Анна Колобова

Счастливые совпадения как признак одаренности

Анна Колобова

ианистке Анне Винницкой посчастливилось в самом начале своего музыкального образования встретиться со своим нынешним преподавателем Сергеем Ивановичем Осипенко. Профессору Ростовской консерватории С.И.Осипенко посчастливилось лет восемь тому назад обнаружить в Новороссийске талантливую девочку Аню Винницкую.

          Недавний результат этого счастливого совпадения - третья премия, полученная Аней на Международном конкурсе пианистов имени Рины Сала Галло, проходившем в итальянском городе Манце в конце сентября - в начале октября. Среди 45 участников конкурса семнадцатилетняя первокурсница Ростовской консерватории была самой юной.
          - Сергей Иванович - удивительный педагог, другого такого нет,- говорит Анна Винницкая.
          - Аня - человек редкостный, не только по своей музыкальной одаренности, но и по целеустремленности и честности,- считает Сергей Иванович.
          Счастливое совпадение? Но среди учеников С.И.Осипенко - Соня Бугаян (первая премия международного конкурса в Волгограде), Саша Яковлев (вторая премия конкурса Владимира Горовица в Киеве и вторая - московских "Юношеских ассамблей"), Алеша Хевелев (вторая премия конкурса в Израиле)… Не слишком ли много случайностей? Похоже, что такие совпадения - участь одаренных людей.
          Была ли Аня в свои восемь-девять лет вундеркиндом?
          - Нет,- смущается Аня,- никогда себя вундеркиндом не чувствовала.
          - Думаю, была,- говорит С.И.Осипенко.- Но, слава Богу, сама она этого не осознавала. Наверное, все дело в семейном воспитании. Человека научили работать как следует, не особенно задумываясь о своей исключительности.
          О семье здесь нужно сказать особо. Мало того, что Анины родители - профессиональные пианисты, что они были и остаются ее постоянными учителями, экзаменаторами и помощниками, что мама Марина в течение многих лет сидела на всех дочкиных фортепианных уроках. Но, к тому же, дедушка Ани по отцовской линии был довольно известным дирижером, а родной дядя, Александр Винницкий - знаменитый скрипач, профессор Московской и Хельсинской консерваторий.
          Неудивительно поэтому, что, когда в 96-м году Сергей Иванович пригласил Аню в свой класс лицея при Ростовской консерватории, мама с папой просто снялись с места и переехали с дочерью и сыном из Новороссийска в Ростов. (Старший брат Ани сейчас учится в Московской консерватории по классу ударных инструментов).
          В том же 96-м году Анна Винницкая получила первую премию на московском международном фестивале "Юношеские ассамблеи". А дальше - гастроли в Финляндии, Норвегии, Шотландии, диплом и специальная премия конкурса в Италии. И, наконец, теперешний конкурс, тоже итальянский. Вот такой актив к семнадцати годам.
          - Сколько занимаюсь? - переспрашивает Аня.- Все свободное время. Когда шесть часов, когда больше. Ну, иногда, конечно, бывает и меньше.
          - Она работает так не потому, что ее кто-то заставляет,- говорит С.И.Осипенко.- И даже не из чувства долга. Она просто иначе не может. Это уже как наркотик: невозможно прекратить.
          Анин концертный репертуар своей обширностью, разнообразием и сложностью сделал бы честь даже опытному исполнителю. Только к конкурсу в Италии она подготовила огромную программу: пять туров, в каждом свои требования. Сонаты Скарлатти, Моцарта, Бетховена, Прокофьева, этюды Шопена и Рахманинова, "Карнавал" и концерт для фортепиано с оркестром Шумана, "Отражения в воде" Дебюсси, "Ундина" Равеля…
          - Ей было всего лет десять, когда она сыграла все "Времена года" Чайковского,- вспоминает Сергей Иванович.
          А между тем популярный фортепианный цикл заключает в себе сложности, которые по плечу не каждому студенту консерватории.
          Теперь Аня сама консерваторка, и, естественно, мечтает о карьере концертирующего пианиста. Об этом же наверняка мечтает и большинство ее однокурсников. Но их мечтам, скорее всего, суждено остаться мечтами. Для Ани же это вполне естественный вариант ее будущего. Другой вопрос, насколько он осуществим в пределах России и, тем более, провинциального Ростова.
          - Прежнее перепроизводство музыкантов, когда на курсе было 35-40 пианистов, привело к безработице, а многих - к разочарованию в музыке вообще,- считает С.И.Осипенко.- А просто любителей много лет подряд отвращала от классической музыки авторитарная и жесткая система начального музыкального образования. Ведь даже из детей с очень посредственными данными в музыкальной школе насильно делали профессионалов. Результат - полупустые концертные залы. Вместо того, чтобы воспитывать грамотных потребителей, пытались в массовом порядке фабриковать творцов. А творчество - товар штучный. Вот и пожинаем теперь плоды.
          Сейчас прием в консерваторию резко сокращен. И это правильно. Конечно, и пение в школе тоже должны преподавать образованные специалисты. Но это должно быть образование совсем другого рода. А когда человек готовится к артистической карьере, блестяще выступает на государственном экзамене, а потом попадает в школу (даже музыкальную), где все его таланты абсолютно невостребованы, ничего хорошего из этого не выходит. Семнадцать-восемнадцать лет напряженной работы оказываются напрасными. Остается надеяться, что ситуация выправится: признаки ее улучшения уже заметны.
          ***
          С открытием лицея при консерватории, похоже, наметились пути решения проблемы. Консерваторские преподаватели готовят здесь профессионалов - своих же будущих студентов. А те, кто хочет научиться музицировать "для себя", идут в музыкальную школу. Благо, из-за колоссального недобора школе ничего не остается, как идти навстречу желаниям детей и их родителей. Эстрада так эстрада, джаз так джаз. Нет худа без добра. Педагог, умеющий только нудно долбить на мотив этюда Черни: "выше кисть - круглее пальцы - для кого диез написан", быстро потеряет нагрузку.
          А по-настоящему одаренные педагоги будут вознаграждены счастливыми совпадениями. Помните, как говорил Малыш из сказки о Карлсоне своей маме: "как хорошо, что мы с тобой встретились"?

Разговор о женских правах [Н.Курасова]
Пустите нас в закрытый космос! [А.Спиглазова]
Запоздалая благодарность [Л.Суркова]
Воскресная месса в Ростове [С.Шпагин]
Странное ограбление - на фоне пуска АЭС [Г.Бочкарев]
Я живу в высотном доме, крыша едет у него [Л.Фрейдлин]
Пациент скорее мертв, чем жив [О.Афанасьев]
Утраченное время [В.Левашов]
Слово-то наше - не отзывается… [В.Кисилевский]
"Умученные от жидов" [А.Колобова]
Заметки на полях [А.Хавчин]
Среда обитания [П.Пономарев]
Фестивали. Там чудеса, там гоблин бродит… [А.Колобова]
Не потопите ковчег! [А.Колобова]
Длиннее жизни богоданный срок [В.Рыльцов]
Заметки на полях [А.Хавчин]
Игры, в которые играют режиссеры [А.Колобова]
Страна больных [О.Афанасьев]
Дом со взрослыми [А.Спиглазова]
"Русский язык мы портим..." [А.Хавчин]
Как прекрасен этот мир! [А.Колобова]
На узеньких улочках с голубыми и лиловыми ставнями [И.Семенова]
Звездный дождь [Н.Мещерякова]
Каждый хамит, постольку и насколько он хам [Г.Павлов]
«Доктор наук, профессор, желает работать васей. Условия по договоренности…» [А.Колобова]
Кто «мы» и какие [В.Сидоров, А.Хавчин]
Коррозия родного языка [Г.Павлов]
Homo sapiens, будь не только разумным, но и добрым! [А.Колобова]
Коридорная жизнь как свойство русской ментальности [Л.Зайцева]
Клондайк Юрия Мельницкого [Л.Фрейдлин]
Иван, который песни пел [В.Наставкин]
Музыкальная культура христианского мира: какие мы разные [А.Колобова]
Еще раз про любовь к английскому [С.Николаев]
Художник, заложник [А.Хавчин]
Страна поэтов [Г.Буравчук]
Диалог о музыкальном образовании и судьбе музыканта [Н.Смирнова, А.Колобова]
О духовности и зеленом винограде [А.Хавчин]
Современная педагогика как она есть (или как ее нет) [А.Колобова]
Линия жизни [Л.Фрейдлин]
Не унизить вымыслом правду памяти [В.Семин]
А.П.Чехов и А.М.Макашов [Л.Григорьян]
Телеглумовы [А.Хавчин]
"Власть была, есть и будет..." А что будем есть мы? [А.Колобова]
Можно продать даже собственную болезнь [В.Кононыхина]
Русский буддизм [М.Коломенский]
По России на электричке [С.Зубрилина]
Он заполнял собой весь мир [В.Таршис]
Мануакальная терапия как метод народного целительства [А.Колобова]
Рассказ И.Шоу "Не район, а кладбище" [перевод С.Николаева]
Что имеем, не храним [Ю.Карпун]
Как мы верим [О.Афанасьев]
Поездка на Грохотун [Н.Старцева]
О чем они пели, когда мы плясали? [С.Николаев]
Мой национальный опыт [О.Афанасьев]
Мифы новой России [О.Лукьянченко]
Все движется любовью... [А.Колобова]
Три века в одном десятилетии [О.Лукьянченко]
Дайте зрителю, чего он хочет [Л.Фрейдлин]
Заметки столетнего [О.Афанасьев]
Ползучий крах [Л.Фрейдлин]
Почетный англичанин из Таганрога [Е.Шапочка]
Кое-что из жизни драконов [А.Колобова]
Театр на всю жизнь [Н.Старцева]
"Когда, пронзительнее свиста, я слышу английский язык…" [С.Николаев]
Наш главный алиментщик [Г.Болгасова]
Исправленному - верить! [А.Колобова]
ЛГ Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал