Светлана Шипунова,
Кубанский государственный университет,
г. Краснодар

Светлана Евгеньевна Шипунова по образованию журналист и политолог, закончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и Академию общественных наук. Работала главным редак-тором краевых газет "Комсомолец Кубани", "Советская Кубань", затем - собственным корреспондентом "Советской России" по Краснодарскому краю. В последние годы занимается литературным творчеством

Жизнь и необыкновенные приключения курочки Рябы
(пособие для начинающих газетчиков)

          В принципе, любая тема может быть изложена в любом жанре. Чтобы наглядно это про-демонстрировать, обратимся, наконец, к сюжету про Курочку Рябу. Ниже этот сюжет (разуме-ется, не целиком, а в достаточных для уяснения вопроса отрывках) последовательно изложен в нескольких жанрах.

Информация

Курица несет золотые яйца?

          Чрезвычайное событие произошло вчера в станице Н-ской. В доме колхозного пенсионера Дедушкина обыкновенная домашняя курица неожиданно снесла... золотое яйцо. Диаметр его -7,4 см в длину и 6,2 см в ширину, вес -154 грамма, форма - вытя-нутый овал, золото скорлупы предположительно 585-й пробы. В Н-скую уже выехали специалисты НИИ домашнего животноводства (отдел аномальных явлений) для изу-чения этого сенсационного факта.
          Что главное в жанре информации? Краткое и четкое сообщение о событии, мак-симальная насыщенность фактическими, как можно более точными, сведениями: что, где, когда и с кем произошло, каковы основные параметры происшедшего. Всё. Боль-ше ничего не требуется. Подробности - в других жанрах.

Репортаж

Я видел это яйцо!

          ...И вот оно - ослепительно сверкая - лежит у меня на ладони. Тяжеленькое, до-ложу я вам! Неужели правда - золото? Даже не верится. А напротив сидит и счастливо улыбается хозяин дома Иван Иваныч Дедушкин. Это еще бодрый для своих 75-ти старичок с козлиной бородкой...
           Главное в репортаже - эффект личного присутствия журналиста, его собственные впечатления от увиденного, которые надо постараться максимально живо и достоверно донести до читателя - так, чтобы у него сложилось ощущение, будто он и сам побывал на месте события. (Вот тут-то и пригодятся детали и подробности - плод вни-мательных наблюдений).

Интервью

И.И. Дедушкин: Спасибо, курочка!

          -Иван Иваныч! Что вы почувствовали в первый момент, когда поняли, что яйцо не простое?
          -Честно сказать, испугался. Курочка-то наша любит по соседним огородам шастать. Вдруг, думаю, она чего-нибудь там клюнула да и проглотила, а теперь вот... здрасьте-пожалуйста!
          В жанре интервью роль рассказчика о событии передается герою, и рассказывать он должен сам, своим характерным языком (хорошо для этого запомнить особые его словечки, интонацию, манеру говорить), а выражать он должен при этом свои собст-венные (а не журналиста) мысли.

Очерк

Золотая птица счастья

          Над станицей вечер. Светятся теплым домашним светом окна ближней клееной опушке хаты. Много лет живут здесь старик со старухой - Иван Иваныч да Марья Петровна. Трудная у них была жизнь - коллективизация, война, потом перестройка... Мало видели они счастья... И вот - на тебе! Совсем уже на старости лет вдруг при-валило! А случилось это так. Однажды ясным летним утром вышла Марья Петровна в сени покормить курочку, глядь, а в корзине что-то блестит...
           Очерк - наиболее "художественный", наиболее близкий к литературе жанр, пред-полагающий использование образных сравнений, метафор, развернутых характеристик героев, их диалогов (которые могут быть и придуманы автором, лишь бы выглядели достоверно), авторских отступлений и т.д. В современной журналистике этот жанр не-популярен, используется крайне редко. Он довольно трудоемок и кажется архаичным, но в некоторых случаях именно очерк позволяет рассказать о человеке наиболее полно и объемно.

