Илья Заиграев,
zaigraev@mailru.com

Интернет-технологии для дистанционного образования
Продолжение. Начало см. в №9[63] РЭГ

н-лайн обучение по курсам, связанным с медициной.
          Сибирский фонд развития менеджмента социальной сферы и страхования проводит дистанционное обучение по повышению квалификации специалистов в области экономики здравоохранения и медицинского страхования. На страницах сервера имеется характеристика курсов: "Экономика здравоохранения", "Экономический анализ медицинских программ", "Обязательное медицинское страхование", а также рассказывается о различных вариантах обучения по Интернету с использованием электронных учебных пособий на компакт-дисках или обычных учебников. В процессе разработки находятся информационная система реализации дистанционного обучения в Интернете и проект центра дистанционного обучения.
          http://i-connect.ru/~pev/sfedur.htm
          Он-лайн обучение за рубежом
          Для тех, кто мечтает получить западное образование, но не имеет на это средств или возможностей, программы, представленные на этом сервере, укажут реальный выход из положения. Суть программы "Американская школа в домашнем компьютере" заключается в том, что учащиеся средней школы заочно, при помощи компьютерных обучающих программ и преподавателя-консультанта могут подготовиться к поступлению и даже пройти некоторые курсы американского университета. Для тех, кто уже работает, но хочет повысить уровень знаний, подойдет пользующаяся большой популярностью Школа бизнеса Открытого университета Великобритании. Страница университета Переславля Залесского рассказывает о новых программах дистанционного обучения - по английскому и японскому языкам и страноведению. Его программу "Японский уголок" можно использовать как для изучения японского языка и культуры, так и для подготовки преподавателей и специалистов по Японии.
          http://www.florin.ru
          Программы тестирования студентов
          Типичный пример прикладного использования Интернета для тестирования студентов. На сервере Нижегородского государственного технического университета помещены контрольные работы для студентов-заочников, а в разделе "Методические указания" дан наиболее оптимальный путь их решения, основные формулы, нужные для расчета. Приведена необходимая литература.
          http://www.nntu.sci-nnov.ru/dislrn/titul.htm
          В англоязычных странах не делают разницы между заочным и дистанционным обучением. К наиболее крупным и известным организациям, осуществляющим дистанционное обучение, можно отнести Open University (www.open.ac.uk) (Великобритания), George Mason University (www.virtualschool.edu) (Вашингтон, США), сеть университетов штатов Техас (www.utexas.edu) и Висконсин (www.uwex.edu/disted) и другие. Причем лишь небольшая часть курсов, читаемых в этих универсистетах, является полностью дистанционной. В основном обучение производится с использованием видеокассет, теле- и видеоконференций и т.д. Иногда студент получает возможность учиться дистанционно (или заочно) только после нескольких обычных вводных лекций.
          В последнее время особое внимание обращается на аккредитацию учебных заведений, поставляющих дистанционные услуги образования. Эта проблема особенно серьезно обсуждается на сайтах Ассоциации дистанционного образования США, образованной в 1987 году (www.usdla.org), и Совета по дистанционному образованию и повышению квалификации США (DISTANCE EDUCATION AND TRAINING COUNCIL) (www.detc.org). На сервере CASO'S Internet UNIVERSITY упомянуто полтора десятка аккредитационных организаций.
          Второй круг широко освещаемых вопросов - методические, причем они обсуждаются как на университетских серверах, так и на серверах частных компаний. Многие такие обсуждения связаны перекрестными ссылками; наиболее представительны страницы на серверах:
          · Университет штата Айдахо (http://www.uidaho.edu/evo/distglan.html);
          · Компания HOYLE (http://www.hoyle.com/distance.htm);
          · Как преподавателю прочитать курс через WEB (http://www.hoyle.com/distance.htm);
          · Новые технологии в образовании (http://www.npac.syr.edu/users/gcf);
          · THE EDUCATION COALITION (TEC) (http://www.tecweb.org; http://www.tecweb.org/eddevel/eddevel.html);
          · THE GLOBEWIDE NETWORK ACADEMY (http://www.gnacademy.org);
          · "GET EDUCATED!" (http://www.geteducated.com) (на этом сервере есть даже "доска почета" (HALL OF FAME) дистанционного образования);
          · Сервер уже упоминавшегося Хьюстонского университета (UNIVERSITY OF HOUSTON CLEAR LAKE) (http://129.7.160.115/course/distedfaq/disted_faq.html).
          Большинство высших учебных заведений США вскоре может перейти на дистанционное обучение взамен стандартному. По крайней мере, один университет уже сделал несколько активных шагов в этом направлении.
          Начиная осени 2001 года все первокурсники, переступившие порог Университета Fairleigh Dickinson (http://www.fdu.edu) в Нью-Джерси, будут обязаны пройти по крайней мере один on-line курс посредством глобальной сети Интернет.
          По словам руководства Университета, преобразовавшее эту идею во вполне реальный приказ, их ВУЗ станет первым высшим учебным заведением, в котором подобное требование будет введено. Для реализации проекта планируется потратить более 5 миллионов долларов с целью приобретения нового программного обеспечения и модернизации существующей локальной сети.
          "Если в стенах университета мы готовим современных и развитых всесторонне граждан, то наши выпускники просто обязаны хорошо владеть таким непременным атрибутом человека 21 века, как Интернет", говорит ректор Университета, Майкл Джей Адамс. "Дистанционное образование в случае его качественного построения является таким же эффективным методом обучения, как и стандартные занятия в классах и аудиториях. Оно не лучше и не хуже, а просто другое."
          По состоянию на ноябрь 2000 года уже около 160 человек из числа 9 тыс. студентов FDU записались на 35 on-line курсов, доступных в Университете. В ближайшие четыре года планируется увеличить количество дистанционных курсов до 50 или даже 60.
          Вполне естественно, что как у любой новой концепции и у этой схемы появились свои недоброжелатели. Основным пунктом их критики стало утверждение, что далеко не все студенты в восторге от необходимости учиться через Интернет, и это, очевидно, скажется на их мотивации к учебе. Кроме того, они обеспокоены тем, что студенты, участники новой программы, будут отрезаны от всего того социального мира, который был выстроен вокруг них: встречи с коллегами по учебе, консультации с преподавателями, лекции, семинары, экзамены. Никто не спорит, что ввести подобную практику в качестве эксперимента или даже утвердить эту схему как часть целостного образовательного процесса можно или даже скорее необходимо, но внедрять повсеместно и абсолютизировать было бы ошибкой.
          И, тем не менее, в "западной" зоне Интернета уже создано большое количество сайтов, освещающих те или иные аспекты он-лайн образования, предлагающие курсы по различным дисциплинам. Ниже приведен список сайтов западных компаний, имеющих отношение к проблематике дистанционного образования посредством Интернет.
          Европейские страны и США
          Ассоциация дистанционного обучения США
          Ассоциация, учрежденная в 1987 году, осуществляет поддержку и содействие в разработке обучающих программ и технических средств, наиболее эффективно обеспечивающих достижение высоких результатов в области дистанционного обучения. Официальные материалы Ассоциации носят рекомендательный характер и используются государственными организациями, конгрессом США при разработке общей стратегии развития образования. Ассоциация поддерживает тесные связи с европейскими и азиатскими учебными центрами. Подробную информацию о телеконференциях, публикациях по проблемам дистанционного обучения, адреса региональных центров можно найти на WEB-сервере. http://www.usdla.org
          Международный совет по заочному и дистанционному обучению
          Совет является организационным центром, обеспечивающим международное сотрудничество по развитию новых форм обучения, способствующих доступности получения образования. Членами совета являются образовательные учреждения более 130 стран мира. Штаб-квартира находится в Осло, Норвегия. На сервере представлена подробная информация о задачах и деятельности Совета, структуре его органов, региональных представительствах, а также материалы конференций и симпозиумов. http://www.icde.org
          Совет по дистанционному обучению в области профессионального образования
          Совет, основанный в 1926 году, является некоммерческим образовательным учреждением, занимающимся сбором информации, выработкой стандартов, рекомендаций и сертификацией учреждений, использующих дистанционную форму образования. Материалы совета публикуются на сервере. Здесь приводится список сертифицированных учреждений с краткими характеристиками учебных программ и Интернет-адресами, информация о курсах, предоставляющих возможность защиты диссертаций и получения ученых степеней. Для удобства поиска размещен алфавитный указатель предметов, по которым можно получить подготовку с использованием дистанционной формы обучения. http://www.detc.org
          "Взгляд на дистанционное образование"
          Подборка справочных материалов по дистанционному обучению подготовлена преподавателями и научными работниками Университета шт. Айдахо (США) в 1995-1996 годах. Представленная информация дает возможность ознакомиться с историей развития дистанционного образования и обоснованием применения новых методов преподавания. Многие материалы не потеряли значимости и в настоящее время. http://www.uidaho.edu/evo/distglan.htm
          Дистанционное обучение по Сети
          WEB-сайт Глена Хойла, эксперта по вопросам дистанционного обучения, предназначен для тех, кого интересуют возможности использования новых технологий при получения среднего профессионального и высшего образования. Привлекательность и информативность сайта обеспечиваются тщательным подбором ссылок на сайты мировых учебных центров, использующих эту форму обучения, анонсами специализированных обучающих программ, регулярными обзорами новостей. http://www.hoyle.com/distance.htm

Интернет-технологии для дистанционного образования [И.Заиграев]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [4]
Компьютерный экзамен - реалия новой системы образования в России [Центр тестирования "Гуманитарные технологии"]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [3]
Европейский год языков и вариативность педагогических технологий при обучении немецкому языку как второму иностранному [Н.Васильева]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [2]
Воспоминания об окладе жалованья [Н.Смирнова]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [1]
Гуманитарий по натуре, исследователь по характеру, педагог милостью божьей [Н.Смирнова]
"Из зарубеженного" [Н.Смирнова]
Армянский букварь издан в Ростове [А.Малхасян]
Мысли восьмиклассника Игоря о главном [Н.Смирнова]
Не ходите, дети, в школу… [Н.Смирнова]
Сеть трансляции опыта и ноу-хау российских и международных проектов [Н.Пелихов]
Региональные центры академической мобильности в социально-экономической инфраструктуре региона [Н.Пелихов]
О развитии журналистского образования в Кыргызстане [А.Борубаева]
Синергетика информационных взаимодействий [С.Авдеев]
Немного об образовании в Монголии [Д.Уранаа]
Настоящий учитель [А.Скрынникова]
Нелинейное обучение [С.Авдеев]
Школа без стрессов [Н.Лужняк]
Хлопоты и тревоги абитуриентов [А.Лысакова]
Кое-что о народном образовании в ростовском уезде в XIX веке: Краткий обзор архивных материалов. Сельские школы [В.Литвиненко]
Факультет иностранных языков Ростовского государственного педагогического университета [М.Воловикова]
Ростовские аптекари повышают квалификацию [М.Писаренко]
Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя [М.Воловикова]
Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса [Б.Вольфсон]
Современная система школьного и университетского филологического образования [Н.Маевский]
Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования [Е.Корнилов, Н.Маевский]
Кузница кадров для журналистики новостей [М.Андырцев]
Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов]
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
© Заиграев Илья Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал