Любовь
Шибаева,
старший преподаватель отделения журналистики
Ростовского госуниверситета |
|
Применение правила "Золотого сечения" при исследовании журналистского текста
ноголетний
опыт обучения будущих журналистов работе в аналитических
жанрах показал, что к самым распространенным ошибкам относятся
нарушения логических связей при построении концепции произведения.
Вопрос, на который предполагает ответить автор, нередко
ставится "не по теме" (или со значительным отклонением
от темы, заявленной в начале текста). Идея не оказывается
ответом на поставленный вопрос; связь идеи с проблемой может
потеряться просто потому, что автора отвлекла яркая деталь,
случайная ассоциация и т.п. При этом самому автору текст
представляется вполне логичным, если он строит изложение
по этапам сбора материала либо следует рассуждениям людей,
от которых получал информацию. Автору бывает трудно выделить
в собственном произведении основные элементы содержания
- тему, проблему, идею, а формулировка концепции ищется
в таком случае в последних абзацах текста. Но конечный вывод
не всегда вытекает из того, что журналист написал выше.....
Задача заключается в том, чтобы, не пересказывая все произведение,
быстро и ясно показать автору, что он на самом деле сказал,
- и помочь увидеть это глазами читателя.
Читатель воспринимает журналистское произведение, интуитивно
подчиняясь всеобщему закону гармонии, согласно которому
наиболее важные смысловые элементы концепции располагаются
по правилу золотого сечения. Для этого читателю не требуются
никакие измерения, не нужно ничего знать о секретах "прекрасных
пропорций" 3:2 или 5:3. Образное выражение "воспринимать
сердцем" обретает почти буквальный смысл, если, вытянув
текст в одну колонку, представить его длину как рост человека
и провести линию через сердце: это и есть линия золотого
сечения. На этом месте обычно заканчивается описание ситуации
(введение читателя в тему) и обозначается проблема произведения.
На таком же расстоянии от конца текста всегда высказывается
идея - истинная мысль автора, которая далее может быть развита,
аргументирована, а может быть и подменена заранее заданным,
"нужным" выводом.
Если даже тема не определилась в первой трети текста или
проблему автор сформулировал еще в заголовке, или главную
мысль высказал в самом начале, - все равно опорные точки
концепции окажутся на "золотых" местах, только
главный вопрос и ответ на него прозвучат на этот раз в другой
форме.
Чтобы увидеть, как представлена читателю проблема, нужно
просто на глаз отмерить треть текста и прочитать 1-2 предшествующих
абзаца. Здесь, как правило, оказывается либо слово "но",
"однако", "хотя" - проблема может быть
обозначена через конфликт, через сопоставление двух противоположных
фактов или утверждений. Здесь - место главного вопроса,
отсюда видно, как он связан с темой.
На таком же расстоянии от конца текста (1/3, 2/5 плюс-минус
абзац) - вторая линия золотого сечения. Здесь автор выразил
свою главную мысль, но не обязательно в виде рационального
высказывания: возможно, через значимую деталь, реплику из
диалога... В заключительных строках текста идея обычно повторяется
- либо в более четкой формулировке, либо в образной форме.
Именно поэтому при сокращении последних абзацев (что случается
очень часто) страдает композиция, но текст не обессмысливается.
Таким образом, при редактировании своего или чужого текста,
заглянув предварительно в места золотого сечения, можно
сразу "схватить" концепцию произведения, оценить
ее логичность и далее, читая весь текст, следить уже за
тем, как концепция будет развернута.
|
Педагогическая публицистика осетинского журналиста и просветителя Гиго Дзасохова [Ф. Казиева ]
"Караван историй" на рынке российской журнальной периодики. [Ю. Носова ]
Режим военного положения и СМИ [Институт проблем информационного права ]
Зарождение частной прессы на Дону. [Е.Ахмадулин, А.Станько]
Демократическая
политическая цензура [Е. Ахмадулин]
Региональная акционерная газета "Приазовский край". [Е.
Воронцова]
Обзор
литературы по проблеме менеджмента СМИ. [К.Кучеров]
В
РФ создана гильдия ветеранов журналистики [Медиасоюз]
Монгольское
телевидение: динамика перестройки [С.Энхцэцэг]
Важнейшие
этапы становления теории менеджмента СМИ [К.Кучеров]
Основные
принципы современного телевизионного менеджмента [К.Кучеров]
"Частным
лицом и на частные средства": "Кубань" купца Мойсеенко [Ю.Лучинский]
Издания
для женщин как часть элитарного журнального сегмента на российском
рынке СМИ [Е.Пленкина]
Альманах
как социокультурный тип периодики [И.Прохорова]
Проблемы
типологии женских изданий [Е.Пленкина]
Жизнь
и необыкновенные приключения курочки Рябы [С.Шипунова]
От
проблем практической журналистики - до проблем журналистской
науки и образования [В.Тулупов]
Журналистское
расследование: поиски жанра [А.Станько]
Деятельность
редакции по выяснению информационной потребности аудитории
[Ю.Романова]
Еще
один научный журнал по журналистике [А.Акопов]
Современный
российский журнал для женщин "Она"[Н.Лужняк]
Мужской
журнал XXL [Е.Болгова]
Научная
фантастика, пресса и окружающая действительность [Д.Романов]
Журналистика
и фантастика как полигоны виртуальной реальности [Д.Романов]
Второе
заседание Южно-Российского отделения УМО по специальности
"журналистика" [О.Карслидис]
Пресса
Сбербанка России [А.Коровка]
Пресса
города Невинномысска [А.Сергеенков]
Анализ
ситуации на российском информационном рынке [Ю.Коханова]
Региональные
СМИ как фактор демократизации российского общества [В.Тулупов]
Обзор
периодических изданий г.Шахты [Е.Седлак]
"45-я
параллель" [М.Сутулова]
Промоушн
периодического издания на информационном рынке [Ю.Коханова]
Петербургское
ТВ: от политизированности к партийности [С.Корконосенко]
Первые
армянские газеты в Нахичевани-на-Дону [Е.Ахмадулин]
Давайте
создавать традиции [Н.Филимоничева]
О
литературной критике в современной отечественной периодике
[Ю.Уракчеева]
С.М.Киров
о литературе и театральном искусстве [В.Боянович]
Интерактивное
телевидение в мире и в России [Р.Спорышев]
"Повеса":
уже пять лет в России [Ю.Уракчеева]
Первые
сатирические журналы на Дону [Е.Ахмадулин]
Россияне
помнят, что такое цензура [ФОМ]
Век
живи - век учись [Т.Засорина]
"Stereo
& video" и "Hi-Fi & music" - путеводители по миру музыкальной
техники [О.Гордеева]
Система
жанров радиожурналистики [В.Смирнов]
Основные
тенденции развития журналистики Кыргызстана [Н.Аманкулова]
Донская учительская периодика в начале 20-го века [Е.Ахмадулин]
Первые
шаги монгольского телевидения [С.Энхцэцэг]
|