Проблемно-критический материал

А бил ли дед?

          Как же могло случиться, что уникальное явление живой природы - снесенное до-машней курицей золотое яйцо - не сумели сохранить в целости до приезда ученых и специалистов? Кто тут виноват? Дед поясняет, что мышка бежала, хвостиком махнула... Допустим. Но тогда возникает вопрос: отчего это у них в избе мыши по столам бегают, и почему баба не борется с вредными грызунами? Мышь, безусловно, виновата и заслуживает самого сурового наказания вплоть до отравления. Куда, кстати, смотрит местная санэпидстанция? Но и старики хороши! Как могло ока-заться столь ценное яйцо на столе? Есть свидетели (соседи), которые показывают, что задолго до мышки дед это яйцо бил, баба била. Зачем они это делали? Уж не со-бирались ли они его просто-напросто съесть?
           В критическом материале главное - ответить на вопрос "кто виноват?". При этом "виноватым" с одинаковым успехом можно сделать любого из имеющихся в наличии персонажей. Объективность позиции автора, справедливость его критики зависят от того, хорошо ли он изучил все обстоятельства дела, выяснил ли все мнения "за" и "против", выслушал ли противоположные точки зрения.

Проблемно-аналитический материал

Не все то золото, что блестит...

          ...И наконец, главный вопрос: а зачем вообще эта Курочка Ряба снесла золотое яичко? Зачем бедных пенсионеров в искушение" ввела? Их и так кто уж только ни обманывал - то ваучер посулят, то прибавку к пенсии... А нужны ли нашим старикам все эти золотые горы, блюдечки с золотой каемочкой и тем более золотые яйца? Не лучше ли, чтобы курочка несла каждый божий день по одному простому яичку, деду с бабой на завтрак?
          Главная характеристика проблемного материала - именно осмысление с разных, в том числе самых неожиданных, сторон заявленной проблемы. Осмысление, которое не обязательно должно заканчиваться разрешением всех вопросов. Очень часто целью таких материалов является как раз сама постановка проблемы, стремление обратить на нее внимание общественности и возможность в дальнейшем вместе обсудить пути ее решения.

          Разумеется, приведенные образцы намеренно утрированы, скорее пародийны, но жанровые различия проследить по ним, думаю, можно. Возьмите любой ходячий сю-жет (от Колобка до Гамлета) и попробуйте интерпретировать его в различных жанрах - неплохое упражнение для начинающего журналиста.
          Жанр - это всего лишь форма. Одно и то же содержание может быть выражено в различных формах, как один человек может быть, в зависимости от ситуации, одет в разные одежды - от спортивного костюма до смокинга. Как одежда должна быть удоб-на и уместна, так и жанр ("одежка" материала) призван органично выражать данное содержание (тему, проблему, героя).
          Традиционно считается, что для событийных, сиюминутных тем лучше всего подходят информационные жанры - собственно информация, корреспонденция (рас-ширенная информация), репортаж, а также комментарий, особенно популярный нын-че жанр, позволяющий быстро реагировать на текущие события, особенно политические. Об официальных событиях, а также важных культурных, спортивных мероприятиях принято сообщать в форме отчета. О человеке, герое лучше рассказать с помощью интервью, беседы, очерка. Проблему (неважно - политическую, экономи-ческую, социальную) следует облекать в форму аналитической статьи, а для дискуссии по наиболее сложным и спорным проблемам хорошо подходит "круглый стол". Большой круг проблем, явлений, событий удобнее всего обозреть в жанре, который так и называется "обзор", или "обозрение". Это может быть международное, сельско-хозяйственное, спортивное обозрение, а также обзор газет, выставок, репертуара теат-ра или кино. Для более подробного и глубокого рассказа о произведении искусства существует жанр рецензии, к сожалению, почти ушедший сегодня со страниц еже-дневной прессы.
          В современной журналистике широко используется смешение двух и более жан-ров в одном материале. Так, в репортаже оказываются куски интервью, и наоборот: интервью прерывается авторскими зарисовками; вполне уместно смотрится вкрапле-ние в очерк цитат из документов, писем, дневников героя. Проблемная статья также может быть "нашпигована" разного рода документами, подтверждающими или опро-вергающими чьи-то суждения. Вообще присутствие живого документа, прямое его ци-тирование (в отличие от пересказа своими словами) - одна из примет современной журналистики, это придает большую достоверность и убедительность любому мате-риалу.

От проблем практической журналистики - до проблем журналистской науки и образования[В.Тулупов]
Журналистское расследование: поиски жанра [А.Станько]
Деятельность редакции по выяснению информационной потребности аудитории Деятельность редакции по выяснению информационной потребности аудитории [Ю.Романова]
Еще один научный журнал по журналистике [А.Акопов]
Современный российский журнал для женщин "Она"[Н.Лужняк]
Мужской журнал XXL [Е.Болгова]
Научная фантастика, пресса и окружающая действительность[Д.Романов]
Журналистика и фантастика как полигоны виртуальной реальности [Д.Романов]
Второе заседание Южно-Российского отделения УМО по специальности "журналистика" [О.Карслидис]
Пресса Сбербанка России [А.Коровка]
Пресса города Невинномысска [А.Сергеенков]
Анализ ситуации на российском информационном рынке [Ю.Коханова]
Региональные СМИ как фактор демократизации российского общества [В.Тулупов]
Обзор периодических изданий г.Шахты [Е.Седлак]
"45-я параллель" [М.Сутулова]
Промоушн периодического издания на информационном рынке [Ю.Коханова]
Петербургское ТВ: от политизированности к партийности [С.Корконосенко]
Первые армянские газеты в Нахичевани-на-Дону [Е.Ахмадулин]
Давайте создавать традиции [Н.Филимоничева]
О литературной критике в современной отечественной периодике [Ю.Уракчеева]
С.М.Киров о литературе и театральном искусстве [В.Боянович]
Интерактивное телевидение в мире и в России [Р.Спорышев]
"Повеса": уже пять лет в России [Ю.Уракчеева]
Первые сатирические журналы на Дону [Е.Ахмадулин]
Россияне помнят, что такое цензура [ФОМ]
Век живи - век учись [Т.Засорина]
"Stereo & video" и "Hi-Fi & music" - путеводители по миру музыкальной техники [О.Гордеева]
Система жанров радиожурналистики [В.Смирнов]
Основные тенденции развития журналистики Кыргызстана [Н.Аманкулова]
Донская учительская периодика в начале 20-го века [Е.Ахмадулин]
Первые шаги монгольского телевидения [С.Энхцэцэг]
"Приазовский край" - первая региональная газета на Дону [Е.Ахмадулин]
ЕПК сеет доброе, вечное [А.Станько]
Первая газета Таганрога [Е.Ахмадулин]
Экстремальная журналистика [В.Тулупов]
Пресса конституционных-демократов на Дону [Е.Ахмадулин]
Из истории демократической печати на Дону [Е.Ахмадулин]
Ежедневные газеты Польши в 90-е годы [М.Геруля]
Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы [М.Нехад]
Компьютерные издания Ростова [П.Чуков]
Жанры в теории и практике журналистики [Л.Шибаева]
Этические проблемы "расследовательской журналистики" [Л.Чиликина]
Научно-популярный журнал "Здоровье" [О.Морева]
Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону [Ю.Козлова]
Разноликая журналистика в зеркале научного журнала [Е.Ахмадулин]
О правовом регулировании рекламы в СМИ [М.Давыдова]
Творческий портрет в зеркале времен [И.Звездина]
Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография [С.Гунькина]
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
© Шипунова Светлана Евгеньевна Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал