Илья Заиграев,
zaigraev@mailru.com

Интернет-технологии для дистанционного образования

есомненно, что большой интерес к дистанционному образованию (ДО), который существует сегодня во всем мире, имеет объективную основу. С одной стороны, растет потребность населения большинства стран в высшем и непрерывном образовании. При этом растущая мобильность жизни вызывает потребность в мобильных учебных системах. С другой стороны, развитие Интернета и телекоммуникаций открывает новые возможности дистанционного образования при относительно низкой себестоимости.
          Дистанционное образование - это возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени, возможность учиться всю жизнь. Во всем мире наблюдается рост числа студентов, обучающихся по ДО-технологиям, растет и число вузов, использующих их в учебном процессе; создается большое число международных образовательных структур и т. д. Современное образование - это симбиоз содержания и технологий обучения.
          Конечно, есть профессии, диплом по которым нельзя получить заочно. Например, трудно представить себе дистанционно обученную балерину, хирурга или физика- экспериментатора. Однако хирург может получать консультации по Интернету, балерина - изучить историю предыдущих постановок, а о пользе Сети для подготовки физиков и говорить не приходится.
          В ответ на объективное требование времени многие учебные заведения начали создавать дистанционные учебные программы. Однако несмотря на то, что практически каждая организация, ведущая ДО-программы, декларирует использование при обучении Интернет-технологий, на деле нередко из всех возможностей Интернета используется только E-MAIL, а в качестве учебных материалов применяются бумажные носители, аудио- и видеокассеты.Это и понятно, поскольку разработка систем дистанционного образования, в полной мере использующихся возможности современных компьютерных технологий и Интернета, - дело дорогостоящее и длительное.
          Сегодня некоторые компании создают внутрикорпоративные системы обучения, построенные на Интернет-технологиях. Это позволяет компаниям с географически удаленными филиалами успешно проводить курсы по обучению новейшим технологиям и повышению квалификации без отрыва сотрудников от производства. Подобные системы уже работают или создаются в IBM, GENERAL MOTORS, FORD, FEDERAL EXPRESS, "Газпроме", Федеральном казначействе России.
          Интернет представляется почти идеальным техническим средством для дистанционного обучения/образования. С его помощью можно доставить до обучаемого любой дидактический материал (учебник, видеозапись лекции или демонстрации эксперимента) и даже провести контрольную работу. Поэтому возникает искушение реализовать через Интернет полный процесс обучения - от зачисления обучающегося до выдачи диплома. Естественно, что все попытки поддавшихся этому искушению, их удачи и неудачи, методические находки, программно-технические средства активно обсуждаются в Интернете.
          Любое обучение требует определенной организационно-информационной поддержки. Необходимо иметь следующие структуры:
          · поддержка проектирования учебного материала (курсов);
          · доставка учебного материала слушателям;
          · поддержка "справочных" материалов (библиотека);
          · консультации;
          · контроль знаний;
          · организация общения обучаемых (коллективные формы обучения).
          Существуют ли программно-аппаратные средства, поддерживающие все это? Имеются ли методики, позволяющие быстро и эффективно (в смысле минимизации затрат труда преподавателей и времени обучаемых, а также максимально высокого качества обучения) использовать их?
          Общепризнанных решений в этой области пока нет, но кое-что для технического обеспечения дистанционного обучения с применением Интернет-технологий уже создано. Методики и инструментария дистанционного обучения в России никто раскрывать не хочет, хотя Российский НИИ информационных систем (www.riis.ru/windows/titrus.html) предоставляет информацию о фонде компьютерных обучающих программ, распространяемых РосНИИ ИС, о методике и практике использования компьютерных технологий в реальном учебном процессе, о технологии создания компьютерных обучающих программ (www.riis.ru/windows/ps/menu2.html) и о свободно распространяемых программных продуктах для информатизации образования (www.riis.ru/windows/fond_pp/fond_pp.html). Упомянутые центры дистанционного бизнес-образования подчеркивают, что обладают большими сетями филиалов и коллективами преподавателей в них, так что объем очной подготовки в их программах составляет до 40% учебного времени.
          Интернет представляет собой неисчерпаемый ресурс по вопросам он-лайн образования, методик образования, Интернет-институтов, и т.д. В силу того, что развитие технологий дистанционного образования посредством Интерент в странах СНГ и запада происходило дифференцированно, то имеет смысл рассмотреть отдельно то, что создано в русской и западной зонах Интернета. В данной статье мы рассмотрим сегмент СНГ.

          Евразийская ассоциация дистанционного образования
          ЕАДО создана для координации деятельности различных организаций, заинтересованных в развитии дистанционного образования. На сервере публикуются материалы конференций по дистанционному образованию, помещен устав организации. Кроме того, здесь собрана богатая коллекция ссылок на ресурсы по дистанционному обучению в Интернете, а также список организаций, связанных с развитием дистанционного образования. Беглый просмотр ссылок этого списка показал, что учат в основном либо компьютерным дисциплинам, либо работе в области финансов и управления.
          www.dist-edu.ru

          Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации
          Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации FAST- Центр имеет лицензию бизнес-школы Университета Карнеги Меллон (Питтсбург, США) на обучение по программе FAST ("Финансовый анализ и торговля ценными бумагами").
          www.fast.ane.ru

          Институт дистанционного обучения
          На этом сервере вы найдете ответы на все свои вопросы о дистанционном обучении. Здесь подробно разъясняются его концепция, цели, задачи, нормативно-правовая база. Если вы решили, что дистанционное обучение - это то, что вам нужно, сделайте следующий шаг и ознакомьтесь с ИДО МЭСИ (Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики). На его страницах помещен перечень специальностей, по которым проводится подготовка, планы занятий с указанием количества часов и список экзаменов. Бывших военных, возможно, больше заинтересует Центральный институт конверсии военных кадров (ЦИКВОК), при котором открыт Учебный центр профессиональной переподготовки военнослужащих, увольняемых с военной службы, на гражданские специальности. На странице "Ресурсы" указаны цены учебников, CD-ROM, а также помещен список курсов, демо-версия и правила пользования сетевой библиотекой. Под-считав стоимость обучения, вы можете тут же заключить договор (интерактивная форма прилагается) и стать студентом института или слушателем курсов. Кроме того, на сервере публикуется журнал "Дистанционное образование", предлагающий статьи об организации учебного процесса, официальные документы, новости, материалы конференций и семинаров.
          www.ido.ru

          Институт экономического развития
          Информация о программах по информационным технологиям, разрабатывавшихся с участием Института экономического развития. Здесь можно ознакомиться с материалами семинара "Использование Интернета в подготовке учебных материалов и в научных исследованиях", посмотреть содержание курса, презентации страниц участников семинара. Страница "Интерактивные программы для дистанционного обучения" предлагает самотестирование по персональным компьютерам, программному обеспечению, Интернету и WWW с наглядным представлением результатов, тесты по микро- и макроэкономике.
          www.edimo.ru

          Центр "Информика"
          Сервер Центра информатизации Министерства общего и профессионального образования РФ предлагает большой список ассоциаций и институтов, центров дистанционного образования в высших учебных заведениях, поисковую систему по свободно распространяемому программному обеспечению для дистанционного образования, а также содержит информацию по методическому обеспечению учебного процесса и сведения о различных проектах в сфере дистанционного обучения. Здесь же можно ознакомиться с двумя электронными курсами (по экономике и праву в России).
          www.informika.ru

          Центр дистанционного обучения МИЭМ
          Центр Московского Государственного Института Электроники и Математики (МИЭМ) проводит подготовку и переподготовку специалистов в системе дистанционного обучения по различным программам. Это и получение второго высшего образования, и профессиональная переподготовка, и обучение по отдельным курсам с выдачей сертификата МИЭМ, и обучение за рубежом в ведущих университетах Америки и Австралии. По каждому из направлений обучения на страницах сервера предлагается аннотация, краткое содержание, учебный план и условия приема, информация о стоимости обучения.
          dlc.miem.edu.ru

          Центр дистанционного образования "Эйдос"
          "Эйдос" занимается обучением школьников, подготовкой учителей, разработкой научных исследований в области дистанционного образования. На сервере размещен перечень проводящихся в Центре дистанционных курсов, их описание и контактная информация. Творческие работы будут размещаться на сервере Центра, далее планируется дистанционная конференция по защите авторами своих работ. Другие разделы сервера посвящены Международным эвристическим олимпиадам с помощью сети Интернет, которые проводит "Эйдос", дидактике виртуального обучения и курсам психологии по программе "Семейное образование". Работает дистанционная школа творчества.
          www.eidos.techno.ru

          Центр дистанционного обучения "Истина"
          Новый проект Центра называется "Электронный факультет". С 1994 г. центр "Истина" разрабатывает новую методику электронного образования. Российский университет дружбы народов, Московский педагогический государственный университет и Обнинский гуманитарный университет в рамках программы предлагают воспользоваться новой формой обучения - электронным юридическим экстернатом. На сервере вы узнаете о том, что представляет собой экстернат, как и какими методами проводится обучение, сколько оно стоит. Кроме того, Центр разработал программу "Компьютерная грамотность" для студентов дистанционной формы обучения по гуманитарным специальностям. Предлагается ознакомиться с работой этой программы.
          www.eidos.techno.ru

          Учебный Центр компании IBM в Москве
          Компания IBM предлагает персональную обучающую систему PLS для управления процессом обучения и контроля за усвоением знаний. Система дает возможность создавать собственные учебные курсы без привлечения программистов или технических специалистов. В процессе обучения она соединяет традиционный учебный материал: текст и графику со звуком и видео. На странице, рассказывающей об этой системе, приведены ее подробная характеристика и цены.
          www.ibm.ru/educ/rmain.htm

          Проекты по дистанционному обучению группы Махаон
          В настоящее время в Сети появились целые виртуальные университеты и колледжи, и всем им необходимы специальные электронные учебные материалы с новыми техническими возможностями. Пример такого пособия представлен на этом сайте - компьютерный курс "Атомная энергетика и ее безопасность", разработанный группой Махаон совместно с несколькими другими научными учреждениями. Те, кто интересуется теоретическим аспектом проблемы дистанционного обучения, могут ознакомиться с материалами научно-методических конференций, посвященных проблемам образования и развития телекоммуникаций. Кроме того, на сервере собрана коллекция ссылок на ресурсы по дистанционному обучению и помещено несколько электронных тестов из различных областей знаний (английский язык, литература).
          www.machaon.ru/educ.html

          Открытый колледж
          Проект компании "Физикон" представляет собой бесплатную обучающую онлайновую систему по дистанционному образованию. На сервере помещены курсы и тесты для проверки знаний по физике, математике, химии, английскому языку, основам генетики. Готовятся к открытию курсы по некоторым главам из физики и математики с интерактивными учебными JAVA-программами, а также тесты по географии, астрономии, ботанике, зоологии и экономике.
          www.physicon.ru/opencollege

          Колледж "Тантал"
          Русский гуманитарно-технический колледж "Тантал" ведет подготовку и переподготовку специалистов по экономике, менеджменту, правоведению, кибернетике, радиотехнике. На базе колледжа создан Русский институт управления. Развернутая сеть центров связи через Интернет обеспечивает постоянную видеосвязь студентов с учебными центрами в Москве и Находке, что позволяет проводить заочное обучение дистанционными методами без выезда в колледж для сдачи экзаменов. На страницах сервера можно ознакомиться с программами, перечнем специальностей, условиями поступления.
          www.tantal-sov.ru

          Он-лайн обучение по курсу "Право и менеджмент"
          Институт "Высшие Столыпинские курсы государственного права и управления", образованный в 1993 году, использует новейшие методы обучения, в том числе интерактивные учебники и дистанционное обучение при подготовке специалистов самых престижных профессий в области права и управления бизнесом. На сервере размещены перечень специальностей, условия поступления и оплаты обучения. Курс по программе дистанционного обучения предполагает самостоятельную работу в течение семестра и посещение раз в год очных сессий длительностью 7-10 дней. После сдачи выпускных экзаменов и защиты дипломной работы студенты получают диплом.
          www.aha.ru/~hsk

          Он-лайн обучение по курсу "Менеджмент"
          Центр "Линк" распространяет профессиональные образовательные программы, подготовленные Школой бизнеса Открытого университета Великобритании. В настоящее время предлагаются следующие программы, переведенные на русский язык и адаптированные к российским условиям: "Мастер бизнес-администрирования", "Профессиональный сертификат в области менеджмента" и "Профессиональный диплом в области менеджмента". Программы ориентированы на последовательное повышение профессионального и образовательного уровня менеджеров соответствующей квалификации. Обучение происходит по ступеням, и к изучению каждой следующей ступени программы допускаются только те, кто сдал экзамен за предыдущую. На сервере можно более подробно ознакомиться с программами, узнать их перечень, условия обучения. Здесь же помещена карта региональных учебных центров и представительств Центра "Линк".
          www.link.msk.ru

          Он-лайн обучение курсы по работе в Интернет
          "Основы работы в Интернете" - название небольшого, из 30 уроков, курса дистанционного обучения, предлагаемого Центром открытых систем КГТУ им. А. Н. Туполева. На страницах сайта помещена информация о преподавателях, которые будут работать с каждым из подписчиков индивидуально, отвечая на все вопросы по электронной почте. Здесь же публикуется список рекомендуемой литературы, условия регистрации, причем единственным требованием для начала занятий является наличие электронной почты у желающего пройти курс.
          www.dlab.kiev.ua/dori/rl00.htm
          www.ospu.odessa.ua/dori/rl00.htm

Компьютерный экзамен - реалия новой системы образования в России [Центр тестирования "Гуманитарные технологии"]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [3]
Европейский год языков и вариативность педагогических технологий при обучении немецкому языку как второму иностранному [Н.Васильева]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [2]
Воспоминания об окладе жалованья [Н.Смирнова]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [1]
Гуманитарий по натуре, исследователь по характеру, педагог милостью божьей [Н.Смирнова]
"Из зарубеженного" [Н.Смирнова]
Армянский букварь издан в Ростове [А.Малхасян]
Мысли восьмиклассника Игоря о главном [Н.Смирнова]
Не ходите, дети, в школу… [Н.Смирнова]
Сеть трансляции опыта и ноу-хау российских и международных проектов [Н.Пелихов]
Региональные центры академической мобильности в социально-экономической инфраструктуре региона [Н.Пелихов]
О развитии журналистского образования в Кыргызстане [А.Борубаева]
Синергетика информационных взаимодействий [С.Авдеев]
Немного об образовании в Монголии [Д.Уранаа]
Настоящий учитель [А.Скрынникова]
Нелинейное обучение [С.Авдеев]
Школа без стрессов [Н.Лужняк]
Хлопоты и тревоги абитуриентов [А.Лысакова]
Кое-что о народном образовании в ростовском уезде в XIX веке: Краткий обзор архивных материалов. Сельские школы [В.Литвиненко]
Факультет иностранных языков Ростовского государственного педагогического университета [М.Воловикова]
Ростовские аптекари повышают квалификацию [М.Писаренко]
Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя [М.Воловикова]
Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса [Б.Вольфсон]
Современная система школьного и университетского филологического образования [Н.Маевский]
Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования [Е.Корнилов, Н.Маевский]
Кузница кадров для журналистики новостей [М.Андырцев]
Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов]
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
© Заиграев Илья Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал