Зачем США тратит деньги на российских студентов
мериканцы - народ довольно странный. С одной стороны о представителях
этой нации давно сложился стереотип как о людях, озабоченных
исключительно проблемами материальными, извлечением выгоды
из любого начинания, будь то запуск космического спутника
или выпуск нового вида спичечных коробков. С другой стороны,
те же самые американцы, которые и старой газете не дадут
пропасть, каждый год выбрасывают миллионы долларов на всевозможные
программы обмена, международные образовательные проекты,
слеты и конференции. Зачем? Этот простой вопрос мучает участников
вышеперечисленных мероприятий, пожалуй, сильнее, чем проблема
существования мучила принца датского. Перекачка мозгов,
отмывание денег, вербовка спецагентов - вот перечень далеко
не самых фантастических предположений на этот счет, какие
мне доводилось слышать. Так зачем же все это нужно США?
Попытаюсь сделать ряд предположений, описав Российско-американскую
студенческую конференцию '"Демократические партнеры",
которая вот уже третий год проходила в знаменитом Стэнфордском
университете в Калифорнии, в которой мне посчастливилось
принять участие.
Вот уже третий
год в стенах одного из лучших университетов США собираются
25 российских и 15 американских студентов для обсуждения
российско-американских отношений. Участники обеих сторон
проходили двухэтапный конкурсный отбор, который включал
написание нескольких эссе, разработку общественного проекта
и интервью с организаторами конференции - студенческими
лидерами Стэнфорда. "Наша миссия - обеспечить диалог
между студентами России и США и между обеими нациями"?
- было громко заявлено в программе. Реализована идея в лучших
традициях Стэнфорда - с большим количеством именитых гостей,
но в довольно непринужденной обстановке.
Помимо серьезных
дискуссий и лекций расписание включало в себя и много развлекательных
программ: экскурсию в Сан-Франциско, поездку на пляж в Санта-Круз
и многое другое. И это при том, что организаторы все время
жаловались на скромный бюджет мероприятия, "в этом
году мы очень ограничены в средствах, нам удалось собрать
всего-то 60.000 долларов", сетовали руководители проекта.
Собирали деньги долго, по различным комитетам, отделам университета,
некоммерческим организациям и даже у частных лиц. Впрочем,
довольно типичное явление для США, которое показывает, что
за подобные проекты готовы платить не только государство,
но и граждане.
Участники конференции
жили в общежитии Стэнфорда вместе со студентами университета.
Моя соседка по комнате поведала мне, что желающих подселить
к себе на время конференции студентов из России было так
много, что заявки подавались еще в прошлом году, при том,
что за подобное гостеприимство студенты не получали ничего,
кроме возможности поболтать с русскими во время редких минут
свободного времени.
График конференции
свободным действительно не назовешь, время было расписано
буквально по минутам. Первый день был посвящен знакомству
со Стэнфордом - легендарным университетом США, подарившему
нации 12 лауреатов Нобелевской премии и сотни виднейших
деятелей страны. В Стэнфорде любят шутить о том, что Гарвард
сам сотворил себе главного конкурента в виде Стэнфорда.
B 1891 году чета миллионеров Джейн и Лилэнд Стэнфорд обратились
в Гарвард с просьбой назвать одно из зданий университета
в честь своего единственного сына, умершего от тифа в пятнадцатилетнем
возрасте. Несмотря на предложенное баснословное денежное
пожертвование, администрация Гарварда дала категоричный
отказ. Скорбящим родителям не оставалось сделать ничего
другого, как основать в честь своего ребенка университет,
который смог бы составить конкуренцию самому Гарварду. На
официальной печати Стэнфорда выгравирована цитата фон Гуттена:
"Веет дух свободы" - своеобразный девиз Стэнфорда.
Эта фраза определяет всю политику университета. Достаточно
вспомнить, что ректором Стэнфорда совсем недавно была Кондолиза
Райс - первая женщина-ректор и первая афро-американка, занявшая
подобный пост. Ныне политологи прочат ей стать первой женщиной
- президентом США. Она открывала конференцию прошлого года.
Гости этого года так же отличались звездностью состава.
С лекциями и дискуссиями выступили известные политологи
Блэкер, Мак Фолл и Глория Даффи, посол США Ричард Монингстар,
консул России в Сан-Франциско генерал Виктор Лизун, легендарный
стэнфордский профессор Дэвид Кеннеди, профессор Ричард Блум.
"Гвоздем" программы был министр обороны США Вильям
Перри. Круг обсуждаемых вопросов был чрезвычайно широк.
В первую очередь рассматривались проблемы внешнеполитических
отношений в мире после событий 11 сентября, перспективы
вступления России в НАТО, российско-американские экономические
связи, проблемы гражданского общества. Важным моментом программы
явилась так называемая симуляция: студенты должны были почувствовать
себя членами кабинетов США и России и после двухдневных
переговоров подписать двусторонний договор по расширению
НАТО.
Таковы были цели
и программа конференции. Что в итоге? Конечно, наивно полагать,
что подобные конференции реально могут изменить ход развития
дипломатических отношений США и России и будет достигнут
обещанный диалог культур. Также очевидно, что обсуждаемые
вопросы слишком сложны и широки для исчерпывающего объяснения.
И, наконец, несмотря на график работы, студенты, как русские,
так и американские, в первую очередь запомнили экскурсии,
неформальное общение и яркое калифорнийское солнце. Так
неужели 60000 долларов американских налогоплательщиков были
потрачены на увеселительное мероприятие? Отнюдь. Помимо
приятных впечатлений и разработанных проектов участники
конференции вынесли кое-что еще. Русские студенты получили
возможность воочию видеть тех, кто будет творить внешнюю
политику США лет через 20. Интересен тот факт, что многие
участники с американской стороны - эмигранты или дети эмигрантов
из бывших республик СССР, почти все прекрасно говорят по-русски,
так что порой легко было забыть, какую сторону представляют
некоторые студенты. Да и назвать каких-нибудь Мишу и Полину
американцами язык не поворачивался. А ведь многие из таких
студентов специализируются на российско-американских отношениях.
Таким образом, противопоставление "мы-они" в сознании
несколько стирается, и США уже не воспринимается как нечто
чуждое и постороннее. По-моему, подобные программы - это
идеальный прием PR для американской политики. Сотрудник
Американских Советов по международным образовательным обменам
как-то, отвечая в тысячный раз на вопрос "зачем?",
сформулировал суть подобных пограмм очень просто: "Мы
выбираем молодежь с задатками лидерства, неважно в какой
области. Лет через 10-15 наши участники будут занимать руководящие
посты различного уровня и в различных областях деятельности.
И у каждого из них уже сформировано положительное отношение
к США, что благоприятно скажется на поведении переговоров,
подписании контрактов, соглашений и распространении американского
образа ведения дел." Так что, тратя каждый год миллионы
долларов на всевозможные программы обмена, слеты и т. п.,
американцы не занимаются ни благотворительностью, ни переманиванием
талантов - для этого существуют другие способы и организации.
Просто США беспокоятся о будущем, о своем собственном имидже
и в перспективе - о внешнеполитических успехах.
|
"Вспомнить всё!" [Е. Лаврова]
Легко ли получить журналистское образование в Австралии? [Т. Дегтярева]
К вопросу о создании журналистских специализаций на филологических факультетах [Н.Ярыгина]
Методика работы с детьми в музее [Н.Ланкова]
Филологическая культура и журналистское образование[Н.Ярыгина]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты…[8]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты…[7]
В финале "Научной одиссеи-2001" российские школьники завоевали 12 наград [Р.Спорышев]
Сколько "весит" портфель первоклассника?[Л. Белоконь]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты…[6]
Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления имени К. В. Россинского [5]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [5]
Интернет-технологии для дистанционного образования [3] [И.Заиграев]
Интернет-технологии для дистанционного образования [2] [И.Заиграев]
Интернет-технологии для дистанционного образования [1] [И.Заиграев]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [4]
Компьютерный экзамен - реалия новой системы образования в России [Центр тестирования "Гуманитарные технологии"]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [3]
Европейский год языков и вариативность педагогических технологий при обучении немецкому языку как второму иностранному [Н.Васильева]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [2]
Воспоминания об окладе жалованья [Н.Смирнова]
Новости сервера STUDENT.BY.COM: стипендии, конкурсы, гранты… [1]
Гуманитарий по натуре, исследователь по характеру, педагог милостью божьей [Н.Смирнова]
"Из зарубеженного" [Н.Смирнова]
Армянский букварь издан в Ростове [А.Малхасян]
Мысли восьмиклассника Игоря о главном [Н.Смирнова]
Не ходите, дети, в школу… [Н.Смирнова]
Сеть трансляции опыта и ноу-хау российских и международных проектов [Н.Пелихов]
Региональные центры академической мобильности в социально-экономической инфраструктуре региона [Н.Пелихов]
О развитии журналистского образования в Кыргызстане [А.Борубаева]
Синергетика информационных взаимодействий [С.Авдеев]
Немного об образовании в Монголии [Д.Уранаа]
Настоящий учитель [А.Скрынникова]
Нелинейное обучение [С.Авдеев]
Школа без стрессов [Н.Лужняк]
Хлопоты и тревоги абитуриентов [А.Лысакова]
Кое-что о народном образовании в ростовском уезде в XIX веке: Краткий обзор архивных материалов. Сельские школы [В.Литвиненко]
Факультет иностранных языков Ростовского государственного педагогического университета [М.Воловикова]
Ростовские аптекари повышают квалификацию [М.Писаренко]
Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя [М.Воловикова]
Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процесса [Б.Вольфсон]
Современная система школьного и университетского филологического образования [Н.Маевский]
Многоуровневая (многоступенчатая) система современного университетского образования [Е.Корнилов, Н.Маевский]
Кузница кадров для журналистики новостей [М.Андырцев]
Кто решает проблемы журналистского образования? [А.Станько, А.Акопов]
Некоторые проблемы подготовки магистров [В.Думбай]
Ростов-Дортмунд [А.Беспалова]
Стажировка в Германии [Э.Зинченко]
Год в американской школе [Н.Швецова]
Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]
Одаренные дети [Б.Вольфсон]
Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]
Проблемы журналистского образования [А.Станько]
Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]
Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высоко-профессиональная работа? [Н.Пелихов]
Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]
Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]
Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]
Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]
Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]
Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
|