Людмила Иванова,
преподаватель филологического факультета Тольяттинского госуниверситета


Современная пресса Автограда

ажнейшей приметой современности (по сравнению с концом 80-х годов) является типологическое расширение изданий газетного типа - как общероссийских, так и региональных. Не претендуя на комплексный научный анализ данного явления, важными составляющими которого являются выявление тенденций его развития и исторический подход, попытаемся рассмотреть данное явление на примере современных газет города Тольятти. Сведения представлены по состоянию на 1 августа 2002 года. Просмотренные номера составляют 20 % от общего количества ежедневно выходящих газет и 50 % - от еженедельно выходящих. Итоги рейтинга, проведенного Центром социальных технологий г. Тольятти, на которые мы будем ссылаться в нашей статье, приведены на начало января 2002 года. Указание на тираж изданий делается с учетом тиража одного номера.
          В связи с заметной тенденцией – типологическим расширением изданий газетного типа – положение газеты среди других городских масс-медиа в последние несколько лет заметно упрочилось.
          Типологическую характеристику изданий газетного типа г. Тольятти начнем с традиционного типа массового издания общественно-политического характера. Это тип изданий, адресуемых “всем” жителям города и повествующих «обо всем». Из тольяттинских изданий – это «Презент», «Площадь свободы», «Тольяттинское обозрение», «Городские ведомости», группа газет «Миллион» и др. Учредителями данных изданий являются органы управления, общественные и частные организации: это - ООО «Издательский дом «Тольятти-пресс» (газета «Площадь свободы»); АОЗТ «Редакция газеты «Презент» («Презент»); редакция газеты «Тольяттинское обозрение» («Тольяттинское обозрение»); - мэрия г. Тольятти («Городские ведомости»); редакция газеты «Миллион» (газета «Миллион»). Газеты выполняют главные функции, присущие изданиям для «всех»: оперативное информирование жителей обо всех наиболее важных событиях городской жизни, обзор текущих событий и проведение анализа. Под влиянием современных процессов тематика данных изданий претерпела значительную трансформацию. Теперь в них освещаются не только политические и экономические события, но и новости официальной, криминальной, социальной, культурной и других сфер. Все, что происходит в городе, вызывает интерес его жителей и, соответственно, получает освещение в городской прессе. Традиционная для общественно-политических газет ежедневная периодичность ряда изданий не сохранилась. Максимальное число выпусков – пять раз в неделю – готовят «Тольяттинское обозрение» (распространяется по подписке, на 8 полосах формата А3, тираж одного номера 3500 экземпляров), и «Площадь свободы» (8 полос формата А3, тираж 37 000 экз.). Газета «Презент» выходит четыре раза в неделю (тираж 200 000 экз., А4, 16 полос), «Миллион» (тираж 180 000 экз., А3, 8-16 страниц) – три.
          Газета «Площадь свободы» была учреждена горкомом КПСС в 1989 году. В первом номере была опубликована программа издания: "говорить только правду, не подстраиваться под мнения партий, публиковать разнообразные материалы, в т.ч. о жизни церкви, увлечениях, чудачествах, новых партиях и их лидерах, молодежных субкультурах, мнения, критика и предложения читателей». Газетой была сделана ставка на плюрализм и многообразие. Название было выбрано с учетом того, чтобы имело указание на связь с жизнью города, центра и акцентировало внимание на слове "свобода" (помимо указания на главную в административно-управленческом смысле площадь города). Первые номера выходили не регулярно, не имели датировки, но выражали яркую индивидуальность газеты. Материалы представляли порой парадоксальные точки зрения на известные события, проблемы, деятельность коммунистов с точки зрения демократов. Часть материалов предлагалась самими читателями. Сегодня газета «Площадь свободы», по рейтингу Центра социальных технологий, занимает второе место среди городских изданий.
          С лета 1994 года издается газета «Презент». Она выходила сначала в качестве рекламно-информационного листка, а к 1996 году – с приходом сильной команды журналистов и насыщением газеты хорошей публицистикой, приобрела постоянную аудиторию и в настоящее время занимает свою нишу в системе городских СМИ. Тираж газеты «Презент» составляет 200 000 экз., она выходит на 16 страницах формата А4.
          С февраля 1996 года стабильно выходит информационно-аналитическая газета «Тольяттинское обозрение»: в течение 1996 года он выходила 1 раз в месяц, с 1997 года ежедневно, кроме понедельника и воскресенья. Концепция газеты была обозначена в первом номере: «не сбор рекламы, не пропаганда взглядов властей и финансовых магнатов, а объективное исследование любых событий, происходящих в городе». Сегодня газета «Тольяттинское обозрение», несмотря на реализацию спорной информационной политики, - одна из наиболее читаемых газет.
          Но, несмотря на сохраняющийся интерес аудитории к общественно-политическим изданиям, их рейтинг, по данным Центра социальных технологий, полученным на основании замера объема постоянной аудитории городских СМИ г. Тольятти на начало 2002 года, продолжает снижаться. Так, по сравнению с 1997 годом у газеты «Презент» читательская аудитория уменьшилась на 29,1 %, у «Площади свободы» – на 27,3 %.
          Симпатии аудитории все более явно обращаются к еженедельным изданиям, содержащим больший объем информации и более качественные аналитические материалы.
          С целью сохранения аудитории газеты «Презент» и «Тольяттинское обозрение» в последние годы начали выпуск еженедельных изданий: «Презент-центр» (тираж 10 000 экз., 24 полосы формата А3) и «Тольяттинское обозрение. Итоги недели» (тираж 17 000, 32-48 полос формата А3). Это несколько изменило ситуацию. «Презент-центр» в 2001 году прибавил еще 12,7 % читателей к аудитории «Презента». Газета «Тольяттинское обозрение. Итоги недели» в 2002 г. по сравнению с 1998 г. увеличила рейтинг издания в среднем на 12%. Позволим себе выйти за пределы временного промежутка исследования и отметим ряд мероприятий, предпринятых газетой «Тольяттинское обозрение» в последние месяцы для повышения рейтинга читательской аудитории. С лета 2002 года газета «Тольяттинское обозрение» помимо ежедневных и еженедельных выпусков выпускает так называемый «четверговый выпуск» (выходит по четвергам, на 16 полосах, с приложениями «Кульпоход» и «Потребитель», тираж 17 000). Кроме того, в конце августа 2002 г. произошло номинальное слияние редакций «Тольяттинского обозрения» и «иронически-информационной» газеты «Е-репортер». Теперь «Е-репортер» выходит как приложение к газете «Тольяттинское обозрение».
          С 1998 г. в современном виде выходит еженедельное приложение к «Площади свободы» – «Плошка» (8 страниц формата А3). В издании преобладают развлекательные материалы, зарисовки из бытовой жизни, дайджесты из женских журналов, советы. Выбранная модель не спасла положение «Площади свободы» на рынке печатных СМИ. Тираж газеты даже по сравнению с декабрем 2001 г. снизился на 1500 экземпляров и составляет в настоящее время 9100 экз.
          Прочно утвердился на городском информационном рынке еженедельник «Городские ведомости» (издается с 1998 г. на 4-8 полосах формата А2, тираж 3300 экз.). Еженедельник является официальным печатным органом мэрии г. Тольятти. Основным принципом отбора материала в газету служит его полезность для аудитории. Именно такой подход позволил редакции газеты, оставаясь газетой городских властей, привлечь к себе достаточно широкий круг читателей (по рейтингу издание занимает четвертое место).
          Таким образом, анализ городских газет общественно-политического характера позволяет отметить некоторые особенности их развития:
          - общественно-политические издания г. Тольятти реализуют модель массового издания;
          - среди городских изданий общественно-политического характера отсутствует явный лидер, по замерам читательской аудитории лидируют «Презент», «Тольяттинское обозрение», «Площадь свободы», «Городские ведомости»;
          - значительные результаты приносит стратегия «три (два, четыре) в одном», разработанная и реализуемая следующими изданиями:

п/п

Издание

Периодичность

Тираж

семейство газеты «Площади свободы»

1.

