Анна Колобова

"Умученные от жидов"

Анна Колобова

ти издания не продаются в газетных киосках. Но это не значит, что их трудно ку-пить. Пройдите по центральным подземным переходам, присмотритесь к лоткам частных торговцев - и вы без труда их найдете. Их никто не прячет - зачем? Они зарегистрирова-ны по всем правилам Министерством печати. Их приметы просты: слова "русские" и "жиды" в половине заголовков, обилие православной символики и свастик. Это - наша пат-риотическая пресса.
          Газете "Я - русский" (издание Народной Национальной партии) нельзя отказать в определенности позиции. Все свободные участки газетной полосы заполнены свастиками (кстати, почему бы газете не называться "Я - фашист"?), а от информации у любого истин-ного славянина встанут дыбом его белокурые волосы. Заметка "Филантроп в овечьей шку-ре" сообщает о том, что "венгерский еврей по происхождению, а ныне имеющий паспорт гражданина США Дьердь Шорош (Сорос) подарил Православной Духовной Академии ком-пьютерный класс с выходом в Интернет. Не в силах скрыть своего торжества, этот потомок распявших Христа разгуливал по некогда славной Троице-Сергиевой лавре, как бы присмат-ривая будущее место для филиала храма Соломона в России".
          Заголовки - один другого страшнее: "Синагога покрывает бандитов", "Самара - ки-буц для евреев", "Показательное судилище над русскими"… Одна надежда на борца с "зоологическими русофобами", "русского светоча" (так называется статья В.Осипова) Илью Глазунова. "Луч солнца во мраке современной псевдо-культуры", Глазунов должен спасти нас от "черной волны безумия", от "холуйства перед христоненавистниками", коими явля-ются все абстракционисты во главе с Кандинским. "Для больных, теряющих сознание и связь с реальностью, введен теперь медицинский термин - "синдром Кандинского", - пишет В.Осипов. Интересно, какой термин следует ввести для журналиста, путающего художника Василия Кандинского с его братом - известным психиатром Кандинским?
          Газета "Черная сотня" есть "Православная Патриотическая газета". Обилие религиоз-ной тематики, характерная славянская вязь заголовков… Как сообщают издатели, материа-лы, публикуемые в газете, подвергаются церковной цензуре. А также просят иметь в виду, что "Черная Сотня - это православное русское ополчение, возникшее после Крещения Ру-си", и что черносотенцами были многие приличные люди, например, богатырь Пересвет и садовод Мичурин. Это на случай, если у вас возникли какие-то неправильные ассоциации. Читаю передовицу: "грузинский еврей Окуджава", "Лужков, строитель синагог, друг Кобзо-на и Гусинского". Упоминая "большевика Каменева", автор статьи, он же главный редактор газеты, не забывает сообщить, что настоящая его фамилия - Розенфельд. А в конце подпи-сывается собственной настоящей фамилией - Штильмарк. Чудны дела твои, Господи!
          Ну да Бог с ними, с фамилиями. Читаю дальше: "Святые против строителей синагог". Не удержусь, чтобы не процитировать одну только фразу: "…Третий Рим - Москва - пре-вращается руками городских властей в город синагог, кавказцев и разврата". Статья "И вновь о "холокосте". Разоблачение сионистского мифа о якобы имевшем место истреблении евреев гитлеровцами, а заодно и мифа о якобы существовавшем некогда в России государ-ственном антисемитизме: "Да если бы я государственный антисемитизм насаждал, у меня бы все евреи в шахтах работали!" Так что, пока все евреи не спустились в шахту, тема закрыта.
          "Умученный от жидов" - натуралистическое повествование о смерти святого муче-ника младенца Гавриила, украденного из дома злокозненным жидом. "Русский крест или масонская символика" - предостережение Русской девушке (именно так - с большой буквы) против покупки украшений в виде шестиконечной звезды. "Эти выборы будут беспредельно честными" - безымянный автор статьи поражается тому, как могли пройти в Думу "эти от-кровенные жидинята" (Немцов со товарищи). Фотография: костер из книг. В огонь летят сочинения Александра Меня и "множество другой вражеской литературы".
          Все. Стоп. А как же "несть ни эллина, ни иудея"? Или Христос, призывая возлюбить ближнего своего, велел сначала поинтересоваться его пятой графой?
          Воинствующие нацисты проповедуют свои убеждения - в этом нет ничего удиви-тельного (кроме того, что это противоречит Конституции России, той самой России, за ко-торую они радеют). Но почему же они делают это от имени православной церкви? Какое они имеют на это право? Наивный вопрос. Обыватель не слишком любит бритоголовых чернорубашечников, скорее побаивается их. Совсем другое дело, когда их устами якобы го-ворит святая церковь. Как же тут не послушаться?
          С просьбой прокомментировать эту ситуацию я обратилась к клирику Ростов-ского кафедрального Собора Рождества Пресвятой Богородицы, священнику Влади-миру Тер-Аракельянцу.
          - Газета "Черная сотня" никоим образом не может быть церковным органом, потому что я нигде не вижу здесь благословляющего надписания. Мы, священнослужители, не мо-жем благословлять участие в движениях, роняющих достоинство церкви.
          Церковь - патриотическая организация. Религия формирует в человеке национальные черты. Церковь поощряет национальное самосознание (язык, культура, традиции). Я сам на-половину армянин - по отцу. Но моя мать - русская, и крещен я в русской православной ве-ре и воспитан в духе патриотизма.
          Но патриотизм не может иметь отношения к человеконенавистничеству. Я считаю, что антисемитизм, как, впрочем, и сионизм, есть форма фашизма. Антисемитизм в свою очередь часто возникает как реакция на русофобию. Когда "Московский комсомолец" пи-шет о том, что между русским человеком и свиньей нет никакой разницы, он провоцирует агрессивность в обществе.
          Церковь эти проблемы давно решила. Их порождает массовое расцерковление обще-ственного сознания и общественной жизни. Отход от церкви ведет к озлобленности, нена-висти, вражде, неспособности к миролюбию.
          Мне приходилось встречать людей другой веры - буддистов, мусульман, которые по духу были близки к истинному христианству. И уж тем более христианину недостойно опус-каться до антисемитизма. Расовая вражда - это просто предел одичания. В этой газете и в других ей подобных я вижу скорее политический антисемитизм. Он порожден болью за свое отечество. Но это образец языческого мировоззрения: если у меня градом побило посевы, значит, виноват сосед, и я должен отомстить ему огнем и мечом. В этом суть красных, ко-ричневых движений. Духовная принадлежность таких людей к церкви весьма сомнительна.
          Ведь доминантой всех поступков должна быть любовь.
          Религиозная составляющая христианства состоит в том, чтобы являть в своем лице образ Божий, иметь покаянное сердце. Необходимо понимание того, что я сам - причина бед и несчастий, постигших меня. Каков я христианин - такое у меня отечество. Иначе на-чинается поиск врага: евреи, арабы, американцы, богатые, бедные…
          Я призываю всех приобщиться к христианским заповедям - не умом, но сердцем. В этом залог миролюбия и понимания в обществе.

          Задача служителя церкви - примирение враждующих в соответствии с христианскими заповедями. Задача ученого - выяснить, откуда в человеке берется такая агрессивность и не-нависть к себе подобным. Впрочем, во всем ли подобным… Свой комментарий дает до-цент кафедры психиатрии РГМУ, доцент кафедры психологии РГУ, кандидат меди-цинских наук А.Я.Перехов:
          - Нацистские идеи, столь открыто проповедуемые в соответствующих изданиях, имеют под собой конкретную социально-психологическую основу. Как психиатр, я регуляр-но сталкиваюсь со страхом и ненавистью по отношению к психически больным людям со стороны так называемых "нормальных". Аналогичное явление - страх перед иной культу-рой, иными национальными традициями, даже перед иными бытовыми привычками. Узнав, например, что некоторые африканские народы едят жареных насекомых, обыватель крутит пальцем у виска. Я бы обозначил все это как страх перед инакостью. Вызывается он прежде всего низкой общей культурой.
          Как правило, лидерами движений, для которых характерна национальная, религиоз-ная или иная нетерпимость, бывают люди с отклонениями от нормативной психической деятельности. Но они практически никогда не являются сумасшедшими. Если воспользо-ваться медицинским термином, это люди с паранойяльными чертами характера (параноики). Параноик - это человек, нормальный во всех отношениях, кроме одной присущей ему бре-довой идеи. Это может быть бред ревности, бред изобретательства и т.д. Сразу нужно ого-вориться, что решающее значение имеет рациональность этой идеи. Безусловно, некоторые великие ученые или путешественники имели паранойяльные черты характера: без них они просто не достигли бы своей цели! Но часто подобные личности бывают крайне агрессивны, что мы и наблюдаем в нашем случае. Причина - сильнейший комплекс неполноценности, практически всегда присущий агрессивным параноикам.
          Сексуальные маньяки мстят ВСЕМ женщинам за собственные реальные или вообра-жаемые сексуальные неудачи. Нацисты компенсируют свой комплекс неполноценности не-навистью к другим народам. Это срабатывает механизм патологической психологической защиты. Человек обретает смысл жизни и объяснение собственных несчастий, и ему стано-вится легче. Интересно, что такой человек может быть формально вполне благополучен: среди людей с откровенно фашистскими взглядами мы можем встретить и генерала армии, и известного писателя; я не буду называть фамилии - они достаточно известны.
          Если бы эти люди были действительно психически больны, у меня как у врача они вызывали бы только сочувствие. Но это лишь склад характера - пусть на грани болезни, но не за ее гранью. Поэтому и как врач, и как человек я испытываю двойное чувство: сожале-ния и негодования.
          Как я уже сказал, фашистские идеи паразитируют на незнании. Очень часто в ход идет такой прием, как изложение ЧАСТИЧНОЙ правды. Скажем, говорится, что в России при Александре III евреи получали высшее образование - где же здесь дискриминация? Но при этом умалчивается, что это разрешалось ничтожному проценту, а список специально-стей ограничивался двумя пунктами… А материальной основой для таких идей является нищета и нестабильность в обществе - это подтверждается примерами как Германии 20-30-х годов, так и современной России.
          Нужно смотреть правде в глаза: нацисты и фашисты были, есть и будут всегда, по-скольку всегда будут неудачники. Люди же удачливые и счастливые обычно не загружают свое сознание подобными проблемами.
          Личность Гитлера весьма хорошо изучена историками и психологами. Человек с по-дорванным здоровьем (отравление газами во время первой мировой войны), неполноцен-ный сексуально, несостоявшийся творчески (мечтал стать архитектором). Кто знает, не про-вались он на вступительных экзаменах в школу архитектуры - какие последствия это могло иметь для мировой истории… Кстати, пример Гитлера подтверждает еще одну любопытную закономерность: особо рьяными антисемитами часто бывают люди, имеющие примесь ев-рейской крови или, по крайней мере, какое-то "пятно" на происхождении.
          В передовой статье газеты "Черная сотня", которую я держу в руках, приводится фра-за, возмущающая уже не первое поколение нацистов: "Патриотизм - последнее прибежище негодяев". Ну, во-первых, здесь речь идет, естественно, не о патриотизме Солженицына или Сахарова, а о воинствующем, агрессивном патриотизме. Но дело даже не в этом. Я сказал бы иначе: "Патриотизм - последнее прибежище слабых, закомплексованных людей".
          Наша страна пережила период государственного антисемитизма. Однако никакого покаяния не произошло. Не было даже внятного официального признания этого факта. Лично я вижу в этом почву для распространения фашистских идей. Если преступление не было названо преступлением, почему нельзя его повторить? А вот в Германии, где я был в прошлом году, я наблюдал результат такого покаяния. Большинство немцев испытывает чувство вины за преступления гитлеровского режима, в том числе за холокост. И это гаран-тия на будущее.
          На мой взгляд, православная церковь могла бы более определенно высказывать свою позицию по вопросу национальной нетерпимости. Ведь если откровенно фашистские изда-ния имеют возможность (пусть даже обманным путем) выступать от имени церкви, они тем самым ее неимоверно дискредитируют.
          И последнее. Нужно понимать, что перевоспитание взрослого, сформировавшегося человека с нацистскими взглядами невозможно. Но возможно препятствовать распростра-нению его влияния на тех, чьи взгляды еще не сложились. А мизерный процент фашистских группировок существует практически в любой стране. Лишь бы он оставался мизерным…

Заметки на полях [А.Хавчин]
Среда обитания [П.Пономарев]
Фестивали. Там чудеса, там гоблин бродит… [А.Колобова]
Не потопите ковчег! [А.Колобова]
Длиннее жизни богоданный срок [В.Рыльцов]
Заметки на полях [А.Хавчин]
Игры, в которые играют режиссеры [А.Колобова]
Страна больных [О.Афанасьев]
Дом со взрослыми [А.Спиглазова]
"Русский язык мы портим..." [А.Хавчин]
Как прекрасен этот мир! [А.Колобова]
На узеньких улочках с голубыми и лиловыми ставнями [И.Семенова]
Звездный дождь [Н.Мещерякова]
Каждый хамит, постольку и насколько он хам [Г.Павлов]
«Доктор наук, профессор, желает работать васей. Условия по договоренности…» [А.Колобова]
Кто «мы» и какие [В.Сидоров, А.Хавчин]
Коррозия родного языка [Г.Павлов]
Homo sapiens, будь не только разумным, но и добрым! [А.Колобова]
Коридорная жизнь как свойство русской ментальности [Л.Зайцева]
Клондайк Юрия Мельницкого [Л.Фрейдлин]
Иван, который песни пел [В.Наставкин]
Музыкальная культура христианского мира: какие мы разные [А.Колобова]
Еще раз про любовь к английскому [С.Николаев]
Художник, заложник [А.Хавчин]
Страна поэтов [Г.Буравчук]
Диалог о музыкальном образовании и судьбе музыканта [Н.Смирнова, А.Колобова]
О духовности и зеленом винограде [А.Хавчин]
Современная педагогика как она есть (или как ее нет) [А.Колобова]
Линия жизни [Л.Фрейдлин]
Не унизить вымыслом правду памяти [В.Семин]
А.П.Чехов и А.М.Макашов [Л.Григорьян]
Телеглумовы [А.Хавчин]
"Власть была, есть и будет..." А что будем есть мы? [А.Колобова]
Можно продать даже собственную болезнь [В.Кононыхина]
Русский буддизм [М.Коломенский]
По России на электричке [С.Зубрилина]
Он заполнял собой весь мир [В.Таршис]
Мануакальная терапия как метод народного целительства [А.Колобова]
Рассказ И.Шоу "Не район, а кладбище" [перевод С.Николаева]
Что имеем, не храним [Ю.Карпун]
Как мы верим [О.Афанасьев]
Поездка на Грохотун [Н.Старцева]
О чем они пели, когда мы плясали? [С.Николаев]
Мой национальный опыт [О.Афанасьев]
Мифы новой России [О.Лукьянченко]
Все движется любовью... [А.Колобова]
Три века в одном десятилетии [О.Лукьянченко]
Дайте зрителю, чего он хочет [Л.Фрейдлин]
Заметки столетнего [О.Афанасьев]
Ползучий крах [Л.Фрейдлин]
Почетный англичанин из Таганрога [Е.Шапочка]
Кое-что из жизни драконов [А.Колобова]
Театр на всю жизнь [Н.Старцева]
"Когда, пронзительнее свиста, я слышу английский язык…" [С.Николаев]
Наш главный алиментщик [Г.Болгасова]
Исправленному - верить! [А.Колобова]
ЛГ Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал