Сергей Авдеев,
ректор Российского института управления информацией,
кандидат технических наук,
г. Новочеркасск
Синергетика информационных взаимодействий
|
|
опросы восприятия информации и процессов, при этом происходящих, плодотворно рассмотрены Л.А.Цымбалом [1]. Выведенный им закон информативности позволяет изучать основные зависимости самоорганизации информации. Цымбал показал, что вероятность получения новой информации (знаний) зависит от сложности изучаемой системы, объема априорной информации об изучаемой системе и размера кванта поглощаемой информации. Несмотря на простоту полученной формулы, закон информативности Цымбала позволяет делать нетривиальные выводы об информационных процессах. Одним из следствий закона является вывод, что генерация ложной информации в сложной системе в количестве всего на 8 % превышающую истинную, может переводить систему в новое устойчивое состояние, определяемое ложной информацией.
Не отрицая полезность и важность закона информативности Цымбала следует отметить границы его применимости.
Во-первых, этот закон рассматривает одностороннее движение информации. Это или восприятие информации или генерация ее. Однако на практике мы имеем двустороннее взаимодействие сложных систем. Сложные системы постоянно контактируют с другими сложными системами, и в результате обмениваются с ними информационными потоками. При этом мы имеем для каждого контакта два информационных потока - входящий и исходящий.
Во - вторых Цымбал оценивает сложность системы как сумму количества элементов системы и количества их взаимосвязей. Но не учитывается тот факт, что связи в сложной системы не эквивалентны и могут различаться по значимости, интенсивности, эффективности и другим параметрам.
Нами предложена другая математическая модель, которая рассматривает двусторонний информационный обмен между сложными системами. Исходные предпосылки для этой модели следующие:
1) имеется взаимный интерес для обмена информацией между системами;
2) суммарное количество информации после вступления систем во взаимодействие больше чем имелось у каждой системы до взаимодействия; это означает, что в результате взаимодействия образуется новая сложная система, в которой могут возникать новые информационные качества, отсутствующие в исходных системах;
3) рассматриваются не абсолютные значения информационных объемов, а их относительные соотношения;
При построении модели использован принцип максимума информационной энтропии, который был сформулирован Джейнсом: "Наиболее вероятным состоянием системы будет состояние, при котором информационная энтропия максимальна". Информационная энтропия использовалась в Шенноновском варианте как произведение вероятности на логарифм вероятности.
В результате математического моделирования нами получено следующее уравнение для вероятности восприятия/генерации информации вида i системой А при ее взаимодействии с системой В:
ai = ci / {Ea + Eb exp[ -L(gai - gbi)]}; (1)
где ci относительный объем исходной информации вида i; Ea , Eb относительное распределение информации между взаимодействующими системами; L - множитель Лагранжа; gai , gbi - характеристические информационные коэффициенты.
Построенная математическая модель носит во многом качественный характер, так как для большинства случаев информационного взаимодействия невозможно измерить некоторые величины, входящие в нее, но она позволяет отследить основные закономерности информационного взаимодействия и наметить пути повышения его эффективности.
Для иллюстрации рассмотрим известное менеджерское правило - критикуя выполненную работу говори о работе, но не о человеке ее выполнявшем. Работа в информационном пространстве любого человека занимает только часть этого пространства. Обсуждая с этим человеком его работу мы вовлекаем в рассмотрение только часть его информационного пространства, которое определяет величину Ea. При обсуждении всего человека практически все информационное пространство этого человека будет вовлечено в процесс информационного обмена и тогда величина Еа значительно возрастает. Это приводит к значительному снижению вероятности аi, что означает невосприимчивость человека к критическим замечаниям.
Для того, чтобы понять как происходит процесс переноса информации между системами необходимо рассмотреть информационную триаду Цимбала. В его классификации информацию можно разделить на три взаимосвязанных части:
- объективную информацию, присущую неодушевленной природе;
- генетическую информацию, присущую живой природе;
- идеализированную, присущую человеку.
На наш взгляд эту классификацию следует уточнить. Так, например, мы считаем, что термин генетическая информация лишь частично отражает суть информации, присущей живой природе, и его следует заменить на термин биологическая информация. В пользу этого термина говорит хотя бы то, что современная наука так до конца и не выяснила чем живое отличается от неживого и до сих пор не синтезировано ни одного живого объекта.
Термин идеализированная информация также нуждается в уточнении. Мы считаем, что здесь лучше подходит термин "субъективная информация", так как это та информация, которую генерирует живой организм (субъект), а не только мысленная информация, генерируемая мозгом человека. Генерация информации живыми организмами происходит непрерывно в процессе их жизнедеятельности, так как жизнь сопровождается постоянно процессами самоорганизации. О генерации информации в процессе самоорганизации упоминал Хакен в своей работе "Информация и самоорганизация".
Субъективную информацию можно уже более подробно классифицировать на производимую телом в виде движений, эмоциональную - движение души, и производимую разумом - движение мысли. Рассмотрим печатный текст как сгенерированную субъективную информацию. Алфавит или знаковая система представляет тело текстовой информации. Логические построения автора - разум текста. Для передачи же эмоциональной составляющей или души текста авторами используются различные обороты, которые называются интенсификаторами.
Если принять представление Цимбала об информации как об аттракторе, то информационная триада в процессе парного взаимодействия сложных систем представляет систему шести взаимосвязанных вихрей. Математический анализ такой системы с помощью аппарата теории катастроф позволил сделать вывод о наличии в такой системе катастрофы эллиптической омбилики. Этот вывод подтверждается рядом косвенных фактов. Известно, что восприятие человека меняется скачком, после которого ранее недоступный способ восприятия становится очевидным и тривиальным. К одним и тем же выводам можно приходить различными путями - анализируя различную информацию. Вернуться к исходному состоянию восприятия уже невозможно. В теории катастроф такие факты называются флагами катастроф. К названным флагам катастроф относятся катастрофические скачки, полимодальность отклика и гистерезис.
Множество катастрофы элиптической омбилики представляет точки перехода из одного информационного состояния к другому.
Анализ полученных математических моделей позволил сделать выводы о методах и технологиях, которые могут применяться для повышения восприимчивости к информации и повышению эффективности ее генерации.
Главными из них можно считать - информационную синхронизацию и накачку (аналогичную лазерной накачке) и информационный синтез (информационное объединение сложных систем в другую более сложную информационную систему) за счет эффективного генерирования и структурирования информации. При этом наращивание новых состояний системы может идти не только как расширение диапазона имеющихся состояний, но и за счет роста иерархичности полученных информационных систем.
В течении ряда лет были разработаны и апробированы практические методы, которые позволяют говорить о новом направлении в обучении. Обучение строится на подходе к изучаемой системе как к целому, без расчленения ее на составляющие элементы и восприятию информации об этой системе целиком в виде информационного пакета. Традиционное обучение используется в этой технологии для развертывания полученной информации и закреплении навыков и умений.
Основными практическими результатами могут считаться:
-развитие информационного чувства и, как результат, повышение цельности восприятия окружающей действительности (связи, которые были ранее незаметны, становятся доступными для анализа и принятия решений в условиях неполноты информации)
-развитие творческих способностей как способностей созидать новое (многие прошедшие обучение начинают рисовать, писать стихи, музыку, изобретать и т.п.)
-развитие адаптивности к быстроменяющимся условиям окружающей среды.
1. | Цымбал Л.А. Синергетика информационных процессов. - М.: Наука, 1995.-118с. | |
2. | А.Дж. Вильсон. Энтропийные методы моделирования сложных систем.- М.: Наука,-1978, 248 с. | |
3. | Хакен Г., Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991.-240 с. | |
4. | Т.Постон, И.Стюарт. Теория катастроф и ее приложения. М.: Мир, 1980.- 607 с. | |
5. | Гилмор Р. Прикладная теория катастроф: В 2-х книгах. Кн.1.- М.: Мир, 1984.- 350 с. | |
|
Настоящий учитель [А.Скрынникова]
Нелинейное обучение [С.Авдеев]
Школа без стрессов [Н.Лужняк]
Хлопоты и тревоги абитуриентов [А.Лысакова]
Кое-что о народном образовании в ростовском уезде в XIX веке: Краткий обзор архивных материалов. Сельские школы [В.Литвиненко]
Факультет иностранных языков Ростовского государственного педагогического университета [М.Воловикова]
Ростовские аптекари повышают квалификацию [М.Писаренко]
Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя [М.Воловикова]
Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса [Б.Вольфсон]
Современная система школьного и университетского филологического образования [Н.Маевский]
Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования [Е.Корнилов, Н.Маевский]
Кузница кадров для журналистики новостей [М.Андырцев]
Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов]
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
|