«Площадь свободы»

5 раз в неделю

3700

2.

«Плошка»

Еженедельное (информационно- развлекательный)

9100

3.

«Площадь свободы для всех. Дополнительные полосы»

Ежедневное (рекламно-справочное) издание

200 000

семейство газеты «Презент»

1.

«Презент»

4 раза в неделю

200 000

2.

«Презент-центр»

Еженедельное (информационно-аналитический)

10 000

3.

«Презент»

Еженедельное (информационно-рекламный)

200 000

Семейство газеты  «Миллион»

1.

«Миллион»

3 раза в неделю

180 000

2.

«Миллион-плюс»

(тематические выпуски):

«Недвижимость и строительство», «Медицина», «Образование»

Еженедельное (рекламно-информационный)

160 000

семейство газеты «Тольяттинское обозрение»

1.

«Тольяттинское обозрение»

5 раз в неделю (информационно-аналитическое издание)

4400

2.

«Тольяттинское обозрение. Итоги недели»

Еженедельное информационно-аналитическое издание

(на 32-48  полосах)

17 000

3.

«Тольяттинское обозрение в каждый дом»

Еженедельное

(информационно-рекламный)

120 000

4.

«Тольяттинское обозрение» по четвергам

Еженедельный выпуск (16 полос)

17 000


          Данные таблицы позволяют увидеть, что наиболее популярные издания активно реализуют тактику выпуска нескольких видов изданий под одной «вывеской». Это позволяет им лидировать в читательских предпочтениях среди подписных газет.

          К типу изданий, адресуемых «всем», относится также информационно-рекламная, рекламно-развлекательная пресса г. Тольятти.
          Информационно-развлекательная пресса или «пресса массовой культуры», традиционно также относимая к типу изданий «для всех», представлена газетой «Веста». Указание на адресность широкому кругу читателей содержится в выходных данных этой еженедельной газеты – «семейная газета-клуб». До 2002 г. «Веста» представляла собой издание, ориентированное на женскую аудиторию (близкое к еженедельнику «Плошка»). Основное содержание газеты составляли перепечатки из женских журналов, постоянными рубриками были «Наш дом», «Не стареть», «Не болеть», «Отвлекись». С начала 2002 г. «Веста» выходит на 8 полосах формата А3, тираж одного номера составляет 5 000 экз. В ней появляется новостная информация, официальная информация о событиях городской жизни, материалы различной тематической направленности – изменения тематики направлены на расширение круга читателей «Весты». По данным рейтинга газету читают всего 3% тольяттинцев. Нововведения не коснулись концепции издания в целом: «Веста» остается семейным (о семье и для семьи) изданием, которое читают преимущественно домохозяйки, пенсионеры (в 2002 г. для пенсионеров была оформлена бесплатная подписка). С 2002 года приоритет газеты отдан теме культуры, введена специальная рубрика «Культура и мы». Большой объем материалов, публикуемых в «Весте», адресован мамам, проблеме воспитания подрастающего поколения. В 2002 г. изменился состав учредителей: помимо некоммерческого партнерства SMW-club, ими становятся фонд «Надежда» АО «АВТОВАЗ», благотворительный фонд «Духовное наследие», Общественный фонд Тольятти (Осенью 2002 г. газета вновь пережила смену учредителя, как это скажется на концепции газеты, покажет время).
          Постоянно меняется количество рекламно-развлекательных газет г. Тольятти. Начиная с 1996 года, на рынке городских СМИ изданий подобного типа появилось множество: Бизнес-ланч» (информационно-развлекательная газета, тираж 50000 экз., 8 полос А4, распространяется по юридическим адресам), «БИС. Бюллетень информационных событий» (учредитель – рекламно-информационное агентство г. Тольятти, тираж 200 000 экз., А4, 8 полос, бесплатное издание), «Ваш выбор – Тольятти» (информационно-рекламное бесплатное издание, тираж 28180 экз.), «Рекламно-развлекательная газета» (дополнительные полосы «Площади свободы», еженедельник, тираж 180000 экземпляров, А4, 8 полос), информационно-рекламные бесплатные газеты: «Тольятти-Вечерок» (А3, 8 полос, тираж 180 000 экземпляров), «Панорама Тольятти» (А3, 8 полос, тираж 200 000 экз.). Среди возникающих в последние годы изданий заметны попытки найти нечто новое в подаче рекламно-информационных материалов, чтобы отличаться от других. Так, с апреля 2002 года выходит информационно-рекламная газета «Домашний советник» (А4, 8 полос), акценты, которые делает в подготовке номера редакция, прочитываются в названии. Или другой пример, «Тольятти автомобильный» – информационно-рекламная газета, ориентированная на читательскую аудиторию, чья жизнь, так или иначе, связана с ВАЗом, с автомобилем. «Рекламные ведомости» – газета для производителей товаров и услуг (еженедельное издание, учредитель – ООО «Волжская инициатива», издается с мая 2001 г., тираж одного номера - 200 000 экз., формат А2, 4 полосы). Несмотря на стремление выделиться из общей массы подобных изданий, основной объем материалов в информационно-рекламных и информационно-развлекательных изданиях однообразен, способ его подачи также не имеет заметных отличий: зачастую газеты не отличаются ни по тиражу, ни по периодичности, ни по способу доставки. Явление, распространенное среди городских изданий, – перепечатка в разных газетах одинаковых материалов. Появление новых газет на рынке рекламно-информационной продукции проходит незамеченным. Показательна в этом отношении судьба газеты «Панорама Тольятти». Появившись на городском рынке печатных СМИ в 2001 году, это издание, помимо печатания рекламных объявлений и статей, сделало акцент на информировании граждан о событиях в городской жизни. «Политика», «Дело», «Общественная жизнь», «Культура», «Происшествия» – постоянные рубрики газеты. Но, не отличаясь от городских «брэндовых» изданий ни способом подачи новостей, ни оперативностью, ни тиражом, ни способом доставки, новое издание не смогло потеснить их в читательских предпочтениях.
          К массовым изданиям, специализированным по области информационного внимания, относятся газеты с аннотируемыми телепрограммами («TV-press неделя. Тольяттинский выпуск» - издается с 1996 г. тиражом 200 000 экз.), «Телесемь» – семейный еженедельник, «Новости экрана» еженедельник – приложение к газете «Волжский автостроитель».
          Из наиболее значительных изданий, относящихся к типу массовых производственных изданий следует назвать газету «Волжский автостроитель» (учредитель – ОАО «АВТОВАЗ»). Газета, основанная в августе 1969 года как заводская «многотиражка», в настоящее время играет значительную роль в информационной политике города. Если в течение первых десятилетий основной функцией газеты была своевременная информационная поддержка важнейших событий в производстве и общественной деятельности коллектива автозавода, то в последние годы эта информационная поддержка распространяется на события Автозаводского района и города в целом. Тематика издания значительно расширилась, как и «география» его публикаций. Теперь они касаются и дочерних предприятий ВАЗа, городских выборных органов и муниципальных структур. «Волжский автостроитель» – издание, имеющее наиболее устойчивые показатели численности аудитории. В течение долгих лет значение его рейтинга не менялось более чем на 1 процент. Это объясняется ориентированностью издания на постоянную аудиторию – работников крупнейшего в городе завода. В настоящее время газета выходит 5 раз в неделю (периодичность не меняется последнее десятилетие), форматом А3, на 4 полосах, ее тираж составляет 18883 экземпляра.
          К группе городских изданий можно отнести адресуемые «всем», но вместе с тем определенному кругу аудитории, и поэтому имеющие более узкую область информационного внимания, деловые издания. Это, в первую очередь, городская информационно-аналитическая газета «Деловая среда» (8 полос формата А2). Еженедельное издание учреждено Торгово-промышленной палатой г. Тольятти в 1997 г. В настоящее время тираж издания составляет в среднем 4500–5000 экз. «Деловая газета «Тольятти-понедельник» издается с декабря 2000 года. В настоящее время тираж составляет 5000 экз., выходит на 8 полосах формата А2.
          Деловая пресса Тольятти переживает период становления, поэтому число изданий пока невелико. Выходят они сравнительно недавно, и, возможно, в связи с этим имеют небольшой объем постоянной читательской аудитории (по рейтингу «Центра социальных технологий» данные издания находятся на последнем месте: 3,4 % и 2,2 % соответственно). Среди положительных черт следует отметить стремление деловых изданий реализовывать модель качественного (аналитического) издания. Помимо задачи информирования они стремятся провести анализ текущих событий из сферы экономики и бизнеса, дать им оценку и сделать прогнозы на будущее. «Деловая среда» делает акцент на анализе фактов журналистами, специализирующимися по конкретной тематике, а «Понедельник» – на оценках и прогнозах экспертов. Издания ориентированы на деловых людей города, сотрудников различных организаций и частных фирм. Распространяются по подписке.
          Примером новой партийной прессы является газета «Честь имею», учрежденная городским советом партии «Единство» совместно с ассоциацией работников правоохранительных органов г. Тольятти (еженедельник, 8 полос формата А3, тираж 6300). Особенностью данного издания является тематика, разрабатываемая в двух направлениях: освещение деятельности городского комитета «Единство» и партии в целом, правопорядок и деятельность правоохранительных органов во всех сферах городской жизни. Материалы газеты направлены на воспитание чести, достоинства и патриотизма у своих читателей. Не случаен в газете подбор рубрик, например «Дорогой мужества». В газете публикуется большое количество фотоматериалов, призванных усилить экспрессивное воздействие печатного слова, возрождается написание материалов в художественно-публицистических жанрах, от чего отказались многие печатные СМИ. «Честь имею» – газета, активно формирующая сознание читателя. Любопытно, что аргументации отдан приоритет даже в названии рубрики – «Аргументы. Факты. Комментарии» (именно в такой последовательности).
          Пресса социальной защиты – газета общества организации инвалидов Тольятти «Вместе», издатель – Тольяттинский фонд Дьячкова. Главная целевая аудитория газеты – люди с ограниченными возможностями, но она также адресована всем, от кого зависит нормальная жизнь таких людей. Проблемы, попадающие на страницы газеты, непосредственно связаны с обеспечением нормальной жизнедеятельности, социальной и психологической защищенностью, реабилитацией инвалидов. Помимо публицистических материалов в газете представлены официальные документы, касающиеся повседневной жизни и трудовой деятельности данной социальной группы. Газета выполняет функцию официального вестника городского совета инвалидов, а также используется как «рупор» для обращения к властям. В газете очень хорошо налажено интерактивное общение газеты со своими читателями. Газета выходит 1- 2 раза в месяц на 8 полосах формата А4. Ее тираж составляет 5000 экземпляров.
          Из спортивных изданий отметим «Спортивное обозрение». Это городская газета для любителей спорта. Область ее информационного внимания ограничена спортивными новостями. Издается с июня 2002 года тиражом 3 тыс. экз. Вышло всего несколько номеров. Даже для поверхностной характеристики этого мало. Мы ограничимся только констатацией того, что сделана попытка заполнить нишу спортивной прессы городским изданием. До этого момента преимущество в освещении спортивной тематики было отдано региональным и центральным изданиям.
          Среди профессиональных изданий, адресующих свою информацию лицам конкретной профессии, следует выделить специализированное издание тольяттинского почтамта «Почтовые вести». Эта газета для почтальонов, о почтальонах, их нелегком труде и одновременно официальный вестник Управления федеральной почтовой связи Самарской области Государственного комитета Российской Федерации по связи и информации (учредитель издания). На 4 полосах формата А3 печатается официальная информация, касающаяся деятельности почтовой связи и объявления об услугах, оказываемых почтовой службой. Издание имеет узкую область информационного внимания, поэтому сохраняет постоянную аудиторию.
          Узкоспециализированные по возрастному признаку издания представлены молодежной и детской прессой города. Для детей дошкольного возраста выпускается «Детская газета «Ставроша» (учредитель – ООО «Утро»). Это ежемесячное издание выходит тиражом 12 000 экземпляров форматом А3.
          Молодежная пресса представлена городской еженедельной газетой молодежи г. Тольятти «Молодежный акцент» информирует». Это возрожденная газета для рабочей молодежи ВАЗа (учредитель – региональный общественный фонд «Молодежная антикризисная инициатива», выходит с 1996 г. тиражом 20 тысяч экз. на 8 полосах формата А4).
          «Молодежный бульвар» – газета молодежи г. Тольятти, издается с 1998 г., периодичность в выходных данных не указывается, распространяется в вузах города, школах, молодежных клубах (тираж одного номера 10 000 экз., формат А4, 4 полосы).
          К изданиям, ориентированным на молодежную аудиторию, отнесем газеты городских вузов: «Параллельные миры» (газета Тольяттинского филиала Международного института рынка), «Студжи» (газета Современного гуманитарного института), «Сервис плюс» (газета Поволжского технологического института сервиса) и другие. Газета Тольяттинского государственного университета «Тольятинский университет», являясь официальным печатным органом администрации вуза, также несколько полос (по разному в каждом номере) полностью отводит под материалы для студенческой аудитории.
          Развитие молодежной прессы г. Тольятти связано с особенностью города: больший процент его населения составляет молодежь (история самого «молодого» района г. Тольятти - Автозаводского – составляет 36 лет, он строился вместе с автозаводом).
          К изданиям, узко специализированным по области информационного внимания, относится городская газета для автолюбителей «Семь верст». Тип газеты сложно определить, т.к. в качестве объединяющего аудиторию признака выступает «интерес к автомобилю и автомобилестроению». Газета издается ООО «Колодец» с 20 января 1999 года, выходит тиражом 30000 экземпляров. Имеет свое представительство в Самаре, распространяется более чем в 40 городах России. Концепция газеты: информирование обо всем, что происходит в отечественной автопромышленности с точки зрения технического развития. Газетой проводится акция – бесплатная подписка для работающих в области автомобилестроения взамен поставляемой информации. Еженедельное издание распространяется по подписке, ежемесячные выпуски (в суперобложках) - через киоск Роспечати.
          Краткий обзор городского рынка печатных изданий газетного типа не позволяет выделить тенденции его становления, но мы можем сделать некоторые выводы:
          - издания газетного типа составляют большинство в системе городских СМИ;
          - круг общественно-политических газет заметно расширился по сравнению с концом 80-х - началом 90-х годов;
          - заметно увеличилось число газет информационно-коммерческого характера, они преобладают по тиражу над другими типами газет, самый высокий тираж имеют бесплатные и наиболее дешевые издания;
          - большинство городских газет реализует модель массовой прессы; за исключением узкоспециализированных газет, большинство изданий тематически не ориентированы, стремясь удовлетворить разнообразные информационные потребности читателей, они обращаются к разнообразной тематике, особенно заметен интерес к темам истории и культуры города,
          - в большинстве изданий в качестве учредителя указывается частное лицо;
          - для повышения рейтинга среди населения общественно-политическими изданиями активно используется тактика «три в одном» (разные виды издания выходят под «вывеской» одного издания).
          В целом состояние городской прессы Тольятти можно охарактеризовать как период становления. Но у нее имеются большие потенциальные возможности максимально закрыть «ниши» в информационном пространстве города.
          Благоприятные условия для устойчивого развития городской печати создает высокий экономический потенциал города – финансирование ВАЗа. Заметная тенденция последних лет – объединение разнообразных изданий под эгидой и финансовой поддержкой ВАЗа (ассоциация «АВТОВАЗ» – 21 век» объединяет печатные СМИ, радио- и телеканалы).

Издания для женщин как часть элитарного журнального сегмента на российском рынке СМИ [Е.Пленкина]
Альманах как социокультурный тип периодики [И.Прохорова]
Проблемы типологии женских изданий [Е.Пленкина]
Жизнь и необыкновенные приключения курочки Рябы [С.Шипунова]
От проблем практической журналистики - до проблем журналистской науки и образования[В.Тулупов]
Журналистское расследование: поиски жанра [А.Станько]
Деятельность редакции по выяснению информационной потребности аудитории Деятельность редакции по выяснению информационной потребности аудитории [Ю.Романова]
Еще один научный журнал по журналистике [А.Акопов]
Современный российский журнал для женщин "Она"[Н.Лужняк]
Мужской журнал XXL [Е.Болгова]
Научная фантастика, пресса и окружающая действительность[Д.Романов]
Журналистика и фантастика как полигоны виртуальной реальности [Д.Романов]
Второе заседание Южно-Российского отделения УМО по специальности "журналистика" [О.Карслидис]
Пресса Сбербанка России [А.Коровка]
Пресса города Невинномысска [А.Сергеенков]
Анализ ситуации на российском информационном рынке [Ю.Коханова]
Региональные СМИ как фактор демократизации российского общества [В.Тулупов]
Обзор периодических изданий г.Шахты [Е.Седлак]
"45-я параллель" [М.Сутулова]
Промоушн периодического издания на информационном рынке [Ю.Коханова]
Петербургское ТВ: от политизированности к партийности [С.Корконосенко]
Первые армянские газеты в Нахичевани-на-Дону [Е.Ахмадулин]
Давайте создавать традиции [Н.Филимоничева]
О литературной критике в современной отечественной периодике [Ю.Уракчеева]
С.М.Киров о литературе и театральном искусстве [В.Боянович]
Интерактивное телевидение в мире и в России [Р.Спорышев]
"Повеса": уже пять лет в России [Ю.Уракчеева]
Первые сатирические журналы на Дону [Е.Ахмадулин]
Россияне помнят, что такое цензура [ФОМ]
Век живи - век учись [Т.Засорина]
"Stereo & video" и "Hi-Fi & music" - путеводители по миру музыкальной техники [О.Гордеева]
Система жанров радиожурналистики [В.Смирнов]
Основные тенденции развития журналистики Кыргызстана [Н.Аманкулова]
Донская учительская периодика в начале 20-го века [Е.Ахмадулин]
Первые шаги монгольского телевидения [С.Энхцэцэг]
"Приазовский край" - первая региональная газета на Дону [Е.Ахмадулин]
ЕПК сеет доброе, вечное [А.Станько]
Первая газета Таганрога [Е.Ахмадулин]
Экстремальная журналистика [В.Тулупов]
Пресса конституционных-демократов на Дону [Е.Ахмадулин]
Из истории демократической печати на Дону [Е.Ахмадулин]
Ежедневные газеты Польши в 90-е годы [М.Геруля]
Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы [М.Нехад]
Компьютерные издания Ростова [П.Чуков]
Жанры в теории и практике журналистики [Л.Шибаева]
Этические проблемы "расследовательской журналистики" [Л.Чиликина]
Научно-популярный журнал "Здоровье" [О.Морева]
Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону [Ю.Козлова]
Разноликая журналистика в зеркале научного журнала [Е.Ахмадулин]
О правовом регулировании рекламы в СМИ [М.Давыдова]
Творческий портрет в зеркале времен [И.Звездина]
Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография [С.Гунькина]
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал