Русский язык

Интонация как эффективная единица коммуникативистики [Г. Максимова]
№10[88] 15 июля 2002 г.

Теория психолингвистики и практика театрально-сценических исследований не противоречат друг другу, а служат фактическим основанием для развития исследований в области педагогической коммуникации в направлении технологий коммуникативно-речевого процесса.

Тембральная метафоризация в радиоречи [Е.Сомова]
№1[79] 12 января 2002 г.

Радиодокументалисты широко используют особенности человеческого сознания, заключающегося в его ассоциативности, основанной на звуковой памяти. Достаточно малого, но точного сигнала, чтобы оживить накопленные человеческим опытом впечатления.

Языковая игра в газетном тексте [С.Ильясова]
№23[77] 12 декабря 2001 г.

Известно, что составляющими языка газеты являются стандарт и экспрессия. До начала перестроечных процессов эти составляющие находились в паритетных отношениях, но в 90-е годы экспрессия, несомненно, берет верх над стандартом. Мы являемся свидетелями становления нового типа нормы - коммуникативной, на которой, собственно, и основана языковая игра, - считает автор.

Беседы о риторике [14] [Т.Хазагеров, Л.Ширина]
№22[76] 28 ноября 2001 г.

Фигуры и тропы. Фигуры и доводы. Рецепты.

Беседы о риторике [13] Изобразительность [Т.Хазагеров, Л.Ширина]
№20[74] 28 октября 2001 г.

Общие и специальные средства усиления изобразительности. Внешние и внутренние объекты изображения. Понятие о фигуре. Общие принципы классификации фигур. Общие принципы классификации тропеических фигур. Понятие о тропе и амплификации.

Окказиональные возможности русских предлогов в публицистическом и художественном дискурсе
[Н.Кравченко]
№19[73] 15 октября 2001 г.

Большинство "неправильностей" в газетной речи на уровне предложно-падежных словосочетаний отражают динамику языка и объясняются как экстралинвистическими, так и собственно лингвистическими факторами, - считает автор.

Ирония в структуре художественного текста [Е.Третьякова]
№19[73]12 октября 2001 г.

"Среди бытующих в культурной практике явлений есть ряд таких, которые при широкой распространенности, тем не менее, остаются загадочными. Один из примеров тому - ирония".

В каждой строчке только точки...
[Е.Соловьева]
№14[68] 26 июля 2001 г.

Современный человек стремится к экономии языковых средств, эта тенденция активно реализуется в разговорной речи и проявляется в "проглатывании" букв, построении более простых предложений, недоговаривании целых фрагментов. Таковы приметы времени, и с этим ничего не поделаешь!

Акцентологические характеристики имен существительных, называющих абстрактные понятия [Э.Куликова]
№11[65] 8 июня 2001 г.

Называя абстрактное понятие, имя тем самым называет совокупность явлений или отдельное явление, мыслимое как свойство, как качество, состояние или действие, или их определенные комбинации. Мы имеем, таким образом, известный аналог события-предиката, носителем которого может быть актант или даже локатор. Соответственно, выбор акцентных характеристик зависит от того, с каким из указанных аргументов мы имеем дело…

Академический класс [Т.Борисова]
№10[64] 23 мая 2001 г.

Именно этот образ - разноцветные, прозрачные и слоистые камни-бусы - может помочь передать суть личности Галины Васильевны. То же самое ощущение бесконечной тайны бытия и бесконечной радости от познания его законов несла она с собой. Потому что прав Павел Флоренский: "прошлое - не прошло", "слои времен", крепко прижавшись, могут спать в немом покое, но в ответ на душевное усилие "потекут ритмом времени, зашумят, как прибой веков". Воспоминания о Педагоге и Человеке.

Беседы о риторике [12] Доводы. Приемы. Уловки. [Т.Хазагеров, Л.Ширина]
№9[63] 8 мая 2001 г.

Уже сами названия подсказывают, что уловка предполагает хитрость или прямой обман, в то время как довод есть нечто полноценное и оправданное в моральном отношении. О том, как различать доводы и уловки.

Этапы развития русского синтаксиса в лингвокультурологическом аспекте [Е.Покровская]
№8[62] 23 апреля 2001 г.

Языковой вкус эпохи связан с психологической установкой масс и экстралингвистические факторы развития языка, в частности, синтаксиса ХХ века, не являются только социальными. Векторы языкового развития, как и других форм духовной культуры, определяются доминантной парадигмой культуры в данную эпоху.

Особенности синтаксиса русского языка в модернистском тексте
[Е.Покровская]
№7[61] 8 апреля 2001 г.

Смена парадигм культуры в начале ХХ века привела к изменениям синтаксических конструкций в тексте. Связь последних с принципами модернизма очевидна и опосредована их художественно-стилистическими функциями.

Беседы о риторике [11] Необязательные компоненты убеждающей речи. Понятие о риторическом приеме
[Т.Хазагеров, Л.Ширина]
№6[60] 23 марта 2001 г.

До сих пор мы говорили только об обязательных компонентах всякой убеждающей речи. Теперь нужно рассмотреть и необязательные, факультативные компоненты. В свою очередь, они должны быть разделены на группы.

Беседы о риторике [10] "Третья сторона" как союзник и противник убеждающего. Доводы "к доверию" и "к недоверию" [Т.Хазагеров, Л.Ширина]
№5[59] 9 марта 2001 г.

Всегда ли лишний тот, кто третий? Убеждающему выгодно обратиться за помощью к "третьей стороне", поскольку она зачастую кажется убеждаемому более объективной, менее заинтересованной, чем сам убеждающий. Какие еще бывают доводы, если это касается "третьей стороны"?

Беседы о риторике [9] Довод "к этосу"
[Т.Хазагеров, Л.Ширина]
№4[58] 23 февраля 2001 г.

Довод "к этосу", как и довод "к пафосу", связан главным образом с установкой на действие. В основе классификации доводов "к этосу" лежат понятия сопе-реживания и отвержения, а также предметной области (источника) и объекта сопереживаний и отвержений.

Беседы о риторике [8] Доводы "к пафосу"
[Т.Хазагеров, Л.Ширина]
№3[57] 8 февраля 2001 г.

Такие доводы связаны, прежде всего, с теми личными интересами, которые непосредственно или опосредованно определяются существованием человека как биологической особи.

Беседы о риторике [7] Доводы к логосу
[Т.Хазагеров, Л.Ширина]
№2[56] 23 января 2001 г.

Установки "на рассуждение" и доводы "к логосу". Простые дефиниции, дедуктивные и индуктивные умозаключения. Рассуждение с дефиницией. Рассуждение (умозаключение) с дедукцией. Рассуждение с индукцией.

Беседы о риторике [6] Общие принципы классификации доводов. Довод "к очевидному" [Т.Хазагеров, Л.Ширина]
№1[55] 8 января 2001 г.

Продолжаем знакомить наших читателей с основными понятиями риторики. Довод к очевидному. Довод к логосу. Довод к пафосу. Как их классифицировать и правильно использовать.

Беседы о риторике [5] Место риторики в ряду лингвистических дисциплин [Т.Хазагеров, Л.Ширина]
№24[54] 23 декабря 2000 г.

Вслед за Теофрастом, Квинтиллиан различал четыре основных положительных качества речи: правильность, ясность, красоту и уместность. Исходя из этого можно правильно определить место риторики в ряду других лингвистических дисциплин.

Каламбур в газетном тексте [А.Кузнецова]
№24[54] 23 декабря 2000 г.

Каламбур - фигура речи, направленная на достижение комического эффекта, в которой одну и ту же последовательность языковых знаков можно воспринимать одновременно в нескольких значениях, что является нарушением логических законов организации текста.

Беседы о риторике [3] Из истории риторики в России
Беседы о риторике [4] Современное состояние риторики
[Т.Хазагеров, Л.Ширина]
№23[53] 8 декабря 2000 г.

По-видимому, первой оригинальной русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием (1617). Первой работой, продолжающей путь развития риторики как науки, было "Краткое руководство к красноречию" (1747), написанное М. В. Ломоносовым…Современное состояние риторики вселяет уверенность в том, что ее возрождение, наконец, превратит ее в истинно подлинную науку.

Беседы о риторике [2] Из истории риторики в мире [Т.Хазагеров, Л.Ширина]
№22[52] 23 ноября 2000 г.

Как искусство красноречия риторика знала лучшие и худшие из времен. Века почета и столетия забвения, фимиам восторгов и холодное презрение. Многие люди считали и считают, что главная причина этих причуд-ливых перемен определялась ролью оружия. Самым лучшим ораторам приходится молчать с того самого момента, когда в "разговор" вступают пушки и маузеры.

Беседы о риторике [1] Риторика как искусство и наука [Т.Хазагеров, Л.Ширина]
№21[51] 8 ноября 2000 г.

В традиционном понимании риторикой называют ораторское искусство, искусство убеждать с помощью слов. Его синоним - красноречие. Как и все другие виды искусства, риторика уже при зарождении нуждалась в эстетическом освоении мира, в представлении об изящном и неуклюжем, красивом и уродливом, прекрасном и безобразном…Начинаем публикацию серии статей о риторике.

Язык правых [Г.Хазагеров]
№20[50] 23 октября 2000 г.

У нас еще не сформировался образ языка правых, но у всех на слуху язык заведомо "левый". Автор, отталкиваясь от него, стремится показать, где проходит водораздел между правыми и левыми на уровне языковой картины мира.

Беседы об этимологии [14] [Л.Введенская, Н.Колесников]
№18[48] 23 сентября 2000 г.

Английское imperialist - суффиксальное образование от imperial ("относящийся к империи, импер-ский"). В латинском языке imperium означает "власть". Было ли это слово в русском языке и если было, то что означало? Если империал - золотая монета, чеканившаяся в России в 1755-1917 гг., то почему нельзя предположить, что слово империалист - производное от названия золотой монеты? Последний сюжет из серии об этимологии.

Беседы об этимологии [13] [Л.Введенская, Н.Колесников]
№17[47] 8 сентября 2000 г.

Подвода под водой. Кинология - наука о кино? Черкешенка и черкеска. В 13-й беседе профессоров Ростовского университета - разговор о псевдоэтимологии.

Русская идиоматика как элемент поэтического языка Иосифа Бродского (стилистический аспект) [С.Николаев]
№16[46] 23 августа 2000 г.

Язык и стиль нобелевского лауреата Иосифа Бродского все еще мало изучены. В статье предпринимается попытка классификации, описания и анализа идиоматики как одного из ярких стилеобразующих элементов, активно используемых в стихотворных произведениях поэта.

К вопросу о логическом анализе языка
[В.Гайдукова]
№15[45] 8 августа 2000 г.

Когнитивный подход к анализу языка заключается в выявлении и объяснении процессов категоризации и концептуализации, которые, отражаясь в языке, реконструируются в виде понятийной системы.

Бесы в судьбе барабанщика
[Г.Хазагеров]
№14[44] 23 ноября 2000 г.

В тридцатые годы были написаны две книги. Одну написал "очень белый" писатель, другую - "очень красный". Одна книга для взрослых, другая - для детей. Обе прочла вся страна. В обеих действуют бесы. Интересно в этом разобраться…

Беседы по этимологии [12] [Н.Старцева]
№13[43] 9 июля 2000 г.

На свете существует немало различных игр. Играют в шахматы и домино, в теннис и баскетбол, футбол и хоккей, в "классики" и казаков-разбойников. Играют и в слова. А можно ли играть в этимологию? Оказывается, можно. Такую игру придумали ученые-лингвисты. Собрались как-то языковеды, и кто-то предложил составить необычный, оригинальный "Энтимологический словарик".

Беседы по этимологии [11] [Л.Введенская, Н.Колесников]
№12[42] 23 июня 2000 г.

Детская этимология - это такая переделка общеупотребительных слов, которая, по мнению детей, вносит ясность в содержание исправляемого слова, соотнося последнее с другим словом, хорошо им известным. Еще одна статья ростовских профессоров из серии "бесед по этимологии".

Беседы по этимологии [10]
[Л.Введенская, Н.Колесников]
№11[41] 8 июня 2000 г.

Писатель Н.С. Лесков, известный знаток русского языка и народного быта, нередко использует в авторском повество-вании или в речи своих героев такие слова, как мелкоскоп ( микроскоп), нимфозория ( инфузория), верояции ( вариации), тугамент ( документ), долбица ( таблица) умножения и другие.

Беседы по этимологии [9]
[Л.Введенская, Н.Колесников]
№10[40] 23 мая 2000 г.

Неграмотные люди говорят: "спинжак", "киноскоп", "нервоз" и много другого, что режет слух нормального человека. Но иногда это позволяет разобраться в происхождении слова. Разговор о "народной этимологии".

Беседы об этимологии [8]
[Л.Введенская, Н.Колесников]
№8[38] 8 сентября 2000 г.

"Бумага. Диван. Кикимора. Джинсы. Абзац. Абитуриент. Авоська…Создатели этимологических словарей проделывают титаническую работу, которая большинству читателей остается неизвестной. Слава этим подвижникам!

Беседы об этимологии [7] [Л.Введенская, Н.Колесников]
№7[37] 8 апреля 2000 г.

Ошибиться, ошибаться, ошибка, ошибочный, безошибочный, безошибочно, безошибочность, ошибоч-но, ошибочность, ошибаемость - слова одного слово-образовательного ряда. Каракатица. Карандаш. Вертолет. Как всегда, очень интересно…

Беседы по этимологии [6] [Л.Введенская, П.Колесников]
№6[36] 22 марта 2000 г.

"От сдобы добреют, от горчицы огорчаются", - считала Алиса из страны Чудес. "Блюдо блюдет пищу", и "берег бережет воду" - некоторые отечественные примеры ложной этимологии.

Беседы по этимологии [5] [Л.Введенская, П.Колесников]
№5[35] 7 марта 2000 г.

К 8 Марта - об этимологии названий цветов: астра, хризантема, гладиолус, флокс. А еще - "верба", "ольха", и др. Когда легко и сложно судить о происхождении слов…

Беседы по этимологии [4] [Л.Введенская, Н.Колесников]
№3[33] 9 февраля 2000 г.

Интереснейшие фразеологические обороты: "бить баклуши", "филькина грамота", " не в своей тарелке". Происхождение, комментарии. Разные подходы русистов.

Беседы по этимологии [3] [Л.Введенская, Н.Колесников]
№2[32] 31 января 2000 г.

Что такое "ляп"? Откуда и почему это слово возникло? Ляпать, вляпать, заляпать, наляпать, обляпать, приляпать, разляпать, сляпать… Интересно, как это звучит на английском?

Норма ударения и смещение акцентов в русском языке [Э.Куликова]
№2[32] 31 января 2000 г.

Некоторые серьезные рассуждения о русской речи. Ударение. Акценты. Паузы. Интонация. Ассоциации. Литературная норма и говоры. Палитра нюансов как признак богатства языка.

Беседы по этимологии [2] [Л.Введенская, Н.Колесников]
№1[31] 20 января 2000 г.

Откуда произошли слова "картофель", "конверт"? Почему речка в Поволжье называется "Худолейка"? Об этом и многом другом Вы узнаете из второго выпуска "Бесед об этимологии". А также, как обещали, об авторах.

Беседы по этимологии [1] [Л.Введенская, Н.Колесников]
№24[30] 21 декабря 1999 г.

Начинаем серию статей об этимологии - науке о происхождении слов. Известные ученые-филологи предлагают серию статей, представляющих интерес для самого широкого круга читателей. Сегодня - вводная статья из этого цикла. Об авторах мы расскажем отдельно.

Поэтическое творчество Владимира Высоцкого в контексте Древней Руси и Советской России[Г.Хазагеров]
№23[29] 6 декабря 1999 г.

В статье дается лингвостилистический анализ творчества В.Высоцкого с точки зрения языковых корней и традиций.

Скифский словарь [Г.Хазагеров]
№22[28] 21 ноября 1999 г.

Язык - свидетель происходящего в обществе. "Американский образ жизни"."Оскал капитализма" "Борьба". "Фронт искусства". "Педдесант". Автор представляет краткий словарь терминов и устойчивых оборотов языка уходящей эпохи.

Об одном стихотворении Бродского и его переводе, выполненном автором [С.Николаев]
№22[28] 21 ноября 1999 г.

Перевод поэзии на иностранные языки - сложнейшее занятие. При этом переводчик и автор переводят одни и те же стихи по-разному. Об особенностях авторского перевода поэзии рассуждает С.Г.Николаев на примере стихотворения Иосифа Бродского "То не Муза воды набирает в рот…". Статья дается и в английской версии РЭГ.

"На развалинах Вавилонской башни"[Г.Хазагеров]
№21[27] 7 марта 2000 г.

Язык и речь как условие и форма "национального видения мира". "Русский язык явил свое могущество и величие уже тем, что остался в живых…" Мы продолжим публикацию работ Г.Хазагерова и других авторов об этих проблемах

Юридические термины и их интерпретация [Д.Милославская]
№21[27] 24 февраля 2000 г.

"Грант", "беженец", "работник", "государство", "объединение"…Что означают эти слова в юридических документах и в обыденной практике? Статья на важную тему - о вариативности в восприятии терминов.

Вернуться в перечень рубрик