Екатерина Болгова,
студентка 3-го курса отделения журналистики
Ростовского госуниверситета

Мужской журнал XXL

очти пятьдесят лет назад, в 1953 году, американский медиа-магнат Хью Хефнер создал журнал для мужчин "Playboy". Тогда он, вероятно, и не подозревал, что создаст не только целую империю "Playboy", но и станет основоположником нового стиля жизни. Стиля мужчины уверенного в себе, преуспевающего, интересующегося женщинами. Так или иначе, все появившиеся позже мужские журналы воспринимаются как "кальки" того самого "Игривого Мальчика".
          В нашей стране по понятным причинам в то время ни о каком "Плэйбое" речь идти не могла. Журналы для мужчин, конечно, были. Но, пользуясь классификацией В.В.Боннер-Смеюхи, можно сказать, что в СССР существовали мужские профессиональные и мужские журналы по интересам: "Охотник", "Рыболов", "За рулем" и прочие. Но мужского журнала в общем смысле, а тем более, так называемого элитарного мужского журнала, в нашей стране не было.
          Только в начале девяностых в Россию стала проникать иноязычная периодика. Сначала это были русскоязычные издания западных журналов. И первым, как всегда, был "Playboy". А первый его российский редактор Артемий Троицкий стал чуть ли не национальным героем, активным участником всех столичных вечеринок и неизменным членом жюри всевозможных конкурсов красоты.
          Чуть позже стали появляться и российские мужские журналы. В мае 1996-го выходит "Ом", в марте 1998-го - "XXL". А в проводившемся в марте 2001-го года российском конкурсе "Обложка года" в номинации "Мужской журнал" выступило уже шесть изданий: "Ом", "Медведь", "Андрей", "Playboy", "Вот так", "XXL". В этом обзоре речь пойдет именно о последнем.
          Итак, ежемесячный журнал "XXL", который можно отнести к элитарным мужским изданиям, на рынке мужской прессы существует уже более трех лет. За это время он успел найти свое место, завоевать постоянных читателей и … читательниц. Хотя этот журнал во многом следует модели западных изданий для мужчин, в отличие от многих изданий этой группы, "XXL" выпускается российским издателем - ЗАО "Издательство "Апрель". В то время как, например, "Ом" издает PIDP PUBLISHING GROUP, Нью-Йорк. Кроме "XXL", издательство "Апрель" выпускает журнал для женщин "Она", телевизионный гид "TV-Парад", в проекте - спортивный журнал "Спорт-лайф".
          Цели и задачи рассматриваемого издания лучше всего сформулированы Арнольдом Уваровым, владельцем издательства "Апрель": "Просто очень хотелось делать хороший мужской журнал. Российский и в то же время вполне на западном уровне. Ироничный, неглупый и очень по-хорошему циничный… Мне хотелось сделать журнал, который бы поднимал настроение молодым, здоровым, честолюбивым людям". [1].
          Но созданием настроения у молодых людей цели журнала не ограничиваются. Еще одна цитата: "Все мы, перерастая детские сказки про безголовых Иванушек и безногих Колобков, автоматически попадаем в одну огромную взрослую сказку, которая называется МЕДИА. Это она, эта сказка, шурша глянцевыми страницами модных журналов, подмигивая рекламными роликами и успокаивающе журча диджеевскими голосами, незаметно формирует нас по своему образу и желанию. И мы с автоматизмом загипнотизированных покорно выбираем себе галстуки, девушек и образ жизни. Не те, которые хотим, а те, которые нам диктуют". [2]. Вот так. Формирование образа жизни - сказано громко, но правдиво.
          Читательская аудитория в рекламном объявлении на сайте журнала указана довольно абстрактно: "Журнал для настоящего мачо с разносторонними интересами!". Анализ содержания позволяет сделать вывод, что средний возраст читателей журнала "XXL" - около тридцати лет. Это обеспеченный (рекомендуемая цена номера довольно высока- 57 рублей), женатый мужчина, хотя нуждающийся порой в советах "как уложить женщину в постель". Например, материал "Анатомия страсти" "эксперта" Степана Рыжего начинается словами: "У вас все есть. Нет, у вас действительно все есть - машина, работа, собака, жена - именно в такой последовательности… Удобные джинсы, дорогие часы, безупречный костюм…". [3]. Именно на таких мужчин, у которых "все уже есть", и рассчитан "XXL". Именно им он рекомендует купить костюм за 25000 рублей или трусы за 1020 рублей (и это еще не самые высокие цены!), поехать отдохнуть в Испанию, Францию и Италию (обязательно во все три страны сразу, чтобы продегустировать лучшие в мире сорта вин) и завести как минимум двух любовниц ("три сексуальные партнерши - просто класс!!!"). И если женские журналы насквозь пронизаны идеей поиска своей второй половинки, ожидания своего прекрасного принца, то мужские журналы, а в частности "XXL", не содержат советов по поиску спутницы жизни, более того, вероятнее найти здесь рекомендации как избавиться надоевшей жены или, на худой конец, как соблазнить молоденькую секретаршу.
          Театр начинается с вешалки, а журнал - с редактора. Главный редактор журнала "XXL" - Марина Степнова, заместитель редактора - тоже женщина, Ксения Минц. Кроме того, из почти тридцати авторов одного номера "XXL" больше десяти - женщины. Да и кто лучше женщин может знать, что нужно мужчине? Кроме штатных журналистов, серди авторов журнала ведущий эксперт центра психологических исследований "Гименей плюс" Марина Эстер, инструктор "Sport Line Club" Сергей Шлючков (ведет рубрику "Фитнес"), доктор Бертран (рубрика "Здоровье"), психолог Елена Крюкова (рубрика "Карьера") и член Юнеско-клуба "Кречет" Юрий Маслов (рубрика "Обойма").
          Внутренняя структура журнала представлена шестью основными разделами: секс, спорт, вино, здоровье, развлечения, стиль. Эти разделы, в свою очередь, имеют постоянную рубрикацию:
          -Колизей. Традиционная рубрика многих глянцевых журналов, содержащая информацию о новых автомобилях, бритвах, компьютерах, одежде и часах. Кроме того, здесь можно найти рассказы об интересных и забавных случаях, произошедших в различных уголках земного шара.
          -XXLady. Несколько одинаковых разделов в одном номере. Красивые фотографии красивых женщин. Иногда в роли моделей выступают звезды телевидения и эстрады (группа "Лицей", телеведущая Юлия Бордовских).
          -Жизнь. Рубрика посвящена различным проблемам: адюльтеры, конфликты на работе, взаимоотношения с тещей. Семейной жизни здесь уделяется особое внимание.
          -X-теория. Эта рубрика напоминает предыдущую, но отличается по способу подачи материала. Конкретные, четко структурированные советы по вопросам женских капризов, составления графика встреч с любовницами и подготовки помещения для любовного свидания.
          -Карьера. Название говорит само за себя. Ведущая - психолог Елена Крюкова.
          -Успех. Рубрика рассказывает о знаменитых, преуспевающих людях, звездах Голливуда.
          -Легенда. Здесь публикуются материалы о солдатах Иностранного легиона, звездах порнофильмов, космонавтах и прочих интересных людях.
          -Власть. Серьезные политические истории, рассказанные в спокойном ироничном тоне.
          -Экзотика. Одна из самых познавательных рубрик. Информация о восточных единоборствах, древних мифах и легендах.
          -Фитнес. Ведет рубрику и демонстрирует комплексы упражнений инструктор "Sport Line Club" Сергей Шлючков.
          -Гурман. Самая "вкусная" рубрика. Все о кофе, салатах и пирожках с клюквой. Девиз: "Через желудок путь лежит не только к сердцу мужчины, но и к тому, что пониже".
          -Градус. Это рубрика рассказывает, как можно бесплатно напиться, как правильно пить вино и где производится настоящий французский коньяк.
          -Здоровье. Под этой рубрикой обычно публикуются два материала. Первый содержит житейские советы, которые может дать мужчине любая нормальная женщина (что надо делать, чтоб не обгореть на солнце, или, например, для чего придумали салоны красоты). А второй материал - энциклопедичного медицинского толка. Доктор Бертран рассказывает об инфекциях, симптомах и способах борьбы с ними.
          -Тема. Материалы просветительского назначения рассказывают о том, что такое "хостел", где можно отдохнуть бесплатно и кто такой истинный джентльмен.
          -Мода. Эта рубрика, скорее всего, была заимствована из женских журналов. Фотографии стильно одетых людей снабжены пояснениями о производителе одежды и о ее цене.
          -Скорость. Какой же мужской журнал без рубрики об автомобилях! Шикарные автомобили и всевозможные аксессуары для них.
          -Взлет. Рубрика полностью копирует "Успех". Может быть, отличается только акцентом на воплощении чьей-то мечты, восхождении по звездной лестнице.
          -Обойма. Еще одна традиционная мужская тема - оружие. Ружья и пистолеты подаются как предметы гордости и роскоши.
          -Мощь. Тоже об оружии, но только массового поражения - военные самолеты, танки и прочая боевая техника.
          -Тур. Путевые заметки, познавательные материалы обо всех частях мира, красивые иллюстрации и странные названия.
          -Технотест. Мир компьютеров и всевозможных дополнений к ним.
          А также в каждом номере - обзор новинок в мире кино, видео, CD, Internet. Часто проводится какой-нибудь конкурс. Например, конкурс на самое безумное желание или самое экстремальное место для занятий сексом. Плюс адреса и телефоны магазинов, в которых можно купить все представленные в журнале модели одежды.
          Итак, анализ содержания позволяет заметить один недостаток внутренней структуры журнала - дублирование рубрик ("Успех" и "Взлет", "Жизнь" и "Х-теория"). Хотя в целом на качестве журнала это особо не сказывается.
          По объему один материал обычно занимает 2-3 полосы. Из всех жанров чаще всего используются очерк, статья, обозрение и смешанные формы. Встречаются заметки (в рубрике "Колизей") и репортажи. Очень часто самая важная информация материала выносится отдельно, классифицируется, номеруется.
          Язык издания пропитан иронией, здоровым цинизмом. Часто используются различные методы привлечения внимания - скобки, восклицательные знаки. Среди речевых фигур очень популярны парцелляция и эллипсис. Пример: "В детстве мне хотелось быть похожим на Александра Бовина. Тогдашнего, разумеется, а не теперешнего. Хотелось быть толстым, мудрым, чтобы пальчики были колбасками, чтобы подтяжки на пузе. И чтобы сидеть, покуривая, у камина и давать окружающим умные советы. Если попросят. А если не попросят - просто значительно молчать. Я вообще всегда мечтал быть толстым. И добрым" [4].
          Журнал "XXL" отличается высоким качеством полиграфии, довольно большим объемом (сто сорок шесть страниц), обилием иллюстраций. Последние, кстати, играют весьма важную роль во всей стилистике журнала. На страницах "XXL" много качественных профессиональных фотографий, выполненных талантливыми российскими фотографами. Ироничности журналу добавляют рисунки Руслана Гончара и Мартына. Например, в материале "Ее мать!" классификация всех матерей будущих жен умело дополнена карикатурами на каждый тип тещи.
          Отдельно следует сказать о женских фотографиях. По словам главного редактора российского "Playboy" Максима Маслакова, эротика не чужда каждому нормальному мужчине. Хотя, надо признать, фотографии в "XXL" менее откровенны, чем во многих других мужских журналах ("Playboy", "Медведь", "Вот так!" и др.). На обложке, кстати, традиционно красивая девушка в купальнике. В этой сфере из всех мужских журналов выделяется только "Men`s Health", где содержится обилие мускулистых мужских торсов и практически полное отсутствие немускулистых женских.
          Объем рекламы по сравнению, например, с женскими журналами, на страницах "XXL" довольно невелик. В основном это реклама одежды и обуви дорогих марок (Camel Active, Donna Karan New York, Levi`s и др.), часов, мужской косметики и парфюмерии (Nivea, Gillette), мобильных телефонов и бытовой техники (Siemens), автомобильной косметики, ресторанов и тренажерных залов.
          Тираж ежемесячника сто сорок тысяч экземпляров, что свидетельствует о прочной репутации журнала среди читателей. Хотя не только среди читателей, но и среди читательниц. Такой вывод можно сделать на основе писем в журнал. Например: "Я, постоянная читательница и поклонница дамских журналов, совершенно случайно изменила любимым изданиям с вами! Прочитав купленный для мужа "XXL" "от корки до корки", я поняла, что полезной информации на квадратный сантиметр текста у вас - по сравнению с женскими журналами - больше, ироничных умных авторов не меньше, цветные картинки приятные, не раздражающие излишней откровенностью, в общем, во всем просматривается хороший вкус" [5].
          Но даже несмотря на подобные заявления представительниц прекрасного пола, журнал "XXL" остается истинно мужским по своим типологическим признакам. Темы публикаций, стиль, иллюстрации - все это продиктовано мужскими интересами и рассчитано на мужчин. "XXL" - современный российский журнал, интересный и полезный для каждого мужчины, желающего идти в ногу со временем.


1. "XXL", июнь 2001, С.54 Вернуться в текст
2. Там же, С. 52.Вернуться в текст
3. Там же, С. 20.Вернуться в текст
4. Там же, С. 54.Вернуться в текст
5. Там же, С. 4.Вернуться в текст

Журналистика и фантастика как полигоны виртуальной реальности [Д.Романов]
Второе заседание Южно-Российского отделения УМО по специальности "журналистика" [О.Карслидис]
Пресса Сбербанка России [А.Коровка]
Пресса города Невинномысска [А.Сергеенков]
Анализ ситуации на российском информационном рынке [Ю.Коханова]
Региональные СМИ как фактор демократизации российского общества [В.Тулупов]
Обзор периодических изданий г.Шахты [Е.Седлак]
"45-я параллель" [М.Сутулова]
Промоушн периодического издания на информационном рынке [Ю.Коханова]
Петербургское ТВ: от политизированности к партийности [С.Корконосенко]
Первые армянские газеты в Нахичевани-на-Дону [Е.Ахмадулин]
Давайте создавать традиции [Н.Филимоничева]
О литературной критике в современной отечественной периодике [Ю.Уракчеева]
С.М.Киров о литературе и театральном искусстве [В.Боянович]
Интерактивное телевидение в мире и в России [Р.Спорышев]
"Повеса": уже пять лет в России [Ю.Уракчеева]
Первые сатирические журналы на Дону [Е.Ахмадулин]
Россияне помнят, что такое цензура [ФОМ]
Век живи - век учись [Т.Засорина]
"Stereo & video" и "Hi-Fi & music" - путеводители по миру музыкальной техники [О.Гордеева]
Система жанров радиожурналистики [В.Смирнов]
Основные тенденции развития журналистики Кыргызстана [Н.Аманкулова]
Донская учительская периодика в начале 20-го века [Е.Ахмадулин]
Первые шаги монгольского телевидения [С.Энхцэцэг]
"Приазовский край" - первая региональная газета на Дону [Е.Ахмадулин]
ЕПК сеет доброе, вечное [А.Станько]
Первая газета Таганрога [Е.Ахмадулин]
Экстремальная журналистика [В.Тулупов]
Пресса конституционных-демократов на Дону [Е.Ахмадулин]
Из истории демократической печати на Дону [Е.Ахмадулин]
Ежедневные газеты Польши в 90-е годы [М.Геруля]
Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы [М.Нехад]
Компьютерные издания Ростова [П.Чуков]
Жанры в теории и практике журналистики [Л.Шибаева]
Этические проблемы "расследовательской журналистики" [Л.Чиликина]
Научно-популярный журнал "Здоровье" [О.Морева]
Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону [Ю.Козлова]
Разноликая журналистика в зеркале научного журнала [Е.Ахмадулин]
О правовом регулировании рекламы в СМИ [М.Давыдова]
Творческий портрет в зеркале времен [И.Звездина]
Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография [С.Гунькина]
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
© Болгова Екатерина Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал