Анна Колобова

Фестивали
Там чудеса, там гоблин бродит…

(Записки корреспондента с поехавшей крышей)

Анна Колобова

          ИЗ ОФИЦИАЛЬНОЙ ХРОНИКИ. В ночь с 5 на 6 августа сего года на Завадовой поляне близ поселка Мезмай Апшеронского района Краснодарского края состоялось открытие Пятого Мезмайского Подгрушинского бардовского фестиваля. Концерт прошел под развесистой старой грушей, что нашло свое отражение в названии фестиваля.

          Когда зимняя слякоть и городская рутина достают окончательно, очень нужно, чтобы где-то на свете было такое место, где всегда лето и где тебе обязательно скажут: "Наконец-то приехал!" Много лет подряд для ростовских любителей полудикого отдыха и нелюбителей строгих моральных устоев таким местом был спортивно-оздоровительный (без комментариев!) лагерь РГУ "Лиманчик". Наиболее стойкие дикари-лиманоиды и сейчас к началу августа слетаются туда. Но "Лиманчик" нынче не тот. Вот в наше время… Пардон, конечно, но, проведя в этом благословенном месте более десяти сезонов, я считаю, что имею право на подобное брюзжание. Теперь там слишком людно, слишком грязно, слишком пьяно и матерно…
          Но пока мы оплакивали "Лиманчик", жизнь предложила альтернативный вариант. В 96-м первопроходцы съездили в Богом забытое селение Мезмай на Первый фестиваль и сразу поняли: то самое! Горы, вернее предгорья, - красивые и доступные даже для детей. При отсутствии машины, которую не жалко гробить на здешних дорогах, добираться сюда настолько сложно и многоступенчато, что нормальный добропорядочный человек на это просто не способен. Вот они в Мезмае, слава Богу, и не водятся. Моря нет, и это, конечно, минус, но для любителей острых ощущений есть горная река с температурой воды градусов 11-12…

          ИЗ ОФИЦИАЛЬНОЙ ХРОНИКИ. 6 августа был совершен торжествен-ный массовый спуск по порогу на реке Курджипс, посвященный Пятому Мезмайскому Подгрушинскому бардовскому фестивалю. Группу участников и гостей фестиваля, съехавших вниз по течению на карематах и фальшпопах, возглавил председатель оргкомитета фестиваля Игорь Козлов. Как стало известно корреспонденту "ЛГ" из достоверного источника, И.Козлов, несмотря на многолетний опыт пребывания в Мезмае, никогда упомянутым видом спорта не занимался. Однако, возглавив акцию под давлением общественности, председатель оргкомитета продемонстрировал высокий темп и хорошую технику спуска.

          Сей мезмайский национальный вид спорта требует мужества и точного расчета. Когда ледяной поток несет тебя, переворачивая и захлестывая с головой, только сохраняя хладнокровие можно отделаться считанными синяками и не утопить каремат (кто не знает - это полиуретановый туристский коврик). Лишь горячие головы рискуют обходиться без каремата: это чревато порванными плавками при спуске сидя и ободранным пузом при спуске лежа. Впрочем, в последнее время в моду вошли так называемые фальшпопы - индивидуальные средства защиты того места, которое больше всего страдает.

          ИЗ ОФИЦИАЛЬНОЙ ХРОНИКИ. Гостям и участникам фестиваля были предложены местные напитки. На славу в этом сезоне удался самогон у заслуженного умельца Ивана Федоровича. Традиционное качество и доступная цена снискали ему заслуженную популярность среди любителей авторской песни.

          Трактор работает на солярке, легковой автомобиль - на бензине. Барду для правильного функционирования необходим "сэм". Чем интересней бард - тем больше желающих ему налить. А своевременная подпитка вызывает к жизни новые творческие достижения. Такой вот заколдованный круг.
          Было бы наивным ожидать от съехавшихся из Ростова, Краснодара, Майкопа, Апшеронска и т.д. авторов сплошных шедевров. Равно как и предполагать, что полтысячи слушателей, собравшихся на поляне - все сплошь тонкие ценители авторской песни. Средний уровень - он и есть средний. Пожалуй, именно в этом году было особенно много желающих поскорее отработать в официальной концертной программе и вернуться к гитарным посиделкам в более узкой компании. Благо за четыре предыдущих года более или менее выяснилось, кто чего стоит. А тех, кто чего-то стоит, до обидного мало.
          
          Если отбросить то, что обсуждению не подлежит (сентиментальный доморощенный блатняк, велеречивые страдания по поводу судьбы державы и всякую невнятную лирическую ерунду), то становится ясно, что авторы и исполнители нынче делятся на ревнителей традиции и приверженцев свободы жанра. Дежурная тема для спора: обязательно ли нужно во имя сохранения традиций Визбора, Городницкого, Кукина ограничиваться исполнением песен про рюкзак и ледоруб. Или, учитывая, что авторская песня давно находится в кризисе (что общепризнанно), лучше расширить поле для поиска. Что, например, делает ростовский ансамбль "Consort Renaissance", объединивший усилия с майкопским менестрелем Владимиром Растопченко, давно работающим в жанре стилизации старинных баллад. То, что получилось в результате, звучит настолько здорово, что пропадает всякое желание запихивать это в какие-либо стилевые или жанровые рамки. Даже местные панки с анархистами впали в прострацию.
          Пожалуй, самый приятный момент наступает, когда основная толпа уже схлынула, и в Мезмае остаются "свои". Можно слегка отоспаться, показать друг другу песни, забытые в фестивальной суете. Можно наконец спокойно пообщаться с немного обалделыми, но отменно гостеприимными хозяевами. Впрочем, хозяева заслуживают отдельного разговора.
          "Глюк "Завадова поляна" - детище Геннадия Юрьевича Завады (те, кто в прошлые годы был так или иначе связан с клубом "Планета", отлично его знают) и его сына Тимура. "Глюк" расшифровывается как "горный лагерь юных крышеедов". То есть с поехавшей крышей. А крыша здесь едет у любого приличного человека.
          - Ты где живешь?
          - В барделе, на третьем этаже.
          Не подумайте чего плохого: бардель - это сокращенное бард-отель, и он действительно трехэтажный. Дощатые и бревенчатые избушки меньше всего похожи на деревенские лачуги. Буйная фантазия строителей придала им вид причудливый донельзя. Названия - под стать: "Бардель", "колокольня" (с настоящим колоколом!), "хижина дяди Тима"… За оградой на поляне оборудовано стрельбище - лукодром; здесь же лупят друг друга мечами толкиенисты и занимаются боевыми искусствами все желающие. Раз в год - во время фестиваля - домики наполняются народом "под завязку", а рядом разбивается огромный палаточный лагерь. В остальное время здесь живут по несколько дней туристские группы, идущие через перевал к морю. Иногда приезжают детские кружки юных биологов, экологов - по личной договоренно-сти с руководителями. И все.
          Оба Завады - старший и младший - хотят, чтобы "Завадова поляна" стала стационарным лагерем, преимущественно детским. Думаю, родители, понимающие прелесть дикого житья, ничего лучшего своим детям пожелать не могут. Минимальный комфорт обеспечен, маршруты по самым красивым местам разработаны, спортивные занятия продуманы. Полезная деятельность, в отличие от тупого "трудового воспитания" в пионерских лагерях, направлена на выживание в походных условиях: хворост, вода, костер. Плюс обязательное условие: не зарастать грязью; территория лагеря должна быть чистой. И, конечно, любые занятия могут проводить как биологи с геологами, так и художники с музыкантами.
          Что для этого нужно? Заинтересованные люди и деньги. Впрочем, если будут деньги, появятся и заинтересованные люди. Не вдвоем же реализовывать такой проект!
          Геннадий Юрьевич с Тимуром нынче заняты хождением по инстанциям. По этому поводу мне хочется сказать следующее:
          - Господа чиновники! У вас ведь тоже есть дети. Может быть, уже сле-дующим летом они наотрез откажутся ехать на Канары, заявят, что им осточертел Кипр, а вместо этого выберут "Завадову поляну". А для детей, которым Кипр и Канары не светят, это вообще может оказаться единственным реальным вариантом полноценного отдыха. Ведь вы знаете, почем сейчас путевки в пионерские (или как они сейчас называются?) лагеря. А какие условия в каждом конкретном лагере - вообще никто не знает, и меньше всего - родитель, отправляющий туда свое чадо.
          Пожалуйста, не чините препятствий людям, которые могут сделать лагерь, где детям будет хорошо, а стоить это будет недорого. Ведь по нынешним временам так просто не бывает.

          ИЗ ОФИЦИАЛЬНОЙ ХРОНИКИ. В дни фестиваля рядом с жилищем корреспондента "ЛГ" неоднократно был замечен гоблин в полном облачении с боевым мечом. Гоблин вел себя в целом миролюбиво, но однажды наложил заклятие на подвешенный над костром корреспондентский чайник. В результате последний в течение длительного времени отказывался закипать. После слезных просьб корреспондента гоблин согласился снять заклятие и, в знак примирения, был напоен свежезаваренным чаем.

Не потопите ковчег! [А.Колобова]
Длиннее жизни богоданный срок [В.Рыльцов]
Заметки на полях [А.Хавчин]
Игры, в которые играют режиссеры [А.Колобова]
Страна больных [О.Афанасьев]
Дом со взрослыми [А.Спиглазова]
"Русский язык мы портим..." [А.Хавчин]
Как прекрасен этот мир! [А.Колобова]
На узеньких улочках с голубыми и лиловыми ставнями [И.Семенова]
Звездный дождь [Н.Мещерякова]
Каждый хамит, постольку и насколько он хам [Г.Павлов]
«Доктор наук, профессор, желает работать васей. Условия по договоренности…» [А.Колобова]
Кто «мы» и какие [В.Сидоров, А.Хавчин]
Коррозия родного языка [Г.Павлов]
Homo sapiens, будь не только разумным, но и добрым! [А.Колобова]
Коридорная жизнь как свойство русской ментальности [Л.Зайцева]
Клондайк Юрия Мельницкого [Л.Фрейдлин]
Иван, который песни пел [В.Наставкин]
Музыкальная культура христианского мира: какие мы разные [А.Колобова]
Еще раз про любовь к английскому [С.Николаев]
Художник, заложник [А.Хавчин]
Страна поэтов [Г.Буравчук]
Диалог о музыкальном образовании и судьбе музыканта [Н.Смирнова, А.Колобова]
О духовности и зеленом винограде [А.Хавчин]
Современная педагогика как она есть (или как ее нет) [А.Колобова]
Линия жизни [Л.Фрейдлин]
Не унизить вымыслом правду памяти [В.Семин]
А.П.Чехов и А.М.Макашов [Л.Григорьян]
Телеглумовы [А.Хавчин]
"Власть была, есть и будет..." А что будем есть мы? [А.Колобова]
Можно продать даже собственную болезнь [В.Кононыхина]
Русский буддизм [М.Коломенский]
По России на электричке [С.Зубрилина]
Он заполнял собой весь мир [В.Таршис]
Мануакальная терапия как метод народного целительства [А.Колобова]
Рассказ И.Шоу "Не район, а кладбище" [перевод С.Николаева]
Что имеем, не храним [Ю.Карпун]
Как мы верим [О.Афанасьев]
Поездка на Грохотун [Н.Старцева]
О чем они пели, когда мы плясали? [С.Николаев]
Мой национальный опыт [О.Афанасьев]
Мифы новой России [О.Лукьянченко]
Все движется любовью... [А.Колобова]
Три века в одном десятилетии [О.Лукьянченко]
Дайте зрителю, чего он хочет [Л.Фрейдлин]
Заметки столетнего [О.Афанасьев]
Ползучий крах [Л.Фрейдлин]
Почетный англичанин из Таганрога [Е.Шапочка]
Кое-что из жизни драконов [А.Колобова]
Театр на всю жизнь [Н.Старцева]
"Когда, пронзительнее свиста, я слышу английский язык…" [С.Николаев]
Наш главный алиментщик [Г.Болгасова]
Исправленному - верить! [А.Колобова]
ЛГ Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал