Наталья Ярыгина Наталья Ярыгина,
доцент отделения журналистики
Тольяттинского госуниверситета

К вопросу о создании журналистских специализаций на филологических факультетах

се явственнее в последнее время наблюдается структуризация прессы, происходящая в точном соответствии со структуризацией самого общества - формированием в нем отдельных секторов: сектора власти, сектора бизнеса и некоммерческого сектора. Сегодня мы отчетливо различаем прессу власти, прессу бизнеса и прессу некоммерческого сектора. Задача прессы власти - способствовать эффективности управления. Задача прессы бизнеса - способствовать эффективности экономического развития. Задачи прессы некоммерческого сектора: способствовать жизнеобеспечению, жизневоспроизводству и духовно-нравственному развитию общества.
          Однако у прессы всех секторов общества есть общая цель - содействовать формированию гражданского общества, в котором жизнь регулируется правовыми и морально-этическими нормами. Отсюда и требование к современной журналистике: продуктом своего труда утверждать правовые отношения и формировать такую морально-нравственную среду, которая бы способствовала решению задачи повышения уровня удовлетворения потребностей (духовных и материальных) каждого жителя страны. Для достижения таких целей пресса всех секторов имеет индивидуальный арсенал средств в соответствии со своими возможностями.
          Открытое для своего будущего общество не может формироваться интуитивно, без онтологических представлений о нем и законах его развития. Нам близки позиции философии информационной цивилизации Р.Ф. Абдеева, которая рассматривает информацию как основу эволюции систем. Нам созвучна политика развития, обозначенная в трудах профессора М.В. Раца, который предлагает рассматривать в единстве три извечных вопроса: "Как устроен мир? Что делать? Как делать?". Естественны наши симпатии открытому обществу.
          Философия современной журналистики, на наш взгляд, проистекает из этих фундаментальных позиций. Кибернетический взгляд на информацию как результат способности материи к отражению, рассматриваемый профессором Е.П. Прохоровым, выдвигает на первый план жесткие, онтологически обоснованные принципы журналистики. Главный из них - достоверное отображение действительности, которое позволит адресату выбрать наиболее адекватные формы взаимодействия со средой и обществом, чтобы полученные результаты взаимодействия соответствовали потребностям человека.
          Журналистская практика нашего города подтверждает необходимость такого подхода, поскольку мы имеем дело с серьезной проблемой размывания профессиональных основ. Все труднее читать газеты, слушать радио, смотреть телепередачи, потому что боишься попасть под чье-нибудь тенденциозное "обаяние" и сделать неверные выводы по субъективным ложным ориентирам, а за ними и свой обреченный выбор. Таким образом, мы считаем необходимым для современного журналистского образования знакомство со структурой гражданского общества как предметом и целью действия будущего работника средств массовой информации.
          Кроме того, недостает современной журналистике и филологического образования, начиная с умелого пользования словом и заканчивая владением публицистическими жанрами - основой гражданской журналистики. Все меньше анализа актуальных проблем, все больше рассуждений по поводу, в которых навязывается точка зрения автора публикации или чья-либо программа. Отсюда проблема бытового имиджмейкерства в прессе, когда чрезмерно преувеличивается "Я" журналиста, когда Его мнение становится истиной в последней инстанции.
          Следом возникает проблема деструктивного изображения действительности, нагнетание и без того накаленной атмосферы во всех областях жизни российского человека. Мир отображается, как правило, фрагментарно, мозаически, осколочно. Такая подача материала высвечивает отсутствие необходимой научной базы и аналитического мышления. Отсутствует система аргументов и фактов. Информационное содержание оказывается подмененным личными трактовками и амбициями, а актуальное звучание становится вымыслами. Нарушается одна из святых заповедей - "не навреди".
          Наиболее талантливые и ответственные люди, работающие в журналистике, обеспокоены ее состоянием и последствиями ее деятельности. Без ответственной гражданской прессы, которая бы руководствовалась в своих действиях морально-этическими нормами и законодательством, невозможно и возрождение России.
          Фундаментальность, системность, развивающая направленность - основные принципы университетского образования - со времени основания и до нашего времени неизменные. Вузы постоянно ориентируются на запросы и потребности практики, совершенствуя все стороны учебно-педагогической деятельности, но в настоящее время особенно важно соблюдение баланса между академическим и прагматичным образованием, важно качество профессионального образования, особенно когда на факультетах открываются новые специализации.
          К сожалению, в вузах, где вводится журналистская специализация, отсутствуют возможности для использования в учебном процессе достижений современных передовых технологий - нет оборудованных студий, лабораторий, интернет-классов. Единственно, что могут предложить будущим журналистам на гуманитарных факультетах вузов с хорошими культурно-образовательными традициями, это основательную филологическую подготовку, что тоже в свете современных тенденций развития журналистики крайне необходимо.
          В Тольяттинском государственном университете, созданном на базе Самарского педагогического университета, при создании новой специальности был взят курс на аналитическую журналистику, способную влиять на создание гражданского общества в России. С этой целью преподавание опирается как на теорию и практику в области журналистики, юриспруденции, социологии, психологии, так и на создание определенного уровня филологической культуры. Ведь неумелое владение словом влечет за собой искажение мысли. Иных журналистов вообще понять трудно. Учитывая специфику филологии как совокупности наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве, целью филологического образования у нас стало вооружение обучающихся систематическими специальными знаниями, практическими навыками и первоначальными умениями. Прежде всего, это работа над текстом, ибо первооснову филологических наук составляет именно он, а в нем, в свою очередь, самое главное - слово в контекстуальном значении.
          Немаловажную роль мы отводим и искусству педагогического труда. Характерными чертами нового типа взаимоотношений со студентами становится:
          - переакцентировка роли преподавателя - источника знаний на корректора или соучастника творческой деятельности;
          - вариативность индивидуальной и групповой работы с солидерством преподавателя и студента;
          - тренинговые формы обучения.
          Сегодняшние студенты - люди третьего тысячелетия, и во многом пути развития России будут зависеть от уровня их профессиональной культуры и компетентности, которую сегодня мы, преподаватели-исследователи и наставники дарим им. Это высокая ответственность и каждодневный творческий поиск. Способность быть самостоятельными, иметь свою философию жизни и профессии, быть этичными и успешными - вот координаты на пути обучения студентов дополнительной специальности.

Методика работы с детьми в музее [Н.Ланкова]
Филологическая культура и журналистское образование[Н.Ярыгина]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты…[8]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты…[7]
В финале "Научной одиссеи-2001" российские школьники завоевали 12 наград [Р.Спорышев]
Сколько "весит" портфель первоклассника?[Л. Белоконь]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты…[6]
Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления имени К. В. Россинского [5]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [5]
Интернет-технологии для дистанционного образования [3] [И.Заиграев]
Интернет-технологии для дистанционного образования [2] [И.Заиграев]
Интернет-технологии для дистанционного образования [1] [И.Заиграев]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [4]
Компьютерный экзамен - реалия новой системы образования в России [Центр тестирования "Гуманитарные технологии"]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [3]
Европейский год языков и вариативность педагогических технологий при обучении немецкому языку как второму иностранному [Н.Васильева]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [2]
Воспоминания об окладе жалованья [Н.Смирнова]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [1]
Гуманитарий по натуре, исследователь по характеру, педагог милостью божьей [Н.Смирнова]
"Из зарубеженного" [Н.Смирнова]
Армянский букварь издан в Ростове [А.Малхасян]
Мысли восьмиклассника Игоря о главном [Н.Смирнова]
Не ходите, дети, в школу… [Н.Смирнова]
Сеть трансляции опыта и ноу-хау российских и международных проектов [Н.Пелихов]
Региональные центры академической мобильности в социально-экономической инфраструктуре региона [Н.Пелихов]
О развитии журналистского образования в Кыргызстане [А.Борубаева]
Синергетика информационных взаимодействий [С.Авдеев]
Немного об образовании в Монголии [Д.Уранаа]
Настоящий учитель [А.Скрынникова]
Нелинейное обучение [С.Авдеев]
Школа без стрессов [Н.Лужняк]
Хлопоты и тревоги абитуриентов [А.Лысакова]
Кое-что о народном образовании в ростовском уезде в XIX веке: Краткий обзор архивных материалов. Сельские школы [В.Литвиненко]
Факультет иностранных языков Ростовского государственного педагогического университета [М.Воловикова]
Ростовские аптекари повышают квалификацию [М.Писаренко]
Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя [М.Воловикова]
Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса [Б.Вольфсон]
Современная система школьного и университетского филологического образования [Н.Маевский]
Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования [Е.Корнилов, Н.Маевский]
Кузница кадров для журналистики новостей [М.Андырцев]
Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов]
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал