, 2000) Олег Дуленин рецензирует книгу кинокритикессы Лындиной "Олег Меньшиков". Он оценивает книгу в единстве формы и содержания. Никуда не годится русский язык автора! "Заключение эксперта: книга нуждается в срочном теоретическом диагностировании и немедленной стилистической госпитализации". Совсем другой, по мнению того же эксперта, получилась книга об Олеге Табакове: "автору повезло с героем, а герою - с автором...ярко, живо и обаятельно, ... на каждой странице - самый крупный план героя и ненавязчивый общий план автора, что в театроведческом эпосе - большая редкость". Значит, скромность автора - качество ценное. За исключением, конечно, Радзинского.
          Рецензия Дм. Урюпина в "Книжном обозрении" на книгу Всеволода Гаккеля "Аквариум" как способ ухода за теннисным кортом" называется "Долгая память хуже, чем сифилис" (цитата из БГ). Остановлюсь на ней подробно, так как это пример хорошо аргументированного суждения. Структура критического текста такова. Тезис: мемуары необычны, да и вообще, это "первая музыкантская книга, имеющая право называться мемуарами". Аргументы: а) автор подробно рассказывается о своем детстве и юности, но не зануден, и это не кажется излишним; б) цитаты, которых в рецензии много; в) "ощущение, что ты сидишь с автором на теннисном корте за чаем...но к середине книги ясна горькая ирония...образы БГ и коллег далеки от сусальности". Вывод: перед нами первый взгляд на историю "Аквариума" в буквальном смысле изнутри.
          5. Актуальные, но написанные не сегодня - и даже не переизданные - произведения.
          Так, журнал "Октябрь" уделил внимание теме счастья в "Счастливой Москве" Платонова (произведение весьма отличается здесь от хрестоматийных "Фро" и "Река Потудань") и "Судьбе человека" Шолохова, рассмотренной под новым углом.
          6. Секрет успеха того или иного жанра, тематики, направления в литературе.
          Карим Садыков ("Книжное обозрение") откликается на выход книги Анаис Нин "Дельта Венеры", сборника французской прозы "Четыре шага в бреду", книги "Сексуальная жизнь в Древнем Китае" и сборника "Озорная проза". Позволю себе процитировать К. С.: "Французский психоаналитик Жан Лакан говорит, что наше бессознательное структурировано словами, а не образами. Монотонные описания физической любви читаются, т.к. каждое самое банальное слово, например, "тело", вмещает в себе бесконечное число представлений, которые даже не успевают реализоваться, как в кино или на видео, потому что наш взгляд способен усваивать их лишь последовательно, одно за другим, а абстрактное слово, написанное или услышанное, умножает эффект желания в тысячи раз: слово "тело" заключает в себе всё количество прекрасных когда-либо виденных тел. В этом секрет успеха эротической литературы".
          Виктор Топоров в "ЛГ" дает оптимистический прогноз развития импортозамещения. Он считает, что не только отечественный детектив и женская проза - то, что только недавно мы научились делать дома - будут востребованы и конкурентноспособны, но и "литература для продвинутых" тоже. Как говорится, "может собственных Платонов...". Только здесь речь идет о собственном Борхесе.

          Думаю, что литературная критика в России процветает. Действительно, это та область, где авторы могут чувствовать себя относительно свободными идеологически: нет произведений, которые нельзя было бы ругать. Что до коммерческого рецензирования, когда деньги платят за хороший отзыв - если приходится хвалить, а хочется разорвать книжку, тогда это уже не критика. С другой стороны, конкуренция стимулирует критиков постоянно повышать свой профессиональный уровень, что нам, читателям, очень и очень выгодно.

С.М.Киров о литературе и театральном искусстве [В.Боянович]
Интерактивное телевидение в мире и в России [Р.Спорышев]
"Повеса": уже пять лет в России [Ю.Уракчеева]
Первые сатирические журналы на Дону [Е.Ахмадулин]
Россияне помнят, что такое цензура [ФОМ]
Век живи - век учись [Т.Засорина]
"Stereo & video" и "Hi-Fi & music" - путеводители по миру музыкальной техники [О.Гордеева]
Система жанров радиожурналистики [В.Смирнов]
Основные тенденции развития журналистики Кыргызстана [Н.Аманкулова]
Донская учительская периодика в начале 20-го века [Е.Ахмадулин]
Первые шаги монгольского телевидения [С.Энхцэцэг]
"Приазовский край" - первая региональная газета на Дону [Е.Ахмадулин]
ЕПК сеет доброе, вечное [А.Станько]
Первая газета Таганрога [Е.Ахмадулин]
Экстремальная журналистика [В.Тулупов]
Пресса конституционных-демократов на Дону [Е.Ахмадулин]
Из истории демократической печати на Дону [Е.Ахмадулин]
Ежедневные газеты Польши в 90-е годы [М.Геруля]
Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы [М.Нехад]
Компьютерные издания Ростова [П.Чуков]
Жанры в теории и практике журналистики [Л.Шибаева]
Этические проблемы "расследовательской журналистики" [Л.Чиликина]
Научно-популярный журнал "Здоровье" [О.Морева]
Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону [Ю.Козлова]
Разноликая журналистика в зеркале научного журнала [Е.Ахмадулин]
О правовом регулировании рекламы в СМИ [М.Давыдова]
Творческий портрет в зеркале времен [И.Звездина]
Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография [С.Гунькина]
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
© Уракчеева Юлия Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал