Наталья Филимоничева,
начальник сектора издательств, типографий и книгоиздания
Департамента по печати и телерадиовещанию
Администрации Ростовской области

Давайте создавать традиции

раннем детстве, познакомившись с яркими картинками, затем освоив букварь, мы на всю жизнь оказываемся пленниками удивительного мира книги. И даже современные фанаты компьютера и Интернета имеют у себя на полках книги по данным направлениям. Правда, еще в 18 веке немецкий ученый Георг Лихтенберг с грустью отметил: "Книга - это зеркало. И если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола". Но даже самые стойкие противники чтения сталкиваются с полиграфической продукцией ежедневно. Так как абсолютно незаменима печать упаковки, а также календарей и плакатов. Виртуальной упаковки в мире не существует. Представить себе упаковку на банках, бутылках, коробках без печатного текста и изображения невозможно. А косметика, лекарственные средства, бытовые приборы? Почти во всех семьях есть телевизоры, и, следовательно, - еженедельные программы телевизионных передач. Поэтому можно смело утверждать, что каждый из нас - потребитель продукции издательско-полиграфического комплекса.
          Что же он из себя представляет в масштабах России и области? По данным Министерства печати Российской Федерации около 6 тысяч предприятий имеют лицензию на полиграфическую деятельность. Число предприятий, занимающихся издательством и книгораспространением, колеблется от 15 до 20 тысяч. Доля полиграфии в валовом продукте составляет всего 0,8 процентов. Производство печатной продукции на душу населения сократилось за два последних года в 2,3 раза. Это означает, что средний гражданин России сократил свои затраты на приобретение печатной продукции с 24 долларов в 1997 году до 11 долларов - в 1999. Таковы последствия августовского (1998 г.) кризиса. На душу российского жителя печатных сортов бумаги в 1999 г. пришлось 4,15 кг. Она пошла на печатание газет, книг, журналов, бланков, отрывных календарей. Согласно статистике производство книг (в листах - оттисках) уменьшилось втрое. Главенствующее положение на книжном рынке занимают художественная, учебно-методическая и детская литература со средними тиражами книг соответственно 12, 12,3 и 14,5 тыс. экземпляров. В 2000 г. было выпущено 50 тыс. с небольшим наименований книг общим тиражом порядка 500 млн. экземпляров. Оборот по книжной продукции составляет 800-900 млн. долларов в год. Наши обороты по книгам сопоставимы с оборотами таких стран как Австрия и Голландия, где численность населения в 10-20 раз меньше, чем в России. Но по количественным показателям мы входим в десятку, а может быть и пятерку ведущих книжных держав мира. Хотя следует отметить, что нынешний объем производства печатной продукции в значительной степени покрывается бесплатным распространением рекламных изданий, а также стоимостью печатания упаковки товаров народного потребления. Так как большинство населения страны не в состоянии приобретать книги и подписываться на периодические издания. Поэтому и сократились объемы выпуска книжно- журнальной продукции при существенном увеличении числа наименований, в несколько раз упали тиражи газет, при этом увеличился спрос на малотиражные издания.
          Рынок полиграфических услуг напрямую связан с кошельками как населения, так и с кошельками субъектов деловой жизни. Сейчас полиграфия работает примерно поровну на тех и других. А как пойдет дальше, зависит от того, чьи кошельки будут пополняться быстрее.
          Что же представляет из себя издательско-полиграфический комплекс области. В области действуют 189 предприятий, имеющих лицензию на полиграфическую деятельность, и 116- на издательскую деятельность. При этом лишь треть из них существует свыше 10 лет. Более 80 процентов из них находятся в частной собственности. Две трети предприятий расположены в г. Ростове, в тоже время треть территорий области вообще не имеет никакой полиграфической базы. Резкое увеличение количества предприятий (почти в четыре раза за десять лет) является реакцией на потребности потребительского рынка. В г. Ростове появилось несколько хороших полиграфпредприятий, имеющих современное импортное оборудование и выпускающих полноцветную печатную продукцию хорошего качества: рекламу, буклеты, этикетки, упаковку и т. д.. Что же до технического состояния большинства типографий - то износ оборудования во многих случаях превышает 70 процентов, а загрузка составляет 30-40 процентов. Госзаказов практически не осталось, а частные заказы слишком мелкие, чтобы загрузить имеющееся высокопроизводительное оборудование. Потребность в самой печатной продукции у многих только появляется, следовательно, заработать быстро на новую технику не удается, стоит же печатная машина от 2-3 млн. рублей и до сотен млн. руб. А уровень имеющегося оборудования зачастую не позволяет выпускать цветную полиграфпродукцию высокого качества. Маленькие типографии, расположенные в различных уголках нашей области, имеющие давно устаревшее оборудование, вообще обречены на исчезновение, так как вряд ли выдержат конкуренцию с более технологически оснащенными производствами. В настоящее время отечественные издатели и заказчики в массовом порядке уходят на зарубежную полиграфическую базу, дающую более высокое качество и низкие цены. Ежегодно из России свыше 500 млн. долларов уходит заграницу, помогая мировому "пролетариату" (финскому, чешскому, словацкому) и так не бедному, богатеть. Экспорт печатной продукции свернут полностью. Донские заказчики - тоже не исключение - и размещают часто свои заказы, если уж не заграницей, то в московских, украинских, самарских и прочих типографиях, так как там цены тоже ниже. Полиграфию в мировой экономике принято считать индикатором "народного благосостояния", и мы вынуждены признать, что у нас пока на индикаторе горит красная лампочка.
          Каковы же перспективы развития отрасли? В настоящее время большинство газет области, а также тиражи центральных газет печатаются на 23 полиграфпредприятиях области. Разовый тираж составляет более 1,7 млн. экземпляров. Неуклонно повышается тираж муниципальных газет. Среди перспективных рынков продукции: газетная многокрасочная продукция и журналы повышенного качества. Также тиражными следует считать картонную и гибкую упаковку рядового качества, массовые коммерческие каталоги, время расцвета которых у нас еще не пришло. По данным мировых агентств, с 2000 года рынок носителей печатной информации испытывает настоящий бум. Его рост превосходит все самые смелые ожидания, существовавшие еще несколько лет тому назад. В сфере СМИ с колоссальным отрывом лидирует газета. Рекламу в печатных носителях информации размещают тоже с небывалым размахом. Газеты и журналы составляют 38 процентов общего объема печатных носителей информации; книги, географические карты, телефонные справочники, финансовые отчеты - 15 процентов; упаковка - 25 процентов. В мировых рейтингах по прибыли полиграфия находится на 2 месте, уступая только производству медицинской техники. А у нас из-за низкого уровня качества и высоких цен цветной полиграфии вывоз заказов за пределы области наносит ощутимый вред областному бюджету. В тоже время в области есть ряд уникальных производств: миниатюрные книги, книги с вырубками, - которым существует мало аналогов в мире. В области выпускаются прекрасные книги по искусству и архитектуре, отражающие региональную тематику. Два издательства области входят в тридцатку крупнейших издательств страны.
          Поэтому департамент по печати и телерадиовещанию администрации области одной из своих основных задач видит в создании благоприятных условий работы предприятий издательско-полиграфического комплекса, помогая им выжить, совершенствоваться и расти. В первую очередь, это возможно через принятие соответствующих законов и программ поддержки. Надо подтянуть Донскую полиграфию до того уровня, чтобы она стала конкурентно способной. Необходима разработка специальных инвестиционных, банковских, лизинговых программ поддержки этой сферы деятельности. Принят областной закон ''Об экономической поддержке средств массовой информации и полиграфических предприятий в Ростовской области''. Проводятся семинары для руководителей и специалистов различных категорий. В Южно-Российском Техническом Государственном Университете (бывший Новочеркасский политехнический институт) с 2000 г. введена новая специальность - ''полиграфист''. В целях выявления реальной ситуации на Донском рынке издательских и полиграфических услуг, поддержки лучшего опыта, консолидации совместных усилий Департамент по печати и Торгово-промышленная палата Ростовской области объявили конкурс среди полиграфистов и издателей Дона имени М. И. Платова. Матвей Иванович Платов основал в 1817 г. в г. Новочеркасске первую Донскую типографию. И мы надеемся, что удивительная энергетика его личности принесет удачу нашему начинанию. Хотелось, чтобы "платовская" статуэтка стала настоящим символом профессионального мастерства и общественного признания издателей и полиграфистов Дона. В конкурсной комиссии будут работать ведущие полиграфисты, издатели, дизайнеры, ученые. Наш конкурс - это хороший способ заявить о возможностях издательско-полиграфического комплекса области, повод объединить усилия всех заинтересованных сторон. Хотелось бы пожелать большей сплоченности и понимания всем участникам издательско-полиграфического бизнеса, а также победы в конкурсе. Хорошо понимая, что издательство и полиграфия являются важными составными частями как экономики, так и культуры и досуга, давайте вместе докажем это.

ПОЛОЖЕНИЕ
об областном конкурсе полиграфистов и издателей Дона имени М. И. Платова

          1.Общие положения
          Областной конкурс полиграфистов и издателей Дона проводится Департаментом по печати и телерадиовещанию Администрации Ростовской области и Торгово-промышленной палатой Ростовской области.
          Конкурс направлен на поддержку, развитие и совершенствование деятельности полиграфических предприятий и издательств области.
          Задачи конкурса:
          - выявление творческой инициативы коллективов полиграфических предприятий и издательств, творческих достижений специалистов полиграфического и издательского дела;
          - создание максимально полной информационной картины о возможностях издательско-полиграфического комплекса области для общественности, предприятий и организаций;
          - продвижение передового опыта работы участников, победителей и лауреатов конкурса.

          2.Организация конкурса
          1. В целях организации и проведения конкурса создается Организационный комитет, который разрабатывает и утверждает Положение о конкурсе, создает и организует работу Конкурсной комиссии, а также обеспечивает распространение информации о конкурсе.
          2. Конкурс проводится по нескольким номинациям.
          1. Лучшая дизайнерская разработка.
          2. Лучшая издательская работа ( подноминации: газета, журнал, книга).
          3. Лучшая печатная работа ( подноминации: газета, полноцветная работа, книга).
          4. Лучшая рекламная работа.
          5. Лучшая работа, посвященная Донскому краю.
          В каждой номинации определяются победитель - 1 место, и лауреаты - 2 и 3 места.
          3. В конкурсе могут участвовать полиграфические предприятия и издательства любой формы собственности, работающие и зарегистрированные на территории Ростовской области, имеющие лицензию на осуществление соответственно издательской или полиграфической деятельности, а также дизайнеры, имеющие опыт работы по специальности не менее 1 года.
          4. На конкурс может быть представлена продукция полиграфической и издательской деятельности, дизайнерские разработки, выпущенные с 1 января 2001 года по 1 ноября 2001 года, в количестве 2-3 экземпляров. Конкурсные материалы не возвращаются.
          5. Заявка и конкурсные материалы направляются по адресу: 344019, Ростов, Горького , 295, Департамент по печати и телерадиовещанию Администрации Ростовской области, телефон для справок: 51-39-97, 51-66-29.
          6. Срок представления материалов до 1 ноября 2001 года. Работы, поступившие после этого срока, конкурсной комиссией не рассматриваются.
          7. В заявке должна указываться номинация, а также краткое обоснование достижений данного предприятия в производственной и творческой деятельности (время работы на рынке, состояние материально-технической базы, кадровое обеспечение и т.д.). Конкурсные работы должны сопровождаться подробной информацией о предприятии, сведениями о руководителе и авторском коллективе (Ф.И.О., место работы и должность, адрес предприятия с индексом почтового отделения, рабочие телефоны).
          В номинации "Лучшая дизайнерская работа" может быть представлена как готовая продукция любого вида (от создания фирменного стиля до сигнальных экземпляров полиграфической продукции), так и продукция в электронном виде с представлением фотоматериалов, фиксирующих объекты их практического применения (наружная реклама). В заявке должно быть указано место работы, стаж работы по специальности, сфера творческих, профессиональных интересов, пакет программ, используемых дизайнером в данной работе, и краткое обоснование появления представленной дизайнерской работы.
          В номинации "Лучшая издательская работа" представленные экземпляры газеты или журнала должны дать возможность судить о творческих достижениях издательства в создании оптимального лица газеты или журнала. В заявке необходимо представить краткое обоснование графической модели газеты или журнала (а для книги - издательского решения по оформлению и структуре книги): цели и задачи, управление вниманием читателя.
          В номинации "Лучшая печатная работа" в заявке необходимо указать основные параметры печатного процесса: тип машины, используемые расходные материалы - тип бумаги, тип краски, наличие лакирования и его тип. А также, по возможности, параметры допечатной подготовки: линиатуру, тип фотовыводного устройства. пакет используемых программ.
          В номинации "Лучшая рекламная работа" в заявке должна быть указана аргументация выбора дизайнерского, издательского и полиграфического решения в достижении целей, поставленной данной рекламной кампанией.
          В номинации "Лучшая работа, отражающая Донскую тематику" может быть представлена любая издательская и полиграфическая продукция, соответствующая предложенной тематике.
          8. Результаты работы Конкурсной комиссии рассматриваются и утверждаются Оргкомитетом до 20 декабря 2001 года.

          3. Подведение итогов конкурса и награждение победителей
          1.Награждение победителей проводится в День Российской печати.
          2.Итоги конкурса публикуются в СМИ.
          3.Победители и лауреаты конкурса награждаются дипломами Оргкомитета конкурса, победителю вручается приз конкурса.

С.М.Киров о литературе и театральном искусстве [В.Боянович]
Интерактивное телевидение в мире и в России [Р.Спорышев]
"Повеса": уже пять лет в России [Ю.Уракчеева]
Первые сатирические журналы на Дону [Е.Ахмадулин]
Россияне помнят, что такое цензура [ФОМ]
Век живи - век учись [Т.Засорина]
"Stereo & video" и "Hi-Fi & music" - путеводители по миру музыкальной техники [О.Гордеева]
Система жанров радиожурналистики [В.Смирнов]
Основные тенденции развития журналистики Кыргызстана [Н.Аманкулова]
Донская учительская периодика в начале 20-го века [Е.Ахмадулин]
Первые шаги монгольского телевидения [С.Энхцэцэг]
"Приазовский край" - первая региональная газета на Дону [Е.Ахмадулин]
ЕПК сеет доброе, вечное [А.Станько]
Первая газета Таганрога [Е.Ахмадулин]
Экстремальная журналистика [В.Тулупов]
Пресса конституционных-демократов на Дону [Е.Ахмадулин]
Из истории демократической печати на Дону [Е.Ахмадулин]
Ежедневные газеты Польши в 90-е годы [М.Геруля]
Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы [М.Нехад]
Компьютерные издания Ростова [П.Чуков]
Жанры в теории и практике журналистики [Л.Шибаева]
Этические проблемы "расследовательской журналистики" [Л.Чиликина]
Научно-популярный журнал "Здоровье" [О.Морева]
Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону [Ю.Козлова]
Разноликая журналистика в зеркале научного журнала [Е.Ахмадулин]
О правовом регулировании рекламы в СМИ [М.Давыдова]
Творческий портрет в зеркале времен [И.Звездина]
Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография [С.Гунькина]
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
© Филимоничева Наталья Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал