Роман Спорышев
В финале "Научной одиссеи-2001" российские школьники завоевали 12 наград
|
|
Успешным выступлением российских школьников и их сверстников из Белоруссии и Казахстана был отмечен 52-й Всемирный смотр научного и инженерного творчества юных (Intel International Science and Engineering Fair, Intel ISEF) - крупнейший в мире научный конкурс среди старшеклассников. Команды России, Белоруссии и Казахстана вернулись домой из калифорнийского города Сан-Хосе с 12 наградами: в их копилке шесть главных призов и шесть специальных.
Всемирные смотры инженерного и научного творчества школьников Intel ISEF проводятся ежегодно начиная с 1950 года и носят характер научной конференции, организуемой по всем правилам подобных мероприятий для взрослых. С 1997 года генеральным спонсором этого крупномасштабного соревнования для старшеклассников стала компания Intel. Престижность наград, вручаемых на ISEF, такова, что их порой именуют Нобелевскими премиями для школьников. К настоящему времени общий призовой фонд Intel ISEF (в виде денежных премий, стипендий, грантов, а также научного оборудования) вырос до 3 млн $.
По многолетней традиции наградами Intel ISEF отмечаются самые талантливые молодые люди со всего мира - это чуть ли не единственное международное соревнование такого уровня для школьников в возрасте 13-18 лет, охватывающее все естественные науки. Однако, несмотря на то, что авторами представляемых на конкурс работ являются ученики старших классов, зачастую их проекты представляют собой серьезные исследования, сравнимые с университетскими научными работами. Достаточно сказать, что работы более 10% участников подкреплены заявками на патенты.
Весьма символично и то, что в последние годы в церемонии награждения школьников на ISEF принимают участие лауреаты Нобелевских премий, а абсолютные победители этого конкурса, впридачу к солидным грантам на получение высшего образования в лучших вузах планеты, получают право на поездку в Стокгольм на ежегодную церемонию вручения Нобелевских премий. Некоторые из них впоследствии сами становятся их обладателями - за 52-летнюю историю проведения ISEF Нобелевских премий удостоились пятеро финалистов этого престижнейшего соревнования школьников.
С момента своего основания деятельность ISEF координирует Science Service - одна из наиболее авторитетных некоммерческих организаций, поставившая своей целью содействие развитию и популяризации науки среди людей всех возрастных категорий с помощью публикаций и образовательных программ.
В этом году финалисты Intel ISEF-2001, представлявшие 39 стран мира, были отобраны из одного миллиона учащихся по результатам более чем 500 региональных конкурсов, проводившихся под эгидой ISEF (аффилированных в Intel ISEF) по всей планете в течение прошедшего учебного года. При этом за последние пять лет число участников всемирных смотров из всех стран, за исключением США, увеличилось более чем вдвое.
Российские аффилированные конкурсы. В марте 2001 года в Москве на базе Московского инженерно-физического института (МИФИ) состоялся финал всероссийского конкурса "Intel Юниор-2001", победители которого получили право представлять Россию в финале Всемирного смотра научного и инженерного творчества юных Intel ISEF, который прошел в мае этого года в городе Сан-Хосе (США, штат Калифорния). В нынешнем году на открытие финала российского конкурса в МИФИ прибыл директор лаборатории Intel по разработке микропроцессорных программных продуктов Ричард Вирт, член ученого совета компании Intel.
Отборочный региональный конкурс "Intel Юниор", аффилированный в Intel ISEF, проводится в России при поддержке представительства Intel в странах СНГ и Балтии уже в четвертый раз - с 1998 года. И с каждым годом популярность этих соревнований, в которых могут участвовать учащиеся 9-11 классов из любой страны СНГ и Балтии, стремительно растет. Вызвано это тем, что организаторы соревнований изначально приняли решение выйти за рамки традиционных предметных олимпиад для школьников, благодаря чему конкурс "Intel Юниор" приобрел статус конференции научных работ старшеклассников.
Нынешние состязания проходили по пяти секциям: "Математика", "Физика и астрономия", "Информатика", "Химия" и "Науки об окружающей среде". На отборочном этапе конкурса на суд жюри было представлено 384 работы, 127 из которых подготовили столичные старшеклассники, а 257 - школьники из 40 городов и населенных пунктов России, а также из Казахстана и Украины. В итоге в финал конкурса "Intel Юниор-2001" вышли 228 работ, наибольшее число из которых - 63 - было представлено в секции "Науки об окружающей среде" (в номинации "Информатика" - 54 работы, "Физика и астрономия" - 43, "Математика" - 38 и "Химия" - 30). В финале конкурса "Intel Юниор-2001" приняли участие 88 школ из 39 городов России, Украины и Казахстана. Всего было представлено 236 проектов и вручено более 100 наград. По итогам финала конкурса "Intel Юниор-2001" десять его победителей представили на Intel ISEF-2001 в Сан-Хосе шесть работ.
Права участвовать в финале Всемирного смотра научного и инженерного творчества юных Intel ISEF-2001 удостоились также победители 10-й Всероссийской научно-практической конференции одаренных школьников, проходившей в январе этого года в подмосковном городе Черноголовка. Всероссийская научно-практическая конференция одаренных школьников аффилировалась в Intel ISEF и в прошлом году. Однако с учетом высокого уровня и общей значимости Всероссийской научно-практической конференции одаренных школьников в этом году норма ее представительства в финальной части Intel ISEF была расширена до четырех мест - в финал Intel ISEF вышли четверо учащихся из столицы.
Таким образом, в Intel ISEF-2001 участвовало рекордное число российских школьников - 11 (в прошлом году в Детройте Россию представляли девять человек). Помимо победителей 10-й Всероссийской научно-практической конференции и лауреатов регионального конкурса "Intel Юниор-2001", в Сан-Хосе поехали также и победители аналогичных конкурсов из Казахстана и Белоруссии.
ISEF-2001: наши - лучшие! В этом году 52-й Всемирный смотр ISEF прошел в конце весны в Силиконовой долине (Сан-Хосе, штат Калифорния). Финалисты "Научной одиссеи 2001", как назвали ISEF-2001 представители Intel, приехали на берег моря из 39 стран Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Африки и Австралии. Все они отобраны примерно из одного миллиона учащихся по результатам более чем 500 региональных конкурсов, проводившихся под эгидой Intel ISEF по всей планете весь прошлый учебный год.
Целую неделю город буквально жил этим "фестивалем науки". Ощущение праздника царило буквально во всем. В мероприятиях ISEF активно участвовали президент Intel, губернатор Калифорнии и мэр города Сан-Хосе. Несмотря на то, что в это время - в мае - стояла замечательная погода, ребятам надо было представлять свои научные достижения на суд справедливого жюри. При этом количество судей примерно равнялось количеству самих участников. А к некоторым проектам просто было трудно подойти - судьи выстраивались в очередь. Тем не менее, у всех школьников, конечно же, осталось время и на отдых. Ведь ISEF - это все-таки радостный праздник.
Наши юные соотечественники, участвовавшие в этом крупномасштабном и престижном конкурсе юных талантов в четвертый раз, вновь добились огромного успеха, завоевав 12 почетных наград. Столь высокие результаты, стабильно демонстрируемые школьниками из России и других стран СНГ на протяжении всего времени их участия в Intel ISEF, еще раз наглядно показывают, насколько высок уровень научных школ наших государств. Всего за этот период участники из стран СНГ завоевали более 40 наград.
По многолетней традиции наградами Intel ISEF отмечаются самые талантливые молодые люди со всего мира. В этом году призовой фонд 52-го конкурса ISEF на общую сумму 3 млн $ в виде премий, стипендий и грантов оспаривали более 1000 проектов, представленных 1236 учащимися. Жюри, состоявшее из 1047 судей, оценивало их творческие способности, научное мышление, сообразительность, а также кропотливость подхода к работе и доходчивость изложения. При этом каждый из членов жюри обладает, как минимум, степенью кандидата наук либо имеет стаж работы в соответствующей области науки и техники не менее шести лет.
В 2001 году лидером российской команды по числу призов стал одиннадцатиклассник московского химического лицея № 1303 из Москвы Александр Дорофеев. Его научная работа "Электрохимическое окисление арилалкилкетонов" получила награду Американского химического общества и второй приз в категории "Химия". Кроме того, юный ученый был отмечен специальным призом Intel за выдающиеся научные достижения - Intel Achievement Award, одной из восьми главных премий, учрежденных компанией Intel за наиболее талантливые работы, представленные на Всемирный смотр по всем категориям.
Выступление юных российских химиков было действительно впечатляющим: главный приз за третье место в категории "Химия" был вручен 17-летнему Кириллу Бирину за работу в области органической химии "Изучение глубокого силилирования гамма-нитрокетонов". Кирилл учится вместе с Александром Дорофеевым в московском химическом лицее № 1303, представители которого участвуют в ISEF с 1998 года, причем неизменно возвращаются домой с высокими наградами. Еще двое учащихся этого же учебного заведения, которое впору назвать кузницей кадров российской науки, - Виктор Лапшин и Алексей Комаров - стали призерами в категории Computer Science, завоевав специальный приз IEEE Computer Society и первое место за свой совместный проект "Реализация параллельных вычислений в задачах логического вывода".
По доброй традиции всех четырех лет участия школьников стран СНГ в Intel ISEF успешно выступили в Сан-Хосе и юные российские математики. Ученик 11-го класса московского лицея "Вторая школа" Сергей Тищенко занял призовые места сразу в двух категориях. Ему был вручен специальный приз памяти Карла Мегнера - выдающегося американского математика австрийского происхождения, а также главный приз за второе место в секции "Математика". Фундаментальный труд Сергея "Сепараторы в планарных графах как новый способ их характеризации" продолжает исследования, начатые в свое время великим Леонардом Эйлером. "Это профессиональная научная работа, которая имеет большое практическое значение и обязательно будет опубликована", - считает проректор МГУ им. Ломоносова профессор Александр Михалев, председатель жюри в секции "Математика" Всероссийского отборочного конкурса "Intel Юниор-2001". Сергея также можно по праву назвать "ветераном" Intel ISEF - в этом конкурсе он участвовал уже третий раз, каждый раз возвращаясь домой с высокими наградами, - теперь их восемь.
В этом году призами за отличное выступление в математических конкурсах, кроме Сергея Тищенко, был отмечен еще один москвич - ученик специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) МГУ Юрий Кудряшов - за работу "Реализация графов и поверхностей в книге с тремя страницами". Он тоже был удостоен специального приза памяти Карла Мегнера, а в секции "Математика" получил главный приз за третье место.
В финале Intel ISEF были представлены еще две работы российских участников. Петр Сальников и Антон Качалов из лицея № 1523 при МИФИ демонстрировали в категории Computer Science "Систему управления интеллектуальным зданием". А Артем Шамсуаров, Александр Аносов и Яков Бурсиян - единственные участники из Санкт-Петербурга (школа № 371) - в секции "Биохимия" исследовали "Влияние синтетических катионных пептидов на гормональную регуляцию аденилатциклазной сигнальной системы".
Успешно выступили на конкурсе в Сан-Хосе и представители Белоруссии и Казахстана. Школьники этих государств уже второй раз принимают участие в Intel ISEF. 16-летний казахский математик Ерлан Бабажанов с работой "Сравнение произведений средних арифметических" разделил со своим коллегой из СУНЦ МГУ Юрием Кудряшовым главный приз за третье место в секции "Математика". А два юных белорусских астронома - 18-летний Михаил Баринов и 16-летний Алексей Акуленок - получили стипендию Американского астрономического общества и Астрономического общества Западного побережья США в качестве специального приза за работу "Усовершенствованная система радионаблюдения за метеорами".
Но высокие награды Intel ISEF получают не только юные конкурсанты, но и их школы. Так, грант Национального фонда науки США получило учебное заведение, в котором занимаются эти белорусские ребята, - лицей № 2 г. Минска. В прошлом году московский лицей № 2, где учится Сергей Тищенко, был отмечен денежной премией Intel за вклад в воспитание молодых ученых. Добрых слов заслуживает и московский химический лицей № 1303. Вот уже четыре года подряд питомцы этой школы принимают участие во Всемирных смотрах научного и инженерного творчества юных, каждый раз возвращаясь домой с почетными наградами. Таким образом, химический лицей № 1303 г. Москвы стал настоящей кузницей юных талантов самого высокого международного уровня. В знак признания заслуг преподавателей этого учебного заведения представительство Intel в странах СНГ и Балтии включило двух педагогов лицея в состав российской делегации на прошлогодний Intel ISEF, где им была предоставлена возможность участия в специализированных семинарах для учителей.
В этом году такая возможность общения и обмена опытом была предоставлена гораздо более широкому кругу преподавателей. 28 июня 2001 года в Москве прошел научно-методический семинар для учителей, посвященный вопросам подготовки школьников-исследователей.
А сами участники и призеры Всемирного смотра юных талантов тем временем готовятся к поступлению в высшие учебные заведения России и других стран СНГ. В этом году Министерство образования РФ издало приказ о разрешении ректорам вузов зачислять этих ребят без экзаменов. (В прошлом году этот вопрос со стороны Минобразования РФ был просто проигнорирован.)
В следующем году ISEF ждет новых юных талантов. Как говорил знаменитый ученый-математик А.Н. Колмогоров, "у математики есть все признаки большого спорта... но математикой можно заниматься до конца жизни". Успехов и долгого творческого пути всем юным талантам!
ZDNet Россия
|
Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления имени К. В. Россинского [5]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [5]
Интернет-технологии для дистанционного образования [3] [И.Заиграев]
Интернет-технологии для дистанционного образования [2] [И.Заиграев]
Интернет-технологии для дистанционного образования [1] [И.Заиграев]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [4]
Компьютерный экзамен - реалия новой системы образования в России [Центр тестирования "Гуманитарные технологии"]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [3]
Европейский год языков и вариативность педагогических технологий при обучении немецкому языку как второму иностранному [Н.Васильева]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [2]
Воспоминания об окладе жалованья [Н.Смирнова]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [1]
Гуманитарий по натуре, исследователь по характеру, педагог милостью божьей [Н.Смирнова]
"Из зарубеженного" [Н.Смирнова]
Армянский букварь издан в Ростове [А.Малхасян]
Мысли восьмиклассника Игоря о главном [Н.Смирнова]
Не ходите, дети, в школу… [Н.Смирнова]
Сеть трансляции опыта и ноу-хау российских и международных проектов [Н.Пелихов]
Региональные центры академической мобильности в социально-экономической инфраструктуре региона [Н.Пелихов]
О развитии журналистского образования в Кыргызстане [А.Борубаева]
Синергетика информационных взаимодействий [С.Авдеев]
Немного об образовании в Монголии [Д.Уранаа]
Настоящий учитель [А.Скрынникова]
Нелинейное обучение [С.Авдеев]
Школа без стрессов [Н.Лужняк]
Хлопоты и тревоги абитуриентов [А.Лысакова]
Кое-что о народном образовании в ростовском уезде в XIX веке: Краткий обзор архивных материалов. Сельские школы [В.Литвиненко]
Факультет иностранных языков Ростовского государственного педагогического университета [М.Воловикова]
Ростовские аптекари повышают квалификацию [М.Писаренко]
Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя [М.Воловикова]
Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса [Б.Вольфсон]
Современная система школьного и университетского филологического образования [Н.Маевский]
Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования [Е.Корнилов, Н.Маевский]
Кузница кадров для журналистики новостей [М.Андырцев]
Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов]
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
|