Юлия Носова,
студентка 4-го курса отделения международной журналистики
Ростовского гос. университета

"Караван историй" на рынке российской журнальной периодики

жемесячный журнал "Караван историй" начал выходить в марте 1998 и очень быстро стал одним из хитов издательского года: всего за несколько месяцев он поднялся на одну из верхних строчек в рейтинговой таблице популярных журналов. На сегодняшний день вышло 47 номеров и с каждым разом тираж увеличивается. В чем же причина такой популярности? Журнал распространяется в розницу и его тираж составляет около 301200 экземпляров. Примерно 200 тысяч из этого числа приходится на Москву и Московскую область. По количеству покупаемых номеров среди крупных городов России Ростов-на-Дону (9664 экз.) занимает вторую строчку после Санкт-Петербурга (22704). Это свидетельствует об особенном внимании жителей нашей области к этому изданию. Итак, какова же аудитория журнала "Караван историй"? (Данные исследования Gallup Media Russia. NRS, Москва, май - октябрь 2001г.) Количественные характеристики аудитории. Данные по аудитории одного номера наиболее популярных женских, семейных и научно-популярных ежемесячных журналов в процентах от взрослого населения Москвы (7 063 700 чел.) и в абсолютных цифрах (количество человек).
  % Человек
Караван истории 8,5 597 900
Cosmopolitan 6,1 429 300
Geo 2,4 170 200
Домашний очаг 2,0 138 500
Elle 1,8 125 700
Vogue 1,6 112 800
Домовой 1,3 89 200
Harper`s Bazaar 0,6 43 300

Как показывают исследования, "Караван историй" занимает первое место в рейтинге наиболее популярных ежемесячных изданий, причем в течение года динамика его рейтинга устойчиво положительна в отличие от многих других изданий. Благодаря этому "Караван историй" значительно опережает конкурентов, а также намного обогнал прежнего лидера рейтинга - журнал "Cosmopolitan". Темпы роста аудитории наглядно показывает сравнение полугодовой аудитории "Каравана истории" с предыдущими исследованиям: в ноябре 2000 - 12,7% в феврале 2001 - 15,0% в апреле 2001 - 16,5% И сегодня эти цифры продолжают расти. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что журнал "Караван историй" является лидером рынка ежемесячной прессы. Социально-демографические характеристики аудитории Пол женщины Мужчины Караван историй 77 % 23 % Cosmopolitan 80% 20 % Elle 83,5 % 16,5 % Домашний очаг 85,1% 14,5 % Таким образом, хотя большинство читателей журнала "Караван историй" составляют женщины, он интересует также значительную часть мужской аудитории. Возраст 16-24 25-34 35-44 45-54 Караван историй 18 % 25% 25 % 16 % Cosmopolitan 38 % 28,0 % 18,0 % 11,0 % Vogue 35 % 33,0% 19,0 % 9 % Elle 40 % 29 % 18% 8 % Можно сделать вывод, что журнал "Караван историй" одинаково интересен для всех основных возрастных групп читательской аудитории, причем в ней преобладает наиболее потребительски активная группа - от 25 до 44 лет, тогда как большая часть аудитории традиционный женских журналов - молодые читательницы 16-24 лет. Доход низкий средний высокий нет ответа Караван историй 11,5% 38,9 % 21,8 % 27,9 % Необходимо отметить, что опрашиваемые в ходе исследования читатели не особенно охотно отвечают на вопрос о доходах (нередки случаи отказа). Поскольку при проведении опросов существует тенденция занижения реального уровня доходов, можно предположить, что низкий и средний доход скорее говорят о доходе среднем и выше среднего. Поэтому эти данные приблизительны. Финансовое положение Высокообеспеченные - 12,0% Обеспеченные - 30,0% Среднеобеспеченные - 31,0% Малообеспеченные - 19,0% (Определяется, исходя из данных о затратах на продукты питания. "Высокообеспеченные" тратят на продукты питания менее 25% семейного дохода, "обеспеченные" - 25-50%, "среднеобеспеченные" - 50-75%, "малообеспеченные" - более 75% семейного дохода.) Таким образом, примерно 80% читателей "Каравана истории" могут быть отнесены к обеспеченной группе населения. Теперь обратимся к самому журналу, его содержательным и структурным особенностям. "Караван историй" - это красочное издание, в котором публикуются материалы о ярких личностях, любовных историях знаменитостей, захватывающих приключениях и самых неординарных событиях века. Высокое полиграфическое качество (печатается в Финляндии) делает его привлекательным не только для чтения, но и для беглого просмотра. Не секрет, что многие любят просто полистать красивый журнал, посмотреть фотографии. А во всех номерах этого издания практически нет страницы без иллюстрации. Кстати, одна из особенностей "Каравана" - публикация редких или ранее не распространяемых снимков. И конечно в связи с этим нельзя не упомянуть про эксклюзивные фото-рубрики (проекты Екатерины Рождественской). Их объединяет нетрадиционный подход к фотографиям известных людей. Проект "Частная коллекция" построен на соответствии репродукций знаменитых картин и постановочных снимков знаменитостей. Например, в последнем номере (май 2002) фото Николая Расторгуева - "копия" картины В. Г. Перова "Портрет писателя А. Н. Островского" (1871). Этот очень удачный, на мой взгляд, проект выполняет сразу две задачи - и образовательную, и развлекательно-эстетическую. Проект "Ассоциации" представляет своих героев в виде цветов и растений. Например, Валерия в образе сакуры, Марина Юдашкина - пион, Наталья Селезнева - фиалка. Название еще одной серии фотографий "Реинкарнация" говорит само за себя. На снимках изображаются 5 "прошлых жизней". По замыслу авторов Алена Свиридова (апрель 2002) была сначала Медузой Горгоной, дикаркой в тигровой шкуре, потом куклой наследника Тутти, девушкой с веслом и, наконец, самой собой. Веселый проект "Мечты детства": детская фотография известного человека и "снимок его мечты". Как оказалось, не все звезды в юном возрасте хотели быть артистами или космонавтами. Из номера в номер переходят постоянные рубрики такие как "Искусство жить", "Звездный след", "Штрих", "Love STORY", "Имена". Но деление материалов по этим разделам довольно условно, на мой взгляд. Любой материал связан с каким-нибудь громким именем, обязательно присутствует яркая скандальная история любви. Поэтому если поменять статьи из разных рубрик местами, это не будет заметно. Все публикации объединяет единый стиль и жанровая форма. Удивительно как похожа манера письма разных авторов в этом журнале. Но это не минус, а скорее плюс - сохраняется единая стилевая линия. Тем более, что она очень удачная: очерковая форма, в которой присутствует и элемент скандальности, и раскрытие секретов звезд, их откровения о себе самих и о своих коллегах. Особенное внимание заостряется на взлетах и падениях, на наркомании и алкоголизме, на несчастной любви и разводах. Представители звездного Олимпа, таким образом, становятся ближе обычному читателю: даже у богатых и знаменитых есть проблемы. Часто повествование ведется даже от первого лица, что создает впечатление исповеди. С той же целью в название статьи выносится цитата или наиболее яркие абзацы-цитаты выделяются крупным шрифтом и цветом. За время своего существования "Караван историй" успел рассказать уже об очень многих знаменитостях. В этом звездном списке (янв 2002) Джон Траволта, Патрисия Каас, (февр 2002) Адриано Челентано, Сильвестр Сталлоне, (март 2002) Жан Рено, Генри Миллер, Анжелина Джоли, (апр 2002) Шерон Стоун, Жан Поль Бельмондо, (май 2002) Орнелла Мути, Джон Белуши, Клаудиа Шифер. Это далеко не полный список, тем более что в него я не включила многочисленные российские звезды. Особенно радует, что героями материалов становятся не только сегодняшние звезды кино и подиума, но и писатели, и художники: Леонардо да Винчи, Николай Гумилев, Лев Толстой, Эдуард Мане и другие. Встречаются (рубрика "Факт") и статьи об неизвестных эпизодах известных исторических событий, о политических деятелях. Завершает номер традиционно гороскоп на месяц по знакам Зодиака. Необходимым минусом издания является слишком большой объем рекламы. В среднем она занимает около 1/3 всего объема (75 из 224 страниц). В основном это реклама косметики, ювелирных магазинов и аксессуаров, одежды и обуви престижных марок, фешенебельных жилых комплексов и т.д. Несомненно, что все эти рекламодатели ориентируются на аудиторию с достатком выше среднего. В целом можно сделать вывод о том, что популярность ежемесячного журнала "Караван историй" вполне закономерна. Это легкое, интересное, познавательное чтение и отличные иллюстрации. И что самое главное, информация в этом журнале не устаревает! Здесь нет быстро меняющейся моды и новостей. Такое издание можно отложить до следующего месяца или до отпуска, если нет времени его прочитать в настоящий момент. Итак, "Караван историй" полностью соответствует своему типу - массовый научно-популярный журнал.


Режим военного положения и СМИ
[Институт проблем информационного права ]
Зарождение частной прессы на Дону.
[Е.Ахмадулин, А.Станько]
Демократическая политическая цензура
[Е. Ахмадулин]
Региональная акционерная газета "Приазовский край".
[Е. Воронцова]
Обзор литературы по проблеме менеджмента СМИ. [К.Кучеров]
В РФ создана гильдия ветеранов журналистики [Медиасоюз]
Монгольское телевидение: динамика перестройки [С.Энхцэцэг]
Важнейшие этапы становления теории менеджмента СМИ [К.Кучеров]
Основные принципы современного телевизионного менеджмента [К.Кучеров]
"Частным лицом и на частные средства": "Кубань" купца Мойсеенко [Ю.Лучинский]
Издания для женщин как часть элитарного журнального сегмента на российском рынке СМИ [Е.Пленкина]
Альманах как социокультурный тип периодики [И.Прохорова]
Проблемы типологии женских изданий [Е.Пленкина]
Жизнь и необыкновенные приключения курочки Рябы [С.Шипунова]
От проблем практической журналистики - до проблем журналистской науки и образования[В.Тулупов]
Журналистское расследование: поиски жанра [А.Станько]
Деятельность редакции по выяснению информационной потребности аудитории Деятельность редакции по выяснению информационной потребности аудитории [Ю.Романова]
Еще один научный журнал по журналистике [А.Акопов]
Современный российский журнал для женщин "Она"[Н.Лужняк]
Мужской журнал XXL [Е.Болгова]
Научная фантастика, пресса и окружающая действительность[Д.Романов]
Журналистика и фантастика как полигоны виртуальной реальности [Д.Романов]
Второе заседание Южно-Российского отделения УМО по специальности "журналистика" [О.Карслидис]
Пресса Сбербанка России [А.Коровка]
Пресса города Невинномысска [А.Сергеенков]
Анализ ситуации на российском информационном рынке [Ю.Коханова]
Региональные СМИ как фактор демократизации российского общества [В.Тулупов]
Обзор периодических изданий г.Шахты [Е.Седлак]
"45-я параллель" [М.Сутулова]
Промоушн периодического издания на информационном рынке [Ю.Коханова]
Петербургское ТВ: от политизированности к партийности [С.Корконосенко]
Первые армянские газеты в Нахичевани-на-Дону [Е.Ахмадулин]
Давайте создавать традиции [Н.Филимоничева]
О литературной критике в современной отечественной периодике [Ю.Уракчеева]
С.М.Киров о литературе и театральном искусстве [В.Боянович]
Интерактивное телевидение в мире и в России [Р.Спорышев]
"Повеса": уже пять лет в России [Ю.Уракчеева]
Первые сатирические журналы на Дону [Е.Ахмадулин]
Россияне помнят, что такое цензура [ФОМ]
Век живи - век учись [Т.Засорина]
"Stereo & video" и "Hi-Fi & music" - путеводители по миру музыкальной техники [О.Гордеева]
Система жанров радиожурналистики [В.Смирнов]
Основные тенденции развития журналистики Кыргызстана [Н.Аманкулова]
Донская учительская периодика в начале 20-го века [Е.Ахмадулин]
Первые шаги монгольского телевидения [С.Энхцэцэг]
"Приазовский край" - первая региональная газета на Дону [Е.Ахмадулин]
ЕПК сеет доброе, вечное [А.Станько]
Первая газета Таганрога [Е.Ахмадулин]
Экстремальная журналистика [В.Тулупов]
Пресса конституционных-демократов на Дону [Е.Ахмадулин]
Из истории демократической печати на Дону [Е.Ахмадулин]
Ежедневные газеты Польши в 90-е годы [М.Геруля]
Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы [М.Нехад]
Компьютерные издания Ростова [П.Чуков]
Жанры в теории и практике журналистики [Л.Шибаева]
Этические проблемы "расследовательской журналистики" [Л.Чиликина]
Научно-популярный журнал "Здоровье" [О.Морева]
Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону [Ю.Козлова]
Разноликая журналистика в зеркале научного журнала [Е.Ахмадулин]
О правовом регулировании рекламы в СМИ [М.Давыдова]
Творческий портрет в зеркале времен [И.Звездина]
Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография [С.Гунькина]
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
©Носова Юлия Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал