Жанна Гончарова

Зачем США тратит деньги на российских студентов

мериканцы - народ довольно странный. С одной стороны о представителях этой нации давно сложился стереотип как о людях, озабоченных исключительно проблемами материальными, извлечением выгоды из любого начинания, будь то запуск космического спутника или выпуск нового вида спичечных коробков. С другой стороны, те же самые американцы, которые и старой газете не дадут пропасть, каждый год выбрасывают миллионы долларов на всевозможные программы обмена, международные образовательные проекты, слеты и конференции. Зачем? Этот простой вопрос мучает участников вышеперечисленных мероприятий, пожалуй, сильнее, чем проблема существования мучила принца датского. Перекачка мозгов, отмывание денег, вербовка спецагентов - вот перечень далеко не самых фантастических предположений на этот счет, какие мне доводилось слышать. Так зачем же все это нужно США? Попытаюсь сделать ряд предположений, описав Российско-американскую студенческую конференцию '"Демократические партнеры", которая вот уже третий год проходила в знаменитом Стэнфордском университете в Калифорнии, в которой мне посчастливилось принять участие.
       Вот уже третий год в стенах одного из лучших университетов США собираются 25 российских и 15 американских студентов для обсуждения российско-американских отношений. Участники обеих сторон проходили двухэтапный конкурсный отбор, который включал написание нескольких эссе, разработку общественного проекта и интервью с организаторами конференции - студенческими лидерами Стэнфорда. "Наша миссия - обеспечить диалог между студентами России и США и между обеими нациями"? - было громко заявлено в программе. Реализована идея в лучших традициях Стэнфорда - с большим количеством именитых гостей, но в довольно непринужденной обстановке.
       Помимо серьезных дискуссий и лекций расписание включало в себя и много развлекательных программ: экскурсию в Сан-Франциско, поездку на пляж в Санта-Круз и многое другое. И это при том, что организаторы все время жаловались на скромный бюджет мероприятия, "в этом году мы очень ограничены в средствах, нам удалось собрать всего-то 60.000 долларов", сетовали руководители проекта. Собирали деньги долго, по различным комитетам, отделам университета, некоммерческим организациям и даже у частных лиц. Впрочем, довольно типичное явление для США, которое показывает, что за подобные проекты готовы платить не только государство, но и граждане.
       Участники конференции жили в общежитии Стэнфорда вместе со студентами университета. Моя соседка по комнате поведала мне, что желающих подселить к себе на время конференции студентов из России было так много, что заявки подавались еще в прошлом году, при том, что за подобное гостеприимство студенты не получали ничего, кроме возможности поболтать с русскими во время редких минут свободного времени.
       График конференции свободным действительно не назовешь, время было расписано буквально по минутам. Первый день был посвящен знакомству со Стэнфордом - легендарным университетом США, подарившему нации 12 лауреатов Нобелевской премии и сотни виднейших деятелей страны. В Стэнфорде любят шутить о том, что Гарвард сам сотворил себе главного конкурента в виде Стэнфорда. B 1891 году чета миллионеров Джейн и Лилэнд Стэнфорд обратились в Гарвард с просьбой назвать одно из зданий университета в честь своего единственного сына, умершего от тифа в пятнадцатилетнем возрасте. Несмотря на предложенное баснословное денежное пожертвование, администрация Гарварда дала категоричный отказ. Скорбящим родителям не оставалось сделать ничего другого, как основать в честь своего ребенка университет, который смог бы составить конкуренцию самому Гарварду. На официальной печати Стэнфорда выгравирована цитата фон Гуттена: "Веет дух свободы" - своеобразный девиз Стэнфорда. Эта фраза определяет всю политику университета. Достаточно вспомнить, что ректором Стэнфорда совсем недавно была Кондолиза Райс - первая женщина-ректор и первая афро-американка, занявшая подобный пост. Ныне политологи прочат ей стать первой женщиной - президентом США. Она открывала конференцию прошлого года. Гости этого года так же отличались звездностью состава. С лекциями и дискуссиями выступили известные политологи Блэкер, Мак Фолл и Глория Даффи, посол США Ричард Монингстар, консул России в Сан-Франциско генерал Виктор Лизун, легендарный стэнфордский профессор Дэвид Кеннеди, профессор Ричард Блум. "Гвоздем" программы был министр обороны США Вильям Перри. Круг обсуждаемых вопросов был чрезвычайно широк. В первую очередь рассматривались проблемы внешнеполитических отношений в мире после событий 11 сентября, перспективы вступления России в НАТО, российско-американские экономические связи, проблемы гражданского общества. Важным моментом программы явилась так называемая симуляция: студенты должны были почувствовать себя членами кабинетов США и России и после двухдневных переговоров подписать двусторонний договор по расширению НАТО.
       Таковы были цели и программа конференции. Что в итоге? Конечно, наивно полагать, что подобные конференции реально могут изменить ход развития дипломатических отношений США и России и будет достигнут обещанный диалог культур. Также очевидно, что обсуждаемые вопросы слишком сложны и широки для исчерпывающего объяснения. И, наконец, несмотря на график работы, студенты, как русские, так и американские, в первую очередь запомнили экскурсии, неформальное общение и яркое калифорнийское солнце. Так неужели 60000 долларов американских налогоплательщиков были потрачены на увеселительное мероприятие? Отнюдь. Помимо приятных впечатлений и разработанных проектов участники конференции вынесли кое-что еще. Русские студенты получили возможность воочию видеть тех, кто будет творить внешнюю политику США лет через 20. Интересен тот факт, что многие участники с американской стороны - эмигранты или дети эмигрантов из бывших республик СССР, почти все прекрасно говорят по-русски, так что порой легко было забыть, какую сторону представляют некоторые студенты. Да и назвать каких-нибудь Мишу и Полину американцами язык не поворачивался. А ведь многие из таких студентов специализируются на российско-американских отношениях. Таким образом, противопоставление "мы-они" в сознании несколько стирается, и США уже не воспринимается как нечто чуждое и постороннее. По-моему, подобные программы - это идеальный прием PR для американской политики. Сотрудник Американских Советов по международным образовательным обменам как-то, отвечая в тысячный раз на вопрос "зачем?", сформулировал суть подобных пограмм очень просто: "Мы выбираем молодежь с задатками лидерства, неважно в какой области. Лет через 10-15 наши участники будут занимать руководящие посты различного уровня и в различных областях деятельности. И у каждого из них уже сформировано положительное отношение к США, что благоприятно скажется на поведении переговоров, подписании контрактов, соглашений и распространении американского образа ведения дел." Так что, тратя каждый год миллионы долларов на всевозможные программы обмена, слеты и т. п., американцы не занимаются ни благотворительностью, ни переманиванием талантов - для этого существуют другие способы и организации. Просто США беспокоятся о будущем, о своем собственном имидже и в перспективе - о внешнеполитических успехах.

"Вспомнить всё!"
[Е. Лаврова]
Легко ли получить журналистское образование в Австралии?
[Т. Дегтярева]
К вопросу о создании журналистских специализаций на филологических факультетах [Н.Ярыгина]
Методика работы с детьми в музее [Н.Ланкова]
Филологическая культура и журналистское образование[Н.Ярыгина]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты…[8]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты…[7]
В финале "Научной одиссеи-2001" российские школьники завоевали 12 наград [Р.Спорышев]
Сколько "весит" портфель первоклассника?[Л. Белоконь]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты…[6]
Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления имени К. В. Россинского [5]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [5]
Интернет-технологии для дистанционного образования [3] [И.Заиграев]
Интернет-технологии для дистанционного образования [2] [И.Заиграев]
Интернет-технологии для дистанционного образования [1] [И.Заиграев]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [4]
Компьютерный экзамен - реалия новой системы образования в России [Центр тестирования "Гуманитарные технологии"]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [3]
Европейский год языков и вариативность педагогических технологий при обучении немецкому языку как второму иностранному [Н.Васильева]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [2]
Воспоминания об окладе жалованья [Н.Смирнова]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [1]
Гуманитарий по натуре, исследователь по характеру, педагог милостью божьей [Н.Смирнова]
"Из зарубеженного"
[Н.Смирнова]
Армянский букварь издан в Ростове [А.Малхасян]
Мысли восьмиклассника Игоря о главном [Н.Смирнова]
Не ходите, дети, в школу… [Н.Смирнова]
Сеть трансляции опыта и ноу-хау российских и международных проектов [Н.Пелихов]
Региональные центры академической мобильности в социально-экономической инфраструктуре региона [Н.Пелихов]
О развитии журналистского образования в Кыргызстане [А.Борубаева]
Синергетика информационных взаимодействий [С.Авдеев]
Немного об образовании в Монголии [Д.Уранаа]
Настоящий учитель [А.Скрынникова]
Нелинейное обучение [С.Авдеев]
Школа без стрессов [Н.Лужняк]
Хлопоты и тревоги абитуриентов [А.Лысакова]
Кое-что о народном образовании в ростовском уезде в XIX веке: Краткий обзор архивных материалов. Сельские школы [В.Литвиненко]
Факультет иностранных языков Ростовского государственного педагогического университета [М.Воловикова]
Ростовские аптекари повышают квалификацию [М.Писаренко]
Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя [М.Воловикова]
Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса [Б.Вольфсон]
Современная система школьного и университетского филологического образования [Н.Маевский]
Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования [Е.Корнилов, Н.Маевский]
Кузница кадров для журналистики новостей [М.Андырцев]
Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов]
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал