Юлия Носова,
студентка 5 курса отделения журналистики Ростовского госуниверситета

Немецкое образование… в Ростове!

          Семестр подходит к концу, но не для всех он был обычным. Есть в Ростове 24 студента, которые уже три месяца получают дополнительное образование, не прерывая основной учебы в своих вузах. Я имею в виду студентов Свободного Российско-Германского Института Публицистики.
          Это второе в России образовательное учреждение такого уровня. Первое - СвРГИП в Москве при факультете журналистики МГУ - успешно работает уже 8 лет. Большинство выпускников после окончания учебы нашли работу в СМИ или в сфере PR, некоторые были приглашены в немецкие издательства, редакции и фирмы. Но, несмотря на одинаковые имена, эти два института не зависят друг от друга. Выбор именно Ростова-на-Дону как места основания СвРГИП за пределами столицы не случаен. Немецкая сторона предварительно изучала ситуация в крупных городах России (Санкт-Петербург, Екатеринбург). По словам российского директора института профессора Евгения Корнилова, одно из главных наших преимуществ – большое количество студентов, изучающих немецкий, ведь только в РГУ есть отделение международной журналистики, где именно этот иностранный язык основной. Кроме того, многолетние традиции сотрудничества нашего города с Германией, многочисленные совместные проекты сыграли свою роль. И вот СвРГИП начал свою работу…
          Поступали студенты туда, толком не зная, что и как. Ясно было наверняка, что нужно знать язык, что обучение бесплатное (его оплачивает немецкая сторона – Фонд Роберта Боша), длится все 3 года и завершается дипломом европейского образца. Я, например, услышала о предстоящих вступительных экзаменах всего за неделю. Сразу решила (и не только я, как потом оказалось), что шансов и меня нет. Да и правда, шутка ли ответить на кучу вопросов о Германии и выдержать собеседование по журналистике. И все это на немецком! Вот несколько примеров из письменного теста:
          • Что такое план Маршала?
          • Что вы знаете о дате 3 октября 1990 года?
          • Сколько федеративных земель включает в себя Германия, их столицы.
          • Что такое Ганза? Назовите два ганзейских города.
          • Кто такой Конрад Аденауэр?
          Когда это страшный на первый взгляд экзамен оказался позади, начали зачисленные в СвРГИП студенты присматриваться друг к другу. И обнаружили мы в своих рядах только двоих молодых людей. Как это ни странно, журналистское образование становится в основном женским! Дальше мы заметили, что учимся на разных курсах и в разных ВУЗах – Ростовский Государственный Университет - Журфак, Филфак, Экономфак; Ростовский Государственный Педагогический Университет; Ростовский Государственный Строительный Университет и даже Ротовская Государственная Консерватория им. Рахманинова. Большой плюс, что студенты любых ВУЗов имеют возможность учиться в новом институте!
          Но поступить оказалось самым простым делом – начались занятия… Жизнь студента СвРГИП не такая легкая, но зато интересная. Большинство лекций читается на немецком языке и, как правило, преподавателями и профессорами из Германии. Звучит непривычно – ведь тут не знаешь, как успеть главное из сказанного на русском записать, а на иностранном в десять раз сложнее. Вначале, когда мы сравнивали свои конспекты после лекции, обнаруживали, что видимо находились в разных местах: содержание не совпадало совсем! Потом привыкли, и теперь главная проблема – понять диалект того или иного преподавателя. Иногда кажется, что не все они говорят на немецком. ? Но эти противоречия исчезают буквально спустя 5 минут.
          Многие студенты считают, что главное преимущество – совмещение теоретических знаний и практических навыков. Например, изложение научных теорий коммуникации подкрепляется такими занятиями по практике, как написание журналистских текстов, поиск информации, методы ведения интервью.
          Сама система зачетов и экзаменов отличается от принятой в России (семестровой) – приезжие преподаватели читают свой курс неделю и принимают экзамен в субботу. Получается примерно то же количество часов, но сконцентрированных во времени. Информации иногда столько, что компьютер не запомнил бы! И оценки тоже не обычные для русского слуха – высшая «1», низшая «5». До сих пор некоторые непосвященные очень удивляются, услышав радостное восклицания «Я получила двойку!».
          Среди наших лекторов довольно известные люди, но самую большую любовь студентов завоевала Франка Кюн. Ведь в каждом вузе есть свой «рейтинг», у нас единогласно в нем лидирует Франка – журналист-практик и просто очень приятный человек. Она приехала в Ростов не на неделю, как другие преподаватели, а на весь учебный год. Благодаря ее стараниям мы организовали «Журналистский клуб», посещение которого не регламентируется и зависит только от собственного желания студента. По субботам мы встречаемся в кафе или библиотеке и обсуждаем свои статьи на немецком языке. Такая неформальная обстановка сильно улучшает иностранный, снимает все разговорные барьеры и, конечно, дает журналистский опыт.
          Каждый год планируется отправлять лучших из лучших на летние практики в газеты и журналы Германии, поэтому опыт работы на немецком просто необходим. Стоит заметить, что СвРГИП готовит своих выпускников к работе в России, но в сферах тесно связанных с Германией. Ведь как бы хорошо ни выучил человек иностранный язык, писать статьи лучше, образнее, интереснее он все равно будет на своем родном – русском.
          Без лишней скромности, нужно отметить, что все преподаватели отзываются положительно о студентах и говорят, что общаться и беседовать уже после занятий вдвойне интересно. Вот лишь несколько цитат:
          Доктор Карстен Райнеман (Университет г.Майнц): «Мне очень понравились интересы студентов. Хотя для дискуссий было мало времени, несколько раз они показывали, что критично реагируют на журналистику и СМИ».
          Франка Кюн (Фонд Роберта Боша): «Все студенты – индивидуальности, очень разные люди. Но все они честолюбивы, критичны и целеустремлены».
          Профессор Александр Норанович (РГУ): «Студенты стремятся получать знания, они хотят говорить по-немецки и знакомиться с Германией! Мне радует, что у них есть сильное желание получить второе образование».
          Отдельно стоит рассказать об официальном открытии СвРГИП. Дело с том, что новый институт начал не с громких фанфар в свой адрес, а с кропотливой работы – занятий. И к открытию, которое состоялось 3 декабря 2002 года, уже было сделано очень многое, было о чем рассказать и студентам, и преподавателям. На церемонию подписания официальных бумаг об открытии СвРГИП в Донской Государственной Публичной библиотеке собрались гости из России и Германии и, конечно, непосредственные виновники торжества. Директора института – с российской стороны профессор Евгений Алексеевич Корнилов, декан Факультета филологии и журналистики РГУ, и с немецкой стороны Вернер Д’Инка, один из редакторов газеты «Франфурктер Альгемайне Цайтунг», несколько раз подчеркивали важность этого события. Присутствовали и руководители московского СвРГИП – профессор Галина Федоровна Вороненкова и профессор Рацке, они рассказывали о своих успехах и проблемах. В адрес нового института в Росто
          в прислали множество поздравительных телеграмм.
          Все студенты первого курса чувствовали особую свою значимость в этот день – ведь СвРГИП создали для того, чтобы сделать из них европейски образованных, высококвалифицированных журналистов. Это очень приятно, но в то же время напоминает об ответственности перед учредителями института. И мне хочется от имени всех студентов 1 курса СвРГИП-Ростов поблагодарить за предоставленную возможность такой интересной «двуязычной» учебы и пообещать оправдать ожидания наших преподавателей.
          Следующий набор – осенью 2003 года, так что у всех желающих поступить есть время подготовиться! Ответить на все интересующие вопросы могу я (yulietta99@mail.ru) или сотрудники СвРГИП.

          344006 Ростов-на-Дону
          ул. Пушкинская 150
          Факультет филологии и журналистики РГУ
          Ауд. 48 СвРГИП
          Тел. (8632) 918-834
          e-mail frdip-rostov@aaanet.ru, schone@mail.ru

Методика работы с детьми в музее [Н.Ланкова]
Филологическая культура и журналистское образование[Н.Ярыгина]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты…[8]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты…[7]
В финале "Научной одиссеи-2001" российские школьники завоевали 12 наград [Р.Спорышев]
Сколько "весит" портфель первоклассника?[Л. Белоконь]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты…[6]
Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления имени К. В. Россинского [5]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [5]
Интернет-технологии для дистанционного образования [3] [И.Заиграев]
Интернет-технологии для дистанционного образования [2] [И.Заиграев]
Интернет-технологии для дистанционного образования [1] [И.Заиграев]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [4]
Компьютерный экзамен - реалия новой системы образования в России [Центр тестирования "Гуманитарные технологии"]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [3]
Европейский год языков и вариативность педагогических технологий при обучении немецкому языку как второму иностранному [Н.Васильева]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [2]
Воспоминания об окладе жалованья [Н.Смирнова]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [1]
Гуманитарий по натуре, исследователь по характеру, педагог милостью божьей [Н.Смирнова]
"Из зарубеженного" [Н.Смирнова]
Армянский букварь издан в Ростове [А.Малхасян]
Мысли восьмиклассника Игоря о главном [Н.Смирнова]
Не ходите, дети, в школу… [Н.Смирнова]
Сеть трансляции опыта и ноу-хау российских и международных проектов [Н.Пелихов]
Региональные центры академической мобильности в социально-экономической инфраструктуре региона [Н.Пелихов]
О развитии журналистского образования в Кыргызстане [А.Борубаева]
Синергетика информационных взаимодействий [С.Авдеев]
Немного об образовании в Монголии [Д.Уранаа]
Настоящий учитель [А.Скрынникова]
Нелинейное обучение [С.Авдеев]
Школа без стрессов [Н.Лужняк]
Хлопоты и тревоги абитуриентов [А.Лысакова]
Кое-что о народном образовании в ростовском уезде в XIX веке: Краткий обзор архивных материалов. Сельские школы [В.Литвиненко]
Факультет иностранных языков Ростовского государственного педагогического университета [М.Воловикова]
Ростовские аптекари повышают квалификацию [М.Писаренко]
Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя [М.Воловикова]
Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса [Б.Вольфсон]
Современная система школьного и университетского филологического образования [Н.Маевский]
Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования [Е.Корнилов, Н.Маевский]
Кузница кадров для журналистики новостей [М.Андырцев]
Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов]
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал