Юлия Романова,
преподаватель Ставропольского университета,
заочная аспирантка кафедры теории журналистики
Ростовского университета

Деятельность редакции по выяснению информационной потребности аудитории

(на основе представлений журналистов газет "Ставропольская правда", "Вечерний Ставрополь" и "Ставропольские губернские ведомости" о своей аудитории)

.П.Прохоров определяет понятие аудитории следующим образом: "Аудитория - активная, самостоятельно формирующая свое отношение со СМИ "часть" журналистики как функционирующей системы". Аудитория (от лат. - слушать) совокупность людей, тех, к кому обращаются СМИ и кто воспринимает обращенную к нему информацию. Аудитория конкретного издания - реальная аудитория. Те читатели, которые еще не влились в реальную аудиторию, но могут ею стать, составляют потенциальную аудиторию издания. Каждая редакция должна регулярно изучать, для осуществления информационной политики, свою аудиторию. Знание аудитории складывается из сведений, касающихся, по крайней мере, трех сфер представлений о ней.
           Во-первых, это социально-демографические сведения (об образовании, профессии, о поле, возрасте, семейном положении, месте жительства и т.д. - о том, что обычно фиксируется статистикой). Во-вторых, это сведения о характере и состоянии массового сознания аудитории (о взглядах и убеждениях, целях и стремлениях). В-третьих, сведения об информационном поведении (об источниках регулярно получаемой информации, отношении к мотивам обращения к СМИ).
          Частично социально-демографические сведения отображаются в ответе на вопрос: "Кто ваш читатель? (на кого вы ориентируетесь?)"

Таблица №1
"ВС" "СП" "СГВ"
Думающий человек 2 2 2
Молодые люди 1 3 1
все страты 1 - 1
Деловой мир (предприниматель) 1 1 1
Обыватель, рядовые граждане 1 1 -
нет ответа - 5 1
Пенсионеры 1 - 2
Среднее поколение 1 1 -
Слабо защищенные - 1 -
"маленькие люди" 1

          Как видно из таблицы, получились самые различные ответы. Небольшая часть журналистов ориентируется на человека размышляющего. Этот факт говорит о том, что у работающих в редакциях творческих работников есть нацеленность на диалог с аудиторией, уважительное отношение к ней. Насторожило то, что при нацеленности журналистов на молодую аудиторию, газеты подписывает в большей степени старшее поколение. Да и сам стиль материалов в газетах не нацелен на аудиторию молодого возраста, кроме отдельных рубрик, выходящих примерно раз в неделю. В "СП" третья часть опрошенных журналистов затруднилась ответить на вопрос. Следовательно, можно сделать вывод о том, что нет четкого представления о своей потенциальной аудитории. Это же можно сказать относительно "ВС", "СГВ".
          Важным моментом для журналиста как личности и профессионала является его отношение к аудитории, оно формируется в определенные психологические "идеологии". Исследователь современных СМИ И.М. Дзялошинский выделил несколько типов таких журналистских "идеологий": "1) авторитарно-технократическая, согласно которой читатель является объектом управления и воспитания, а журналист "колонновожатым"; 2) информационно-познавательная, которой придерживается журналист-информатор. (В русской прессе эта тенденция идет от Ф.Булгарина. Свое кредо он выражал словами: "Наше дело сообщать новости, а право судить о них предоставлено публике"); 3)гуманитарная, в соответствии с которой журналист ведет равноправный и уважительный разговор с аудиторией, психологически находясь как бы внутри ее" Привычка нашей (пост советской) аудитории воспринимать журналистику мнения, рассказывающую, что хорошо, а что плохо, сказывается сейчас в отношении к ней как к "чужой". В исследуемых газетах в целом коллектив редакций нацелен на собеседника в лице аудитории. Но чтобы диалог получился и не перерос в монолог, надо знать своего собеседника, его интересы (более поверхностное), потребности, мотивы (глубинное). Как журналисты узнают об интересах читателей, покажет следующая таблица.
Таблица №2
_________________________________________ "ВС" "СП" "СГВ"
звонки 7 3 3
письма 6 4 2
соц. опросы 2 3 3
из встреч с чит. (личных) 4 2 2
из личного общения - - 2
по собственным интере сам - - 2
нет ответа - 4 -
никак - - 1
___________________________________________
          В таблице дано число способов контакта с аудиторией, к которым чаще всего прибегает журналист. Как видно лидируют звонки и письма. Подобное общение с аудиторией носит несколько опосредованный характер. Непосредственные встречи с читателями все же были редки. В "СП" из 16 журналистов, 4 - затруднились ответить. Проследим, проводя контент-анализ газет, деятельность журналистов и редакций в изучении читательских интересов и потребностей аудитории. Бесспорно, каждая редакция понимает важность изучения аудитории, стремится выработать определенную тактику поведения с читателем.
          Так, в "Вечернем Ставрополе" имеется (и по сей день) популярнейшая рубрика - "Горячий телефон". Она предполагает, что граждане могут быть услышаны не только журналистами, но и городскими властями. Часто рядом с рубрикой помещается ответ властей на поставленный вопрос в газете не журналистами, а читателями. Более двух лет существует в газете рубрика "Я вам пишу...", выходит два раза в месяц. Самые разные темы затрагиваются в ней читателями (от личных до общественных), самые разные настроения у читателей (от безысходности до влюбленности и в газету, и просто в человека), самые разные мотивы заставляют писать в газету (советы, надежда о помощи и т.д.) Журналисты, как правило, не комментируют письма, не пытаются чётко определить свой взгляд на проблемы, поставленные в письмах, полностью предоставляя эту страничку своей аудитории. Непосредственным откликом на звонки и письма в редакцию является рубрика "По вашей просьбе". В ней комментируются или подробно рассматриваются проблемы, волнующие читателя. Обычно к обсуждению проблемного вопроса привлекается компетентный в этой области человек.
          Газета примерно раз в месяц, проводила различные соцопросы, помещая их результаты под рубрикой "Говорит народ". Эти опросы, не смотря на то, что большое количество людей невозможно опросить и обычно опрашивается разновозрастные группы населения, помогают понять общее настроение аудитории. С мая 1999 года в "ВС" начали более детально изучать свою аудиторию. Для этого в нескольких номерах опубликовали ряд вопросов: "Назовите понравившихся авторов?", "Какие конкретные предложения и советы вы бы хотели дать газете?", "Какие из перечисленных рубрик вы считаете наиболее интересными?" и др. Кроме того, авторы нескольких писем, отправленных в редакцию, могли стать обладателями призов в лотерейном розыгрыше, проведенном в редакции. Журналисты газеты в условиях роста цен на подписку пытались удержать свою аудиторию, своих давних подписчиков. Различные конкурсы, проводимые совместно с молзаводом, привлекают к газете и потенциальную аудиторию. Конечно, это не изучение интересов аудитории - это контакт с ней, что не напрямую, но помогает выяснять интересы. Продуманная политика газеты по изучению аудитории возможна при том, когда каждый журналист делает все возможное для этого. Из таблицы видно личный вклад каждого журналиста, работающего в "ВС", в изучение аудитории и взаимодействии с ней.
          В "Ставропольской правде" применяются практически те же методы изучения аудитории. Например, имеется рубрика "Почтовый дилижанс" в которой, помещаются проблемные письма читателей, а рядом, комментарий самого журналиста, или под колонкой "Нам отвечают" публикуют меры (или возможный путь решения), предлагаемые ответственным или компетентным в этом вопросе лицом. Подобные рубрики, но более конкретного направления (юридические консультации, проблемы бытового характера), где задают вопросы читатели в своих письмах, также появлялись в газете - это: "Спрашивали - отвечаем", "Журналист читает почту", "Строки из писем". Однако в подобной практике, прежде всего, не хватает оперативности. Притом, что сейчас большая часть населения предпочитает телефонную связь. Чтобы привлечь аудиторию, в газете печатаются условия конкурсов по различным тематикам, выигравшие, в самой редакции получают на память ценный приз. Результаты соцопросов практически в газете не публиковались. Поэтому то, как часто соцопросы проводила редакция или отдельные журналисты выяснить трудно. Если обратиться к результатам анкет, 4 журналиста выделили соцопросы как один из методов выяснения интереса читателей, которые они, видимо, и проводят. Настораживает то, что 4 журналиста не ответили на этот вопрос или затруднились ответить.
           Из всего выше сказанного, можно сделать вывод: редакция, при стремлении знать своего читателя, использует не все методы изучения аудитории и контакта с ней.
          Те же методы в изучении интересов читателей с небольшими отличиями использовали "Ставропольские губернские ведомости". Это, прежде всего, письма, на которые сразу дается разъяснение компетентного лица, помещенные под рубрикой "Письмо в номер". Другая по направленности похожая, но более разнотематическая рубрика "Экспресс-консультация". Давняя рубрика, но, к сожалению, все реже и меньше по объему встречающаяся в газете, "С редакцией на - ты" (диалогичность заключается уже в названии рубрики), помещает письма читателей на самые разные темы. Также проводились конкурсы, тематика которых разбита по различным рубрикам. Как правило, соцопросы проводились отдельными журналистами для выяснения настроений аудитории в том или ином вопросе. Один журналист ответил, что специально этим не занимается, хотя ориентируется на интересы читателя, затем пояснил, что этим должна заниматься отдельная служба в газете. Да, такая служба не помешает любой редакции, которая будет направлять ее информационную политику. Газета - это коллективное творчество, где каждый журналист вносит свое. Его готовность к диалогу с аудиторией, а он возможен при понимании ее интересов, потребностей при личном контакте, обязательно проявится в материалах.
          Необходимо оговорить, для полного понимания, вопрос о специальном плановом изучении аудитории, которое проводится всей редакцией. Сами журналисты узнают интересы (потребности) своей аудитории чаще всего по тем откликам (звонкам и письмам), которые приходят в редакцию после опубликования материала. Отвечая на вопрос в анкете, многие журналисты это и имели в виду. Обратные связи дают журналисту ощущение живого пульса человеческой реальности, обогащают межличностное общение.
          Итак, газеты в разной степени (наиболее наглядно в "ВС") проводили изучение интересов аудитории и готовы обсуждать актуальные проблемы читателей в газете. Эти выводы я могу сделать на основе контент-анализа самих газет (за март, апрель, май 1999 года - полный, не выборочный, анализ). Следующая таблица (на основе анкеты) показывает в цифрах, насколько, в целом, журналисты готовы сотрудничать с населением, работая в редакции данной газеты.

Таблица №3
Кто - должен делать эту газету? "ВС" "СП" "СГВ"
Население 1
Журналисты 4 5 6
Население и журналисты 5 6 2
Другое 2 Журналисты, а не коммерсанты

          Здесь скрываются подводные течения, о которых можно догадываться. Так, остается неизвестным, сколько писем пришло в редакцию и сколько действительно было удовлетворенно, поставленных в них вопросов. Какое среднее количество людей опрашивается в соцопросах журналистами. Какие контакты по частоте и количеству участников общения можно считать достаточным для выяснения интересов и самое главное, не лежащее на поверхности, потребностей и мотивов обращенности к информации. Обратимся опять к анкете, в которой на вопрос: "Как Вы относитесь к Статье 42 УК Закона РФ о СМИ "Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма..."? ответили так:

Таблица №4
"ВС" "СП" "СГВ"
Отрицательно 3 4 1
Положительно 6 8 5
Другое 1-надо подходить индивидуально 2 ; не знаком с документом - 1 Индеферентно - 2

          Сравнивая ответы в таблице 6 и таблице 7, можно заметить противоречие: желание делать газету вместе с населением у основного числа опрошенных и в то же время не желание работать с письмами читателей. Следовательно, журналисты не вполне готовы к полному сотрудничеству с аудиторией. Впадают в противоречия. С одной стороны чувствуя свою зависимость от концепции газеты, свою роль направляющего и в сфере интересов аудитории к той или иной теме и в ее настроениях, с другой понимая необходимость отвечать интересам идущим от читателя. Видимо, поэтому многие из журналистов выбрали здравый смысл в работе над материалом, как точку опоры для себя.
          Бесспорно, для более результативного изучения интересов, потребностей в информации аудитории важна деятельность специальной службы в газете, которая изучала бы все стороны этой проблемы. Но при экономическом кризисе для региональных газет это является роскошью. При снижении подписки, розничной продажи газет, чтобы газета выполняла свои функции, а не существовала, журналистам ни чего не остается, как изучать аудиторию и предлагать различные механизмы взаимодействия. В целом, журналисты исследуемых газет готовы к сотрудничеству с аудиторией на правах старшего брата. О своей аудитории имеют не четкое (размытое) представление, в основном опираются на социально-демографические сведения. Для изучения интересов аудитории надо привлекать возможности оперативной связи, встречи с читателями. Из соцопросов следует узнавать, какие рубрики хотел бы создать в газете читатель Во время подготовки и проведения конкурсов использовать рекламу не только в газете.

Современный российский журнал для женщин "Она"[Н.Лужняк]
Мужской журнал XXL [Е.Болгова]
Научная фантастика, пресса и окружающая действительность[Д.Романов]
Журналистика и фантастика как полигоны виртуальной реальности [Д.Романов]
Второе заседание Южно-Российского отделения УМО по специальности "журналистика" [О.Карслидис]
Пресса Сбербанка России [А.Коровка]
Пресса города Невинномысска [А.Сергеенков]
Анализ ситуации на российском информационном рынке [Ю.Коханова]
Региональные СМИ как фактор демократизации российского общества [В.Тулупов]
Обзор периодических изданий г.Шахты [Е.Седлак]
"45-я параллель" [М.Сутулова]
Промоушн периодического издания на информационном рынке [Ю.Коханова]
Петербургское ТВ: от политизированности к партийности [С.Корконосенко]
Первые армянские газеты в Нахичевани-на-Дону [Е.Ахмадулин]
Давайте создавать традиции [Н.Филимоничева]
О литературной критике в современной отечественной периодике [Ю.Уракчеева]
С.М.Киров о литературе и театральном искусстве [В.Боянович]
Интерактивное телевидение в мире и в России [Р.Спорышев]
"Повеса": уже пять лет в России [Ю.Уракчеева]
Первые сатирические журналы на Дону [Е.Ахмадулин]
Россияне помнят, что такое цензура [ФОМ]
Век живи - век учись [Т.Засорина]
"Stereo & video" и "Hi-Fi & music" - путеводители по миру музыкальной техники [О.Гордеева]
Система жанров радиожурналистики [В.Смирнов]
Основные тенденции развития журналистики Кыргызстана [Н.Аманкулова]
Донская учительская периодика в начале 20-го века [Е.Ахмадулин]
Первые шаги монгольского телевидения [С.Энхцэцэг]
"Приазовский край" - первая региональная газета на Дону [Е.Ахмадулин]
ЕПК сеет доброе, вечное [А.Станько]
Первая газета Таганрога [Е.Ахмадулин]
Экстремальная журналистика [В.Тулупов]
Пресса конституционных-демократов на Дону [Е.Ахмадулин]
Из истории демократической печати на Дону [Е.Ахмадулин]
Ежедневные газеты Польши в 90-е годы [М.Геруля]
Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы [М.Нехад]
Компьютерные издания Ростова [П.Чуков]
Жанры в теории и практике журналистики [Л.Шибаева]
Этические проблемы "расследовательской журналистики" [Л.Чиликина]
Научно-популярный журнал "Здоровье" [О.Морева]
Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону [Ю.Козлова]
Разноликая журналистика в зеркале научного журнала [Е.Ахмадулин]
О правовом регулировании рекламы в СМИ [М.Давыдова]
Творческий портрет в зеркале времен [И.Звездина]
Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография [С.Гунькина]
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
© Романова Юлия Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал