Елена Седлак,
студентка отделения журналистики Ростовского госуниверситета

Обзор периодических изданий г.Шахты

сторический опыт показывает, что в наиболее острых социально-экономических ситуациях, в периоды кризисов, вызывающих обострение политической активности противостоящих друг другу социальных групп, наблюдается, как правило, резкое увеличение печатных изданий, призванных так или иначе влиять на общественное мнение. Ситуация в городе Шахты - не исключение. На сегодняшний день здесь выходят 19 газет (включая издания, выходящие тиражом до 1000 экземпляров). Среди них - 3 общественно-политические, 1 отраслевая, 1 профсоюзная, 2 газеты частных объявлений, а также специализированные издания и издания городских общественных организаций и трудовых коллективов. Однако в большинстве своем шахтинские газеты (это не касается, в силу специфики, рекламно-информационных и лишь отчасти - специализированных газет) различаются не столько содержанием, сколько интересами своих учредителей, которые они и призваны выражать. Зачастую одно и тоже событие находит отражение во всех местных газетах, но трактуется ими настолько по-разному, что в результате читатель вместо достоверной информации получает лишь пищу для домыслов и слухов. Впрочем, для того, чтобы более наглядно представить ситуацию на шахтинском рынке СМИ, сделаем краткий обзор наиболее высокотиражных, а, следовательно, наиболее массовых изданий, выходящих в городе.
          "Шахтинские известия" - общественно-политическая ежедневная газета (5 выпусков в неделю), официальный печатный орган городской администрации. Здесь в обязательном порядке публикуются все документы, издаваемые администрацией города и городской Думой, оперативная информация о событиях городской жизни (как правило, с положительной оценкой), много внимания уделяется истории города. Довольно много места отводится полемике с другими городскими средствами массовой информации, критически оценивающими работу органов городской власти. Регулярно появляются в газете материалы познавательного и практического характера - советы, рецепты, консультации по здоровью, домашнему хозяйству, кулинарии и т.д. Объем одного выпуска газеты "Шахтинские известия"- 1 печатный лист (4 полосы формата А3), тираж - 4 600 экземпляров. Газета распространяется по подписке и в розницу - в основном, через систему "Роспечати", и в незначительном количестве - через сеть частных распространителей.
          "Поле зрения" - общественно-политическая городская газета с 80-летней историей. В прошлом-орган городского комитета КПСС ( за время своего существования газета 2 раза сменила название: "Красный Шахтер", "Ленинское знамя"). Сегодня соучредителями издания являются Ростовское издательство "Периодика Дона" и ООО "Поле зрения", учредителями которого, в свою очередь, стала часть коллектива редакции. Содержание современного "Поля зрения": городская информация, чаще так или иначе комментированная, публикации проблемного характера, "на злобу дня". Часто перепечатываются материалы центральных изданий по самому широкому спектру тем. Ежемесячно появляются тематические страницы: молодежная - "Лестница на небеса", правовая - "Поле права", а также тематическое приложение объемом 1 печатный лист, в котором собраны всевозможные полезные советы и рекомендации. Периодичность выхода газеты - 5 номеров в неделю (4 полосы формата А3), объем одного выпуска - 1 печатный лист, тираж - 3900 экземпляров. В последние годы наблюдается падение интереса шахтинцев к этой газете. Основные причины, по мнению автора, - низкий профессиональный уровень сотрудников редакции (за 2-4 года здесь произошла практически полная смена коллектива), незнание аудитории, ее интересов, потребностей. Падение тиража отчасти обусловлено также консервативным подходом к распространению газеты: практически весь тираж распространяется по подписке, всего 300 - 400 экземпляров попадает в киоски "Роспечати". С частными распространителями газета практически не работает.
          "К вашим услугам" - информационный еженедельник, выходит с 1990 года. Учредитель - ООО "Редакция "К вашим услугам". На сегодняшний день имеет самый высокий тираж - 16500 экземпляров, выходит объемом 4 печатных листа (24 полосы формата А3) и сочетает в себе функции информационного, рекламного и развлекательного издания для самой широкой аудитории. Не ориентирован четко ни на одну из социально-политических групп. Содержание - все, что может быть интересно жителю города Шахты и прилегающих территорий (газета распространяется, кроме города, в Октябрьском сельском районе и поселке Каменоломни). Кроме непосредственно городской информации, значительное внимание уделяется материалам познавательного характера, регулярно проводятся всевозможные конкурсы среди читателей (в том числе творческие). Стоит отметить, что "обратная связь" с читателем у этого издания налажена лучше, чем у любого другого из выходящих в городе. Еженедельная газета "К вашим услугам" распространяется по той же схеме, что и "Шахтинские известия" (подписка, киоски "Роспечати", частные распространители), однако через частных распространителей продается гораздо большая часть тиража.
          "Пласт" - еженедельник, был создан в 1996 году как отраслевая региональная газета. Однако со временем, в результате определенных политических запросов учредителя - ОАО "Ростовуголь"- трансформировалось в издание, неким образом совмещающее функции отраслевого, общественно-политического и рекламного. Основная часть публикаций - репортажи, корреспонденции, зарисовки с предприятий ОАО "Ростовуголь". Незначительное место занимает информация о жизни города, хотя именно она делает газету сколько-нибудь интересной. Довольно много перепечаток о здоровом образе жизни, кулинарных рецептов и прочей "полезной" информации. Тем не менее, тираж газеты на сегодняшний день составляет 13500 экземпляров, это - вторая по объему тиража газета в городе. Это объясняется четкой организацией работы службы распространения, когда речь идет о продаже газеты в розницу (почти 50% тиража продают частные распространители) и обязательной подпиской на газету, негласно введенной практически на всех предприятиях ОАО "Ростовуголь". Объем одного номера газеты "Пласт" - 3 печатных листа. Газета распространяется в городах Шахты, Новошахтинск, в Белокалитвенском и Октябрьском сельском районах.
          "Российский Донбасс" - еженедельная газета, орган территориального комитета Росуглепрофсоюза. Полностью выражает интересы учредителя. Характерная особенность издания - отсутствие рекламы (кроме однонаправленной политической рекламы во время предвыборных кампаний). Тираж газеты 6400 экземпляров, объем одного номера - 2 печатных листа. Распространяется в городах Шахты, Новошахтинск и целенаправленно по предприятиям ОАО "Ростовуголь".
          Во всех указанных газетах присутствуют общие элементы содержания: телепрограмма на неделю, итоги очередных розыгрышей телевизионных лотерей, частные объявления и реклама (кроме газеты "Российский Донбасс").
          Все перечисленные издания полностью или частично выполняют функции общественно-политических, информационных. Кроме них, в городе выходят специализированные издания: "Живая вода" - издание страховой медицинской кампании "Асмек", "АвтоДон" - еженедельная газета для автолюбителей, учредителем которой является городской отдел ГИБДД, "Правопорядок на Дону"- еженедельное издание УВД города Шахты.
          Выходит в городе и ряд частных газет: "Тумба", "Где, что, когда, почем?", "Программа для вас", "Берегиня". Эти издания ориентированы, в основном, на публикацию частных объявлений, рекламы. Большую часть объема этих изданий заполняют перепечатки из центральных и региональных специализированных газет и журналов.
          При всем многообразии местного рынка прессы, однако, нельзя утверждать, что на сегодняшний день он вполне удовлетворяет запросы всей потенциальной читательской аудитории, всех значительных социальных и возрастных групп населения города. Далеко не всякий шахтинец может сказать, что нашел среди выходящих в городе изданий "свою" газету. Частные же распространители местной печатной продукции и вовсе "рекламируют" свой товар не иначе, как называя "программкой на следующую неделю" свежий выпуск любой из перечисленных газет, видя различия между ними разве что в цене…
          В такой ситуации по-прежнему актуальным остается вопрос о появлении в городе газеты, четко ориентированной на конкретную аудиторию, способной говорить с читателями на их языке, учитывающей читательский интерес и объективные потребности аудитории прежде интересов учредителя и собственного коммерческого интереса. Одним из условий успешного существования такой газеты является точно определенный тип издания. Здесь следует обратить внимание на негативный опыт большого количества возникавших в последние годы региональных и местных изданий, которые, не сумев правильно определить совокупность типологических признаков, не смогли удержаться на рынке. В качестве примера можно привести шахтинские газеты "Донские параллели" (март - октябрь 1999 года) и "Вести Придонья" (1998 - 1999гг.) Их недолгое существование вполне можно объяснить тем, что "интуитивно определив аудиторию, информационную нишу, они так же интуитивно пытались заполнить ее" (Маилян И.С. Опыт моделирования специализированных изданий. Филологический вестник РГУ. 1997,№1. С.65). "Донские параллели" возникли как рекламное издание в то время, когда городской информационный рынок был уже перенасыщен газетами, полностью или частично специализирующимися на распространении рекламы. "Вести Придонья" выходили как информационный еженедельник, мало чем отличавшийся от других городских информационных изданий, и не был рассчитан конкретно на какую-либо определенную часть городской читательской аудитории.

"45-я параллель" [М.Сутулова]
Промоушн периодического издания на информационном рынке [Ю.Коханова]
Петербургское ТВ: от политизированности к партийности [С.Корконосенко]
Первые армянские газеты в Нахичевани-на-Дону [Е.Ахмадулин]
Давайте создавать традиции [Н.Филимоничева]
О литературной критике в современной отечественной периодике [Ю.Уракчеева]
С.М.Киров о литературе и театральном искусстве [В.Боянович]
Интерактивное телевидение в мире и в России [Р.Спорышев]
"Повеса": уже пять лет в России [Ю.Уракчеева]
Первые сатирические журналы на Дону [Е.Ахмадулин]
Россияне помнят, что такое цензура [ФОМ]
Век живи - век учись [Т.Засорина]
"Stereo & video" и "Hi-Fi & music" - путеводители по миру музыкальной техники [О.Гордеева]
Система жанров радиожурналистики [В.Смирнов]
Основные тенденции развития журналистики Кыргызстана [Н.Аманкулова]
Донская учительская периодика в начале 20-го века [Е.Ахмадулин]
Первые шаги монгольского телевидения [С.Энхцэцэг]
"Приазовский край" - первая региональная газета на Дону [Е.Ахмадулин]
ЕПК сеет доброе, вечное [А.Станько]
Первая газета Таганрога [Е.Ахмадулин]
Экстремальная журналистика [В.Тулупов]
Пресса конституционных-демократов на Дону [Е.Ахмадулин]
Из истории демократической печати на Дону [Е.Ахмадулин]
Ежедневные газеты Польши в 90-е годы [М.Геруля]
Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы [М.Нехад]
Компьютерные издания Ростова [П.Чуков]
Жанры в теории и практике журналистики [Л.Шибаева]
Этические проблемы "расследовательской журналистики" [Л.Чиликина]
Научно-популярный журнал "Здоровье" [О.Морева]
Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону [Ю.Козлова]
Разноликая журналистика в зеркале научного журнала [Е.Ахмадулин]
О правовом регулировании рекламы в СМИ [М.Давыдова]
Творческий портрет в зеркале времен [И.Звездина]
Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография [С.Гунькина]
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
© Седлак Елена Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал